Главная / Музыка / Проблема воспитания интереса к классической музыке в младшем школьном возрасте как средство патриотического воспитания

Проблема воспитания интереса к классической музыке в младшем школьном возрасте как средство патриотического воспитания

Романенко Оксана Александровна,

преподаватель музыкального

теоретического курса МБОУ ДОД

Детская школа искусств № 2 г. Димитровграда


Проблема воспитания интереса к классической музыке

в младшем школьном возрасте как средство патриотического воспитания


Актуальность исследования обусловлена следующими положениями:

Проблема воспитания интереса к музыке у детей младшего школьного возраста принадлежит к числу важнейших. Необходимость приобщения к культурному наследию начиная с младшего школьного возраста и важность этого процесса для развития ребенка подчеркивается в трудах Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, Д.Б.Кабалевского, АВ.Кенеман, Т.С.Комаровой, А.Н.Леонтьева, Н.А.Метлова, В.И.Петрушина, О.П.Радыновой, Б.М.Теплова, Р.М.Лумичевой, В.Н.Шацкой и других. Современные концепции начального образования признают актуальность развития детей на подлинных образцах мировой культуры, в том числе музыкальной, формируя ценностные ориентации личности (А.И.Катинене, О.П.Радынова, Р.М.Чумичева, Л.В.Школяр).

Интерес к музыке младших школьников рассматривается в настоящее время в русле более широкой проблемы формирования основ музыкальной культуры. Педагогический аспект воспитания интереса к музыке связан с формированием музыкально-эстетического сознания, являющегося ядром музыкальной культуры личности (И.А. Джидарьян, А.И. Катинене, Т.С.Комарова, О.П. Радынова, Р.А. Тельчарова, Н.М. Лерноиваненко, Р.М.Чумичева и другие). Интерес выступает одним из базисных компонентов музыкально-эстетического сознания и отражает субъективное эстетическое отношение к музыке, основанное на эмоциональных и интеллектуальных проявлениях (Г.З.Апресян, Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров). Интерес служит своеобразным "компасом", направляющим эстетическую деятельность ребенка на "присвоение" личностно значимых для него ценностей музыкальной культуры.

Исследования специалистов в области музыкальной педагогики доказывают необходимость более серьезного подхода к проблеме воспитания интереса к музыке, однако музыкальные интересы младших школьников не были предметом специального научного исследования. В работах, имеющих непосредственное отношение к детям младшего школьного возраста, проблема воспитания интереса к музыке остается недостаточно разработанной: не раскрыто содержание данного понятия, не определены педагогические условия его воспитания, формы и методы педагогического руководства.

Результаты ознакомления с практикой музыкального воспитания в школьных образовательных учреждениях и в условиях семьи показали, что педагоги и родители не уделяют достаточного внимания воспитанию у детей интереса к музыке. Родители редко предлагают детям слушать классику. Ориентиром ценности в семье является развлекательная музыка. Представления родителей о музыкальном развитии ребенка ограничиваются обучением практическим навыкам и умениям. Педагоги-практики имеют неточные представления о содержании понятия музыкального интереса младших школьников и методах его воспитания у детей.

Объект исследования: процесс музыкального образования младших школьников

Предмет исследования: содержательные и технологические аспекты педагогического обеспечения музыкального образования младших школьников

Наблюдается явное противоречие между потребностью общества в личности, обладающей глубоким интересом к классической музыки и недостаточной разработанностью педагогических аспектов воспитания интереса к классики у младших школьников; недостаточно определены и разработаны педагогические условия музыкального образования учащихся школы I ступени; недостаточно развит интерес к классической музыке у современных школьников.

В связи с этим сформулирована проблема исследования: каковы специфика, условия, содержание и способы педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса на уроках музыки в школе I ступени?

Цель исследования: разработка теоретических основ и практических путей педагогического обеспечения музыкального образования младших школьников в условиях образовательного учреждения.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы; психолого-педагогические методы (наблюдение, тестирование, анкетирование, индивидуальные беседы с родителями и воспитателями); педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), математическая обработка результатов исследования.

Первый этап включал изучение и теоретический анализ эстетической, психологической, педагогической и музыковедческой литературы по исследуемой проблеме. Были сформулированы предмет, цель, гипотеза, определены методология и методика экспериментальной работы. Подготовлен и проведен констатирующий эксперимент, обработаны результаты анкетирования педагогов и родителей.

Второй этап. Разработана методика воспитания интереса к классической музыке у детей младшего школьного возраста. Проведен формирующий эксперимент.

Третий этап. Проведен контрольный эксперимент. Обобщены и оформлены результаты исследования, сформулированы его основные выводы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

разработано определение понятия "интерес к музыке" младшего школьника;

  • раскрыта структура музыкального интереса детей младшего школьного возраста, состоящая из эмоционального и интеллектуального компонентов;

  • теоретически обоснована, экспериментально проверена и подтверждена эффективность педагогических условий, необходимых для воспитания интереса к музыке у детей младшего школьного возраста (накопление музыкально-интонационного опыта восприятия классических музыкальных произведений, как эталонов красоты; использование системы игр, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости, активизирующих интеллектуальные и творческие проявления и побуждающих к выражению ценностного отношения; использование вариативных форм организации детской музыкальной деятельности);

определены критерии оценки и уровни развития интереса к музыке в младшем школьном возрасте на основе динамики развития его компонентов;

Практическая значимость исследования заключается в том, что создана система игр, способствующих воспитанию интереса к музыке у младших школьников и показана возможность их эффективного применения в различных формах детской музыкальной деятельности. Разработана методика воспитания интереса к классической музыке и рекомендации по ее использованию в работе с детьми в школьных образовательных учреждениях.

Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курса "Теория и методика музыкального воспитания детей младшего школьного возраста" в педагогических училищах, колледжах, на факультетах дошкольной педагогики и психологии педагогических институтов и университетов, а также в институтах повышения квалификации работников начального образования.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования подтверждается их соответствием методологическим положениям педагогики, психологии, эстетики и музыкознания; применением адекватных цели, задачам и логике курсовой работы методов исследования; проверкой основных теоретических положений курсовой в ходе опытно-экспериментальной работы; воспроизводимостью полученных результатов в других школьных учреждениях; качественным и количественным анализом результатов исследования.

Используемая литература

  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1983.

  2. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. - М.: Наука, 1976.

  3. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (От детского сада — к начальной школе). - Воронеж: НПО "МОДЕК", 1998.

  4. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А.Бодалева. - М.: Изд-во "Институт практической психологии" -Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995.

  5. О.А.Апраксина «Учите детей петь» Москва 1989 год

6.Апраксина О.А. Методика развития музыкального восприятия: Учебное пособие. - М.: MГПИ им. В.И.Ленина, 1985.

7.Бакушинский А.В. Исследования и статьи. - М.: Сов. художник, 1981.

8.Баренбойм Л. Выдающиеся советские музыканты - просветители //Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л.: Музыка, 1974.

9.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.

10.Бондаренко А.К. Дидакгические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.

11.Бочкарева О.В. Принцип активно-личностного постижения музыкальных произведений в художественно-педагогическом диалоге // Интеграция образования. -1997.

12.Н.А. Ветлугина «Музыкальный букварь» М. 1978г.

13.П. Вейс «Ступеньки в музыку» Москва «Советский композитор» 1987

14.Вопросы методики музыкального воспитания детей. Издательство «Музыка» Москва 1975

15.«Играем - танцуем» (выпуски 5-6) Москва «Композитор» 1994

16.Д.Б. Кабалевский «Программа Музыка» 1 – 8 класс Москва 1992г.

17.Н.Т.Кононова «Музыкально –дидактические игры для дошкольников» Москва «Просвещение» 1982

18.«Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»

19.Первые шаги в музыке. М. Андреева, Е.Конорова Москва «Советский композитор» 1991

20.Потешки и забавы для малышей (выпуск №1) Москва «Советский композитор» 1992

21.Т.С. Ригина «Уроки музыки в начальных классах» Москва «Просвещение» 1979

Проблема воспитания интереса к классической музыке в младшем школьном возрасте как средство патриотического воспитания
  • Музыка
Описание:

Актуальность исследования обусловлена следующими положениями:

Проблема воспитания интереса к музыке у детей  младшего школьного возраста принадлежит к числу важнейших. Необходимость приобщения к культурному наследию начиная с младшего школьного возраста и важность этого процесса для развития ребенка подчеркивается в трудах Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, Д.Б.Кабалевского, АВ.Кенеман, Т.С.Комаровой, А.Н.Леонтьева, Н.А.Метлова, В.И.Петрушина, О.П.Радыновой, Б.М.Теплова, Р.М.Лумичевой, В.Н.Шацкой и других. Современные концепции начального образования признают актуальность развития детей на подлинных образцах мировой культуры, в том числе музыкальной, формируя ценностные ориентации личности (А.И.Катинене, О.П.Радынова, Р.М.Чумичева, Л.В.Школяр).

    Интерес к музыке младших школьников рассматривается в настоящее время в русле более широкой проблемы формирования основ музыкальной культуры. Педагогический аспект воспитания интереса к музыке связан с формированием музыкально-эстетического сознания, являющегося ядром музыкальной культуры личности (И.А. Джидарьян, А.И. Катинене, Т.С.Комарова, О.П. Радынова, Р.А. Тельчарова, Н.М. Лерноиваненко, Р.М.Чумичева и другие). Интерес выступает одним из базисных компонентов музыкально-эстетического сознания и отражает субъективное эстетическое отношение к музыке, основанное на эмоциональных и интеллектуальных проявлениях (Г.З.Апресян, Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров). Интерес служит своеобразным "компасом", направляющим эстетическую деятельность ребенка на "присвоение" личностно значимых для него ценностей музыкальной культуры.

 Исследования специалистов в области музыкальной педагогики доказывают необходимость более серьезного подхода к проблеме воспитания интереса к музыке, однако музыкальные интересы младших школьников не были предметом специального научного исследования. В работах, имеющих непосредственное отношение к детям младшего школьного возраста, проблема воспитания интереса к музыке остается недостаточно разработанной: не раскрыто содержание данного понятия, не определены педагогические условия его воспитания, формы и методы педагогического руководства.

  Результаты ознакомления с практикой музыкального воспитания в школьных образовательных учреждениях и в условиях семьи показали, что педагоги и родители не уделяют достаточного внимания воспитанию у детей интереса к музыке. Родители редко предлагают детям слушать классику. Ориентиром ценности в семье является развлекательная музыка. Представления родителей о музыкальном развитии ребенка ограничиваются обучением практическим навыкам и умениям. Педагоги-практики имеют неточные представления о содержании понятия музыкального интереса младших школьников и методах его воспитания у детей.

 Объект исследования: процесс музыкального образования младших школьников

 

Предмет исследования: содержательные и технологические аспекты педагогического обеспечения музыкального образования младших школьников 

Автор Романенко Оксана Александровна
Дата добавления 22.11.2014
Раздел Музыка
Подраздел Другое
Просмотров 1122
Номер материала 4636
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓