Главная / Музыка / Проблемы формирования духовно-нравственной культуры у детей и молодежи в учреждениях общего и дополнительного образования детей

Проблемы формирования духовно-нравственной культуры у детей и молодежи в учреждениях общего и дополнительного образования детей

Проблемы формирования духовно-нравственной культуры у детей и молодежи в учреждениях общего и дополнительного образования детей


Какие бы сложные, противоречивые, а порой разрушительные процессы ни происходили в нашем обществе, всегда остается актуальной проблема, для решения которой необходимо тесное сотрудничество учреждений общего и дополнительного образования – это проблема формирования духовно-нравственной культуры у детей и молодежи. Среди основных причин, актуализирующих разработку вышеуказанных проблем в современном обществе, можно выделить:

- возникновение в российском обществе стихийной, деструктивной для развития молодежи, опасной по своим последствиям социальной ситуации;

- появление новых требований со стороны общества к личности, размывание и девальвация системы традиционных ценностей, сложившегося механизма социализации поколений и, как следствие, разрыв связей, нарушение преемственности между ними; усиление бездуховности, падение образовательного и культурного уровня значительно части подрастающего поколения;

- вестернизация важнейших сфер жизни российского общества, внедрение чуждых ему духовных ценностей с целью вытеснения и забвения отечественной истории, культуры, традиций.

В условиях отсутствия стабильности в экономической и социальной сферах общества возникают проблемы:

- определения системы духовных ценностей, ориентиров для основных социальных слоев и групп; развития взглядов и убеждений, способных консолидировать общество; изучения диалектики соотношения общественно-детерминированных факторов воспитания и возможностей, условий ее саморазвития;

- анализа качественных характеристик и возможностей различных социальных групп и определения путей формирования социально значимых качеств;

- исследования соотношения инновационных и традиционных средств, форм и методов воспитания в процессе его обновления, повышения их эффективности.

Необходимость глубокой разработки этих проблем предполагает активизацию усилий по исследованию всего комплекса вопросов теории и практики формирования духовно-нравственной культуры у детей, молодежи и в учреждениях общего и дополнительного образования детей.

Решая вместе задачи воспитания, учреждения общего и дополнительного образования функционируют как самостоятельные и эффективные системы российского образования. В рамках обозначенной темы можно обозначить следующие тенденции обновления общего и дополнительного образования детей: возросло значение неформального образования; определились приоритеты общего и дополнительного образования, вариативность его содержания, форм и методов; дифференциация и индивидуализация образовательных маршрутов социального самоопределения детей. Первичной организационной формой как для общего, так и для дополнительного образования становится добровольное объединение детей и взрослых, выступающее как продуктивная социальная общность, в которой сформирован положительный эмоциональный фон сотрудничества детей и взрослых.

Но как педагог, работающий в системе дополнительного образования, хочу добавить несколько слов о том особом арсенале воспитательных средств, которыми оно располагает. Длительное развитие системы дополнительного образования детей привело к становлению уникальной среды в учреждениях дополнительного образования, способствующей формированию духовно-нравственной личности. Учреждения дополнительного образования детей можно рассматривать как учреждение духовности, красоты, нравственности. Этому способствуют специфические возможности дополнительного образования:

  1. учреждения дополнительного образования детей позволяет расширить число предметных областей, с которыми могут познакомиться дети.

  2. дополнительное образование дает возможность выбрать тот круг общения, который соответствует интересам ребенка, расширяет возможность получения каждым воспитанником качественного образования, развития социально успешной личности: свободной, творческой, саморазвивающейся.

  3. учреждения дополнительного образования детей помогают овладеть специальными знаниями и практическими навыками в области музыки и прикладного искусства, способствуют обогащению у детей и подростков нравственных качеств, приобщают к общечеловеческим ценностям и обеспечивают духовное возрождение образования.

Анализ опыта работы показывает, что совершенствование содержания деятельности учреждений общего и дополнительного образования детей в целях активизации их духовно-нравственной культуры определяется современной стратегией утверждения на практике вариативных инновационных технологий в контексте культурно-исторической педагогике развития. Вариативное образование понимается не как альтернативное, а как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на удовлетворение духовных потребностей. Только те образовательные учреждения органично вписываются в эту стратегию, которые имеют опыт педагогики развития. Дети, включенные в образовательный процесс, реализуют себя в основных областях жизнедеятельности: познании, предметной деятельности, общении, игре. Результатом становятся новые знания, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений в том объеме и форме, которая наиболее адекватна их возрасту, психофизиологическим показателям, уровню культурогенеза.

В общей структуре содержания как общего, так и дополнительного образования детей на каждом уровне – досуговом, репродуктивном, креативном – можно выделить следующие составляющие его компоненты: опыт освоения знаний, результат освоения – новые знания; результатом освоения практической деятельности (исполнительской, репродуктивной) выступает мастерство; результатом эмоционально-ценностных отношений являются духовно-нравственные потребности, устойчивое объединение детей и взрослых.

Несмотря на уже имеющийся в учреждениях как общего, так и дополнительного образования детей опыт и серьезный потенциал в сфере формирования духовно-нравственной культуры у детей и молодежи следует отметить ряд проблем, значительно снижающих эффективность обозначенного процесса.

Общеизвестно, что на формирование личности воспитанника значительное влияние оказывает личность педагога. Под этим влиянием подразумевается не только индивидуально-личностные особенности педагога, но и его социально обусловленное поведение, деятельность. Дети должны быть уверены в нравственных позициях своего педагога, его умении принимать решения в этических ситуациях, поскольку они хотят видеть в нем свою моральную опору, духовный ориентир, к которому можно стремиться. Только педагог с определившимися духовными ценностями и нравственными установками способен эффективно управлять образовательным процессом, ведь личность педагога дополнительного образования во многом определяет содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, обеспечивая постановку обучения и воспитания в русле целостной человеческой культуры. В современных условиях, когда требования к педагогу переносятся с узкопрофессионального подхода к многостороннему и интеллектуально-духовному, проблема духовного и профессионального совершенствования педагога является одной из самых актуальных. Как известно, система профессиональной подготовки педагогов как общего, так и дополнительного образования на данном этапе несовершенна, так как педагогические ВУЗы и колледжи включают общекультурную подготовку по отдельным дисциплинам. К тому же в учреждениях общего и дополнительного образования детей не всегда работают выпускники вышеуказанных учебных заведений. Поэтому духовно-нравственное становление личности педагога должно строится на принципах:

- направленности содержания преподаваемых дисциплин на приоритетное значение духовно-нравственных ценностей профессиональной деятельности, творческое развитие каждого педагога;

- организации творческого взаимодействия субъектов образовательного процесса;

- развития профессионального самосознания педагога на основе формирования культуры этического мышления, чувств, системы нравственных убеждений;

- повышения степени мотивации и творчества в профессиональной деятельности педагога;

- формирования индивидуально-творческого стиля и положительной «Я» - концепции на основе развитой рефлексии.

Все это обеспечит формирование потребности у педагога в постоянном совершенствовании собственных профессиональных знаний, личностных качеств, уровня духовной культуры, стремление к удовлетворению духовных запросов, общения с произведениями искусства, на основании чего – стремление к развитию общей культуры, совершенствование профессионально-этических качеств.

Следующей проблемой в решении задач формирования духовно-нравственной культуры у детей и молодежи является разрушение традиционных устоев семьи. Деформация сферы семейного воспитания заключается в следующем:

  • утрате родителями традиционных нравственных ориентиров;

  • отсутствии преемственности педагогической традиции в семье, когда родители проявляют неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления нравственного мира ребенка.

Воспитательные задачи семьи, по мнению И.А.Ильина, заключаются в том, «чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и людях».

Семья является одним из важнейших социальных институтов воспитания, и целесообразным в процессе формирования духовно-нравственной культуры будет взаимодействие учреждения общего, дополнительного образования и родителей. Взаимодействие - универсальная форма развития, обоюдного изменения явлений, как в природе, так и в обществе, приводящее каждое звено в новое качественное состояние. Но на пути организации эффективного взаимодействия семьи и учреждений общего и дополнительного образования детей возникают такие сложности, как:

  • отсутствие четких, систематизированных представлений родителей о традициях отечественной семейной педагогической культуры и недостаточность личной духовной опытности;

  • отсутствие системы духовно-нравственного просвещения родителей, педагогической и духовно-нравственной помощи семье в воспитании детей.

В рамках данной проблемы можно назвать несколько направлений деятельности учреждений общего и дополнительного образования:

  1. Содержательное направление: включает разработку содержания, форм и методов интегрирования духовно-нравственных компонентов в практику семейного воспитания;

  2. Диагностическое направление: направлено на изучение семьи и ее воспитательного потенциала, особенностей семейного воспитания (традиции, правила, нормы);

  3. Социально-педагогическое направление: предполагает реализацию системы мероприятий, форм и методов интегрирования духовно-нравственных компонентов в практику семейного воспитания, адресованных различным категориям семей (семейные клубы, коллективные творческие дела и др.);

  4. Программно-структурное направление, которое предполагает выделение, организационную и содержательную разработку этапов формирования духовно-нравственной культуры личности в работе по педагогическому сопровождению семейного воспитания:

- просвещение родителей;

- организация совместной деятельности семей.

  1. Консультационное направление, оказывающее своевременную социально-педагогическую, психологическую, валеологическую помощь родителям и воспитанникам, выпуск специальной литературы.

Следующей проблемой, также актуальной, на наш взгляд, является слабое программно-методическое и информационное освещение вопросов формирования духовно-нравственной культуры, особенно в учреждениях дополнительного образования детей. Анализ исходного состояния образовательных программ в учреждениях данного типа показал, что при наибольшем количестве программ художественно-эстетического, общекультурного направления (85 %), лишь сотая часть их ставит целью духовно-нравственное просвещение или приобщение к духовно-нравственной культуре и ценностям общества. Причинами этого является, с одной стороны, неготовность педагога заниматься воспитательным процессом, отсутствие критериальной базы, психолого-педагогических методик, необходимых для оценки результатов воспитания, с другой стороны невостребованность в данной услуге со стороны основных заказчиков - детей и родителей.

Отсюда возникает еще одна проблема – отсутствие со стороны государственных органов, СМИ активной пропаганды мировоззренческо-идеологических основ, духовной культуры российского народа, мировой цивилизации. Наоборот, наблюдается усиление негативного воздействия средств массовой информации на подрастающее поколение, концепция государственно-патриотической идеологии находится в процессе формирования и страдает недостатками (слабо выражена духовная компонента и гуманистическая направленность, недооцениваются роль, значение принципа взаимосвязи, взаимозависимости, неразрывности духовности, личности и патриотизма).

Таким образом, решение задач формирования духовно-нравственной культуры у детей и молодежи видится в следующем:

  1. организации образовательного процесса в учреждениях общего и дополнительного образования детей с наибольшей эффективностью для решения ситуаций духовно-нравственного выбора всех субъектов образовательного процесса;

  2. решении вопросов повышения профессионализма педагогов по формированию духовно-нравственной личности;

  3. оказании помощи семье в воспитании духовно-нравственных ценностей;

  4. укреплении и разработке научно-методического обеспечения процесса формирования духовно-нравственной культуры у детей и молодежи;

  5. усилении государственной политики, СМИ в решении вопросов формирования духовно-нравственной культуры подрастающего поколения.







Михайлова Светлана Борисовна

7


Проблемы формирования духовно-нравственной культуры у детей и молодежи в учреждениях общего и дополнительного образования детей
  • Музыка
Описание:

Какие бы сложные, противоречивые, а порой разрушительные процессы ни происходили в нашем обществе, всегда остается актуальной проблема, для решения которой необходимо тесное сотрудничество учреждений общего и дополнительного образования – это проблема формирования духовно-нравственной культуры у детей и молодежи. Среди основных причин, актуализирующих разработку вышеуказанных проблем в современном обществе, можно выделить:

- возникновение в российском обществе стихийной, деструктивной для развития молодежи, опасной по своим последствиям социальной ситуации;

- появление новых требований со стороны общества к личности, размывание и девальвация системы традиционных ценностей, сложившегося механизма социализации поколений и, как следствие, разрыв связей, нарушение преемственности между ними; усиление бездуховности, падение образовательного и культурного уровня значительно части подрастающего поколения;

- вестернизация важнейших сфер жизни российского общества, внедрение чуждых ему духовных ценностей с целью вытеснения и забвения отечественной истории, культуры, традиций.

В условиях отсутствия стабильности в экономической и социальной сферах общества возникают проблемы:

- определения системы духовных ценностей, ориентиров для основных социальных слоев и групп; развития взглядов и убеждений, способных консолидировать общество; изучения диалектики соотношения общественно-детерминированных факторов воспитания и возможностей, условий ее саморазвития;

- анализа качественных характеристик и возможностей различных социальных групп и определения путей формирования социально значимых качеств;

- исследования соотношения инновационных и традиционных средств, форм и методов воспитания в процессе его обновления, повышения их эффективности.

 

Необходимость глубокой разработки этих проблем предполагает активизацию усилий по исследованию всего комплекса вопросов теории и практики формирования духовно-нравственной культуры у  детей, молодежи и в учреждениях общего и дополнительного образования детей.

 

Автор Михайлова Светлана Борисовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 701
Номер материала 29352
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓