Главная / Химия / Проблемный урок по химии. Тема "Генетическая связь между классами неорганических соединений"

Проблемный урок по химии. Тема "Генетическая связь между классами неорганических соединений"

hello_html_m52ba2d5c.gifhello_html_m48d2b730.gifhello_html_m7261d3eb.gifhello_html_493d198a.gifhello_html_2ea3bd39.gifhello_html_3c75ba76.gifhello_html_752b88d3.gifhello_html_3f1c2aa.gifПроблемный урок по химии в 8 классе

«Генетическая связь между классами неорганических соединений»

Гипотеза: Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Все в нем находится в непрерывном движении, в непрерывном химическом превращении. Бесконечно из одних веществ получаются другие. Все в нем взаимосвязано и взаимообусловлено. Это всеобщий закон природы. Подтвердите или опровергните его.

Цель: Создание условий для успешного решения поставленных задач.

Задачи:

Обучающая: Развивать интерес к изучению химии, расширить систему специальных предметных умений и навыков учащихся о свойствах основных классов неорганических соединений в свете ТЭД.

Развивающая: Развивать систему метапредметных умений и навыков (наблюдательность, логическое мышление в процессе деятельности на уроке, анализировать , делать выводы), систему общеучебных умений и навыков (работа со схемой).

Воспитывающая: Воспитывать бережное обращение с оборудованием и реактивами, соблюдать правила безопасного обращения с оборудованием и реактивами.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний.

Беседа:

а) На какие две группы по составу делятся вещества?

б) Какие простые вещества вы знаете?

в) Какие известны группы сложных веществ?

Химический диктант. Закончи предложение.

  1. вариант: 1. Оксиды – это….

2.Вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка, называют…

3. Основным оксидам соответствуют …

4.Растворимые основания называют…

  1. вариант: 1. Кислоты – это

2.Вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп, называют…

3.Кислотным оксидам соответствуют…

4. Кислоты по составу бывают …

Подтверди схему примерами из списка:H2S, S, CuSO4, HCl, HNO3, F2, Na, CuO, NaOH, Fe(OH)3, Al, N2O5, Mg(NO3)2

Вещества



Простые Сложные


Металлы Неметаллы Оксиды Основания Кислоты Соли

Выбери предложения, описывающие химические свойства каждого класса веществ

1группа – оксиды

2 группа – кислоты

3группа – основания

4группа – соли

Все вещества, которые изучает химия, по составу делятся на простые и сложные. Сложные вещества можно разделить на 4 основные группы. Это оксиды, основания, кислоты и соли. Оксиды состоят из двух элементов, один из которых кислород в степени окисления -2. Они бывают жидкие, твердые и газообразные. Растворимые оксиды взаимодействуют с водой, а также могут реагировать между собой. Основные оксиды реагируют с кислотами, и кислотные – со щелочами.

Вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гироксогрупп, называют гидроксидами. Они бывают растворимые в воде – щелочи и не растворимые – основания. Все основания могут изменять окраску индикаторов, реагировать с кислотами, солями и кислотными оксидами. Нерастворимые основания при нагревании разлагаются. Получить можно основание при взаимодействии активных металлов с водой, солей и оснований, основных оксидов с водой.

Соли. Сложные вещества. По составу могут быть средние, кислые, основные и комплексные. Соли могут разлагаться при нагревании, взаимодействовать с основаниями, металлами, солями и кислотами. Методы получения солей достаточно разнообразны.

Кислоты состоят из атомов водорода и кислотного остатка. Химических свойств у них пять: взаимодействие с солями, с основаниями, с металлами, с основными оксидами, изменяют окраску индикаторов. По составу они бывают кислородсодержащие и бескислородные, а по основности – одноосновные, двухосновные и многоосновные.

(Варианты верных ответов высвечиваем на доске)

  1. Изучение нового материала. Лабораторная работа.

Известно, что все родственники обладают сходными признаками и похожи друг на друга. Родственные признаки передаются по наследству. Как вы думаете, возможно ли такое явление в химии?

Вам даны вещества.:

  1. группаCa(OH)2, CI2, HCI, Ca, P, CaCO3,NaOH, CaO, CO2.

  2. группаAI, NaOH, AI(OH)3, CaO, CO2,Ca, AI2O3 , P, AICI3

  3. группаNaOH, HNO3, Ca, P, NaH, CO2, Na, NaNO3, Fe.

  4. группаCa(OH)2, CI2, AI(OH)3,CI2O7, NaNO3, Fe, HCIO4 , AICI3, NaCIO4.

Задание:

1. Из веществ, формулы которых предложены, выберите те, которые можно объединить в одну группу.

2. Попробуйте распределить их в ряд по усложнению состава, начиная с простого вещества.

Все вы хорошо знаете, что театр начинается с вешалки, а кабинет химии с правил техники безопасности. Повторяем охрану труда: Работа с кислотами, щелочами, нагревательными приборами, со стеклом. А сейчас я предлагаю вам практически осуществить представленные вами превращения.

Защита практических работ, обсуждение результатов

Учитель: В каждой цепи есть общее - это химические элементы, они переходят от одного вещества к другому (как бы по наследству). Назовите эти элементы.

Учитель: Почему вы похожи на родителей, ваши родители на своих и т.д ?

Учитель: А что является носителем наследственной информации?

Учитель: Как вы думаете, какие элементы будут являться «генами» для данных цепей?

Учитель: Поэтому цепи или ряды называются…

Учитель: Что существует между классами неорганических соединений?

Проблемная ситуация. Можно ли составить «иной » генетический ряд (представленный капитаном).

Как вы думаете, с какого класса веществ нужно начать этот ряд? (варианты могут быть разные). Подтвердите или опровергните свои суждения.

Как Вы думаете, реализована ли цель урока?

Все в природе взаимосвязано, поэтому и в химии все вещества взаимосвязаны друг с другом и из одних можно получить другие вещества.

  1. Домашнее задание




Проблемный урок по химии. Тема "Генетическая связь между классами неорганических соединений"
  • Химия
Описание:

Поставленные  цели и задачи решаются через индивидуальные  и групповые формы работы.

Актуализация знаний проводится с использованием таких методов обучения как беседа, химический диктант, работа со схемами, работа с текстом.

Изучение нового материала – это выполнение  лабораторной работы.

И здесь проблема такова: Известно, что все родственники обладают сходными признаками и похожи друг на друга. Родственные признаки передаются по наследству. Как вы думаете, возможно ли такое явление в химии?

Решая данную проблему , учащиеся вначале из предложенного перечня формул выбирают те, которые можно отнести к одной группе по какому -  либо признаку, затем располагают их в порядке усложнения, осуществляют практически составленные ими самими переходы.

         Защита практических работ, обсуждение полученных результатов и подводящий диалог позволяют окончательно решить поставленные перед уроком задачи.  

Автор Селезнева Елена Вадимовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 471
Номер материала 42591
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓