Романенко Оксана Александровна,
преподаватель музыкального
теоретического курса МБОУ ДОД
Детская школа искусств № 2 г. Димитровграда
Проблема воспитания интереса к
классической музыке
в младшем школьном возрасте как
средство патриотического воспитания
Актуальность
исследования обусловлена следующими положениями:
Проблема
воспитания интереса к музыке у детей младшего школьного возраста принадлежит к числу важнейших.
Необходимость приобщения к культурному наследию начиная с младшего школьного
возраста и важность этого процесса для развития ребенка подчеркивается в трудах
Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, Д.Б.Кабалевского, АВ.Кенеман, Т.С.Комаровой, А.Н.Леонтьева, Н.А.Метлова, В.И.Петрушина, О.П.Радыновой, Б.М.Теплова,
Р.М.Лумичевой, В.Н.Шацкой и других. Современные концепции начального
образования признают актуальность развития детей на подлинных образцах мировой
культуры, в том числе музыкальной, формируя ценностные ориентации
личности (А.И.Катинене, О.П.Радынова, Р.М.Чумичева, Л.В.Школяр).
Интерес к музыке младших
школьников рассматривается в настоящее время в русле более широкой проблемы формирования основ музыкальной
культуры. Педагогический аспект воспитания интереса к музыке связан с
формированием музыкально-эстетического сознания,
являющегося ядром музыкальной культуры личности (И.А. Джидарьян, А.И. Катинене, Т.С.Комарова, О.П. Радынова, Р.А.
Тельчарова, Н.М. Лерноиваненко, Р.М.Чумичева и другие). Интерес
выступает одним из базисных компонентов музыкально-эстетического сознания и
отражает субъективное эстетическое отношение к музыке, основанное на
эмоциональных и интеллектуальных проявлениях (Г.З.Апресян, Н.И.Киященко,
Н.Л.Лейзеров). Интерес служит своеобразным "компасом", направляющим эстетическую деятельность ребенка на
"присвоение" личностно значимых для него ценностей музыкальной
культуры.
Исследования
специалистов в области музыкальной педагогики доказывают необходимость более серьезного подхода к
проблеме воспитания интереса к музыке,
однако музыкальные интересы младших школьников не были предметом специального
научного исследования. В работах, имеющих непосредственное отношение к
детям младшего школьного возраста, проблема воспитания интереса к музыке остается недостаточно разработанной: не раскрыто
содержание данного понятия, не определены педагогические условия его
воспитания, формы и методы педагогического руководства.
Результаты ознакомления с
практикой музыкального воспитания в школьных образовательных учреждениях и в
условиях семьи показали, что педагоги и родители не уделяют достаточного внимания воспитанию у детей интереса к музыке.
Родители редко предлагают детям слушать классику. Ориентиром ценности в
семье является развлекательная музыка. Представления родителей о музыкальном
развитии ребенка ограничиваются обучением
практическим навыкам и умениям. Педагоги-практики имеют неточные
представления о содержании понятия музыкального интереса младших школьников и
методах его воспитания у детей.
Объект исследования: процесс музыкального образования младших школьников
Предмет исследования: содержательные и технологические аспекты педагогического обеспечения
музыкального образования младших школьников
Наблюдается явное противоречие
между потребностью общества в личности, обладающей глубоким интересом к
классической музыки и недостаточной разработанностью педагогических аспектов
воспитания интереса к классики у младших школьников; недостаточно определены и
разработаны педагогические условия музыкального образования учащихся школы I
ступени; недостаточно развит интерес к классической музыке у современных
школьников.
В связи с
этим сформулирована проблема исследования: каковы специфика, условия, содержание и
способы педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса на уроках
музыки в школе I ступени?
Цель исследования: разработка теоретических основ и практических путей
педагогического обеспечения музыкального образования младших школьников в
условиях образовательного учреждения.
Для решения
поставленных задач применялись следующие методы исследования:
теоретический анализ научной литературы; психолого-педагогические методы
(наблюдение, тестирование, анкетирование, индивидуальные беседы с родителями и воспитателями); педагогический
эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), математическая
обработка результатов исследования.
Первый этап включал
изучение и теоретический анализ эстетической, психологической,
педагогической и музыковедческой литературы по исследуемой проблеме. Были
сформулированы предмет, цель, гипотеза, определены методология и методика
экспериментальной работы. Подготовлен и
проведен констатирующий эксперимент, обработаны результаты анкетирования
педагогов и родителей.
Второй
этап. Разработана методика воспитания интереса к
классической музыке у детей младшего школьного возраста. Проведен формирующий
эксперимент.
Третий
этап. Проведен контрольный эксперимент. Обобщены и оформлены
результаты исследования, сформулированы его основные выводы.
Научная
новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что:
— разработано
определение понятия "интерес к музыке" младшего школьника;
— раскрыта
структура музыкального интереса детей младшего школьного возраста, состоящая из
эмоционального и интеллектуального компонентов;
— теоретически
обоснована, экспериментально проверена и подтверждена эффективность педагогических условий,
необходимых для воспитания интереса к музыке у детей младшего школьного возраста (накопление
музыкально-интонационного опыта восприятия классических музыкальных
произведений, как эталонов красоты; использование
системы игр, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости, активизирующих
интеллектуальные и творческие проявления и побуждающих к выражению ценностного
отношения; использование вариативных форм организации детской музыкальной
деятельности);
— определены критерии оценки и уровни развития интереса к музыке в
младшем школьном возрасте на основе динамики развития его компонентов;
Практическая значимость
исследования заключается в том, что создана система игр, способствующих воспитанию интереса к музыке у
младших школьников и показана возможность их эффективного применения в
различных формах детской музыкальной деятельности. Разработана методика
воспитания интереса к классической музыке и рекомендации по ее использованию в
работе с детьми в школьных образовательных учреждениях.
Результаты исследования могут быть
использованы в преподавании курса "Теория и методика музыкального
воспитания детей младшего школьного возраста" в педагогических училищах,
колледжах, на факультетах дошкольной педагогики и психологии педагогических институтов и университетов, а также в
институтах повышения квалификации работников начального образования.
Достоверность и обоснованность
результатов и выводов исследования подтверждается их соответствием
методологическим положениям педагогики, психологии, эстетики и музыкознания; применением адекватных цели,
задачам и логике курсовой работы методов исследования; проверкой
основных теоретических положений курсовой в ходе
опытно-экспериментальной работы; воспроизводимостью полученных результатов в
других школьных учреждениях; качественным и количественным анализом
результатов исследования.
Используемая литература
1.
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в
общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1983.
2.
Абульханова
К.А. О субъекте психической деятельности. - М.: Наука, 1976.
3.
Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (От детского сада — к
начальной школе). - Воронеж:
НПО "МОДЕК", 1998.
4.
Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А.Бодалева.
- М.: Изд-во "Институт практической психологии" -Воронеж: НПО "МОДЭК",
1995.
5.О.А.Апраксина
«Учите детей петь» Москва 1989 год
6.Апраксина
О.А. Методика развития музыкального восприятия: Учебное пособие. - М.: MГПИ им. В.И.Ленина, 1985.
7.Бакушинский А.В.
Исследования и статьи. - М.: Сов. художник, 1981.
8.Баренбойм Л.
Выдающиеся советские музыканты - просветители //Музыкальная педагогика и исполнительство.
- Л.: Музыка, 1974.
9.Божович Л.И.
Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
10.Бондаренко А.К.
Дидакгические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
11.Бочкарева
О.В. Принцип активно-личностного постижения музыкальных произведений в художественно-педагогическом
диалоге // Интеграция образования. -1997.
12.Н.А. Ветлугина
«Музыкальный букварь» М. 1978г.
13.П. Вейс «Ступеньки
в музыку» Москва «Советский композитор» 1987
14.Вопросы методики
музыкального воспитания детей. Издательство «Музыка» Москва 1975
15.«Играем - танцуем»
(выпуски 5-6) Москва «Композитор» 1994
16.Д.Б. Кабалевский «Программа Музыка» 1 – 8 класс Москва 1992г.
17.Н.Т.Кононова
«Музыкально –дидактические игры для дошкольников» Москва
«Просвещение» 1982
18.«Наглядные
средства в музыкальном воспитании дошкольников»
19.Первые шаги в
музыке. М. Андреева, Е.Конорова Москва «Советский композитор» 1991
20.Потешки и забавы
для малышей (выпуск №1) Москва «Советский композитор» 1992
21.Т.С. Ригина «Уроки
музыки в начальных классах» Москва «Просвещение» 1979
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.