Проблемы преемственности в обучении
учащихся средней и высшей школы
Большим недостатком нашей педагогики является тот
факт, что исследование процесса обучения учащихся и студентов ведется
раздельно. Преподаватели школ и профтехучилищ наблюдают за учащимися лишь в
пределах своих учебных заведений, а вузовские - за студентами в институте,
редко интересуясь деятельностью молодых специалистов на производстве. Важнейшее
звено перехода из школы в вуз, связь этих систем остается мало еще
исследованной.
Такой анализ наряду с программированием
учебно-воспитательной деятельности преподавателей и учащихся создает основу для
диагностики сформированности того или иного качества на определенных ступенях,
этапах и стадиях. А это ключ к единству и преемственности педагогических
действий в процессе подготовки квалифицированных рабочих и технических
специалистов. Оказывается возможным определить, что учащийся уже получил в
результате предшествующих этапов профессиональной подготовки, а что ему еще
необходимо для успешного перехода к последующему этапу. Появляется ясность в
вопросе о том, какой комплекс мероприятий следует разработать и осуществить,
чтобы преемственный переход от одной ступени профессиональной подготовки к
другой проходил оптимально. Практически это будет означать качественный переход
от стихийно происходящий связи между различными ступенями и этапами
профессиональной подготовки молодежи к педагогически управляемому процессу
преемственности стадий и фаз формирования, всестороннего развития и
становления личности квалифицированного рабочего и специалиста.
Следует отметить, что в педагогических литературах
главное внимание уделяется раскрытию условий, факторов, аспектов, форм,
способов изучения и реализации преемственности применительно к средней или
высшей школе. Оба эти направления заслуживают безусловного внимания, но они односторонние.
Как справедливо отмечает Ю.А.Кустов, большим недостатком является тот факт, что
исследование процесса обучения школьника и студента ведется раздельно. Школьные
педагоги наблюдают за учащимся в школе, вузовские - за студентом в вузе. Но это
по существу, один и тот же человек. Важнейшее звено перехода из школы в вуз
связь этих систем остается неисследованной /22/. Частично решает проблему и
изучение работы куратора младших курсов вуза. Куратор не имеет возможности
наблюдать своих подопечных в средней школе и влиять на их подготовку к высшему
образованию. Он участвует в общем решении проблемы на уровне высшей школы.
В связи с этим особого внимания заслуживают усилия
ученых, направленные на комплексное взаимосвязанное решение проблем
преемственности высшей и средней школы (Г.Н.Александров, В.И.Брудный,
Ю.А.Кустов, В.Э.Тамарин и др.). Ценны попытки наметить «сквозные» направления
преемственной работы - от средней школы к вузу, от вуза к средней школе.
Г.Н.Александров отмечает следующие линии преемственных
связей между вузовской и школьной педагогикой: решение задач всестороннего
развития личности, формирование у обучаемых научного мировоззрения; реализация
системы гуманистического воспитания в ее взаимосвязанных компонентах; развитие
всех психических процессов, свойств и образований личности, связи между
политехническим образованием школьника; общей и специальной подготовкой
студента; связи между профессиональной ориентацией школьника и адаптацией
студента к избранной им специальности; связи в способах и средствах
педагогических воздействий на школьника и студента /23, с.13/, (мы бы сказали
педагогического взаимодействия со школьником и студентом). Поставлены,
бесспорно, содержательные задачи. Суть в том, как их реализовать.
В нашем контексте под преемственностью следует
понимать последовательное развертывание вузовской системы
учебно-воспитательного процесса в диалектической связи с системой деятельности
общеобразовательной школы с целью формирования студента как объекта вузовского
обучения и воспитания.
Преемственность высшей и средней школы -
педагогическая цепь диалектический связанных разнохарактерных явлений. В связи
с этим особую актуальность приобретает идея о том, что воспитание надо
рассматривать не только с точки зрения педагогических воздействий, но и
одновременно с позиции воспитуемых, с точки зрения их потребностей, запросов,
устремлений (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Ш.И. Ганелин, С.Л. Рубинштейн и
др.).
В общей трактовке проблемы преемственности мы исходили
из подобного «простого, обычного, массовидного» факта: школьник становится
студентом. Это общее находит свое отражение в ряде особенных моментов: в
различных целях, задачах, функциях и в условиях стыкующихся учебных заведений -
средней и высшей школы, в различных социальных ролях школьника и студента.
Определяя пути обеспечения преемственности в формах и
методах обучения при переходе от школьной системы обучения к вузовской, мы
убедились, что особенно важным является руководство и помощь в формировании
навыков самостоятельной работы студентов, в ликвидации пробелов за курс средней
школы.
В условиях лекционно-семинарской системы обучения в
высшей школе требуется индивидуально-дифференцированное воздействие на
студентов, регулярность контроля и самоконтроля. Систематический текущий
контроль и самоконтроль на основе универсального принципа обратной связи
позволяет обеспечить успешность обучения, повысить его показатели. Учет текущей
успеваемости и посещаемости занятий каждого студента с помощью аттестационного
листа, обсуждение показателей аттестации на групповом собрании повышают
ответственность, стимулируют систематическую работу студентов. Важная роль в
этом принадлежит кураторам, которые на основе анализа текущей аттестации могут
своевременно оказать помощь в самостоятельной работе студентов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.