Главная / Другое / Проект "Дополнительное образование и Высшая школа. Перспективы развития"

Проект "Дополнительное образование и Высшая школа. Перспективы развития"

I. Характеристики проекта.

Название проекта – Проект

Организация-исполнитель

Телефон –

Организация заявитель:

Разработали проект – методист Парачук Андрей Валентинович

Сроки выполнения 2013-2015 гг.

II. Значимость проекта.

Моделирование проекта обусловлено объективными процессами происходящими в современном обществе. Проект разработан в рамках закона «Об образовании», Кодекса Республики Беларусь об образовании. На современном этапе республика Беларусь стала на пути внедрения инновационных технологий во всех сферах общественной жизни. Происходят изменения, как в духовной, так и экономической жизни. Меняется сама структура общества. Общество все больше предъявляет требования к современной молодежи, как в плане образования, так и в жизненных интересах.

Суть инновации заключается в том, чтобы через обновление содержания образования, освоение и внедрение в практику Центра новых методов и организационных форм образования, применение современных педагогических технологий, создание новых механизмов финансово-хозяйственной деятельности, структуры общественно-государственного управления построить модель современного Центра дополнительного образования технического профиля , способствующего формированию у обучащаюхся общечеловеческих компетенций, демократических и гражданских установок в социальной жизни.

Центр должен решить многие задачи, связанные с проблемой всестороннего развития детей. Проанализировав состояние социума, проведя опрос родителей и серьезно проработав разнообразные модели, администрация Центра пришла к выводу, что для него наиболее подходит модель «Центр – социокультурный центр». Такое решение было обусловлено необходимостью решения важнейших проблем сегодняшнего дня, таких, как снижение уровня общей культуры рост семей, находящихся в социально опасном положении, профессиональная занятость молодежи.

1.

Наименование проекта

2.

Основания для разработки проекта

1. Конституция Республики Беларусь.

2. Закон Республики Беларусь « О правах ребёнка»

3.Конвенция о правах ребенка.

4.Устав государственного учреждения образования «Гомельский областной центр технического творчества детей и молодежи».

5.Кодекс Республики Беларусь об образовании.

6.Закон Республики Беларусь «Аб правах дзіцяці».

7.Программа «Аб маладзёжнай палітыцы».

8.Программа развития образования Гомельской области на 2011-2015 годы.

9.Концепциея и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011–2015 годы.

10.Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи.

5.

Цель проекта

Обеспечение доступной образовательной и воспитательной среды, равных возможностей для качественного образования и духовно-нравственного воспитания школьников, их самоопределения, самореализации и социальной активности в модели

Сроки и этапы реализации

проекта

01.09.2013 г. – 31.12.2015 г.

1. Корректирующий этап (01.09. – 30.12.2013г.).

Определение, утверждение и разработка стратегических направлений развития коллектива.

Моделирование нового качественного состояния структуры образовательного учреждения.

Разработка программ общего и дополнительного образования и проектов, обеспечивающих достижение цели и решение задач .

Создание условий для активного участия коллектива в проекте.

2. Основной этап

Внедрение нового учебного плана, образовательных программ.

Модернизация воспитательной системы школы.

Внедрение современных образовательных технологий.

Реализация блока программ дополнительного образования.

Реализация образовательных проектов.

Развитие социального партнёрства и внешних связей.

Развитие системы общественного мониторинга состояния Центра.

Отслеживание процессов, анализ состояния.

Представление данных о результатах образовательного процесса в открытый доступ.

Обновление учебно-материальной базы Центра

 

3. Обобщающе-ориентировочный этап

Аудит состояния образовательного процесса и подготовка аналитического отчёта.

Обобщение, распространение инновационного опыта работы.

Закрепление положительного опыта в локальных нормативных актах.

Прогнозирование вариантов развития структурных подразделений в целом.

Исполнители проекта

Участники образовательного процесса: сотрудники Центра, обучающиеся и их родители, социальные партнеры.

Объемы и источники финансирования

Среднее годовое содержание Центра из средств областного и местного бюджетов из расчета социального норматива на 1 обучающегося, внебюджетные средства.

Спонсорская и шефская поддержка.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Создание структурированного открытого пространства в модели «Центр – Центр образования и культуры» как среды доступного качественного образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи» .

Реализация новых образовательных программ в разных формах, обновление условий и технологий.

Достижение результатов образования и воспитания детей и молодёжи выше принятых на территории средних показателей.

Создание и обеспечение системы сохранения здоровья и безопасности для участников

 

образовательного процесса.

Полная компьютеризация Центра.

Оптимизация кадров и управления.

Развитие новых качеств образовательной среды: мобильности, гибкости, демократичности, технологичности.

Повышение престижа Центра.

Сохранение контингента обучающихся.

Качественное обновление и рациональное использование учебно-материальной базы Центра.

Система организации контроля реализации проекта

Директор ежегодно представляет отчёт о работе участникам Проекта.

Обсуждение, утверждение промежуточных результатов, принятие решений по корректировке основных мер находится в ведении педагогического совета.

Оперативное руководство реализацией программы и ежегодный проблемно-ориентированный анализ состояния дел в Центре осуществляет администрация Центра с делегированием полномочий другим сотрудникам.

Администрация Центра предоставляет отчеты и другую информацию о деятельности управлению образованию Гомельского облисполкома.

Содержание и механизм реализации проекта.

4.1.Обновление содержания образования в Школе будущего.

Цель: инновация механизмов обновления содержания образования на основе деятельностного подхода, обеспечивающих высокий уровень знаний, возможности построения индивидуальных образовательных траекторий и ориентацию учащихся в современных проблемах.

Задачи:

Сформировать технологические пакеты обновления содержания образования, обеспечивающих возможности индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка.

Провести мониторинговые исследования, фиксирующие современный уровень работы с содержанием образования.

Наименование мероприятий:

1. Отработка модели и проведение мониторинга обновления содержания образования.

2. Обеспечение деятельности педагогов по работе с обновлением содержания образования, в том числе методическое, дидактическое, издательское направления.

3. Создание методических материалов по организации перехода образовательного учреждения к деятельностному содержанию образования:

Модули по обучению исследовательской и проектной деятельности.

Модули по обучению научной и технической деятельности.

4. Обеспечение реализации педагогических технологий, обеспечивающих освоение знаний и становление обучающихся в качестве субъектов образовательного процесса.

4.2. Качество образования

Современный подход к стратегии развития образовательных систем заключается в понимании того, что качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи, ребенка. Качество оценивается нравственной и рыночной категориями.

Качество образования - есть качество не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат.

Основные показатели качества образования в том или ином учреждении - это показатели ВУЗов, результаты поступления выпускников в вузы, итоги предметных олимпиад того или иного уровня.

Современная парадигма образования ориентирует работу Центра на реализацию личностно ориентированного обучения. В центр дополнительного образования поставлено развитие и воспитание человека культурного, способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотнося ее с национальными и общечеловеческими достижениями.

Личностно ориентированное обучение предполагает:

1. Признание ребенка субъектом развития, обучения и воспитания, реализующим свои устремления по отношению к внешнему миру.

2. Признание способности ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей.

3. Смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика.

4. Приоритет внутриличностного содержания образования, формируемого в процессе прохождения индивидуальных образовательных траекторий.

ДОСТИЖЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание интеллектуально-познавательной деятельности:

- спецкурсы в структуре учебного плана (в перспективе);

- дополнительное образование.

Ожидаемый результат для обучающихся:

I ступень:

-создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для поступления в ВУЗы и ССУЗы.

- содержание обучения должно содействовать развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости изучаемого материала, интеллектуальной удовлетворенности, получаемой от процесса обучения;

- педагог вводит обучающихся в сферу учебного предмета, создает атмосферу эмоциональной включенности, возбуждения интереса к предмету, закладывает основы системных знаний, отрабатывает технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач (т.е. научить учиться, обеспечить в будущем успешность его карьеры до самого выпуска);

- развивая личность, оберегая индивидуальность учащихся, учим осознавать себя членами единого коллектива, успешно решающего задачи обучения и воспитания.

 ступень:

- обучающиеся переходят к изучению основ наук, к установлению единой системы знаний, получаемых по разным направлениям деятельности;

- усваивая учебный материал, обучающиеся учатся вскрывать связи и отношения, овладевать умением формулировать суждения и умозаключения, проводить аналогии;

- развитие навыков систематизации, классификации, обобщения и конкретизации (учатся мыслить);

- расширение содержания образования через введение новых занятий по интересам, активизацию познавательной деятельности с помощью факультативов, кружков, развивающих часов;

- умение работать с литературой, отбирать и систематизировать научный материал, делать сообщения, доклады на заданную тему, составлять план, тезисы, конспекты и т.д.;

- умение использовать знания и умения одного предмета при изучении другого;

- сохраняется необходимость дифференцированной помощи учащимся через классы коррекции или коррекционные групповые занятия.

 ступень:

- конкретизация познавательных интересов обучающихся;

- групповая и индивидуальная исследовательская деятельность;

- учебная деятельность осуществляется через технологии повышенного уровня: лекции, семинары, зачеты;

- более высокий уровень навыков обобщения и абстрагирования, причинного объяснения явлений, умения аргументировать и доказывать свои положения, связывать изучаемые явления в систему, выявлять широкие аналогии;

- формирование научного стиля мышления, который, являясь устойчивым качеством личности, выступает как необходимое условие самообразования, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний;

- интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к дальнейшему продолжению образования в техникумах и вузах.

Ожидаемый результат для педагогов:

- формирование мотивации большей части педагогического коллектива на начало и продолжение инновационной деятельности;

- качественный рост профессиональной активности педагогов: изучение и внедрение положительного педагогического опыта; обобщение индивидуального педагогического опыта - создание основ банка положительного педагогического опыта педагогов Центра и университета;

- повышение квалификации через самообразование, участие в профессиональных объединениях педагогов ;

4.3. Развитие универсальных умений, базовых способностей и ключевых компетенций

Цель: формирование физически и нравственно здоровой личности, образованной, культурной, готовой к дальнейшему развитию, самосовершенствованию и самореализации, имеющей подготовку в области информационных технологий; создать организационно-педагогические условия, обеспечивающие системное развитие, а также качественное образование каждого подростка.

Задачи: обновление содержания в формировании ключевых компетенций, вариативности образовательных программ, позволяющих обучающимся реализовать индивидуальный образовательный маршрут.

Формирование интегрированного социокультурного образовательного пространства через налаживание эффективной системы взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья обучающихся, их безопасного пребывания в учреждении образования.

Создание единого информационно-образовательного пространства. Формирование проектно-исследовательской деятельности.

содержательный (качественное усвоение учебного материала, умение систематизировать полученные знания на основе выстраивания межпредметных связей, способность к целостному мировосприятию, овладение техническими навыками);

управленческий (эффективное управление собственной деятельностью и деятельностью группы на основе приобретаемых опыта и знаний);

коммуникативный (освоение навыков эффективного общения и коллективного взаимодействия, нацеленность на взаиморазвитие в группе, становление культуры общения);

психологический (развитие позитивной социальной, познавательной и творческой мотивации, настроенность на совместную деятельность и достижение значимых результатов);

социокультурный (освоение системы нравственных ценностей и социокультурного опыта, развитие способности использовать полученные знания во благо развития общества).

4.4. Воспитание и мировоззрение

Целью воспитательной работы педагогического коллектива на ближайшие годы является: создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, творческой, деятельной, развивающейся, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Прогнозируемый результат нашей деятельности – это наш выпускник, как целостная, здоровая личность, с его духовностью, универсальностью, творческим началом. Это человек гуманистического взгляда на мир. В нем должны быть соединены интеллект с чувством, знание с верой, умение логически мыслить, со способностью понимать прекрасное. Исходя из цели воспитания и прогнозируемого результата, важнейшими задачами воспитания стали:

формирование у детей общечеловеческих норм морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные возможности человека, терпимости по отношению к людям);

воспитание активной жизненной позиции, чувства долга, готовности взять на себя ответственность за судьбу страны;

формирование высокой нравственной, эстетической и физической культуры;

воспитание коллективизма: навыков взаимопомощи, совместных действий в организации жизни Центра;

воспитание культуры достоинства;

воспитание культуры общения.

Направления работы:

1. Организация досуга обучающихся Центра и профориентация.

2. Углубление сотрудничества с родителями, общественностью.

Ожидаемые результаты:

- снижение количества безнадзорных детей в микрорайоне Центра ;

- повышение культурного уровня детей и молодежи;

- обеспечение занятости подростков во внеурочное время, удовлетворение их потребностей в занятиях по интересам и самовыражении;

4.5. Перспективные модели

I. Для достижения новых целей образования Центром выбрана идея реализации личностно ориентированного образования.

Образовательный процесс, ориентированный на подготовку личности к жизни в современном мире должен обеспечить: овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности.

Особенности и условия построения личностно ориентированной модели:

Создание индивидуального облика Центра - выявление оригинальности.

Отношения педагогов и обучающихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества.

Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации модельных, эвристических, проблемных, дискуссионных, рефлексивных занятий, а также практикумов, экскурсий, коллективной работы на занятии.

4.6. Образовательная антропология развитие способностей учащихся, становление идентичности самосознания старшеклассников.

Одной из важнейших целей антропологического развития детей является развитие способности личностного самоопределения

Самоопределение представляет собой акт, конституирующий личность. Культура выбора, характерная для школ демократической направленности, представляет собой нечто совершенно иное. Самоопределение отличается от выбора тем, что человек сам формирует для себя определенную альтернативу в острой проблемной ситуации, осознавая те основания, на которых он это делает. Результатом процессов самоопределения является выработка личностной позиции.

4.7. Детско- взрослое научно- образовательное производство.

Цель: создание новых образовательных форм, позволяющих обучающимся осваивать прорывные направления научной, промышленной, управленческой, финансовой и др. деятельностей

Задачи:

Создание детско-взрослых проектно-образовательных сообществ вокруг системы образования.

Интеграция системы общего образования в инновационную экономику и экономику знаний.

Запуск воспроизводящихся процессов обновления знаний в предметных образовательных дисциплинах в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях.

Разработка и утверждение нормативно - правовых документов, регламентирующих функционирование данной модели.

Создание материально-технической базы для данного типа образовательного учреждения.

Разработка проектов обучающихся.

Проведение ежегодного конкурса социальных проектов обучающихся.

Ежегодный форум проектных инициатив обучающихся.

V. Оценка результативности проекта.

Таблица 2.

Целевые группы

Критерии

Показатель

Выпускники

Удовлетворение индивидуальных образовательных запросов

Доля обучающихся, реализовавших индивидуальные образовательные запросы


Освоение государственного стандарта

Доля обучающихся, сдавших госэкзамен выше порога


Личностные и социально-значимые достижения

обучающихся

Доля обучающихся, имеющих личностные и социально-значимые достижения


Успешная социализация

Доля выпускников, проявляющих социальную активность в другой жизненной ситуации


Сохранение здоровья

Доля обучающихся, не понизивших здоровье

Родители

Удовлетворены качеством образования

Доля родитетелей, удовлетворенных качеством образования

Педагоги

Повышение профессионального мастерства за счет освоения новых педагогических позиций, технологий, обеспечивающих решение задач школы третьей ступени

Доля педагогов и специалисты других сфер, освоивших новые позиции и технологии

VI. Бюджет. Материально-техническое обеспечение.

Центр обладает материально-технической базой: в распоряжении обучающихся учебных кабинетов, Общее число компьютеров – 8, судолаборатория.

VII. Заключение.

Проект дает возможность изменить существующую систему образования в Центре, которая позволит воспитать конкурентоспособную, самостоятельную, креативную личность.

Материально – технические и педагогические ресурсы сконцентрированы в одном учреждении, что обеспечивает их эффективное использование.

Организационно – педагогические условия обучения обеспечивают преемственность между Центром и ВУЗом, что способствует социализации обучающихся.







Проект "Дополнительное образование и Высшая школа. Перспективы развития"
  • Другое
Описание:

Происходят изменения, как в духовной, так и экономической жизни. Меняется сама структура общества. Общество все больше предъявляет требования к современной молодежи, как в плане образования, так и в жизненных интересах.

Суть инновации заключается в том, чтобы через обновление содержания образования, освоение и внедрение в практику Центра новых методов и организационных форм образования, применение современных педагогических технологий, создание новых механизмов финансово-хозяйственной деятельности, структуры общественно-государственного управления построить модель современного Центра дополнительного образования технического профиля , способствующего формированию у обучащаюхся общечеловеческих компетенций, демократических и гражданских установок в социальной жизни.

Автор Парачук Андрей Валентинович
Дата добавления 15.06.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 142
Номер материала MA-067289
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы