Проблемы
формирования духовно-нравственной культуры у детей и молодежи в учреждениях
общего и дополнительного образования детей
Какие бы сложные,
противоречивые, а порой разрушительные процессы ни происходили в нашем
обществе, всегда остается актуальной проблема, для решения которой необходимо
тесное сотрудничество учреждений общего и дополнительного образования – это
проблема формирования духовно-нравственной культуры у детей и молодежи. Среди
основных причин, актуализирующих разработку вышеуказанных проблем в современном
обществе, можно выделить:
- возникновение в
российском обществе стихийной, деструктивной для развития молодежи, опасной по
своим последствиям социальной ситуации;
- появление новых
требований со стороны общества к личности, размывание и девальвация системы
традиционных ценностей, сложившегося механизма социализации поколений и, как
следствие, разрыв связей, нарушение преемственности между ними; усиление
бездуховности, падение образовательного и культурного уровня значительно части
подрастающего поколения;
- вестернизация
важнейших сфер жизни российского общества, внедрение чуждых ему духовных
ценностей с целью вытеснения и забвения отечественной истории, культуры,
традиций.
В условиях
отсутствия стабильности в экономической и социальной сферах общества возникают
проблемы:
- определения
системы духовных ценностей, ориентиров для основных социальных слоев и групп;
развития взглядов и убеждений, способных консолидировать общество; изучения
диалектики соотношения общественно-детерминированных факторов воспитания и
возможностей, условий ее саморазвития;
- анализа
качественных характеристик и возможностей различных социальных групп и
определения путей формирования социально значимых качеств;
- исследования
соотношения инновационных и традиционных средств, форм и методов воспитания в
процессе его обновления, повышения их эффективности.
Необходимость
глубокой разработки этих проблем предполагает активизацию усилий по
исследованию всего комплекса вопросов теории и практики формирования
духовно-нравственной культуры у детей, молодежи и в учреждениях общего и дополнительного
образования детей.
Решая вместе
задачи воспитания, учреждения общего и дополнительного образования функционируют
как самостоятельные и эффективные системы российского образования. В рамках
обозначенной темы можно обозначить следующие тенденции обновления общего и дополнительного
образования детей: возросло значение неформального образования; определились
приоритеты общего и дополнительного образования, вариативность его содержания,
форм и методов; дифференциация и индивидуализация образовательных маршрутов
социального самоопределения детей. Первичной организационной формой как для
общего, так и для дополнительного образования становится добровольное
объединение детей и взрослых, выступающее как продуктивная социальная общность,
в которой сформирован положительный эмоциональный фон сотрудничества детей и
взрослых.
Но как педагог,
работающий в системе дополнительного образования, хочу добавить несколько слов
о том особом арсенале воспитательных средств, которыми оно располагает. Длительное
развитие системы дополнительного образования детей привело к становлению
уникальной среды в учреждениях дополнительного образования, способствующей
формированию духовно-нравственной личности. Учреждения дополнительного
образования детей можно рассматривать как учреждение духовности, красоты,
нравственности. Этому способствуют специфические возможности дополнительного
образования:
1.
учреждения
дополнительного образования детей позволяет расширить число предметных
областей, с которыми могут познакомиться дети.
2.
дополнительное
образование дает возможность выбрать тот круг общения, который соответствует
интересам ребенка, расширяет возможность получения каждым воспитанником
качественного образования, развития социально успешной личности: свободной,
творческой, саморазвивающейся.
3.
учреждения
дополнительного образования детей помогают овладеть специальными знаниями и
практическими навыками в области музыки и прикладного искусства, способствуют
обогащению у детей и подростков нравственных качеств, приобщают к
общечеловеческим ценностям и обеспечивают духовное возрождение образования.
Анализ опыта
работы показывает, что совершенствование содержания деятельности учреждений общего
и дополнительного образования детей в целях активизации их духовно-нравственной
культуры определяется современной стратегией утверждения на практике
вариативных инновационных технологий в контексте культурно-исторической
педагогике развития. Вариативное образование понимается не как альтернативное,
а как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора
личностью жизненного пути и на удовлетворение духовных потребностей. Только те
образовательные учреждения органично вписываются в эту стратегию, которые имеют
опыт педагогики развития. Дети, включенные в образовательный процесс, реализуют
себя в основных областях жизнедеятельности: познании, предметной деятельности,
общении, игре. Результатом становятся новые знания, опыт творческой
деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений в том объеме и форме, которая
наиболее адекватна их возрасту, психофизиологическим показателям, уровню
культурогенеза.
В общей структуре
содержания как общего, так и дополнительного образования детей на каждом уровне
– досуговом, репродуктивном, креативном – можно выделить следующие составляющие
его компоненты: опыт освоения знаний, результат освоения – новые знания;
результатом освоения практической деятельности (исполнительской,
репродуктивной) выступает мастерство; результатом эмоционально-ценностных отношений
являются духовно-нравственные потребности, устойчивое объединение детей и
взрослых.
Несмотря на уже
имеющийся в учреждениях как общего, так и дополнительного образования детей
опыт и серьезный потенциал в сфере формирования духовно-нравственной культуры у
детей и молодежи следует отметить ряд проблем, значительно снижающих
эффективность обозначенного процесса.
Общеизвестно, что
на формирование личности воспитанника значительное влияние оказывает личность
педагога. Под этим влиянием подразумевается не только индивидуально-личностные
особенности педагога, но и его социально обусловленное поведение, деятельность.
Дети должны быть уверены в нравственных позициях своего педагога, его умении
принимать решения в этических ситуациях, поскольку они хотят видеть в нем свою
моральную опору, духовный ориентир, к которому можно стремиться. Только педагог
с определившимися духовными ценностями и нравственными установками способен
эффективно управлять образовательным процессом, ведь личность педагога дополнительного
образования во многом определяет содержание и организацию учебно-воспитательного
процесса, обеспечивая постановку обучения и воспитания в русле целостной
человеческой культуры. В современных условиях, когда требования к педагогу
переносятся с узкопрофессионального подхода к многостороннему и
интеллектуально-духовному, проблема духовного и профессионального совершенствования
педагога является одной из самых актуальных. Как известно, система
профессиональной подготовки педагогов как общего, так и дополнительного образования
на данном этапе несовершенна, так как педагогические ВУЗы и колледжи включают
общекультурную подготовку по отдельным дисциплинам. К тому же в учреждениях
общего и дополнительного образования детей не всегда работают выпускники
вышеуказанных учебных заведений. Поэтому духовно-нравственное становление
личности педагога должно строится на принципах:
- направленности
содержания преподаваемых дисциплин на приоритетное значение
духовно-нравственных ценностей профессиональной деятельности, творческое
развитие каждого педагога;
- организации
творческого взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- развития
профессионального самосознания педагога на основе формирования культуры
этического мышления, чувств, системы нравственных убеждений;
- повышения
степени мотивации и творчества в профессиональной деятельности педагога;
- формирования
индивидуально-творческого стиля и положительной «Я» - концепции на основе
развитой рефлексии.
Все это обеспечит
формирование потребности у педагога в постоянном совершенствовании собственных
профессиональных знаний, личностных качеств, уровня духовной культуры,
стремление к удовлетворению духовных запросов, общения с произведениями
искусства, на основании чего – стремление к развитию общей культуры,
совершенствование профессионально-этических качеств.
Следующей проблемой в решении
задач формирования духовно-нравственной культуры у детей и молодежи является
разрушение традиционных устоев семьи. Деформация сферы семейного воспитания
заключается в следующем:
-
утрате родителями
традиционных нравственных ориентиров;
-
отсутствии преемственности
педагогической традиции в семье, когда родители проявляют неграмотность в
вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют
никакого представления о закономерностях становления нравственного мира ребенка.
Воспитательные задачи семьи, по
мнению И.А.Ильина, заключаются в том, «чтобы ребенок получил доступ ко всем
сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и
священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось
отзываться на всякое явление Божественного в мире и людях».
Семья является одним из важнейших
социальных институтов воспитания, и целесообразным в процессе формирования
духовно-нравственной культуры будет взаимодействие учреждения общего,
дополнительного образования и родителей. Взаимодействие - универсальная форма
развития, обоюдного изменения явлений, как в природе, так и в обществе,
приводящее каждое звено в новое качественное состояние. Но на пути организации
эффективного взаимодействия семьи и учреждений общего и дополнительного
образования детей возникают такие сложности, как:
-
отсутствие четких,
систематизированных представлений родителей о традициях отечественной семейной
педагогической культуры и недостаточность личной духовной опытности;
-
отсутствие системы
духовно-нравственного просвещения родителей, педагогической и
духовно-нравственной помощи семье в воспитании детей.
В рамках данной проблемы можно назвать
несколько направлений деятельности учреждений общего и дополнительного
образования:
1. Содержательное направление: включает
разработку содержания, форм и методов интегрирования духовно-нравственных
компонентов в практику семейного воспитания;
2. Диагностическое направление: направлено на
изучение семьи и ее воспитательного потенциала, особенностей семейного
воспитания (традиции, правила, нормы);
3. Социально-педагогическое направление:
предполагает реализацию системы мероприятий, форм и методов интегрирования духовно-нравственных
компонентов в практику семейного воспитания, адресованных различным категориям
семей (семейные клубы, коллективные творческие дела и др.);
4. Программно-структурное
направление, которое предполагает выделение, организационную и содержательную
разработку этапов формирования духовно-нравственной
культуры личности в работе по
педагогическому сопровождению семейного воспитания:
- просвещение родителей;
- организация совместной
деятельности семей.
5. Консультационное направление, оказывающее
своевременную социально-педагогическую, психологическую, валеологическую помощь
родителям и воспитанникам, выпуск специальной литературы.
Следующей
проблемой, также актуальной, на наш взгляд, является слабое программно-методическое
и информационное освещение вопросов формирования
духовно-нравственной культуры, особенно в учреждениях дополнительного
образования детей. Анализ исходного состояния образовательных программ в
учреждениях данного типа показал, что при наибольшем количестве программ
художественно-эстетического, общекультурного направления (85 %), лишь сотая
часть их ставит целью духовно-нравственное просвещение или приобщение к
духовно-нравственной культуре и ценностям общества. Причинами этого является, с
одной стороны, неготовность педагога заниматься воспитательным процессом,
отсутствие критериальной базы, психолого-педагогических методик, необходимых
для оценки результатов воспитания, с другой стороны невостребованность в данной
услуге со стороны основных заказчиков - детей и родителей.
Отсюда возникает
еще одна проблема – отсутствие со стороны государственных органов, СМИ активной
пропаганды мировоззренческо-идеологических основ, духовной культуры российского
народа, мировой цивилизации. Наоборот, наблюдается усиление негативного
воздействия средств массовой информации на подрастающее поколение, концепция
государственно-патриотической идеологии находится в процессе формирования и
страдает недостатками (слабо выражена духовная компонента и гуманистическая
направленность, недооцениваются роль, значение принципа взаимосвязи,
взаимозависимости, неразрывности духовности, личности и патриотизма).
Таким образом,
решение задач формирования духовно-нравственной культуры у детей и молодежи
видится в следующем:
1.
организации
образовательного процесса в учреждениях общего и дополнительного образования
детей с наибольшей эффективностью для решения ситуаций духовно-нравственного
выбора всех субъектов образовательного процесса;
2.
решении
вопросов повышения профессионализма педагогов по формированию
духовно-нравственной личности;
3.
оказании
помощи семье в воспитании духовно-нравственных ценностей;
4.
укреплении
и разработке научно-методического обеспечения процесса формирования
духовно-нравственной культуры у детей и молодежи;
5.
усилении
государственной политики, СМИ в решении вопросов формирования духовно-нравственной культуры подрастающего
поколения.
Михайлова Светлана Борисовна
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.