Главная / Школьному психологу / Продуктивный опыт взаимодействия сетевых педагогов ШДО с учащимися с патологией зрения.

Продуктивный опыт взаимодействия сетевых педагогов ШДО с учащимися с патологией зрения.

Н.И. Урбанская, Е.С. Алексеева

ГБОУ СО ЦМППС «Ресурс»


Продуктивный опыт взаимодействия сетевых педагогов ШДО

с учащимися с патологией зрения


Категория лиц с дефектом зрения достаточно велика: она составляет около 40 млн. человек в мире, около 2 млн. - в нашей стране.

На сегодня в Школе дистанционного образования ГБОУ СО ЦМПСС «Ресурс» осуществляется обучение 45 детей с патологией зрения, из которых – 40 детей с остаточным зрением, тотально незрячих – 5 человек.

Сетевые педагоги активно используют инновационные методики преподавания, информационные ресурсы, повышают уровень квалификации, имеют возможность ознакомления с результатами и рекомендациями ПМПК. Наряду с проведением компетентной предварительной диагностики с целью выявления уровня социально-бытовой реабилитации и последующей коррекцией индивидуальной образовательной программы, каждый педагог, начинающий работать с учеником с патологией зрения, может пройти консультацию тифлопедагога и/ или психолога, ознакомиться с рекомендациями ПМПК.

Благодаря использовнию всеми участниками образовательного процесса специализироанного компьютерного технического оборудования: брайлевской клавиатуры, брайлевского экрана, брайлевские принтеры и сканеры, брайлевская доска, брайлевская строка, расширяются возможности освоения информации и взаимодействия ученика и учителя. Действенное изучение учебного материала с использованием ИКТ позволяет сетевым педагогам творчески подходить к изучаемым процессам и явлениям.

В ходе трехлетней продуктивной образовательной деятельности проявились устойчивые тенденции взаимодействия сетевых педагогов с учащимися с патологией зрения, и наряду с положительными результатами образовательной деятельности выявлены проблемы, связанные:

- с отсутствием взаимопонимания на основе пространственного мышления;

- с ложными моделями и/или отсутствием представлений о нормах социо-культурного общения;

- с низким уровнем освоения навыков бытовой реабилитации.

В связи с этим, нами выработаны рекомендации для сетевых преподавателей гуманитарных, физико-математических и естественно-научных дисциплин, основанные на социально-психологических, педагогических и бытовых особенностях восприятия окружающего мира, конкретных способах восприятия информации учащимися с патологией зрения, а также с учетом генеральной линии коррекционного воздействия.

Основываясь на положительных результатах обучения детей с патологией зрения, можно предположить повышение уровня эффективности образовательного процесса, если сетевой педагог опирается в поурочном взаимодействии на мобилизацию здоровых сил и находится в поиске адаптивных путей воздействия на сохранные и резервные возможности ребенка, способствующих коррекции и компенсации отклонений в его развитии.

Таким образом, применение в практике обучения рекомендаций по улучшению взаимодействия сетевых педагогов с учащимися с патологией зрения, позволит обеспечить максимальный уровень коммуникационного пространства, что, в свою очередь, расширит возможность освоения и усвоения учебного материала, и обеспечит возможность реализации учебно-тематического плана и социальной адаптации.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека. Киев: Наука жить, 1997.

  2. Ассаджиолли Р. Психосинтез: теория и практика. M.: «REFL-book», 1994.

  3. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта- СПб.: Питер, 2001.

  4. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М.: Педагогика, 1924.

  5. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).- М.: Педагогика, 1984.

  6. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995.

  7. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.

  8. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. 3-е изд.— М.: Знание, 1989.

  9. Литвак А.Г. Тифлопсихология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1985.

  10. Подколзина Е. Н. Некоторые особенности коррекционного обучения детей с нарушением зрения // Дефектология.– 2001 –№ 2.– С. 84-88.

  11. Солнцева Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М., Полиграф Сервис, 1997

  12. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М., Полиграф Сервис, 2000


Сведения об авторах:

Наталья Игоревна Урбанская, Екатеринбург, ГБОУ СО ЦМППС «Ресурс» Свердловской области, учитель русского языка и литературы, miz-2010@yandex.ru .

Елена Сергеевна Алексеева, Екатеринбург, ГБОУ СО ЦМППС «Ресурс» Свердловской области, педагог-психолог, ilbeau@ya.ru .





Продуктивный опыт взаимодействия сетевых педагогов ШДО с учащимися с патологией зрения.
  • Школьному психологу
Описание:

Тезисы панельного доклада на областной научно-практической конференции «Дистанционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы».                         
Всероссийский (с международным участием) форум "Образование в социокультурном пространстве". Екатеринбург, 27 ноября, 2014 г Трехлетний опыт дистанционного взаимодействия с учащимися с патологией зрения выявил ряд типичных ошибок педагогов-предметников, начинающих работать в сети. В связи с этим, основываясь на положительную динамику взаимодействия с незрячими и слабовидящими учащимися, мы даем заинтересованным педагогам тезисы и рекомендации - в презентации .

Автор Урбанская Наталья Игоревна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 346
Номер материала 39553
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓