Н.И. Урбанская, Е.С. Алексеева
ГБОУ СО ЦМППС «Ресурс»
Продуктивный опыт взаимодействия сетевых педагогов ШДО
с учащимися с патологией зрения
Категория лиц с дефектом зрения достаточно велика: она составляет около 40 млн. человек в мире, около 2 млн. - в нашей стране.
На сегодня в Школе дистанционного образования ГБОУ СО ЦМПСС «Ресурс» осуществляется обучение 45 детей с патологией зрения, из которых – 40 детей с остаточным зрением, тотально незрячих – 5 человек.
Сетевые педагоги активно используют инновационные методики преподавания, информационные ресурсы, повышают уровень квалификации, имеют возможность ознакомления с результатами и рекомендациями ПМПК. Наряду с проведением компетентной предварительной диагностики с целью выявления уровня социально-бытовой реабилитации и последующей коррекцией индивидуальной образовательной программы, каждый педагог, начинающий работать с учеником с патологией зрения, может пройти консультацию тифлопедагога и/ или психолога, ознакомиться с рекомендациями ПМПК.
Благодаря использовнию всеми участниками образовательного процесса специализироанного компьютерного технического оборудования: брайлевской клавиатуры, брайлевского экрана, брайлевские принтеры и сканеры, брайлевская доска, брайлевская строка, расширяются возможности освоения информации и взаимодействия ученика и учителя. Действенное изучение учебного материала с использованием ИКТ позволяет сетевым педагогам творчески подходить к изучаемым процессам и явлениям.
В ходе трехлетней продуктивной образовательной деятельности проявились устойчивые тенденции взаимодействия сетевых педагогов с учащимися с патологией зрения, и наряду с положительными результатами образовательной деятельности выявлены проблемы, связанные:
- с отсутствием взаимопонимания на основе пространственного мышления;
- с ложными моделями и/или отсутствием представлений о нормах социо-культурного общения;
- с низким уровнем освоения навыков бытовой реабилитации.
В связи с этим, нами выработаны рекомендации для сетевых преподавателей гуманитарных, физико-математических и естественно-научных дисциплин, основанные на социально-психологических, педагогических и бытовых особенностях восприятия окружающего мира, конкретных способах восприятия информации учащимися с патологией зрения, а также с учетом генеральной линии коррекционного воздействия.
Основываясь на положительных результатах обучения детей с патологией зрения, можно предположить повышение уровня эффективности образовательного процесса, если сетевой педагог опирается в поурочном взаимодействии на мобилизацию здоровых сил и находится в поиске адаптивных путей воздействия на сохранные и резервные возможности ребенка, способствующих коррекции и компенсации отклонений в его развитии.
Таким образом, применение в практике обучения рекомендаций по улучшению взаимодействия сетевых педагогов с учащимися с патологией зрения, позволит обеспечить максимальный уровень коммуникационного пространства, что, в свою очередь, расширит возможность освоения и усвоения учебного материала, и обеспечит возможность реализации учебно-тематического плана и социальной адаптации.
ЛИТЕРАТУРА:
Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека. Киев: Наука жить, 1997.
Ассаджиолли Р. Психосинтез: теория и практика. M.: «REFL-book», 1994.
Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта- СПб.: Питер, 2001.
Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М.: Педагогика, 1924.
Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).- М.: Педагогика, 1984.
Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995.
Земцова М. И. Пути компенсации слепоты. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.
Леви В.Л. Нестандартный ребенок. 3-е изд.— М.: Знание, 1989.
Литвак А.Г. Тифлопсихология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1985.
Подколзина Е. Н. Некоторые особенности коррекционного обучения детей с нарушением зрения // Дефектология.– 2001 –№ 2.– С. 84-88.
Солнцева Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М., Полиграф Сервис, 1997
Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М., Полиграф Сервис, 2000
Сведения об авторах:
Наталья Игоревна Урбанская, Екатеринбург, ГБОУ СО ЦМППС «Ресурс» Свердловской области, учитель русского языка и литературы, miz-2010@yandex.ru .
Елена Сергеевна Алексеева, Екатеринбург, ГБОУ СО ЦМППС «Ресурс» Свердловской области, педагог-психолог, ilbeau@ya.ru .
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.