Главная / Обществознание / Проблема выбора и его цена?

Проблема выбора и его цена?

Тема: ПРОБЛЕМА ВЫБОРА И ЕГО ЦЕНА.


Инновационный урок - экономическая игра

«ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДИЛЕММА»

на уроке экономически

в 10 или 11-х классах

Цель:

Показать, что имеет место ограниченности ресурсов, а отсюда и необходимость выбора «что производить, что добывать и сколько» в любой экономической формации.

Выявить границы производственных возможностей общества, проведя экономическую игру.

Связать существо закона убывающей доходности с проблемой выбора в условиях ограниченности ресурсов.


Тип урока: комбинированный урок с элементами игры.


Оборудование: доска, раздаточный материал, книга, тетрадь.

Необходимый материал для проведения игры:

Запасы мелкого цветного бисера или цветных бумажных квадратов.

Распределение по цвету:

  • Черный ( уголь) – 50% от общей численности;

  • Красный ( уран) – 5%;

  • Белый ( газ) - 20%;

  • Голубой ( нефть) – 25%.



ХОД УРОКА

1. Организационный момент.


1. Перед приходом участников в класс, раскидайте часть квадратов в разных частях кабинета, даже там где ученики без подсказки не смогут их найти. Оставшуюся, большую, часть разбросайте на глазах у учеников, для того чтобы они начали искать «ресурсы» лишь там, где они видели, как вы разбрасывали их. Это формирует основу для серьезных обсуждений вопроса, как много мы знаем о месторождении и запасах ресурсов. Величина совокупных запасов остается неизвестной для всех участников игры – это моделирует проблему с запасами ресурсов в реальном мире.


2. Разделить класс на 4 компании, каждая из которых должна специализироваться на поиске и «добычи» одного из «ресурсов»: угля, газа, нефти или урана.


3. Объяснить учащимся, что вы раскидали неизвестное количество квадратов - энергоресурсов. Распределение их по цвету отображает примерные оценки их запасов. Участникам сообщите, что игра проходит в три этапа.

4. Начать «поиски» первого этапа - 1 мин. По истечении минуты игру остановить и поручить каждой компании подсчитать свои ресурсы. При проведении поисков учителю не нужно вмешиваться в работу детей, даже если они будут собирать квадраты не своих цветов. Общую сумму квадратов каждой компании записать на доске. Начать «поиск» второго этапа – 1мин. Компании ищут только то, что осталось не найденным, при этом детям можно сообщить , что ресурсы могут быть и в неизвестных частях кабинета. По истечению времени подсчитать ресурсы и снова записать результаты на доске. Затем аналогично провести третий этап.


5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: (вывешиваются на плакате на доске)

  1. За участие в игре 4 балла

  2. За частичные ответы 1 балл

  3. За полный ответ 3 балла

  4. Инновационная технология 1 балл

Баллы подсчитывают бригадиры и называют оценки членов своей компании.


II. Цель урока (учитель):

«Мы живем в государстве и все хотят жить хорошо, и с каждым годом люди хотят жить лучше, то есть потребность человека не имеет границ, а вот ресурсы ограничены. И как поступить в этом случае? Вот такую задачу мы постараемся сегодня решить.

Мы проведём экономическую игру. (Рассказать о правилах игры.)

Игра рассчитана на закрепление темы «Безграничные потребности и ограниченные ресурсы»


III.Игра.

ОБСУЖДЕНИЕ ИГРЫ.

Мы хотим удовлетворить свои потребности.

Вопрос: Что такое потребность?

- необходимость, нужда человека в чём-либо необходимом для его жизнедеятельность, желание владеть чем-либо, что приносит удовлетворение.

Какие Вы знаете потребности

- по значению: первичные (воздух, вода, пища), вторичные (вызванные развитием цивилизации)

Какие потребности относятся по средствам удовлетворения

- материальные и нематериальные

А по способам удовлетворения

- личные и коллективные

Потребности человека неограниченные и имеют тенденцию к увеличению. Они изменяются качественно в результате появления новых товаров и услуг, т.е. экономических благ.


Цель экономической деятельности – удовлетворение многообразных потребностей человечества. Ресурсы, непосредственно участвующие в процессе производства товаров и услуг, называется (как?) – производственными.

Итак, какие вы знаете производственные ресурсы?

- материальные (земля, полезные ископаемые, капитал)

- информационные

- людские (труд, предпринимательские способности)

Мы собирали материальные ресурсы или что?

- материальные

В первый раз у Вас были проблемы?

- нет, они были все видны

Во второй раз?

- были затруднения, потому что их осталось мало

В третий раз?

- их осталось очень мало и нам пришлось их искать

Применялись ли технические средства для производства благ?

А теперь подведём итог, кто и сколько собрал полезных ископаемых?

- идёт подсчёт баллов

Вы собирали один вид полезных ископаемых, у Вас был выбор?

Что такое выбор?

- процесс принятия решения, когда в соответствии с определёнными критериями оценивается существующие альтернативы.

Основное экономическое противоречие между безграничностью потребностей человека и ограниченностью ресурсов обусловлено проблему выбора? Любая альтернатива имеет цену (стоимость).

Что такое альтернативная стоимость?

- цена выбора, т.е. количество (стоимость) товара от производства которого мы отказываемся в пользу другого. Это приоритетный вариант использования ресурсов?

Рассмотрим нашу игру. Какая корпорация собирает какие ресурсы и почему они это делают?

- I корпорация собирала газ?

Разве газ идёт один? Он встречается вместе с нефтью. (подводится итог). ответ учеников.

- II корпорация – уран – это очень дорогостоящее производство. Распыляли они свои средства на производство, или нет?

Подводится итог этой корпорации (ответ учеников).

- III корпорация – уголь

подводится итог сколько собирали и собрали они ещё что-нибудь!

- II корпорация нефть?

подводится итог сколько собрано и что ещё собрано попутно.

Можно ли собрать полезных ископаемых больше, чем есть в государстве?

- нет (их столько сколько есть).

А если ещё произвести дополнительные изучения месторождения? Можно?

- да, можно, потому что они ещё не все изучены и есть перспектива для государства.

Какие экономические ресурсы использовались для сбора ресурсов?

- труд, новая технология, капитал. Как можно собрать больше квадратиков за одно и то же время? (инновация)

Что можно спрогнозировать с предложением ресурсов на будущее. Они будут встречаться всё реже, и как это может на их цене при всё возрастающих в них потребностях, т.е. спрос на них?

- можно рассказать о том, что повышается у нас цена и на уголь и на газ.

- тонна угля до 600 грн., баллон газа- 100 грн., поднялась цена на бензин и по всей видимости это не предел.

Изменилась ли обстановка в классе после игры?

Изменяется ли природа? После добычи полезных ископаемых.

- да, изменяется. Разрушается и изменяется рельеф, создаются терриконы около шахт, загрязняются атмосфера, гидросфера и литосфера.

А как называется наука , изучающая деятельность предпринимателей и потребителей, а так же семьи?

- микроэкономика

А что такое микроэкономика?

- Наука о хозяйстве в целом! Изучает общие черты национальной экономики.

Итак, подведем итог урока. Что изучает экономика?

Это наука о производстве, распространении, обмене и потреблении потребности и благ. Она находится в постоянном развитии вместе с обществом.

А что такое благо?

-Все товары, услуги, социальные и экономические условия, которые удовлетворяют потребности человека, или которые человек так или иначе исследует.

А какая необходимость знания экономики в жизни человека?

-для решения возможностей выбора в будущей профессии;

-для того, чтобы лучше жить, увеличить своё благосостояние;

-для воплощения своей мечты.

А в жизни общества?

-для обеспечения социальной и политической стабильности страны;

-для обеспечения достойного условия жизни, построения сильного государства.


Вопросы игры и её обсуждение:

  • Что такое потребность?

  • Какие вы знаете потребности?

  • По средствам удовлетворения, какие вы знаете потребности?

  • А по способу удовлетворения?

  • Ресурсы, непосредственно участвующие в процессе производства товаров и услуг называются?

  • Какие вы знаете производственные ресурсы?

  • Вы собирали полезные ископаемые, почему только одни? У вас был выбор?

  • Что такое выбор?

  • Что такое альтернативная стоимость?

  • Встречаются ли в природе полезные ископаемые на одной территории одного вида или нет?

  • Можно ли собрать полезных ископаемых больше, чем их есть в стране?

  • А если провести дополнительные изучения?

  • Какие экономические ресурсы используют для сбора ресурсов?

  • Что можно спрогнозировать о наличии полезных ископаемых в стране? И как это повлияет на их цену, при всё возрастающей потребности?

  • Изменился ли интерьер класса после игры?

  • Изменится или изменяется природа после добычи полезных ископаемых?

  • А как называется наука, изучающая деятельность предприятия, корпорации?

  • А если мы изучаем экономику в целом всего государства?

  • Так, что же изучает экономика?

  • Что такое благо?

  • А какая необходимость знать экономику Вам?

  • А в жизни общества?


VI. Заключение: (прочитать цель урока)

Так существует проблема выбора в любом государстве, семье, предприятии в условиях ограниченности ресурсов. И перед всем человечеством стоит выбор как лучше использовать природные ресурсы, производственные возможности в условиях ограниченности ресурсов. Нужно бережно относиться к природе и добывать, перерабатывать, пускать как можно больше производственных возможностей, чтобы ещё осталось другим поколениям.

V. Подведение итогов:

Первыми выступают президенты корпораций и рассказывают, сколько баллов получили их члены команды с комментариями оценок.

Подвести итог, какая группа была наиболее активна в игре и обсуждении по общей сумме баллов.

Д./з. Оз. Найти материал об экономических системах

Специалист высшей категории, «Старший учитель»,

Методист ЦДЮТ Симферопольского района Антоненко Е.Н.

Проблема выбора и его цена?
  • Обществознание
Описание:

Конспект урока может быть использован на уроках экономики или обществознания в 10 или 11 классе.  Цель урока:  показать, что имеет место ограниченности ресурсов, а отсюда что производить и необходимость выбора " что производить, что добывать и сколько" в любой экономической формации.

   Выявить границы производственных возможностей  общества, проведя экономическую игру. 

    Связать   существо закона  убывающей  доходности с проблемой выбора в условиях  ограниченности ресурсов.

 

Автор Антоненко Елена Николаевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 421
Номер материала 15924
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓