Тема: ПРОБЛЕМА ВЫБОРА И ЕГО
ЦЕНА.
Инновационный урок - экономическая игра
«ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ
ДИЛЕММА»
на уроке экономически
в 10 или 11-х классах
Цель:
Показать, что имеет место ограниченности ресурсов, а отсюда
и необходимость выбора «что производить,
что добывать и сколько» в любой экономической формации.
Выявить границы производственных возможностей общества, проведя
экономическую игру.
Связать существо закона убывающей доходности с проблемой выбора в
условиях ограниченности ресурсов.
Тип урока: комбинированный урок с элементами игры.
Оборудование: доска, раздаточный материал, книга, тетрадь.
Необходимый материал
для проведения игры:
Запасы мелкого цветного бисера или цветных бумажных квадратов.
Распределение по цвету:
·
Черный ( уголь) – 50% от
общей численности;
·
Красный ( уран) – 5%;
·
Белый ( газ) - 20%;
·
Голубой ( нефть) – 25%.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
1. Перед приходом участников в класс, раскидайте часть квадратов в
разных частях кабинета, даже там где ученики без подсказки не смогут их найти.
Оставшуюся, большую, часть разбросайте на глазах у учеников, для того чтобы
они начали искать «ресурсы» лишь там, где они видели, как вы разбрасывали их. Это
формирует основу для серьезных обсуждений вопроса, как много мы знаем о
месторождении и запасах ресурсов. Величина совокупных запасов
остается неизвестной для всех участников игры – это моделирует проблему с
запасами ресурсов в реальном мире.
2. Разделить класс на 4 компании, каждая из которых должна
специализироваться на поиске и «добычи» одного из «ресурсов»: угля, газа, нефти
или урана.
3. Объяснить учащимся, что вы раскидали неизвестное количество
квадратов - энергоресурсов. Распределение их по цвету отображает примерные
оценки их запасов. Участникам сообщите, что игра проходит в три этапа.
4. Начать «поиски» первого этапа - 1 мин. По истечении минуты игру
остановить и поручить каждой компании подсчитать свои ресурсы. При проведении поисков
учителю не нужно вмешиваться в работу детей, даже если они будут собирать
квадраты не своих цветов. Общую сумму квадратов каждой компании записать на
доске. Начать «поиск» второго этапа – 1мин. Компании ищут только то, что
осталось не найденным, при этом детям можно сообщить , что ресурсы могут быть и
в неизвестных частях кабинета. По истечению времени подсчитать ресурсы и снова
записать результаты на доске. Затем аналогично провести третий этап.
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: (вывешиваются на плакате на доске)
1.
За участие в
игре 4 балла
2.
За частичные
ответы 1 балл
3.
За полный
ответ 3 балла
4.
Инновационная
технология 1 балл
Баллы подсчитывают
бригадиры и называют оценки членов своей компании.
II. Цель урока (учитель):
«Мы живем в государстве и все хотят жить хорошо, и с каждым годом люди
хотят жить лучше, то есть потребность человека не имеет границ, а вот ресурсы
ограничены. И как поступить в этом случае? Вот такую задачу мы постараемся
сегодня решить.
Мы проведём экономическую игру. (Рассказать о правилах игры.)
Игра
рассчитана на закрепление темы «Безграничные потребности
и
ограниченные ресурсы»
III.Игра.
ОБСУЖДЕНИЕ ИГРЫ.
Мы хотим удовлетворить свои потребности.
Вопрос: Что такое потребность?
- необходимость, нужда человека в чём-либо необходимом для его
жизнедеятельность, желание владеть чем-либо, что приносит удовлетворение.
Какие Вы знаете потребности
- по значению: первичные (воздух, вода, пища), вторичные (вызванные
развитием цивилизации)
Какие потребности относятся по средствам удовлетворения
- материальные и нематериальные
А по способам удовлетворения
- личные и коллективные
Потребности человека неограниченные и имеют тенденцию к увеличению. Они
изменяются качественно в результате появления новых товаров и услуг, т.е.
экономических благ.
Цель экономической деятельности – удовлетворение многообразных
потребностей человечества. Ресурсы, непосредственно участвующие в процессе
производства товаров и услуг, называется (как?) – производственными.
Итак, какие вы знаете производственные ресурсы?
- материальные (земля, полезные ископаемые, капитал)
- информационные
- людские (труд, предпринимательские способности)
Мы собирали материальные ресурсы или что?
- материальные
В первый раз у Вас были проблемы?
- нет, они были все видны
Во второй раз?
- были затруднения, потому что их осталось мало
В третий раз?
- их осталось очень мало и нам пришлось их искать
Применялись ли технические средства для производства
благ?
А теперь подведём итог, кто и сколько собрал полезных ископаемых?
- идёт подсчёт баллов
Вы собирали один вид полезных ископаемых, у Вас был выбор?
Что такое выбор?
- процесс принятия решения, когда в соответствии с определёнными
критериями оценивается существующие альтернативы.
Основное экономическое противоречие между безграничностью потребностей
человека и ограниченностью ресурсов обусловлено проблему выбора? Любая
альтернатива имеет цену (стоимость).
Что такое альтернативная стоимость?
- цена выбора, т.е. количество (стоимость) товара от производства
которого мы отказываемся в пользу другого. Это приоритетный вариант
использования ресурсов?
Рассмотрим нашу игру. Какая корпорация собирает какие
ресурсы и почему они это делают?
- I корпорация собирала газ?
Разве газ идёт один? Он встречается вместе с нефтью. (подводится
итог). ответ учеников.
- II корпорация – уран – это очень
дорогостоящее производство. Распыляли они свои средства на производство, или
нет?
Подводится итог этой корпорации (ответ учеников).
- III корпорация – уголь
подводится итог сколько собирали и собрали они ещё что-нибудь!
- II корпорация нефть?
подводится итог сколько собрано и что ещё собрано попутно.
Можно ли собрать полезных ископаемых больше, чем есть
в государстве?
- нет (их столько сколько есть).
А если ещё произвести дополнительные изучения
месторождения? Можно?
- да, можно, потому что они ещё не все изучены и есть перспектива для
государства.
Какие экономические ресурсы использовались для сбора
ресурсов?
- труд, новая технология, капитал. Как можно собрать больше квадратиков
за одно и то же время? (инновация)
Что можно спрогнозировать с предложением ресурсов на будущее. Они
будут встречаться всё реже, и как это может на их цене при всё возрастающих в
них потребностях, т.е. спрос на них?
- можно рассказать о том, что повышается у нас цена и на уголь и на
газ.
- тонна угля до 600 грн., баллон газа- 100 грн., поднялась цена на
бензин и по всей видимости это не предел.
Изменилась ли обстановка в классе после игры?
Изменяется ли природа? После добычи полезных ископаемых.
- да, изменяется. Разрушается и изменяется рельеф, создаются терриконы
около шахт, загрязняются атмосфера, гидросфера и литосфера.
А как называется наука , изучающая деятельность предпринимателей и
потребителей, а так же семьи?
- микроэкономика
А что такое микроэкономика?
- Наука о хозяйстве в целом! Изучает общие черты национальной
экономики.
Итак, подведем итог урока. Что изучает экономика?
Это наука о производстве, распространении, обмене и потреблении
потребности и благ. Она находится в постоянном развитии вместе с обществом.
А что такое благо?
-Все товары, услуги, социальные и экономические условия, которые
удовлетворяют потребности человека, или которые человек так или иначе
исследует.
А какая необходимость знания экономики в жизни
человека?
-для решения возможностей выбора в будущей профессии;
-для того, чтобы лучше жить, увеличить своё благосостояние;
-для воплощения своей мечты.
А в жизни общества?
-для обеспечения социальной и политической стабильности страны;
-для обеспечения достойного условия жизни, построения сильного
государства.
Вопросы игры и её обсуждение:
·
Что такое потребность?
·
Какие вы знаете
потребности?
·
По средствам
удовлетворения, какие вы знаете потребности?
·
А по способу
удовлетворения?
·
Ресурсы, непосредственно
участвующие в процессе производства товаров и услуг называются?
·
Какие вы знаете
производственные ресурсы?
·
Вы собирали полезные
ископаемые, почему только одни? У вас был выбор?
·
Что такое выбор?
·
Что такое альтернативная
стоимость?
·
Встречаются ли в природе
полезные ископаемые на одной территории одного вида или нет?
·
Можно ли собрать полезных
ископаемых больше, чем их есть в стране?
·
А если провести
дополнительные изучения?
·
Какие экономические
ресурсы используют для сбора ресурсов?
·
Что можно спрогнозировать
о наличии полезных ископаемых в стране? И как это повлияет на их цену, при всё возрастающей
потребности?
·
Изменился ли интерьер
класса после игры?
·
Изменится или изменяется
природа после добычи полезных ископаемых?
·
А как называется наука,
изучающая деятельность предприятия, корпорации?
·
А если мы изучаем
экономику в целом всего государства?
·
Так, что же изучает
экономика?
·
Что такое благо?
·
А какая необходимость
знать экономику Вам?
·
А в жизни общества?
VI. Заключение: (прочитать цель урока)
Так существует проблема выбора в любом государстве, семье, предприятии
в условиях ограниченности ресурсов. И перед всем человечеством стоит выбор как
лучше использовать природные ресурсы, производственные возможности в условиях
ограниченности ресурсов. Нужно бережно относиться к природе и добывать,
перерабатывать, пускать как можно больше производственных возможностей, чтобы
ещё осталось другим поколениям.
V. Подведение итогов:
Первыми выступают президенты корпораций и рассказывают, сколько баллов
получили их члены команды с комментариями оценок.
Подвести итог, какая группа была наиболее активна в игре и обсуждении
по общей сумме баллов.
Д./з. Оз. Найти материал об экономических системах
Специалист высшей категории, «Старший учитель»,
Методист ЦДЮТ Симферопольского района Антоненко Е.Н.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.