Главная / Директору-завучу / Проблема сохранения здоровья ребенка в школе

Проблема сохранения здоровья ребенка в школе

6


Формирование здорового образа жизни

через предметную деятельность учащихся.

Канцедалова Г.Г.

В статье даётся анализ ситуации ухудшения физического состояния учащихся. Рассматриваются возможности урока в формировании потребности в здоровом образе жизни. Автор даёт обоснование важнейшим процедурам педагога по формированию здоровьеразвивающего образовательного пространства.

Проблема сохранения здоровья ребенка в школе имеет как физиолого-

гигиенические, так и собственно педагогические аспекты. В реальной практике трудно отделить одно от другого, да это и не столь важно. Гораздо важнее выстроить учебный процесс таким образом, чтобы он не только не ухудшал физическое состояние детей, но, напротив, укреплял их силы и возможности. В исследовательских данных «От чего зависит здоровье учащихся?» приведены такие цифры:

если принять условно уровень здоровья за 100% то:

20% - внешние условия быта

20% - наследственные данные 50%

hello_html_m3fe553ff.gif10% - система здравоохранения

А 50% - связаны с учебно-воспитательным процессом в школе: режим дня, учебная нагрузка, утомляемость, нервно-психические срывы и т.д.

Для формирования здоровьесберегающей среды Казинская школа проводит ряд важных процедур: учет суточных и недельных циклов работоспособности подростка при составлении расписания, правильное размещение детей за партами, оптимальный объем домашних заданий, подвижные перемены, физминутки, работа в режиме сенсорных систем и др. Я, как учитель,, внедряя в учебный процесс различные педагогические технологии, уверена, что все они должны быть напрямую связаны со здоровьесбережением.

Каким должно быть обучение в школе со здоровьесберегающей средой? Этот вопрос волновал меня уже тогда, когда я в паре с учителем математики 20 лет назад решила ввести в учебный процесс психолого-педагогическую систему дифференцированного обучения, при которой обеспечивается равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой. Это система психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе, это эффективная коррекционная и реабилитационная работа с каждым ребенком. Не трудно представить себе психологическое состояние неуспешного ученика на уроке при традиционном подходе к обучению. Снижение мотивации, замкнутость, в конце концов, полная апатия к учебе, а, возможно, к жизни. Как говорил Иоганн Песталоцци, происходит «убийство» здоровья детей, если не будет соблюден индивидуальный подход к ученику в процессе его обучения.

Я глубоко убеждена: система дифференцированного обучения – выход из такой ситуации.

Но поклассной дифференциации мало, необходима еще и внутриклассная, обеспечивающая комфортное состояние каждому ученику.

Ребенок должен чувствовать себя успешным, только при таком подходе можно добиться его развития, пусть на своем уровне, но он должен развиваться. Иначе у ребенка появляется комплекс неполноценности, формируется заниженная самооценка. Дети смиряются с ролью неудачников и нелюбимых, что препятствует их дальнейшему развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.

Здоровьеразвивающим потенциалом проникнута внедряемая мной методическая конструкция «Урок развивающего обучения в Казинской школе», психологические аспекты которого эффективно взаимодействуют с методическими приёмами. Нервно – психическое сбережение носят занятия в режиме сенсорных тренажей, подвижных объектов, положительная эмоциональная оценка достижений учеников, создание ситуации успеха, оптимальный рабочий шум, метод отсроченной реакции, принцип открытых перспектив, отказ от авторитарного стиля общения, ведение тетради самозаписи, в которой ученик при неготовности к уроку отмечает это на перемене, а учитель, не афишируя, даёт ему отсрочку до следующего урока и дрhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m31c551c0.gifhello_html_m31c551c0.gifhello_html_m16235edb.gifhello_html_m58e3a676.gifhello_html_9d6f8d5.gifhello_html_m3512fcc3.gifhello_html_23f69995.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_7ae3b47c.gif. (Приложение №1)

hello_html_m45331b18.png

В разработанной прогностической модели казинского учителя помимо организаторских и конструктивных видов деятельности особое внимание уделено созидающим приемам гуманистической педагогики, что очень важно для создания стабильной благоприятной атмосферы на уроке.


В рамках системы дифференцированного обучения разработаны рекомендации для работы с детьми со слабой нервной системой:

  • Желательно, чтобы ответ был не в устной, а письменной форме.

  • Не ставить его в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

  • Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал: нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно по мере усвоения.

  • Лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал.

  • Следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику дома позаниматься.

  • Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа, «молодец», «умница» и т.д.), нужно формировать у него уверенность в своих силах, знаниях, возможности учиться.

  • Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, он сам к ним очень болезненно относится.

  • Во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного.

  • Создавать спокойную, не нервозную обстановку в работе.

Разработаны рекомендации и для работы учителя с инертными учениками

  • Не требовать от них немедленно включения в работу: их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно.

  • Следует помнить, что инертные ученики не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в такой ситуации.

  • Не нужно требовать от него быстрого изменения неудачных формулировок, ему необходимо время на обдумывание нового ответа.

  • Поскольку такие ученики с трудом отвлекаются от предыдущих ситуаций (например, перемена), не следует их отвлекать, переключать внимание на что-то другое.

  • Нежелательно заставлять отвечать новый материал.

Очень важно, чтобы выпускник не потерялся в сложном современном так резко меняющемся мире, поэтому на уроках много внимания уделяю формированию в детях психологической готовности к выживанию в обществе.

Так в моей практике преподавания литературы возник новый вид урока – урок – предупреждение, технология которого помогает уберечь детей от необдуманных поступков, помочь не потеряться в сложном мире. Здесь главное - работа души. Например, урок по комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся» или по повести Н. Карамзина «Бедная Лиза». Актуальна ли «Бедная Лиза» сегодня? Да, приходят к выводу дети, потому что богатые предприниматели также покупают молодых девушек, которые ищут большой и красивой любви, а в результате разбитые сердца, трагедии, иногда приводящие к суициду. Это сегодня проблема из проблем. Уметь справляться со сложными ситуациями, уберечь подростка от подобного, помочь выработать противоядие этому, научить управлять собой – задача такого урока. На таком уроке я не даю готовых ответов, а ненавязчиво актуализирую, извлекаю из сознания детей глубоко спрятанную тенденцию к личностному росту.

Здоровье и обучение тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены: чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение.

Девиза медиков «primo non nosier!» (прежде всего не навреди) нам, педагогам, мало. Здоровьесберегающая педагогика требует создания активной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а в следствии специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника.









Приложение№1


Урок развивающего обучения

вhello_html_534c5fb.gifhello_html_m105d1271.gifhello_html_mf03c488.gifhello_html_389ea4e2.gifhello_html_4114f97b.gifhello_html_m2ee45d04.gifhello_html_m3d2f1ba3.gifhello_html_m2ee45d04.gifhello_html_m2ee45d04.gifhello_html_m2ee45d04.gifhello_html_m2ee45d04.gifhello_html_m2ee45d04.gifhello_html_m2ee45d04.gifhello_html_m2ee45d04.gifhello_html_m2ee45d04.gifhello_html_m26abbbb7.gifhello_html_m5b4a5559.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_240b1f43.gifhello_html_6f7d0cab.gifhello_html_m2bd81afd.gifhello_html_69af88dd.gifhello_html_m691eaca7.gifhello_html_76f51078.gifhello_html_m4432f113.gifhello_html_m1a5f012d.gifhello_html_59b60284.gifhello_html_m31c551c0.gifhello_html_m31c551c0.gifhello_html_m31c551c0.gifhello_html_m31c551c0.gifhello_html_m2ee45d04.gifhello_html_m31c551c0.gifhello_html_m31c551c0.gifhello_html_m31c551c0.gifhello_html_m31c551c0.gifhello_html_m31c551c0.gifhello_html_m31c551c0.gifhello_html_m31c551c0.gifhello_html_m31c551c0.gifhello_html_m31c551c0.gifhello_html_m79179cf5.gifhello_html_3a2953d4.gifhello_html_m326137b8.gifhello_html_m76e424f.gifhello_html_m450ce18f.gifhello_html_5e42bff2.gifhello_html_m5aa49232.gifhello_html_66fc1b22.gifhello_html_3583112b.gifhello_html_m6b8613b6.gifhello_html_m15efa60c.gifhello_html_m685728a0.gifhello_html_74602858.gifhello_html_m61836f2a.gifhello_html_m16235edb.gifhello_html_m58e3a676.gifhello_html_m5352075c.gifhello_html_m2b46d7ea.gifhello_html_m147d7d1a.gifhello_html_m7158d5e.gifhello_html_633c4a7b.gifhello_html_m6bdf1e31.gifhello_html_m4a86b2b0.gifhello_html_9d6f8d5.gifhello_html_m3512fcc3.gifhello_html_m3a464c69.gifhello_html_2dc70d9c.gifhello_html_660116c2.gifhello_html_23f69995.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m5562506.gifhello_html_6704e231.gifhello_html_7ae3b47c.gif Казинской средней школе
















































Литература

    1. В.Ф. Базарный «Школьный стресс и демографическая катастрофа России» - Академия медицинских наук, Сергиев Пасад 2004 год

    2. А.В. Гордеева «Прикладная реабилитационная педагогика» - Москва, Академический проект 2004 год

    3. «Как работает продуктивный педагог» - «Новые ценности образования» выпуск № 4 2013 год, Москва

    4. «Как работает продуктивная школа» – «Новые ценности образования» выпуск № 4 2013 год, Москва

    5. «Здоровье как нравственный выбор» - Шпаковский районный методический кабинет, г. Михайловск, 2014 год


Сведения об авторе.

Канцедалова Галина Григорьевна

МОУ «СОШ № 15» с. Казинка

Шпаковский район

Ставропольский край

Заместитель директора по УВР

Почётный работник образования РФ.

Почтовый адрес: 356212, Ставропольский край, Шпаковский район, село Казинка, улица Трунова, 107

д/т: 8 (865 53) 4-45-10

р/т: 8 (865 53) 4 -37-60

8 (865 53) 4 -37-22

Адрес электронной почты: ____sh-KAZSCHOOL@yandex

Факс: 8 (865 53) 4 -37 – 22







hello_html_mb3c5351.png

Проблема сохранения здоровья ребенка в школе
  • Директору-завучу
Описание:



Формирование здорового образа жизни

через предметную деятельность учащихся.

                                                                        Канцедалова Г.Г.

    В статье даётся анализ ситуации ухудшения физического состояния учащихся. Рассматриваются возможности урока в формировании потребности в здоровом образе жизни.  Автор даёт обоснование важнейшим процедурам педагога по формированию здоровьеразвивающего образовательного пространства.

                                                                        

      Проблема сохранения здоровья ребенка в школе имеет как  физиолого-

гигиенические, так и собственно педагогические аспекты. В реальной практике  трудно отделить одно от другого, да это и не столь важно. Гораздо важнее выстроить учебный процесс таким образом, чтобы он не только не ухудшал физическое состояние детей, но, напротив, укреплял их силы и возможности. В исследовательских данных  «От чего зависит здоровье учащихся?» приведены такие цифры:

если принять условно уровень здоровья за 100% то:

            20% - внешние условия быта

            20% - наследственные данные       50%

            10% - система здравоохранения

     А 50% - связаны с учебно-воспитательным процессом в школе: режим дня, учебная нагрузка, утомляемость, нервно-психические срывы и т.д.

            Для формирования здоровьесберегающей среды Казинская школа проводит ряд важных процедур: учет суточных и недельных циклов работоспособности подростка при составлении расписания, правильное размещение детей за партами, оптимальный объем домашних заданий, подвижные перемены, физминутки, работа в режиме  сенсорных систем и др.            Я, как учитель,, внедряя в учебный процесс различные педагогические технологии, уверена, что все они должны быть напрямую связаны со здоровьесбережением.     

            Каким должно быть обучение в  школе со здоровьесберегающей средой? Этот вопрос волновал меня уже тогда, когда я в паре с учителем математики 20 лет назад решила ввести в учебный процесс психолого-педагогическую систему дифференцированного обучения, при которой обеспечивается равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой. Это система психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе, это эффективная коррекционная и реабилитационная работа с каждым ребенком. Не трудно представить себе психологическое состояние неуспешного ученика на уроке при традиционном подходе к обучению. Снижение мотивации, замкнутость, в конце концов, полная апатия к учебе, а, возможно, к жизни. Как говорил Иоганн Песталоцци,  происходит «убийство» здоровья детей, если не будет соблюден индивидуальный подход к ученику в процессе его обучения.

            Я глубоко убеждена:  система дифференцированного обучения – выход из такой ситуации.

            Но поклассной дифференциации мало, необходима еще и внутриклассная, обеспечивающая комфортное состояние каждому ученику.

            Ребенок должен чувствовать себя успешным, только при  таком подходе  можно  добиться его развития, пусть на своем уровне, но он должен развиваться. Иначе у ребенка появляется комплекс неполноценности, формируется заниженная самооценка. Дети смиряются с ролью неудачников и нелюбимых, что препятствует их дальнейшему    развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.

            Здоровьеразвивающим потенциалом проникнута  внедряемая мной методическая конструкция «Урок развивающего обучения в Казинской школе», психологические аспекты которого эффективно взаимодействуют с методическими приёмами. Нервно – психическое сбережение носят занятия в режиме сенсорных тренажей, подвижных объектов, положительная эмоциональная оценка достижений учеников, создание ситуации успеха, оптимальный рабочий шум, метод отсроченной реакции, принцип открытых перспектив, отказ от авторитарного стиля общения, ведение  тетради самозаписи, в которой ученик при неготовности к уроку отмечает это на перемене, а учитель, не афишируя,  даёт ему отсрочку до следующего урока и др.    (Приложение №1)

 


 В разработанной прогностической модели казинского учителя помимо организаторских и конструктивных видов деятельности особое внимание уделено созидающим приемам гуманистической педагогики, что очень важно для создания стабильной благоприятной атмосферы на уроке.  

 

       В рамках системы дифференцированного обучения разработаны рекомендации для работы с детьми со слабой нервной системой:

      Желательно, чтобы ответ был не в устной, а письменной форме.

      Не ставить его в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

      Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал: нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно по мере усвоения.

      Лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на  уроке материал.

      Следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику дома позаниматься.

      Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа, «молодец», «умница» и т.д.), нужно формировать у него уверенность в своих силах, знаниях, возможности учиться.

      Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, он сам к ним очень болезненно относится.

      Во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного.

      Создавать спокойную, не нервозную обстановку в работе.

Разработаны рекомендации и для работы учителяс  инертными учениками

       Не требовать от них немедленно включения в работу: их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно.

      Следует помнить, что инертные ученики не могут проявлять высокую активность  в выполнении разнообразных заданий,  а некоторые вообще отказываются работать в такой ситуации.

      Не нужно требовать от него быстрого изменения неудачных формулировок, ему необходимо время на обдумывание нового ответа.

      Поскольку такие ученики с трудом отвлекаются от предыдущих ситуаций (например, перемена), не следует их отвлекать, переключать внимание на что-то другое.

      Нежелательно заставлять отвечать новый материал.

         Очень важно, чтобы  выпускник не потерялся в сложном современном так резко меняющемся мире, поэтому на уроках много внимания уделяю формированию в детях психологической готовности к выживанию в обществе.

            Так в моей практике преподавания литературы возник новый вид урока – урок – предупреждение, технология которого помогает  уберечь детей от необдуманных поступков, помочь не потеряться в сложном мире. Здесь главное - работа  души. Например, урок по комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся» или по повести Н. Карамзина «Бедная Лиза». Актуальна ли «Бедная Лиза» сегодня? Да, приходят к выводу дети, потому что богатые  предприниматели также покупают молодых девушек, которые ищут большой и красивой любви, а в результате разбитые сердца, трагедии, иногда приводящие к суициду. Это сегодня проблема из проблем. Уметь справляться со сложными ситуациями, уберечь подростка от подобного, помочь выработать противоядие этому,  научить управлять собой – задача такого урока. На таком уроке я не даю готовых ответов, а ненавязчиво актуализирую, извлекаю из сознания детей глубоко спрятанную тенденцию к личностному росту.

           

            Здоровье и обучение тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены: чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение.

            Девиза медиков «primo non nosier!» (прежде всего не навреди) нам, педагогам, мало. Здоровьесберегающая педагогика требует создания активной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а в следствии специально организованной  системы развития внутреннего потенциала школьника.

             


Автор Канцедалова Галина Григорьевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 396
Номер материала 44230
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓