Адаптация - это есть не что иное, как
усвоение личности социального опыта той среды, к которой он принадлежит, т.е. к
новым условиям жизни и деятельности в колледже.
Адаптация во многом зависит от того,
насколько осознанно выбрана студентом профессия. Наличие серьёзной установки на
получение знаний и навыков в сфере будущей профессии помогает студенту в
преодоление многий трудностей: в учебной деятельности , в социальной
деятельности.
Задача классного руководителя – помочь до
конца осознать привлекательность выбранной специальности, развить именно те
качества, которые требует будущая деятельность. Здесь положительную роль могут
сыграть встречи с производственниками, которые любят свою работу.
В октябре один из классных часов в группе
был посвящён юбилею П.И.Пландина. На классный час приглашён бывший
производственник, начальник цеха АПЗ – Аношин Валентин Михайлович, человек
который до сей поры живёт интересами завода, хотя уже несколько лет на пенсии. Богатый
жизненный опыт гостя, интересное общение в тёплой доверительной обстановке,
полагаю, значительно расширили представления студентов о жизненных ценностях, о
своем призвании как специалиста.
Студент приходит в техникум и встречается
с массой изменений в своей жизни.
Во- первых, это новый уровень общения. До
9 класса к ученику относятся, как к ребёнку. В колледже он становиться взрослым
человеком – студентом. Иначе построено расписание занятий, новое окружение –
преподаватели, студенты – одногруппники. Новая форма занятий – в виде пар, иной
стиль преподавания, иные правила, требования, достаточно большой объём
материала, повышенный уровень сложности материала.
Во всем, что я сейчас упомянула, можно
различить два основных аспекта – это социальный дидактический. А стало быть,
классный руководитель, преподаватель должен работать, ориентируясь на два этих
направления.
Что я делаю как преподаватель? Ежегодно
самое первое занятие почти целиком служит созданию мотивации учения, знакомству
с правилами и требованиями, связанными с процессом учения.
Привожу пример из истории науки о том,
как великие люди добивались успеха, стараюсь внушить веру в то, что каждый
способен достичь многого. Веду разговор о том, как быть тем, у кого
недостаточно развиты способности, какие цели должны ставить перед собой студенты
в зависимости от своего уровня знаний, умений и навыков. Новы формы проведения
занятий ( лекции, практические занятия ) требуют от студента большей
самостоятельности. Новичка необходимо научить правильно конспектировать. Иначе
лекция превратиться в диктант.
Трудности привыкания студента к новым
условиям учебной деятельности – одна из причин неуспеваемости на 1 курсе.
Кроме этих вновь появившихся причин, есть
проблема «застарелые». В среднем, начальном звене школы у отдельных ребят не
сформированы навыки учебной деятельности. Наши взрослые дети не умеют учиться.
Зачастую просто не знают, какие существуют приемы заучивания учебного
материала, не знают, как учесть свои личные особенности и обратить их во благо.
Исходя, из всего ранее перечисленного в
плане адаптации первокурсников к новым условиям, привожу следующую работу.
На первом занятии иного времени отвожу на
объяснение требований и правил, которые будут действовать на занятиях.
Известно, что математика при всей своей привлекательности, значимости для
многих остаётся наукой достаточно сложной. Поэтому требуется владение
специальными приёмами работы над учебным материалом. На одном из занятий кратко
рассказываю о свойствах памяти, о том, как правильно заучивать определения,
формулы, чтобы запомнить их прочно и надолго. «Математику нельзя изучать,
наблюдая, как это делает сосед» (Нивен) – тема небольшой дискуссии, позволяющей
уточнить, как всё-таки следует работать, чтобы приобрести хорошие знания. На
дополнительных занятиях есть возможность индивидуально побеседовать о том, как
следует учить чтобы запомнить.
«Гений – это 1% вдохновения и 99%
потения». (Т.Эдисон.)
«Считай несчастным тот день и час, в
котором ты не усвоил нечего нового и нечего не прибавил к своему образованию».
(Я.А.Коменский.)
Говоря о роли математики в жизни, о связи
её с другими дисциплинами привожу цитату: «Математика – царица всех наук и
служанка физики» (Нивен).
Рассказываю, как работать с задачами,
чтобы научиться их решать, Рекомендации по успешному решению задач помещены на
стенде. Завершив решение, надо непременно оглянуться назад и проанализировать.
1) Какой
тип задачи решали?
2) Какой
метод применяли?
3) Какие
важные теоретические положения использовались в качестве обоснования?
4) Где
были трудности?
5) Сколько
способов решения существует?
6) Чему
научились?
Вот это кратко о
том, как помочь студенту научиться учиться.
Трудно всегда за
что – то приниматься и потому задание, которое вполне могло быть дома
выполнено, не выполняется. Рассказываю на собственном примере, как можно за
дело приняться с «обмана самого себя» Надо сказать себе, что всю работу я
выполнять не буду, а выполню только маленькую часть. Ведь маленькое дело всегда
лучше большого безделья. А, выполнив часть, говорю сама себе, что не так сложно
ещё немного поработать. Так, увеличивая каждый раз себе задание, можно дело
довести до конца. Ведь к маленькому делу всегда легче приступить, нежели к
большому. Думаю, что подобные советы помогают студентам облегчить жизнь.
Психологический фактор.
Новизна ситуации,
в которую попадает бывший школьник, создаёт дискомфорт. А это далеко не то, что
способствует успешной работе. Всегда стараюсь найти возможность сделать так,
чтобы студент в первые дни своего пребывания в техникуме получил похвалу или
хорошую оценку. Но, к сожалению, математика – предмет достаточно сложный для
многих и к всеобщему огорчению приходиться знакомить и с реальным результатом,
т.е. выставлять оценку, соответствующую нормам оценки.
В каждый деятельности человек
должен приспосабливаться к самому себе, уметь использовать свои индивидуальные
особенности для достижения успеха. А для этого он должен знать свои личные
особенности. Поэтому включаю в план воспитательной работы серию классных часов
на тему: « Познай себя».
Материал беру из книг Карнеги,
из книги «Для тебя и о тебе» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий), «Сам себе
психолог» (В. Каппони, Т. Новак), « Учись учиться математике» (Л. М. Фридман).
Особую роль играют
индивидуальные беседы – ситуативного характера. Порой в частной беседе студента
узнаёшь с совершенно неожиданной стороны. А это позволяет оказать более
действенную помощь.
Аналогичные задачи решаются
на родительском собрании.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.