Главная / Начальные классы / Проблема сохранения здоровья школьника

Проблема сохранения здоровья школьника

hello_html_m353d6610.gif



hello_html_m67291032.gif









hello_html_m63cdb275.gifhello_html_c9f69e5.gif

hello_html_36edcac0.gif
















ПРОБЛЕМ А СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ


Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:

1.Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития , опосредованная базовыми потребностями , доминирующими на различных этапах онтогенетического развития . Эти потребности , во-первых , являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых , обеспечивает индивидуализацию этого процесса .

2.Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию . Такое состояние обусловлено как биологическим , так и социальными потребностями , а также возможностями их удовлетворения .

4. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности , основу которого определяет система ценностей , установок и мотивов поведения индивида в обществе . Нравственным здоровьем опосредована духовность человека , так как оно связанно с общечеловеческими истинами добра и красоты .

В упрощенном виде можно считать, что критериями здоровья являются :

  • для соматического и физического здоровья - я могу ;

  • для психического – я хочу ;

  • для нравственного – я должен .


Признаками здоровья являются:

-специфическая ( иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

  • показатели роста и развития;

  • функциональное состояние и резервные возможности организма;

  • наличие и уровень какого – либо заболевания или дефекта развития;

  • уровень морально – волевых и ценностно- мотивационных установок.


От чего же зависит здоровье человека?

По мнению С.В.Попова, если принять уровень здоровья за 100%, то 20 зависят от наследственных факторов, 20 – от внешнесредовых условий, т.е. в конечном итоге от экологии, 10% - от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.

Формирование мотивации к здоровому образу жизни у ребенка прежде всего зависит от родителей, но немаловажную роль может сыграть и школа, в частности учителя начальных классов. Именно школа с 1- го класса должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост – здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней

нуждается.

Уровень физического и психического здоровья и подрастающего поколения постоянно падает, не улучшаются социальные условия нашей жизни (растет численность социально неблагополучных слоев, ухудшается экологическая обстановка, распространяется преступность и т.д.) Именно высокие темпы изменения условий существования чаще всего и становятся причиной ухудшения здоровья человека.

Можно выделить несколько уровней сформированности культуры здоровья. Для начального уровня характерно понимание здоровья как состояния, связанного с отсутствием негативных ощущений. Второй уровень характеризуется пониманием здоровья как состояния не только физического, но и психического, социального благополучия. Здоровье рассматривается как личностная ценность, обязательное условие для самопроявления, саморазвития, самосовершенствования. Третий уровень связан с осознанием человеком себя как части окружающего мира, общественной ценности здоровья, своей ответственности за сохранение и развитие своих потенциальных возможностей.

Восприятие и отношение малыша к собственному здоровью в значительной степени отличается от взрослого. «Здоровое» состояние естественно для ребенка, это то, что дано ему от рождения. Состояние болезни малышом воспринимается, главным образом, как ограничение свободы (необходимость лежать в постели, ограничения в общении со сверстниками, «невкусные» лекарства, уколы).

Малышу сложно реально осознать, почему нужно заботиться и укреплять здоровье, если оно «и так есть». Прогнозировать же последствия своего отношения к здоровью в настоящем на далекую перспективу способен далеко не каждый взрослый.

При выборе стратегии формирования культуры здоровья в младшем школьном возрасте опора должна идти на зону актуального развития.

Д.Н.Узнадзе утверждал, что ребенок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей. Он не верит в будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет жестким противником всех, кто препятствует осуществлению его естественных желаний.


Ведущей деятельностью в период дошкольного и начального этапа младшего школьного возраста является игра. А значит, именно игровые усилия являются оптимальными для целенаправленного воздействия на малыша. Через игру у ребенка могут быть сформированы и личностные компоненты культуры здоровья. Для этого желательные для освоения поведенческие схемы включаются в содержание игры, становясь ее правилами. Ребенок выполняет их не только потому, что это «нужно, полезно», а потому, что это интересно. Так в процессе игры дети постепенно осваивают поведенческие схемы, которые превращаются в полезные навыки.

Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле – здоровый дух». Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный возраст. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем.

Здоровый образ жизни – это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий:

1 . Одно из важнейших создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, стремление прийти на помощь, делать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи. Конечно, это совершенно исключено в тех семьях, где часты скандалы, где кто-то из родителей пьет, где царит культ насилия и грубости.

2. Второе условие успешности формирования здорового образа жизни - тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться. Общение – великая сила, которая помогает родителям понять ход мыслей ребенка и по первым признакам определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их.

3. Третье условие - повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Сейчас нет недостатка в специальной литературе, помогающей людям сохранить здоровье, где расписаны специальные комплексы и даются рекомендации. Однако не следует забывать о пользе простых правил, соблюдение которых помогает сохранять здоровье. Это и утренняя зарядка вместе со старшими членами семьи, и пробежка вокруг дома, и совместные прогулки перед сном, и проветривание помещения, и соблюдение правил личной гигиены.

Школа – ответственный период в жизни ребенка, период интенсивной работы. Она требует больших энергетических затрат, высокой работоспособности организма. Переутомление ребенка, перегрузки нервной системы способствуют ее истощению, приводят к возникновению неврозов. Сегодня 10 – 15% детей и подростков имеют нервные расстройства. Трудовая активность детей наиболее высока с октября по январь, самый низкий ее уровень приходится на март.

Показатель школьной зрелости является развитие мелкой моторики.


ТЕСТ ОЗЕРЕЦКОГО


Дается квадрат - 6см, на нем нанесены 2 окружности(d=5см и d=5,3). За 1 минуту ребенок должен вырезать круг по внутренней окружности, не допуская больше 2 врезов в наружную окружность. Если ребенок не успел вырезать круг (вырезал только половину или меньше) – плохо. Нужно успеть вырезать не меньше 3/4.

hello_html_288374e5.gif

hello_html_m26abbbb7.gifhello_html_5d4b27da.gif









ТЕСТ ВЕНГЕРА

На листе шириной – 17,5 см, высотой – 24,5 см нанесены 4 дорожки. Расстояние между бороздами – 1,5 мм. Ребенок за 4 минуты карандашом должен провести линию по середине дорожки. Допускается 4 «аварии». Отрывать руку нельзя. Если линия проведена плавно, с одинаковым нажимом – хорошо. Если линия прерывистаякоординация мышц недостаточная.


1hello_html_29e6681f.gifhello_html_33c8381c.gifhello_html_33c8381c.gif дорожка – прямая:

hello_html_29e6681f.gif

2hello_html_2121f04e.gifhello_html_2121f04e.gif дорожка – с изгибом:

3 дорожка – с острыми углами:

hello_html_m3a2f8024.gifhello_html_m3a2f8024.gif

4 дорожка – как серпантин:




Основной задачей педагогики, оберегающей здоровье, является такая организация режима труда и отдыха школьников, создание таких условий для работы, которые обеспечили бы работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволили отодвинуть утомление и избежать переутомления.

Основное требование педагогической валеологии – видеть единство между здоровьем, работоспособностью, утомляемостью и уровнем усвоения знаний.

Работоспособность – это способность человека развивать максимум энергии и, экономично ее расходуя, выполнять работу качественно и эффективно.

Падение работоспособности следует объяснять двумя причинами: 1. весной ускоряются процессы роста, повышается обмен веществ в детском организме, в результате увеличиваются потребности в витаминах, минеральных веществах; 2. принимаемая пища в весенний период не достаточно богата питательными веществами. Кроме того, научными исследованиями установлено, что повышение нервно-психического напряжения, связанного с умственной деятельностью, увеличивает запросы организма в витаминах и минеральных солях.


В наше непростое время трудно давать советы по организации правильного питания, но, на наш взгляд, восполнить недостаток витаминов в зимний и в весенний периоды по силам каждой семье. Достаточно вспомнить о чудо - травах, которые растут рядом с нами. Липа, листья и цветы земляники, иван–чай, чабрец, душица, мята, зверобой, листья брусники, сухие лепестки роз.

Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счет совместного участия детей и родителей в разнообразных делах. Труд – один из ведущих факторов воспитания у детей правильных представлений об образе жизни.

Здоровый образ жизни немыслим без создания нормальной экологической среды в доме. Обстановка, к которой привыкает ребенок, воспроизводится в дальнейшем в его будущей семье. Вместе с детьми можно обсудить наиболее целесообразный вариант расположения мебели, навести порядок, сделать уборку, проветрить комнаты и т.п. Украсят интерьер живые цветы или композиции из сухих трав. Комнатные растения помогают к тому же поддерживать в доме необходимый уровень влажности воздуха. Пусть дети ухаживают за ними.

Непосредственный контакт с природой облагораживает человека, формирует его позитивное отношение к природной среде. Совместная посадка кустарников и деревьев и уход за ними, изготовление кормушек и зимняя подкормка птиц, уход за домашними животными. Все это формирует в душе ребенка чувство ответственности, сопереживания, стремление прийти на помощь, гордость за добрый поступок.

Особую значимость имеют прогулки детей с родителями на речку, в лес. Хорошо, когда пешеходные прогулки чередуются с велосипедными (зимой – лыжными) прогулками. Когда взрослые, взяв детей за руки, идут, отвечая на вопросы детей, делая маленькие открытия, они показывают примеры бережного отношения к природе и тем самым вызывают в душе ребенка не только удивление и восхищение, но и уважение к окружающему его миру.

Таким образом, здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем – залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.


hello_html_m31368ef8.gif



hello_html_m478cc79b.gif



Начальная школа требует при обучении обращаться к разнообразной форме мышления и чередованию видов деятельности, т.е. выполнять определенные дела в определенное время и создавать систему занятности.

Это облегчает работу мыслительного аппарата ребенка, снижает утомление в динамике дня и способствует успеху в освоении учебного материала.

Необходимо учитывать и индивидуальные особенности учащихся.

Заболевания – хронические и кратковременные отклонения в физическом развитии, нарушение остроты зрения и слуха – не только существенным образом сказываются на работоспособности детей, но являются препятствием к плодотворному высокопроизводительному умственному и физическому труду.

Работоспособность зависит от ряда факторов:

внутренних:

  1. психофизиология личности учащегося:

- время реакции на сигнал,

- память,

- внимание,

- скорость переработки информации;

  1. функциональное состояние (ЦНС, ССС, дыхательной системы и т.д.);

  2. возраст и год обучения;

внешних:

  1. социально-бытовые;

  2. воздушно-тепловой режим в учебных помещениях;

  3. психологический климат, совместимость, нейротизм;

  4. режим дня,

  5. методология,

  6. учебный фактор.

Внутренние факторы обучения связаны с состоянием головного мозга, от его возможностей зависит выполнение любых видов работ и обучения.

Так как обучение связано с речевой деятельностью учителя и предметными возможностями (схемы, таблицы и т.д.), то следует учитывать возможность учащихся усваивать речь учителя при оптимальном темпе, а так же предметное иллюстрирование по теме урока.

Эффективность работы зависит от внимания и памяти школьника, посредством которых он ведет сравнительный анализ изучаемого материала. А скорость переработки поступающей информации может определять временные возможности школьника в обучении.

Нарушение функционального состояния систем организма отрицательно влияет на работу мозга. У детей с ослабленным функциональным состоянием организма сокращается время работоспособности и увеличивается время утомления и восстановления.

Если обратиться к внешним факторам, то они могут оказать как положительное влияние на ребенка, так и отрицательное, затрудняя и усложняя процесс обучения, среди которых значительную роль играют социально-бытовые условия и моральные устои семьи, проявляющиеся в отношении ученика к обучению и в общении с одноклассниками.

И такой фактор, как воздушно-тепловой режим, в учебном процессе играет большую роль, так как вентиляция помещения связана с обеспечением учащихся кислородом, достаточная освещенность не утомляет зрительный аппарат, температура воздуха сказывается на процессах теплорегуляции тела школьника.

Всякое заболевание, даже непродолжительное, и в периоде своего течения, и в периоде выздоровления изменяет реактивность организма, ухудшая функциональное состояние центральной нервной системы, обуславливая высокую утомляемость, низкую работоспособность и неблагоприятные реакции функциональных систем.

Нарушения санитарно-гигиенических требований к организации режима дня, нормативам трудовой, учебной и внешкольной нагрузок, к санитарному состоянию и содержанию основных и вспомогательных помещений школ неблагоприятно влияют на здоровье учащихся: от младших к старшим классам увеличиваются частота и степень нарушений в осанке, зрении, более высокой становится текущая заболеваемость.

Решение основной задачи здоровьесберегающей педагогики - сохранение высокой работоспособности и исключение переутомления школьников.

Сам процесс утомления – это совокупность изменений, происходящих в организме в период выполнения работы и приводящих, в конце концов, к невозможности ее продолжения. Утомление проявляется субъективным чувством усталости. Чаще всего утомление и усталость развиваются параллельно, однако это происходит не всегда. Это зависит от интереса к работе. Преодоление ранней усталости – задача сложная и решение ее должно быть комплексным – педагог, семья, коллектив школы. Дополнительные занятия для ликвидации учебной задолженности лучше проводить по утрам, перед началом школьных занятий. От родителей требуются понимание, создание приемлемых условий для занятий дома и контроль за выполнением заданий.

Необходимо дозировать деятельность, чтобы возникающее в ее результате утомление полностью исчезло за время отдыха; если этого не происходит, то оно ведет к переутомлению – длительному глубокому снижению работоспособности, сопровождающемуся нарушением деятельности систем жизнеобеспечения.

Признаки утомления:

  • ослабление активного торможения – потягивание, отвлекаемость;

  • ослабление процессов возбуждения – снижение активного внимания.

Принимая во внимание показатели работоспособности, утомляемости, переутомляемости и функционального состояния учащегося начальной школы и их влияние на уровень, и качество знаний, необходимо учитывать продолжительность урока, учебного дня, учебной недели, организацию самого урока, расписание уроков, перемены.

Сохранить высокую работоспособность на уроке помогают чередование различных видов деятельности, интерес. После фазы интенсивной работоспособности необходимо дать детям отдохнуть, отвлечься – тогда прибавится еще 5 – 10 минут эффективной работы и не будет резкого спада работоспособности.

Кроме того, в начальной школе преподавание должно в большей мере строиться на чувственном восприятии. Психоэмоциональное напряжение очень сильно истощает организм и приводит к падению работоспособности на уроке.

Поэтому необходимо учитывать все факторы учебного процесса - радость, удивление, длительность работы, объем материала и смену видов деятельности.

Большую роль в поддержании работоспособности на уроке играют физкультминутки. В 1-х классах в 1-ю четверть рекомендуется проводить физминутки дважды за урок на 10-15-й и 25-30-й минутах. Во время проведения физкультминуток желательно осуществлять дополнительное проветривание класса. Средняя продолжительность физкультминуток - 40-60 секунд. Наиболее утомительно для младших школьников длительное статическое напряжение (сидение за партой). Поэтому постоянная смена деятельности в процессе урока диктуется возрастными особенностями ребенка. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения внимания на другой вид деятельности.


Рациональное чередование деятельности предполагает смену одного ее вида другим, принципиально отличающимся по характеру воздействия на организм. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых, активный, снимающий утомление, вызванное предыдущей деятельностью. В процессе активного отдыха в коре больших полушарий возникает новый очаг возбуждения, локализующийся в центрах, не связанных с предыдущей деятельностью. По закону отрицательной индукции, новое возбуждение усиливает процесс торможения в нервных клетках, утомленных прежней работой, тем самым стимулируя в них восстановительные процессы. В конечном итоге этим определяется эффективность отдыха, причем положительный эффект проявляется только при работе средней интенсивности. Нагрузки большой интенсивности не только не снимают утомление, но приводят к его нарастанию, нагрузки малой интенсивности не обеспечивают положительного воздействия.

По мнению учителей начальных классов, наибольшая эффективность от физкультминуток достигается лишь тогда, когда их форма и содержание разнообразны. Выделяют различные виды физкультминуток:


1.Оздоровительно-гигиенические

Их можно выполнять как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать» ножками.

На уроках необходимо проводить зарядку для глаз. Не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить глазами за движением руки учителя. А можно просто, закрыв глаза, немного «подремать».

2.Танцевальные

Они особенно любимы детьми, так как всегда выполняются под веселую музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет, при этом желающие могут петь.

3. Физкультурно-спортивные

Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.

4. Двигательно-речевые

Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения.

5. Подражательные

Успех этих физкультминуток целиком зависит от фантазии и творчества учителя. Дети очень охотно подражают движениям лягушат, обезьян, кузнечиков, имитируют шофера за рулем, звуки машин, паровозика и т.д.

1.

Все старались, вы писали

И немножечко устали.

Вверх поднимем наши ручки

И дотянемся до тучки.


(Дети поднимают руки, потягиваются)


Уходи от нас скорей,

Не пугай ты нас, детей!


(Дети машут руками: прогоняют тучку)


Вот к нам солнышко пришло,

Стало весело, светло.


(Дети поворачивают голову влево, вправо, вверх, вниз)


2.


(Стоя в проходах)


Руки подняли и показали: это деревья в лесу.

(Главное – покачивание поднятыми вверх руками)

Руки нагнули, кисти встряхнули, ветер сбивает росу.


(Встряхивание руками перед собой)


В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем:

Крылья сложим назад.


(Движения руками влево, вправо, руки за спиной, сесть)


3.


«Игра на пианино»: поочередно поднимать по одному пальцу, отрывая его от стола, начинать надо с мизинца.

Сделать несколько поворотов кистями рук.

Потягивание: сидя поднять руки вверх, прогнуться назад (2-3 раза).


4.


« Дровосеки» (стоя между рядами). И.п.: ноги на ширине плеч, руки в замок. Подняться на носках, руки вверх. Наклониться вперед, руки вниз. Дети произносят «ух» (Выполнять 3-4 раза).

«Цапли». Ходьба на месте с высоко поднятыми коленями, энергично размахивая руками (Выполнять 4-6 раз).


5.


И.п.: основная стойка, руки вниз. Раз, два – руки через стороны вверх, поднимаясь на носки, три, четыре – вернуться в исходное положение.

И.п.: стойка, ноги на ширине плеч, руки внизу. Раз – поворот вправо со свободным обхватом рук вокруг туловища, два – то же в другую сторону.


6.


Поработали мы дружно,

А теперь поспать нам нужно.


(Дети кладут головы на парты, закрывают глаза)



Тише, тише! Тишина

В нашу комнату пришла.

Деткам снится сладкий сон,

Нравится ребятам он,

Про зефир, про мармелад,

И про вкусный шоколад,

Про конфеты, про варенье,

Про торты и про печенье.

Добрый Гена Крокодил

Всех на праздник пригласил.

Он детишек угощает

И на танец приглашает.


7.


Девочки и мальчики,

Мои маленькие зайчики,

Сложили свои лапки

И уснули сладко.


(Дети склоняют головы на парты, закрывают глаза)


Зайкам сон приснился вкусный –

Про морковку и капусту.

В хоровод зайчишки стали,

Вместе дружно заплясали.


(Играет музыка, дети пляшут)


Вдруг пришел к нам страшный волк,

Страшный волк – зубами щелк.

Ушки зайчики прижали,

По домам все разбежались.


(Дети садятся за парты)


Будем снова мы трудиться,

Не умеем мы лениться.



8.


Гимнастика пальцев.


(Легкий массаж каждого пальчика правой руки, начиная с мизинца)


9.


(Стоя в проходе)


Сначала учитель произносит текст и показывает, как надо выполнять упражнения. Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте). Очень нравиться нам делать по порядку: весело шагать (ходьба), руки поднимать (руки вверх), приседать и вставать (приседают и встают), прыгать и скакать (прыжки 10 –15раз). Повторяется дважды.


10.


(В проходах)

И.п.: основная стойка, руки на пояс. 1- руки в стороны, 2 – руки вверх, хлопок над головой, 3 – руки в стороны, 4 – исходное положение.

И.п.: ноги врозь, руки внизу. 1 – руки вверх, 2,3 – наклон вперед, хлопки по коленкам, 4 – вернуться в исходное положение.

И.п.: стойка, ноги врозь, руки за голову. 1 – поворот, правую руку в сторону; 2 – исходное положение. То же влево.

И.п.: основная стойка, руки перед грудью. 1,2.3.4 – вращение кистью одной руки вокруг другой, то же в обратном направлении.


11.


Мы писали, мы считали,

На вопросы отвечали,

А теперь мы отдохнем,

Сладко, сладко все заснем.


(Головы на парты, закрывают глазки)

Снится детям сон смешной,

Сон веселый, озорной,

Как Волчище глупым был,

В лапы Зайцу угодил.

А проказник Колобок

Напугать Лисичку смог.

Чуть ее не проглотил,

Но подумал и простил.

Семь козлят на Волка сели,

Громко песенку запели.

Мы козляткам подпоем

И скорей плясать пойдем.


(Играет музыка, дети танцуют)


12.


Вы мои ребятки –

Желтые утятки,

Хвостики прижмите,

Головки наклоните

И чуточку поспите.


(Дети кладут головы на парты, закрывают глаза)


Ну, утята, хватит спать,

Надо пляску начинать!


(Танцуют «Танец утят»)


13.


Медвежата в чаще жили.

Головой своей крутили.

Вот так – вот так –

Головой своей крутили.


(Круговые движения головой поочередно в разные стороны)



Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали,

Вот так – вот так –

Дружно дерево качали.


(Наклоны в стороны, руки вперед)


Вперевалочку ходили

И из речки воду пили,

Вот так, вот так –

И из речки воду пили,


(Ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед)


А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Вот так, вот так –

Выше лапы поднимали.


(Прыжки на месте)


14.


Эй, лошадки, все за мной!

Поспешим на водопой.


( Руки вперед, пружинистые движения ног)


Вот широкая река,

В ней холодная вода. Пейте!


(Плавное разведение рук в стороны, наклоны вперед)


Хорошая водица!

Постучим копытцем!


(Поочередное притопывание то левой, то правой ногой)


Эй, лошадки, все за мной!

Поскакали домой: гоп-гоп-гоп!

15.


Рыбки плавают, ныряют,

В чистой, тепленькой воде.

(Плавные движения руками в стороны с наклоном вперед)


То сойдутся, разойдутся,


(Движения рук перед собой)


То зароются в песок!


(Быстрое движение рук перед собой в обратную сторону)


16.


(Стоя в проходах)


И.п.: ноги вместе, руки вверх. 1,2 – посмотреть на руки вверху. 3,4 – опустить руки вниз, одновременно наклонить голову.

И.п.: руки за голову. 1 – наклоны вправо – исходное положение; 2 – наклоны влево – исходное положение; 3 – наклон назад – исходное положение; 4 – наклон вперед – исходное положение.

И.п.: руки на поясе. Медленно подняться на носки, потом стать на пятки (5-6 раз).


Гимнастика для утомленных пальцев

При длительной работе авторучкой, карандашом пальцы кистей рук нуждаются в специальной гимнастике. Описанные ниже упражнения не только послужат активным отдыхом для утомленных пальцев, но и увеличат их подвижность и силу.

    1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо. 4-5 раз.

    2. С силой сжимать и разжимать пальцы. 5-6 раз.

    3. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4-6 раз.

    4. Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5 –6 раз.

    5. Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуть в исходное положение. 3-4 раза.

    6. Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы все другие оставались собранными в кулак.

Упражнения выполняют сидя, поставив локти на стол; постепенно довести количество повторений до 10-15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.







ПРАКТИКА СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ


МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ




Кроме бесед о профилактике заболеваний, необходимо научить учащихся заботиться о своем здоровье при помощи несложных физических и гигиенических процедур.


ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ


  1. И.п.: стоя, руки на поясе. Пятки вместе, носки врозь. Опускание головы, чтобы образовался двойной подбородок – вдох, с исходного положения – выдох (можно говорить «да-да»).

  2. И.п.: стоя, руки на поясе. Пятки вместе, носки врозь. Покачивание головы в стороны – вдох, и.п. – выдох (поворачивать как можно дальше).

  3. И.п.: руки вдоль тела, голову держать прямо, подбородок слегка обращен к груди и живот подтянут. Поднять руки вверх ладонями вовнутрь. Поднять голову и посмотреть на потолок. Вытянуться, поднявшись на носки, - вдох, и.п. –

выдох.

4. И.п.: ноги на ширине плеч, напряжены. Руки поднять вверх, пальцы сжать в кулак. Наклониться, не сгибая в коленях ноги, дотронуться до пола руками – выдох, выпрямиться – вдох.

5. И.п.: ноги врозь, руки впереди на уровне груди, живот подтянуть. Наклон, к носку левой ноги дотронуться правой рукой – выдох, и.п. – вдох (то же с другой рукой).

6. И.п.: руки вдоль тела, голова – прямо, подбородок к груди, живот подтянуть. Руки вверх, встать на носки, подтянуться. Приседания с развернутыми в стороны коленями. Корпус прямой – выдох; подъем – вдох.

7. И.п.: лежа на животе, руки на поясе. Разгибание корпуса – вдох, возвращение в исходное положение – выдох.

8. И.п.: лежа на спине, пятки вместе, живот подтянуть, руки вдоль тела. Вытянуться вверх, достать подбородком грудь, поднять руки вверх ладонями внутрь – вдох; и.п. – выдох.

9. И.п.: стоя, руки на бедрах, ноги вместе, носки врозь, живот подтянуть. Прыгнуть – ноги в стороны, прыгнуть – ноги вместе.

10. И.п.: стоя, руки на бедрах, ноги вместе, носки врозь, живот подтянуть. Прыгнуть – ноги врозь, руки в стороны, второй прыжок – ноги вместе, колени согнуты, приземление на носки, руки вдоль тела.

11. Упереться руками в воздух и потянуть позвоночник (2-3 раза).

12. Повороты головы вправо и влево, чтоб увидеть противоположную пяточку (2-3 раза).

13. Наклоны головы к правому и левому плечу. В конце наклонов – вдох (3-4 раза).

14. Наклоны головы назад и вперед, прокатившись подбородком по грудине (3-4 раза). В конце наклонов – вдох.

15. Выполнить подбородком восьмерки в направлении справа налево, вперед, назад, сверху вниз (2-3 раза).

16. Наклоны туловища вперед. При наклоне живот опустить («огурчик»), голову поднять. При выпрямлении живот оттягивать в себя (3-4 раза).

17. И.п.: стоя, руки ладонями назад, поднять плечи кверху, свести лопатки вместе, опустить их как можно ниже. Вернуться в исходное положение (4-5 раз).

18. И.п.: поза лыжника: ноги вместе, руки на коленях голова кверху. Выполнить 5-10 вращений коленями по и против часовой стрелки.

19. И.п.: стоя, руки с опорой на что-либо. Подняться на носочки, перекатиться на пятку и поднять носки под острым углом (5-10 раз).


ГИМНАСТИКА ДЛЯ УШЕЙ

(для снятия умственного напряжения, улучшения слуха, функций голосового аппарата, просыпательная гимнастика)


  1. Охватить ушную раковину между указательным и большим пальцами и потянуть вверх, вниз, назад, вперед и повращать по и против часовой стрелки (по 2-4 движения).

  2. Основания ладони вкрутить в ушную раковину и резко отнять от нее (3-4 раза).

  3. Похлопать по ушной раковине пальчиком (5-10 раз).

  4. Похлопать ушами (улучшаем позвоночник).

  5. Захватить верхушку уха и постараться закрыть ею наружный слуховой проход (профилактика варикоза, улучшение кровообращения ног, нижних конечностей, таза).

  6. Между подушечками большого и указательного пальца размять большую кривизну ушной раковины (вверх, вниз 4-5 раз).

  7. Растереть мочку уха 15-20 секунд. (Для снятия умственного утомления).







УПРАЖНЕНИЯ ПРОТИВ ПЛОСКОСТОПИЯ

  1. И.п.: встать, руки на поясе, плечи и локти отвести назад, ступни поставить параллельно. Медленно поднять пятки как можно выше. Остаться на некоторое время, стоя на носках. Медленно опуститься.

  2. И.п.: то же, но пятки раздвинуты, а большие пальцы соприкасаются. Проделать то же самое, что и в предыдущем упражнении.

  3. И.п.: то же, но вывернуть стопы так, чтобы все тела приходился на их внешнюю сторону, максимально сжать пальцы. Попытаться ходить.

  4. Ребенок подбирает карандаш пальцами правой, а затем левой ноги.

  5. То же упражнение с маленькими шариками.

  6. То же упражнение с платком.

  7. На полу – трубка или палка. Учащиеся ходят вперед и назад, отталкивая их ногами.

  8. Можно делать также все упражнения для ходьбы на носках.






ПРОФИЛАКТИКА ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Закаливание воздухом.

Одна из форм закаливания - сон зимой при открытой форточке. Холодные воздушные ванны от 5-6 минут до 1,5 часа, ослабленным детям – до 2-4 часов.

Закаливание солнцем.

Лучистая энергия солнца оказывает многостороннее воздействие на организм человека. Видимые лучи вызывают заметные изменения в обмене веществ, ритме сна и повышают общий тонус организма. При приеме солнечных ванн нужно ложиться ногами к солнцу, голову защищать зонтиком или панамой, глаза – солнцезащитными очками. Лучшее время – с 8 до 11 часов. Продолжительность – 1-5 минут, пребывание на солнце каждый день – от 5 минут до 2 часов в день. Закаливание носоглотки.

Одно из уязвимых мест – горло. Рекомендуется полоскание горла прохладной, а затем холодной водой, обтирание шеи. В сильные морозы защищать горло можно, если кончик языка прижать к внутренней поверхности верхних зубов. При входе в рот холодный воздух, обтекая язык, будет нагреваться от него и от щек; это исключит охлаждение миндалин и горла.

Обливание стоп с температуры 28-30 С градусов до 10С рекомендуется по утрам, можно чередовать контрастные ножные ванны (1,5-2 минуты – горячая вода и 5-10 секунд холодная) 4-5 раз.

Хождение босиком. Так как на поверхности стопы много терморецепторов, особенно ходовых, - это и ведет к тому, что у незакаленных людей охлаждение ног вызывает простудные заболевания. Ходьба босиком способствует активизации биологически активных точек, что благотворно сказывается на общем самочувствии человека.

ТЕСТ ОЗЕРЕЦКОГО (ЗА 1 МИНУТУ ВЫРЕЗАТЬ КРУГ ПО ВНУТРЕННЕЙ ОКРУЖНОСТИ, НЕ ДОПУСКАЯ БОЛЬШЕ 2 ВРЕЗОВ В НАРУЖНУЮ ОКРУЖНОСТЬ)



hello_html_288374e5.gifhello_html_288374e5.gifhello_html_3194a0f2.gifhello_html_3194a0f2.gif

hello_html_285f3beb.gifhello_html_285f3beb.gif


hello_html_288374e5.gifhello_html_288374e5.gifhello_html_288374e5.gifhello_html_288374e5.gifhello_html_3194a0f2.gifhello_html_3194a0f2.gifhello_html_3194a0f2.gifhello_html_3194a0f2.gifhello_html_285f3beb.gifhello_html_285f3beb.gifhello_html_285f3beb.gifhello_html_285f3beb.gif































ТЕСТ ВЕНГЕРА (ЗА 4 МИНУТЫ, НЕ ОТРЫВАЯ РУКИ, ПРОВЕСТИ ЛИНИИ ПО СЕРЕДИНЕ ДОРОЖКИ, ДОПУСКАЕТСЯ 4 «АВАРИИ»)



hello_html_57c415f5.gifhello_html_57c415f5.gif




hello_html_765d1a80.gif


















hello_html_m6576f82a.gif

















hello_html_1615686.gif



























hello_html_m378b04c5.gif











hello_html_1473ba44.gif











hello_html_462a6f.gif
















Валеология – что это?


Валеология (от лат. valeo – « здравствую») – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25– 30 % детей, приходящих в 1–е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среде выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми.

Каковы же причины такого негативного влияния школьного общения на состояние здоровья детей и подростков? Бытует мнение среди учителей, что все недостатки школ (связанные с отрицательным воздействием на здоровье детей) носят объективный характер. Во многом высказывания справедливы: не хватает удобной мебели, трудно создать оптимальный воздушно–тепловой режимы и т.д. Но следует отметить, что довольно часто причины ухудшения здоровья детей в процессе их пребывания в школе носят не объективный, а субъективный характер.

Последнее время учёными доказано, что здоровье человека только на 7–8% зависит от здравоохранения, в то же время более чем на половину – от его образа жизни.


Личная гигиена–основа профилактики инфекционных заболеваний.


Главным защитником человеческого организма является сам человек, вернее его гигиенические навыки, самодисциплина, отношение к физкультуре. Кроме того, ещё великий Руссо подчёркивал прямое влияние здоровья на развитие умственных способностей.

Утро надо начинать с гимнастики. 10–15 минут её из обязанности при твоём упорстве постепенно станут радостью, подарят стройность в движениях, незаметно будут влиять на гармоническое развитие всех мышц, а иногда и на рост. Поэтому уроки физкультуры – залог твоего здоровья. Теперь – в ванну. Быстро и тщательно чистишь зубы. Щётка должна быть из щетины, небольшой, направление её движения – сверху вниз, вдоль щелей между зубами, где обычно скапливаются остатки пищи. Ополаскивать рот необходимо водой комнатной температуры.

Очень холодная и очень горячая пища и напитки не рекомендуются, так как от этого лопается эмаль. После каждого принятия пищи надо прополаскивать рот. Дважды в год необходимо проходить осмотр у врача стоматолога. Тогда всё ограничивается только страхом, маленькие дырочки залечиваются моментально.

Очень хорошо каждое утро проводить закаливающие процедуры, обтирание тела жёстким полотенцем, смоченным в холодной воде, или обливания.


Тело должно быть чистое, мыться надо не менее одного раза в неделю, в жару – каждый вечер.

И, конечно, не забывать волосы, которые должны красиво обрамлять лицо. Мыть голову надо раз в неделю, причёсываться не только утром, но и перед сном.

Зубная щётка, полотенца, расчёска должны быть индивидуальные, чистые. Мыть руки надо после прихода домой, перед едой, после посещения туалета.

Питание: увлечение конфетами, «Сникерсами», «Марсом» и прочими сладостями и ненатуральными напитками нанесёт урон зубам, может привести к аллергии.

Зато увлечение овощами и фруктами, и не обязательно бананами и кокосами, а свежей морковью, яблоками, употребление с мясом и картошкой зелёного лука, чеснока, огурцов, помидоров, разнообразные каши дают силу и ловкость.

В овощах и фруктах содержится масса витаминов А, В, С, которые намного полезнее получать таким естественным путём.

Есть надо 3–4 раза в день, пусть даже необильно, но регулярно. Следует знать, что есть скоропортящиеся продукты: молоко, кефир, сметана, торты, пирожные с кремом, варёные колбасы и т.д.

Эти продукты необходимо хранить в холодильнике в течении 2–3 дней. Их нельзя брать с собой в школу, так как в течение даже 2–3 часов они могут испортиться и, оставаясь вкусными, через несколько часов, а то и дней вызвать заболевание кишечника.

Грязными руками можно занести в рот бактерию брюшного тифа, дизентерии или сальмонелл и др.

Загрязнённые микробами, засиженные мухами хлеб, овощи и фрукты и т.д. также становятся причиной различных кишечных инфекций и глистных инвазий.

Загрязнённая микробами вода может быть также источником не только отдельных заболеваний, но даже эпидемий.

Поэтому необходимо запомнить ещё несколько правил:

1. Никогда не ешь на улице, потому что там у тебя нет возможности вымыть руки.

2. Пей только кипячёную воду.

3. Не купайся в грязных водоёмах.

Невольное заглатывание воды при купании, а также попадании из воды некоторых микроорганизмов через кожу и слизистые в организм человека может быть причиной заболевания целым рядом инфекционных заболеваний, таких, как вирусный гепатит А, острые кишечные инфекции, лептоспироз, туляремия – «малая чума».

И ещё об одной проблеме – вши!

С 70–х годов у детей и подростков всё чаще и чаще они стали выявляться на волосах. Вши откладывают яйца – гниды. Головная вошь может явиться возбудителем сыпного и возвратного тифов. Педикулёз (вшивость) также может вызвать аллергию, такие кожные заболевания, как дерматиты, экземы и пр.

Поэтому надо научиться регулярно ухаживать за своими волосами, предметы ухода должны быть индивидуальными.


Гигиена умственного труда.


Начало школьной жизни – это переломный этап для ребёнка. Всё для него новое, особенно – систематические умственные нагрузки. Известный педагог К.Д.Ушинский писал : «Умственный труд – едва ли не самый тяжёлый. Мечтать легко и приятно, но думать трудно».

У каждого малыша есть потребность к узнаванию нового, ваша задача – постоянно её поддерживать. Чтобы делать это успешно, необходимо знать особенности умственной работоспособности своего ребёнка. Для этого не обязательно быть специалистом, а просто нужно уметь наблюдать. В первую очередь надо выяснить, какая память преимущественно у него развита – слуховая (лучше запоминает услышанное), зрительная (лучше усваивает прочитанное), двигательная (лучше запоминает написанное своею рукой). Отсюда станет ясно, как лучше готовить уроки. Одному ребёнку надо читать материал обязательно вслух, другому достаточно прочитать его про себя, а третьему – научиться записывать основные мысли текста.

Память можно и нужно тренировать, желательно – ежедневно, в одно и тоже время, причём, лучше – в игре. Например, полезно устроить соревнования, кто запомнит больше кусочков из стихотворений, сказок, рассказов. Объём памяти ребёнка можно увеличить таким образом в несколько раз.

Если ваш ребёнок недостаточно внимателен, то специальными приёмами этот недостаток тоже можно поправить. Скажем, играя с ребёнком в такую игру: разложите на столе несколько предметов и предложите ребёнку на них посмотреть, после чего прикройте их газетой. Он должен перечислить их. Устойчивость внимания можно выработать, поручая ребёнку сортировать мелкие предметы.

Полезно обсуждать с ребёнком прочитанные книги, просмотренные кинофильмы.

Умственный труд ни в коем случае не должен связываться в сознании ребёнка с отрицательными эмоциями – страхом, гневом. Если у малыша что–то не получается, то единственный правильный путь – это терпеливо объяснить ему непонятное ещё раз или же столь же терпеливо и доброжелательно вырабатывать у него нужные навыки.

Умственная работоспособность настолько индивидуальна, что вас не должно удивлять, что у соседского Вани уроки уже сделаны, а ваш Вова всё ещё сидит над их выполнением. Зато, возможно, ваш Вова будет помнить выученное сегодня до конца года, а Ване придётся ещё не раз возвратиться к материалу.

В заключение о некоторых важных мелочах. Комната, где занимается малыш, должна обязательно проветриваться и достаточно освещаться. Настольную лампу надо ставить слева от ребёнка. Не забывайте об его удобной рабочей позе, порядке на столе. Лучше, чтобы малыш готовил уроки в одно и то же время после отдыха.


Простудные заболевания


«Простуда» – слово, встречающееся в обиходе. На самом деле это вирусная инфекция, заразиться которой можно от больного человека. Такие случайные встречи могут произойти в транспорте, магазине, аптеке и т.д. При этом не каждый заболевает, а прежде всего люди со слабой иммунной системой, незакалённые неженки или просто неграмотные в отношении своего здоровья. Так как ежегодно в осеннее–зимний период

отмечается активизация микроорганизмов–возбудителей, вызывающих острые респираторные вирусные инфекции (т.е. подъём температуры, кашель, насморк, головную боль), то необходимо быть отлично подготовленным к встрече с ними. Что это значит?

Во–первых, ежедневная утренняя гимнастика, занятия физкультурой в школе, закаливающие процедуры.

Во–вторых, ежедневно не менее 2 часов в день бывать на свежем воздухе.

Человеческий организм, как и всё живое на Земле, для поддержания здоровья и жизнедеятельности потребляет из окружающего воздуха кислород. Если без пищи человек может прожить до 40–50 дней, без воды 10–12 дней, то без кислорода не выдержит и 10 минут. Запасов кислорода в организме человека нет, он постоянно поступает через лёгкие. И в школе, и дома помещения необходимо проветривать. Спать рекомендуется при прохладной температуре (16–17°С).

Особенно полезно гулять там, где много деревьев, травы, цветов, по берегу реки, моря, пруда. В таких местах наиболее чистый воздух. Все растения продуцируют фитонциды – вещества, губительно действующие на бактерии, вирусы, грибки и простейших одноклеточных животных. Они выделяются растениями в виде летучих веществ и содержатся в их тканевых соках, оказывают влияние на обмен веществ, стимуляцию защитных сил человека.


В–третьих, правильное рациональное питание – это употребление как можно больше овощей и фруктов.

Сладости, жевательные резинки, различные импортные напитки пользы не приносят.

А вот, например, фитонциды лука и чеснока убивают практически все виды болезнетворных микробов.

Ни один антибиотик не может сравниться с ними. Дарят силу и выносливость каши: овсяная, кукурузная, пшённая и др. Необходимы для организма мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукты, мёд.

Эти три правила помогут вам стать сильными и здоровыми. И никакая простуда не страшна!

ЗДОРОВЬЕ НАШИХ ДЕТЕЙ

советы психологов, помогающие избавиться от плохого настроения.


35Потопать ногами.

Вы дадите физический выход своей отрицательной энергии, вместе с ней уйдет и злость.


35Замесить тесто понарошку, раскатать его.

Злость улетучится, так как работать с тестом — очень увлекательное занятие.


35Высказать свои чувства.

Рассказать кому–нибудь о своем плохом настроении: родственникам, подруге, другу, собаке, кошке, кукле.


35Спеть бодрую песенку, сплясать быстрый танец.


35Смыть дурные чувства.

Набрать в ванну теплой воды, лечь и всем телом ощутить, как вода смывает все плохое.


35Надуть злостью шарик.

Надуть шарик, завязать и бросить его в мусорный контейнер или в воздух — с ним ваше плохое настроение улетит далеко.


Теперь вы знаете, что нужно сделать, если вам плохо оттого, что вы разозлитесь.

Если плохо от совершенного некрасивого поступка, надо признаться и попросить прощения. А если нехорошо от плохого самочувствия, нужно сказать старшим и обратиться за медицинской помощью.

Вы находитесь в школе, и очень важно, какое настроение у вас будет весь день. Ведь от этого зависит ваше здоровье, учеба, отношения с одноклассниками и учителями. Мы, взрослые, стараемся сделать все, чтобы вам в школе было комфортно.



Настроение

Классный час


Чтобы жить долго и счастливо, человеку необходимо здоровье. Давайте вспомним компоненты здоровья, о которых мы говорили на предыдущих занятиях.

Дети называют: чистота, соблюдение режима дня, закаливание, отказ от вредных привычек, движение, сбалансированное питание, одежда по погоде.

Есть еще один очень важный компонент, о котором мы сегодня поговорим на классном часе.

Представьте, что это (см. рис.) лица людей. Что вы в них заметили? (У них разные выражения.)

От чего зависит выражение лица? (От чувств, которые человек испытывает.)

Какие чувства мог бы испытывать каждый из этих людей? (Радость, горе, страх, скуку.)

А еще какие чувства способен испытывать человек? (Гордость, обиду, злобу, досаду, равнодушие, разочарование и т.д.)

Чувства по-другому называют эмоциями. В словаре С.И. Ожегова сказано: «Эмоция — чувство, душевное переживание». От эмоций зависит наше... (настроение). Настроение — душевное состояние человека.

Как вы думаете, может ли настроение являться компонентом здоровья? (Да.)

Наш классный час мы посвятим разговору о настроении и проследим связь между настроением и здоровьем.

Слово настроение мы обычно сочетаем с какими словами? (Хорошее, плохое.)

А еще, какое бывает настроение? (Никакое.)

Да, так можно сказать, когда человек безразличен ко всему. Но о настроении еще можно сказать, что оно... (прекрасное, великолепное, замечательное, отличное).

Закройте глаза и попробуйте увидеть, какого цвета хорошее настроение. Да, оно светлое, яркое.

В каких случаях у вас бывает прекрасное настроение? (При хорошем самочувствии, хороших отметках и т.д.)

Какие ощущения вы испытываете в этот момент? (Чувство легкости, все кажется прекрасным, интересным.)

А попробуйте, закрыв глаза, увидеть цвет плохого настроения. (Оно темное, мрачное. Таким оно бывает, когда не выспишься, получишь плохие отметки, плохо себя чувствуешь. В этот момент никого не хочется видеть, ничего делать...)

На уроке изобразительного искусства

вы выполняли рисунки на темы «Когда я радуюсь» и «Когда я огорчаюсь». И вам удалось передать в них очень хорошо ваше настроение.

У взрослых также, как и у вас, бывает разное настроение: то плохое, то хорошее — это зависит от душевного состояния. Но есть люди, у которых чаще всего бывает хорошее настроение, таких людей называют оптимистами, а тех, у кого часто плохое настроение, называют пессимистами.

Один из учеников рассказывает сказку

Л.Н. Толстого «Белка и Волк» и делает вывод: сказка — ложь, да в ней намек. У доброго, веселого человека всегда хорошее настроение, а у злого — плохое.

Вы общаетесь с людьми постоянно. С каким человеком легче и приятнее общаться? (С тем, у которого хорошее настроение.)

Если человек жизнерадостен, приветлив, с ним приятно поговорить, поделиться своими планами. Он легко развеет ваши грустные мысли, вселит надежду, и вы почувствуете себя легко и уверенно, вам захочется с ним общаться, дружить. С человеком постоянно злым, недовольным трудно общаться, он чаще бывает одинок, и от этого у него может развиться депрессия. Вот поэтому от настроения зависит и ваше здоровье, ваши отношения с друзьями и родственниками.

Физкультминутка.

Что вы почувствовали после физкультминутки?

Правильно. Настроение стало лучше.

Его можно поднять. Одни для этого выполняют физические упражнения, слушают музыку, другие читают любимую книгу, смотрят мультфильм и т.д.

Подготовленный ученик читает рассказ американского психолога Э. Крейри «Я злюсь».

Кейти проснулась и заволновалась. Сегодняшний день должен быть особенным. Она обняла своего пса Дота и спрыгнула с постели. Сегодня они с отцом собирались отправиться в парк на пикник. Там они будут целый день играть и веселиться. Кейти была уверена, что погода будет обязательно такой же великолепной, как и ее настроение. День будет теплым и солнечным. Кейти подбежала к окну, и, к своему огорчению, за окном она увидела тучи, огромные темные тучи.

О нет! — подумала Кейти. — Мы все равно поедем на пикник. Эти противные тучи не остановят нас. И она побежала к отцу, чтобы узнать, не изменятся ли их планы. Отец мрачно смотрел в окно.

Папа, папа, мы ведь поедем в парк, правда? — спросила Кейти, волнуясь. — Тучи нас не остановят, да?

Успокойся, Кейти, и посмотри за окно получше, — сказал отец.

Кейти подбежала к окну и снова выглянула на улицу.

О нет, — захныкала она. — Дождь! Я ненавижу этот дождь.

Затем она на мгновение перестала плакать и спросила:

Мы ведь все равно поедем, так ведь?

Нет, — ответил отец, — мы не можем ехать в дождь.

Ох, как я злюсь на этот дождь. И на тебя тоже, — кричала Кейти.

Ты чувствуешь злость и разочарование из–за того, что мы не можем ехать в парк. Этот дождь поломал все наши планы, и теперь придется строить новые планы.

Я не хочу строить никаких новых планов.

Я буду дуться и злиться весь день.

Дуться и злиться — это в порядке вещей.

Можешь злиться хоть весь день до самого вечера, если хочешь. Но как ты думаешь, что можно сделать, чтобы изменить настроение?

Не знаю, — ответила Кейти.

Как вы думаете, что может сделать

Кейти, чтобы ей стало лучше?





НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2004. №7

98

ЗДОРОВЬЕ НАШИХ ДЕТЕЙ

А сейчас прочитайте советы психологов, помогающие избавиться от плохого настроения.

39Потопать ногами.

Вы дадите физический выход своей отрицательной энергии, вместе с ней уйдет и злость.

39Замесить тесто понарошку, раскатать его.

Злость улетучится, так как работать с тестом — очень увлекательное занятие.

40Высказать свои чувства.

Рассказать кому–нибудь о своем плохом настроении: родственникам, подруге, другу, собаке, кошке, кукле.

40Спеть бодрую песенку, сплясать быстрый танец.

40Смыть дурные чувства.

Набрать в ванну теплой воды, лечь и всем телом ощутить, как вода смывает все плохое.

40Надуть злостью шарик.

Надуть шарик, завязать и бросить его в мусорный контейнер или в воздух — с ним ваше плохое настроение улетит далеко.

Теперь вы знаете, что нужно сделать, если вам плохо оттого, что вы разозлитесь.

Если плохо от совершенного некрасивого поступка, надо признаться и попросить прощения. А если нехорошо от плохого самочувствия, нужно сказать старшим и обратиться за медицинской помощью.

Вы находитесь в школе с 9 до 17 часов, и очень важно, какое настроение у вас будет весь день. Ведь от этого зависит ваше здоровье, учеба, отношения с одноклассниками и учителями. Мы, взрослые, стараемся сделать все, чтобы вам в школе было комфортно.


В заключение учащиеся заполняют анкету, предложенную учителем.

40Нравится ли тебе в школе?

40Какое чаще бывает в школе настроение?

40Применяешь ли ты знания, полученные

на классном часе.

Чтобы у вас было хорошее настроение,

всегда берите с собой... Что? Правильно.

Улыбку. Нарисуйте свои улыбки и подарите их близким и друзьям. (Учащиеся рисуют под музыку В. Шаинского.)


Проблема сохранения здоровья школьника
  • Начальные классы
Описание:

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ  ЗДОРОВЬЯ                                                                       

 

           Согласно определению  Всемирной организации здравоохранения, здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

         В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:

         1.Соматическое здоровье –         текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития , опосредованная базовыми потребностями , доминирующими на различных этапах онтогенетического развития .          Эти потребности , во-первых , являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых , обеспечивает индивидуализацию этого процесса .

         2.Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

         3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию . Такое состояние обусловлено как биологическим , так и социальными потребностями , а также возможностями их удовлетворения .

         4. Нравственное здоровье -           комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности , основу которого определяет система ценностей , установок и мотивов поведения индивида в обществе . Нравственным здоровьем опосредована духовность  человека , так как оно связанно с общечеловеческими истинами добра и красоты .

         В упрощенном виде можно считать,  что критериями здоровья являются :

-         для соматического и физического здоровья -  я могу ;

-         для психического – я хочу ;

-         для нравственного – я должен .

 

                                                                                                                                                                                                                

 

Автор Корнеева Юлия Геннадьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 395
Номер материала 33201
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓