Инфоурок Обществознание Другие методич. материалыПроблема выбора и его цена?

Проблема выбора и его цена?

Скачать материал

Тема:  ПРОБЛЕМА ВЫБОРА И ЕГО ЦЕНА.

 

Инновационный урок  -  экономическая игра

        

  «ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДИЛЕММА»

на уроке  экономически

в 10 или 11-х классах

Цель:

Показать, что имеет место ограниченности ресурсов, а отсюда и                                        необходимость выбора «что производить, что добывать и сколько» в любой экономической формации.

Выявить границы производственных возможностей общества, проведя экономическую игру.

Связать  существо закона  убывающей доходности с проблемой выбора   в условиях ограниченности ресурсов.

 

Тип урока:   комбинированный  урок с элементами игры.

 

Оборудование: доска, раздаточный материал, книга, тетрадь.

 Необходимый материал для проведения игры:

Запасы мелкого цветного бисера или цветных бумажных квадратов.

Распределение по цвету:

·        Черный ( уголь) – 50% от общей численности;

·        Красный ( уран) – 5%;

·        Белый ( газ)  - 20%;

·        Голубой ( нефть) – 25%.

 

 

ХОД УРОКА

                              

1. Организационный момент.

 

1. Перед приходом участников в класс, раскидайте часть квадратов в разных частях кабинета, даже там где ученики без подсказки  не смогут их найти. Оставшуюся, большую, часть разбросайте на глазах у учеников, для того чтобы они  начали искать «ресурсы» лишь там, где они видели, как вы разбрасывали их.  Это формирует основу для серьезных обсуждений вопроса,   как много мы знаем о месторождении и запасах ресурсов.  Величина совокупных запасов остается неизвестной для всех участников игры – это моделирует проблему с запасами ресурсов в реальном мире.

 

2. Разделить класс на 4 компании, каждая из которых должна специализироваться на поиске и «добычи» одного из «ресурсов»: угля, газа, нефти или урана.

 

3. Объяснить учащимся, что вы раскидали неизвестное количество квадратов - энергоресурсов. Распределение их по цвету отображает примерные оценки их запасов. Участникам сообщите, что игра проходит в три этапа.

 

4. Начать «поиски» первого этапа - 1 мин. По истечении минуты игру остановить и поручить каждой компании подсчитать свои ресурсы. При проведении поисков учителю не нужно  вмешиваться в работу детей, даже если они будут собирать квадраты не своих цветов. Общую сумму квадратов каждой компании записать на доске. Начать «поиск» второго этапа – 1мин. Компании ищут только то, что осталось не найденным, при этом детям можно сообщить , что ресурсы могут быть и в неизвестных частях кабинета. По истечению времени подсчитать ресурсы и снова записать результаты на доске. Затем аналогично провести  третий этап.

 

5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: (вывешиваются на плакате на доске)

1.     За участие в игре                          4 балла

2.     За частичные ответы                    1 балл

3.     За полный ответ                            3 балла

4.     Инновационная технология         1 балл

Баллы подсчитывают бригадиры и называют оценки членов своей компании.

 

  II. Цель урока   (учитель):

«Мы живем в государстве  и все хотят жить хорошо, и с каждым годом люди хотят жить лучше, то есть потребность человека не имеет границ, а вот ресурсы ограничены. И как поступить в этом случае? Вот такую задачу мы постараемся сегодня решить.

Мы проведём экономическую игру. (Рассказать о правилах игры.)

 Игра рассчитана на закрепление темы «Безграничные потребности и                                                                                                                  ограниченные ресурсы»               

 

III.Игра.

ОБСУЖДЕНИЕ ИГРЫ.

Мы хотим удовлетворить свои потребности.

Вопрос:  Что такое потребность?

- необходимость, нужда человека в чём-либо необходимом для его жизнедеятельность, желание владеть чем-либо, что приносит удовлетворение.

Какие Вы знаете потребности

- по значению: первичные (воздух, вода, пища), вторичные (вызванные развитием цивилизации)

Какие потребности относятся по средствам удовлетворения

- материальные и нематериальные

А по способам удовлетворения

- личные и коллективные

Потребности человека неограниченные и имеют тенденцию к увеличению. Они изменяются качественно в результате появления новых товаров и услуг, т.е. экономических благ.

 

Цель экономической деятельности – удовлетворение многообразных потребностей человечества. Ресурсы,  непосредственно участвующие в процессе производства товаров и услуг, называется (как?) – производственными.

Итак, какие вы знаете производственные ресурсы?

- материальные (земля, полезные ископаемые, капитал)

- информационные

- людские (труд, предпринимательские способности)

Мы собирали материальные ресурсы или что?

- материальные

В первый раз у Вас были проблемы?

- нет, они были все видны

Во второй раз?

- были затруднения, потому что их осталось мало

В третий раз?

- их осталось очень мало и нам пришлось их искать

Применялись ли технические средства для производства благ?

А теперь подведём итог,  кто и сколько собрал полезных ископаемых?

- идёт подсчёт баллов

Вы собирали один вид полезных ископаемых, у Вас был выбор?

Что такое выбор?

- процесс принятия решения, когда в соответствии с определёнными критериями оценивается существующие альтернативы.

Основное экономическое противоречие между безграничностью потребностей человека и ограниченностью ресурсов обусловлено проблему выбора? Любая альтернатива имеет цену (стоимость).

Что такое альтернативная стоимость?

- цена выбора, т.е. количество (стоимость) товара от производства которого мы отказываемся в пользу другого. Это приоритетный вариант использования ресурсов?

Рассмотрим нашу игру. Какая корпорация собирает какие ресурсы и почему они это делают?

- I корпорация собирала газ?

  Разве газ идёт один? Он встречается вместе с нефтью. (подводится итог).   ответ учеников.

- II корпорация – уран – это очень дорогостоящее производство. Распыляли они свои средства на производство, или нет?

Подводится итог этой корпорации (ответ учеников).

- III корпорация – уголь

подводится итог сколько собирали и собрали они ещё что-нибудь!

- II корпорация нефть?

подводится итог сколько собрано и что ещё собрано попутно.

Можно ли собрать полезных ископаемых больше, чем есть в государстве?

- нет (их столько сколько есть).

А если ещё произвести дополнительные изучения месторождения? Можно?

- да, можно, потому что они ещё не все изучены и есть перспектива для государства.

Какие экономические ресурсы использовались для сбора ресурсов?

- труд, новая технология, капитал. Как можно собрать больше квадратиков за одно и то же время? (инновация)

 Что можно спрогнозировать с предложением ресурсов на будущее. Они будут встречаться всё реже, и как это может на их цене при всё возрастающих в них потребностях, т.е. спрос на них?

- можно рассказать о том, что повышается у нас цена и на уголь и на газ.

- тонна угля до 600 грн., баллон газа- 100 грн., поднялась цена на бензин и по всей видимости это не предел.

Изменилась ли обстановка в классе после игры?

Изменяется ли природа? После добычи полезных ископаемых.

- да, изменяется. Разрушается  и изменяется рельеф, создаются терриконы около шахт, загрязняются атмосфера, гидросфера и литосфера.

А как  называется наука , изучающая деятельность предпринимателей и потребителей, а так же семьи?

- микроэкономика

А что такое микроэкономика?

- Наука о хозяйстве в целом! Изучает общие черты национальной экономики.

Итак, подведем итог урока. Что изучает экономика?

Это наука о производстве, распространении, обмене и потреблении потребности и благ. Она находится в постоянном развитии вместе с обществом.

А что такое благо?

-Все товары, услуги, социальные и экономические условия, которые удовлетворяют потребности человека, или которые человек так или иначе исследует.

А какая необходимость знания экономики в жизни человека?

-для решения возможностей выбора в будущей профессии;

-для того, чтобы лучше жить, увеличить своё благосостояние;

-для воплощения своей мечты.

А в жизни общества?

-для обеспечения социальной и политической стабильности страны;

-для обеспечения достойного условия жизни, построения сильного государства.

 

 Вопросы игры и её обсуждение:

·        Что такое потребность?

·        Какие вы знаете потребности?

·        По средствам удовлетворения, какие вы знаете потребности?

·        А по способу удовлетворения?

·        Ресурсы, непосредственно участвующие в процессе производства товаров и услуг называются?

·        Какие вы знаете производственные ресурсы?

·        Вы собирали полезные ископаемые, почему только одни?   У вас был выбор?

·        Что такое выбор?

·        Что такое альтернативная стоимость?

·        Встречаются ли в природе полезные ископаемые на одной территории одного вида или нет?

·        Можно ли собрать полезных ископаемых больше, чем их есть в стране?

·        А если провести дополнительные изучения?

·        Какие экономические ресурсы используют для сбора ресурсов?

·        Что можно спрогнозировать о наличии полезных ископаемых в стране? И как это повлияет на их цену, при всё возрастающей потребности?

·        Изменился ли интерьер класса после игры?

·        Изменится или изменяется природа после добычи полезных ископаемых?

·        А как называется наука, изучающая деятельность предприятия, корпорации?

·        А если мы изучаем экономику в целом всего государства?

·        Так, что же изучает экономика?

·        Что такое благо?

·        А какая необходимость знать экономику Вам?

·        А в жизни общества?

 

   VI. Заключение: (прочитать цель урока)

   Так существует проблема выбора  в любом государстве, семье,   предприятии в условиях ограниченности ресурсов. И перед всем человечеством стоит выбор как лучше использовать природные ресурсы, производственные возможности в условиях ограниченности ресурсов. Нужно бережно относиться к  природе и добывать, перерабатывать, пускать как можно больше производственных возможностей, чтобы ещё осталось другим поколениям.

V. Подведение итогов:

Первыми выступают президенты корпораций и рассказывают, сколько баллов получили их члены команды с комментариями оценок.

Подвести итог, какая группа была наиболее активна в игре и обсуждении по общей сумме баллов.

Д./з. Оз.   Найти материал об экономических     системах

     

 Специалист высшей категории,  «Старший учитель»,

 Методист ЦДЮТ Симферопольского района Антоненко Е.Н.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Проблема выбора и его цена?"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Администратор баз данных

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока может быть использован на уроках экономики или обществознания в 10 или 11 классе.  Цель урока:  показать, что имеет место ограниченности ресурсов, а отсюда что производить и необходимость выбора " что производить, что добывать и сколько" в любой экономической формации.

   Выявить границы производственных возможностей  общества, проведя экономическую игру. 

    Связать   существо закона  убывающей  доходности с проблемой выбора в условиях  ограниченности ресурсов.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 928 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 406
    • DOCX 53.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Антоненко Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Антоненко Елена Николаевна
    Антоненко Елена Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 11
    • Всего просмотров: 11569
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 261 человек

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 113 человек

Курс профессиональной переподготовки

Обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель обществознания

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 287 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 287 человек

Мини-курс

Soft-skills современного педагога

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Здоровьесбережение и физическое развитие школьников

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Судебные процессы и взыскание убытков: правовые аспекты и процедуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек