Главная / Физика / Проблемное обучение на уроках физики

Проблемное обучение на уроках физики

Проблемное обучение на уроках физики

«Нет ничего нового под солнцем,

но есть кое-что старое, чего мы не знаем».

Лоренса Питера

Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые позволили бы ему реализовать свои способности, достичь поставленных жизненных целей. Выпускники школы должны владеть основами современной физики, уметь ориентироваться в научно-технической литературе, самостоятельно и быстро находить нужные сведения, уметь применять свои знания на практике. В связи с этим, главной целью учителя сегодня является формирование необходимого обучающемуся набора компетенций, которые позволили бы ему стать успешным членом общества.

В процессе своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что одним их эффективных путей достижения этой цели является использование элементов проблемного обучения на уроках физики.

Проблемное обучение - это обучение, основанное на показе диалектического противоречия между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами, явлениями. Цель проблемного обучения - при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления, творческих способностей учащихся. Для проблемного обучения необходимо, чтобы учитель умел создать проблемную ситуацию, а также развивал у учащихся навыки самостоятельного поиска способов её решения.

Проблемные ситуации могут возникать спонтанно, что наблюдается практически на каждом уроке независимо от технологии, темы, предмета; могут намеренно создаваться учителем. Особую ценность имеют проблемы, самостоятельно сформированные и разрешенные учащимися, задачей учителя в этом случае является «удержание» обсуждения в русле целей, задач, темы данного урока.

Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.

Цели введения проблемного метода обучения на своих уроках:

- научить учащихся объяснять физические явления (дети лучше усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему);

- научить учащихся творческой деятельности (ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируется мышление и речь);

- воспитание активной личности (ребята отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают бойцовский характер).


Методические приемы создания проблемных ситуаций на уроке могут быть различными:

  • учитель подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

  • предлагает группе рассмотреть явление с различных позиций;

  • ставит конкретные вопросы (на логику рассуждения, сравнение, обобщение);

  • определяет проблемные теоретические и практические задания;

  • ставит проблемные задачи (например, с заведомо допущенными ошибками).





Действия обучающегося при создании учителем проблемной ситуации проходят в следующей логической последовательности:

-анализ проблемной ситуации;

-формулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие формулировки преподавателя;

-решение проблемы: выдвижение предположений; обоснование гипотезы; доказательство гипотезы (теоретическое или экспериментальное);

-проверка правильности решения.

В своей работе я стремлюсь использовать разнообразные методические приемы создания проблемных ситуаций.

1. Поиск способа измерения физической величины:

При изучении темы «Плотность вещества» предлагается определить массу куска сахара- рафинада используя только линейку. Тем ребятам, которые затрудняются с выполнением задания, выдается план с необходимыми пояснениями, который направляет деятельность ребенка и позволяет даже слабому ученику получить результат.


Задание: Определите массу кусочка сахара-рафинада.

Оборудование: линейка, таблица плотностей.

План проводимых измерений

  1. Измерить длину, ширину, высоту куска сахара.

  2. Рассчитать объем тела по формуле.

  3. Определить плотность сахара, используя справочные данные. (720кг/м3)

  4. Рассчитать массу тела по формуле.

При изучении темы «Линзы» предлагается определить фокусное расстояние линзы. Тем ребятам, которые затрудняются с выполнением задания, выдается план с необходимыми пояснениями, который направляет деятельность обучающегося и позволяет даже слабому ученику получить результат.

Задание: Определите фокусное расстояние собирающей линзы.

Оборудование: свеча, собирающая линза, экран, измерительная лента.

План проводимых измерений

1) получение на экране изображения бесконечно удаленного предмета

2) измерение расстояния от экрана до предмета d

3) измерение от экрана до изображения f

4) вычисление фокусного расстояния по формуле тонкой линзы

hello_html_m411db44d.gif

Измерения и вычисления


Измеряемая физическая величина

Название прибора

Результат

измерения


Результат

вычисления F


Расстояние от экрана до предмета d


Измерительная лента




Расстояние от экрана до изображения f

Измерительная лента





2. Постановка вопроса, требующего установления связи между явлениями или величинами, характеризующими явление:

При изучении темы «Сопротивление проводника» предлагается выяснить зависимость сопротивления проводника от его длины, поперечного сечения и материла. Тем ребятам, которые затрудняются с выполнением задания, выдается план с необходимыми пояснениями, который направляет деятельность обучающегося и позволяет даже слабому ученику получить результат.

Задание: выяснить зависимость сопротивления проводника от его длины.

Оборудование: амперметр, вольтметр, линейка, источник постоянного тока, проволока диаметром 1мм, соединительные провода.

План проводимых измерений

1) Соединить последовательно источник тока, амперметр, проволоку.

2) Параллельно проволоке включить вольтметр.

3) Замкнуть цепи и записать показания приборов.

4) Посчитать сопротивление по формуле R= hello_html_e5edde1.gif

5) Подсчитать площадь проволоки по формуле S=hello_html_m3b06b5c2.gif

6) По полученным данным вычислить удельное сопротивление hello_html_m73e39214.gif=hello_html_m71823517.gif и

результаты занести в таблицу.


l

S,мм2

U

I

R,Ом

hello_html_m73e39214.gif,Ом*мм2/м

1







2







3








7) Сделать вывод.

3. Задачи с заведомо допущенными ошибками:

При изучении темы «Агрегатные состояния вещества предлагается найти физическую ошибку в тексте:

Один поэт так писал о капле: «Она жила и по стеклу текла, но вдруг ее морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала, а в мире поубавилось тепла».

Повесть о настоящем человеке. Б. Н. Полевой

«…Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная бурая морда, увенчанная тяжёлыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. Розовые замшевые ноздри, извергавшие горячий парок встревоженного дыхания, судорожно задвигались».

Прокомментируйте этот отрывок с точки зрения физики. Какое несоответствие допущено в тексте?

Все учащиеся с удовольствием включаются в обсуждение, выдвигают свои гипотезы и в результате приходят к верному ответу.

4.Постановка проблемного вопроса с целью привлечения имеющихся у учащихся знаний:

Проблема поставлена. Ученикам предлагают самим найти способ ее решения, используя ранее приобретенные знания.

Факт

Радиоактивные отходы: современные проблемы и один из проектов их решения

Ядерная энергетика, широко используемая в последние десятилетия, дала нашей стране много радиоактивных отходов: в основном это отработанное ядерное топливо реакторов АЭС и подводных лодок, а также надводных кораблей Военно-Морского Флота. Эти отходы накапливаются лавинообразно (предполагается, что 300 т их к 2000 г, дали только списанные атомные подводные лодки) и представляют, как говорится в одном служебном документе, «чрезвычайную радиационную опасность для обширных районов России и сопредельных стран». Что делать с этими отходами?

Несколько отечественных физико-технических институтов разработали проект их захоронения, в основу которого положены подземные ядерные взрывы. Предлагается произвести их на острове Новая Земля на глубине 600м в грунте вечной мерзлоты. Там, на бывшем атомном полигоне, имеются заброшенные выработанные шахты; их-то и можно специальным образом подготовить и разместить и них отработанные твелы АЭС, реакторы лодок, отходы ядерных предприятий, загрязненные конструкции. Пространство между опасным «мусором» планируется заполнить материалом, способным резко снизить излучение. Остальное сделает ядерный взрыв. После него на глубине 600...... 700м и в радиусе 3,5км oт входа в шахты должно образоваться стеклообразное вещество, которое явится хорошим барьером для ядерных излучений. В результате такого одного взрыва может быть превращено в стекловидную массу до 100т радиоактивных отходов.

Вопросы

1. Знали ли вы, что в нашей стране накопилось много радиоактивного «мусора» и что он теперь - реальная и грозная опасность для нашей жизни и здоровья?

2. Откуда берется этот «мусор»?

3. Какие могут быть экологические последствия»; сели проблему отходов срочно не решить?


5. Постановка проблемного вопроса с целью привлечения имеющихся у учащихся знаний к решению задач практического характера:


Если познавательная задача содержит новые для учащихся понятия, факты, способы действия, то она проблемна по содержанию.

1) Как нужно поставить плоское зеркало на нарисованный квадрат чтобы получилось изображение: трех-, четырех-, и пятиугольника?

2) Сколько изображений предмета получается между двумя зеркалами, если их расположить перпендикулярно друг к другу? если угол уменьшать? если параллельно одно другому?

Проблемные ситуации вызывают ощущение трудности, что ставит учеников перед необходимостью мобилизовать свои знания для ее преодоления, и активно включиться в учебную деятельность. А ведь именно в процессе деятельности и происходит формирование необходимых учебных компетенций, поэтому технология проблемного обучения является на сегодняшний день актуальной и эффективной.


Проблемное обучение на уроках физики
  • Физика
Описание:

            

Проблемное обучение - это обучение, ос­нованное на показе диалектического противоречия между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами, явлениями. Цель про­блемного обучения - при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в разви­тии мышления, творческих способностей учащихся. Для проблемного обучения не­обходимо, чтобы учитель умел создать проблемную си­туацию, а также  развивал у учащихся навыки самостоятельного поиска способов её реше­ния. В разработке содержатся  методические приемы создания проблемных ситуаций.

Автор Земченкова Екатерина Владимировна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Физика
Подраздел Другое
Просмотров 985
Номер материала 3351
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓