Главная / Физика / Проблемные вопросы, задачи, эксперименты в 7 классе к главе 2: "Взаимодействие тел"

Проблемные вопросы, задачи, эксперименты в 7 классе к главе 2: "Взаимодействие тел"

Проблемные вопросы, задачи и проблемный эксперимент в 7 классе к главе 2: «Взаимодействие тел»

Урок по теме: «Скорость. Единицы скорости»

Проблемная задача: В 1966 году атомные подводные лодки впервые в мире осуществили кругосветное плавание под водой и за 1,5 месяца, ни разу не поднявшись на поверхность океана, прошли около 40 000 км. С какой средней скоростью они двигались?

Урок по теме: «Расчет пути и времени движения»

Проблемная задача: В тяжелых условиях первых месяцев Великой Отечественной войны возникла острая нужда в легком, безотказном и простом средстве борьбы против танков, которое всегда могло бы находиться у солдата «под рукой». Такое средство было создано. Над его разработкой трудились два конструктора военной техники: С.Г.Симонов и В.А.Дегтярёв. Они в течение месяца сконструировали и представили для испытаний образцы новых противотанковых ружей.

На каком расстоянии от советского воина находился в Великую Отечественную войну фашистский танк, если пуля, выпущенная солдатом из противотанкового ружья со скоростью 1000 м\с, настигла танк через 0,5с?

Урок по теме: «Инерция»

Проблемный вопрос: Цитируется отрывок из произведения И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой теленок», в котором описано, как Балаганов и Паниковский несут похищенные «золотые» двухпудовые гири: «Паниковский нес свою долю обеими руками, выпятив живот и радостно пыхтя. Иногда он никак не мог повернуть за угол, потому что гиря продолжала тащить его вперед. Тогда Балаганов свободной рукой придерживал Паниковского за шиворот и придавал его телу нужное направление». Почему Паниковский не мог повернуть за угол?

Проблемный вопрос: В тропических зонах Атлантического и Индийского океанов часто наблюдают полет так называемых летучих рыб, которые, спасаясь от морских хищников, выскакивают из воды и при благоприятном ветре совершают планирующий полет, пролетая расстояние до 200-300 м на высоте 5-7 м. Как это рыбе удается сделать? (Ответ: Рыба поднимается в воздух благодаря быстрым и сильным колебаниям хвостового плавника. Вначале рыба несется по поверхности воды, затем сильный удар хвоста поднимает ее в воздух. Распластанные длинные грудные плавники поддерживают тело рыбы наподобие планера. Рыбы движутся по инерции.)

Проблемный эксперимент: Такие простые опыты, как выдергивание листа бумаги из под стакана с водой, выбивание щелчком картонки из под лежащей на ней монеты, очень удачны, но можно учащимся предложить сделать следующий опыт дома и объяснить его. Несколькими быстрыми шагами пронести тарелку с жидкостью и резко остановившись, поставить ее на стол. В каком направлении выливается жидкость и почему?





Урок по теме: «Взаимодействие тел»

Проблемный вопрос: Как бы вы поступили, чтобы отличить друг от друга два внешне одинаковых шара, один из которых алюминиевый, а другой – медный? ( Ответ: шары надо привести во взаимодействие и посмотреть, какой откатится дальше , тот изготовлен из алюминия).

Проблемный эксперимент: Известно, что авторучка «отказывается» писать в вертикальной плоскости. Проверьте это на опыте и объясните почему так происходит.

Урок по теме: «Плотность вещества»

Проблемный вопрос: Почему понтоны, заполненные пенопластом, практически непотопляемы?

Проблемная задача: 1.Сколько кубометров газа выделяет в городе, загрязняя среду, автомобиль – такси, израсходовав за день 20 кг бензина?

2. Жизненная ёмкость легких у взрослого человека около 4 литров. Какова масса наполняющего их воздуха?

Проблемный эксперимент: В две одинаковые мензурки насыпаем на 3\4 высоты сухих древесных опилок. Показываем с помощью взвешивания, что масса опилок одинаковая, одинаков и их объем. Потом с помощью жестяного кружка сжимаем опилки в одной из мензурок так, чтобы объем опилок уменьшился вдвое. Ученикам задаем вопрос: в какой мензурке опилки уложены плотнее и во сколько раз?

Урок по теме: « Сила. Явление тяготения. Сила тяжести»

Проблемный вопрос: 1. Почему шар, висящий на нити, после её пережигания начинает падать, изменяя свою скорость?

2. Из наклоненного стакана выливается вода, падая на Землю. Почему?

3. Мяч скатывается с горизонтальной площадки и падает на Землю по криволинейной траектории. Почему?

Проблемная задача: Самые крупные животные относятся к классу млекопитающих, из них особенно своими размерами и весом поражает синий кит. Например, один из добытых китов достигал в длину 33 метра и весил 1500 кН, что соответствовало весу 30 слонов или 150 быков. Самая крупная современная птица - африканский страус, достигающий 2,75 м в высоту,2 м в длину ( от кончика клюва до конца хвоста) и имеющий массу 75 кг. К самым мелким птицам относятся некоторые виды колибри, масса которой 2 г, размах крыльев 3,5 см. Найти вес млекопитающих в ньютонах, если даны их массы: кита – 7000 кг; слона – 4000кг; носорога – 2000 кг; быка – 1200 кг; медведя – 400 кг; свиньи – 200 кг; человека – 70 кг; волка – 40 кг; зайца – 6 кг.

Проблемный эксперимент: Возьмем 2 одинаковых по размерам и массе листа бумаги. Один лист скомкаем. Одновременно отпустим оба листа с одной и той же высоты. Почему оба листа падают именно вниз? Почему скомканный лист бумаги падает быстрее, чем не скомканный?

Урок по теме: « Графическое изображение силы. Сложение сил.»

Проблемный вопрос: Учитель начинает читать:

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

А так ли это? Казалось бы, И.А. Крылов навечно пригвоздил воз к берегу речушки, но поклажа для всех троих «казалась и легка» и о трении ничего не говорится в условии задачи, то есть в басне, следовательно, им можно пренебречь. «Рак пятится назад» скорее всего, он тоже в воду ползет, а если так, то усилия их складываются, пусть даже под углом. Тогда Лебедь, рвущийся к облакам, облегчит еще больше воз, и он покатится к воде. А теперь можно задать вопрос: действие каких сил компенсируется в примере с возом из басни И.А.Крылова «Лебедь, Рак и Щука»?

Урок по теме: «Сила трения»

Проблемный вопрос: 1. Ясно вы сказать могли бы, я хотела б очень знать,

Почему живую рыбу очень трудно удержать?

2.В гололедицу зимой над замерзшею водой

Чья - то добрая рука посыпает слой песка,

Все скорее отвечают: для чего так поступают?

Проблемный эксперимент: Бутыль, горлышко которой ровное ( без венчика) наполнить водой. Смочить пальцы одной руки в мыльном растворе. Попытаемся кончиками пальцев взять за горлышко бутыль и перенести её. У нас ничего не получается. Бутыль выскальзывает. Почему?

Проблемные вопросы, задачи, эксперименты в 7 классе к главе 2: "Взаимодействие тел"
  • Физика
Описание:

Для предмета "Физика" , считаю, наиболее удачным проблемное преподавание. Работу свою веду по следующим направлениям: проблемные вопросы, проблемные задачи и проблемный эксперимент.

    При решении проблемных вопросов требуется (без выполнения расчетов) объяснить то или иное физическое явление или предсказать как оно будет протекать в определенных условиях.

     При решении  проблемных задач ответ на поставленный вопрос не может быть получен без вычислений. Проблемная задача - это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий.

     При выполнении проблемного эксперимента появляется возможность установить причинно-следственные связи между явлениями, а так же между величинами, характеризующими свойства тел  и явлений.

      Таким образом, с таким описанием разработки я намерена представить коллегам к каждой главе учебника "Физика -7" проблемные вопросы, задачи, проблемный эксперимент, которые можно использовать в различных уроках в качестве мотивации к уроку.

Автор Червоняк Антонина Петровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 564
Номер материала 53612
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓