Инфоурок Другое Другие методич. материалыПроблема использования игровых технологий в психолого-педагогической и методической литературе

Проблема использования игровых технологий в психолого-педагогической и методической литературе

Скачать материал

Проблема использования игровых технологий в психолого-педагогической и методической литературе

 

 

Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой социальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.

С.Т. Шацкий[8, c.15]

 

В свете современных тенденций развития отечественной педагогики все большую популярность набирают нетрадиционные методы обучения: дискуссии, дебаты, игровые технологии.

Прежде, чем перейти к рассмотрению основных проблем использования игровых технологий, обозначенных в литературе, необходимо подробно рассмотреть само понятие «игра».

В Большом энциклопедическом словаре приводится  общее понятие «игры», под которым понимается  вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Там же приведено положение о том, что игра  занимает важное место  в воспитании, обучении и развитии детей, поскольку является средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям[8].

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой игра определяется следующим образом: тот или иной вид, способ, каким играют, развлекаются[1,c.193].

В психологическом словаре игра рассматривается как форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры[2, c.35].

По мнению Г.К.Селевко,  игра - вид деятельности в условиях ситуации, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Селевко в своих работах отмечает, что игра является одним из основных видов деятельности человека, формой освоения им социального опыта [5,c.30].

Игрой, по мнению Л.С.Выготского, является пространство «внутренней социализации» ребенка, кроме того, игра является средством усвоения социальных установок [1,c.127].

В источниках педагогической литературы содержится множество теорий игровой деятельности: теория К.Гросса, в которой игра рассматривается как «школа жизни», теория Ф.Бойтендайка, согласно которой человеческий характер развивается именно посредством игровой деятельности, теория С. Спенсера,  теория игры Й.Хейзенга, согласно которой игра –основа абсолютно всех видов деятельности человека.[1, с. 6].

 Известностью пользуется теория Карла Гроcса. По мнению ученого сущность игры заключается  в том, что она является своеобразной подготовкой к более серьезной деятельности. Именно посредством игры ребенок, упражняясь, совершенствует свои способности.  Для взрослых  игра – дополнение к жизненной действительности или способ  отдыха. Основным достоинством данной теории, завоевавшим ей популярность, является то, что теория Гросса ярко отображает связь между  игрой и развитием, ученый в своих исследованиях ищет смысл игры в той роли, которую она играет в развитии. Недостаток теории Гросса заключается в том, что  в данной теории подробно описывается «смысл» игры,  но не приводятся  источник, причины возникновения игры, ее мотивы, побуждающих играть[1, c.7].

Позицию К. Гроcса занимает в своей теории игры Ф. Бойтендайк, который делает вывод о том, что необходимостью реализации основные черт характера, свойственных  растущему организму, объясняется  возникновение и развитие детской игры. В качестве данных черт в своей теории ученый отмечал: импульсивность, направленность движений, наличие аффективных связей с окружающими, боязливость и застенчивость робость[8,c.68].

Такой источник игры как избыток сил приводит в своей теории С. Спенсер. По его мнению,  именно в игре находят выход не использованные в жизни избыточные силы [1, c.7].  Однако следует выделить недостатки  в  данной теории: во-первых: нет специально разработанных методик, определяющих в каком направлении израсходуются избыточные силы, нет экспериментально подтвержденных данных, что они расходуются именно на игровую деятельность,  во-вторых, игра возникает не всегда из-за переизбытка сил, играют  и уставшие, и утомленный люди, для которых игра – способ релаксации и  отдыха.

В 30-е годы XX в голландским историком и социологом Йохан Хейзингом  проведено исследование понятия «игра» в различных  языках: японском, латинском, семитском, германском и др. В результате данного исследования было отмечено,  что в греческом, китайском языках и  санскрите нет единого собирательного слова для обозначения игры, но имеются различные слова для обозначения  видов игр, таких как, соревновательные игры, игры-представления, азартные игры и т.п. Й. Хейзенга стремился доказать, что  игровое начало содержится  практически во всех видах деятельности и проявлениях культуры: праве, философии, науке и  даже в войне.  В своих исследованиях социолог уделяет особое внимание установлению связей между игрой и поэзией, игрой и искусством. В основе развития человечества, по его мнению,  лежит развитие культуры, которая, в свою очередь, основана на игре. Игра, по глубокому убеждению, Хейзенга,   является высшим проявлением  человеческой сущности [7, с.28].

Высокие требования к педагогике игры  в своих работах предъявляет Н.К. Крупская. «Игра есть потребность растущего детского организма, – писала она. – В игре развиваются физические силы ребенка … В игре вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочее»[3,c.11].

Следует обратить внимание и на теории игр, приведенные в  работах психологов: Г.В. Плеханова, Л.С. Выготского, П.М. Ершова, К. Коффки, А. Адлера, П.Ф. Каптерева.

В работах С.Н. Карпова, Н.А. Короткова, Л.Г. Лысюк, Г.Л. Лэндрет, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, П.И. Пидкасистого, Г.К. Селевко, Ж.С. Хайдарова, С.А. Шмакова отмечается тот факт, что игра направлена на развитие умений и навыков, психическое развитие и самореализацию личности. Посредством игровой деятельности  создается комфортный психологический климат в коллективе, преодолеваются личностные комплексы.

Согласно фрейдистской теории - игра является способом реализации вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре разыгрывается и переживается то, что не удается реализовать в жизни. В игровой деятельности  проявляется неполноценность субъекта, который бежит от реальной жизни,  так как  он не в силах с ней совладать. Очевидно, что в данной теории игровая деятельность имеет негативный оттенок, превращаясь  в способ бегства от реальной жизни [2,c.5].

Теорию игровой деятельности, с учетом логики марксистского учения, создал Г.В. Плеханов. Согласно его теории игра - порождение труда, возникающее из подражания трудовым процессам[2,c.5].

Бесценный вклад в разработку теории игры внес Л.С. Выготский, который считает, что  мнимая ситуация, определяющая сознание ребенка, является центральным компонентом игры.  По мнению Л.С. Выготского,  посредством игры создается зона ближайшего развития ребенка. Именно  в игре ребенок  чувствует себя старше своего среднего возраста,  ведет себя как подобает взрослому, в игре ребенок становится на голову выше себя [4,c.74].

В соответствии с  теорией Д.Н. Узнадзе, игра - результат созревших и не получивших еще применения в реальной жизни функций действования. Игровая деятельность в работах ученого представляется как продукт развития, опережающего потребности практической жизни. [5,c.5].

 В своих  работах Д.Б. Эльконин раскрыл содержание детской игры. По его мнению, ребенок в процессе игры чувствует себя взрослым человеком. Основной единицей игры является  роль взрослого человека, которую играет ребенок.  В процессе  игровой деятельности детьми и подростками воспроизводятся отношения взрослых в различных сферах  жизни. Во время игры ее участники воспроизводят  свои роли с разной глубиной постижения и иногда проникают в подлинный общественный смысл человеческого труда. [6,c.6].

Представляет интерес концепция П.М. Ершова о происхождении игры из потребностей.  Согласно данной концепции, игра – трансформация потребностей, присущая  всем высшим животным и человеку. Потребность в вооруженности, иными словами вспомогательные потребности в накоплении и совершенствовании средств удовлетворения своих потребностей, выражается посредством именно игры. Приобретение вооруженности начинается с мускульного движения – тренировки физической силы. Вслед идет подражание. Затем – практической применение того, что приобретено силой и подражанием. Это применение, все более успешное и свободное, приводит к игре, которая тренирует смелое использование навыков и умений в разных новых и неожиданных условиях[7,c.49].

Игровой деятельности  придается огромное значение в детском мире ребенка согласно теории игры Курта Коффки – одного из основателей  гештальтпсихологии, Мир ребенка, как пишет ученый в своих работах, похож на мир «примитивного человека», который наделяет живое и неживое мистическими свойствами, однако, подобное отношение к вещам характерно исключительно  для  периода детства. Взрослея, человек кардинально меняет свое отношение к вещам, в итоге,  то, что для ребенка  считалось полноправным миром, для взрослого становится игрой [2,c.6].

Необходимо отметить исследования игры, проведенные в своих работах А. Адлером, который показал возможности использования  игры для адаптации, понимания, обучения и терапии детей. Адлером было выделено 8 функций игры: разыгрывание реальных жизненных ролей, подражание, обращение к ролям, отражение опыта ребенка, выход «запрещенных побуждений», отражение роста, развития, взросления ребенка, выражение подавленных потребностей,  помогающим расширить свое «Я»,  разрешение в игре своих проблем[7, с. 47].

Наряду с концепцией А. Адлера, особое внимание хочется уделить концепции Э. Берна. Игра, по Э. Берну, передается от поколения к поколению и может охватывать около сотни лет в прошлое и прогнозироваться на будущее. В этом заключается ее историческое значение. Берн с своих работах  отмечает, что в зависимости от уровня культуры и социального статуса,  воспитание детей в большинстве случаев сводится к тому, что им предлагаются разные варианты игр. Именно в этом автор теории усматривает культурное значение игры. Также игра по Берну обладает и социальным значением, которое сводится к тому,  что люди используют игру, как  компромиссное решение, уникальное для того, чтобы скоротать время,  не подвергая себя риску.  Согласно теории Э. Берна люди выбирают себе друзей, партнеров, близких чаще всего из числа тех, кто играет в те же игры как они.

Особый вклад в изучение игры в конце XIX – начале XX века внес выдающийся русский психолог П.Ф. Каптерев. Автор отмечал, что в обучении ребенку чрезвычайно важно уметь сосредотачивать свое внимание на различных предметах. Этому великому искусству учит игра. Для достижения этой цели нужно, чтобы не было противоположности между игрой и учением, чтобы учение не являлось чем-то чрезвычайно сухим и отталкивающим по существу и по форме[4, с.89].

Ф.Фребель и М.Монтессори впервые ввели понятие   «дидактические игры». Дидактические игры в их пониманий-  игры, создаваемые или приспособленные для целей обучения.  Игры, которые разрабатывались данными учеными предназначались исключительно для детей дошкольного возраста, однако со временем они проникли в начальную, а оттуда и в среднюю и старшую школу[3, с.144].

 В России в 1960-е гг.  широкое распространение на практике получила формула «учение с увлечением», активно пропагандируемая С.Л.Соловейчиком.  В соответствии с данной формулой учение понималось как радостный труд, поскольку  оно  приобщает к неизведанному, новому и интересному. Соловейчик и его последователи стремились доказать, что обучение – это не только развивающее и трудное, но и  увлекательное явление. Но, в условиях четко установленной идеологии процесса обучения многие педагоги отошли от положения, предложенного С.Л. Соловейчиком, лишь некоторые педагоги-новаторы Ш.А.Амоношвили, С.И.Лысенкова и др. использовали игры в процессе обучения[1, с.145].

Многие исследователи игр и их места в развитии и обучении личности, неоднократно констатировали, что «являясь главным и вечным атрибутом детства, фактором социализации и развития ребенка в школе, игра никак не может получить законную «прописку» ни на уроках, ни в дообразовательной работе».

Следует отметить, что единого научного мнения по поводу определения понятия игры и понимания смысла игры и использования игровых технологий среди ученых не имеется до сих пор.  Неоспорим тот факт, что игра - жизненно необходимый компонент деятельности для любого человека. Недостаток игр в определенном возрасте выражается  и в дальнейшей взрослой жизни. «Ненаигравшийся ребенок»   инфантилен по своей природе, для него взрослая серьезная жизнь является продолжением детских игр, он легкомыслен, безответственен как к своей судьбе, так и к судьбам его окружающих людей. По его мнению, любая ситуация в жизни- это часть игры, которую при необходимости возможно «переиграть», начать заново.

Таким образом, игра направлена на развитие общеучебных умений и навыков, психическое развитие и самореализацию личности. Именно игровая деятельность способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов: нерешительности, застенчивости.  Из всех предложенных теорий игровой деятельности автор придерживается к концепции С.Л. Соловейчика поскольку игра действительно делает процесс обучения значительно интереснее, знания полученные в процессе игры более прочно запоминаются участниками и зрителями игрового процесса.

Не менее важным фактом является и то, что игра – это  своеобразное упражнение, направленное на формирование самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения. Именно эти качества как никогда ценятся в современном  обществе.

Таким образом, использование игровых технологий в правовом обучении является необходимостью, навеянной новейшими тенденциями развития современного образования.

 

Литература

1.   Азарова А.Я. Права человека. Новое знание. - М., 2012.

2.            Арендаренко А.В. Принцип социальной справедливости в системе уголовного права Российской Федерации // Адвокат. - 2009. - № 5. - С.12-18.

3.            Бахарев В.В. Воспитание профессионального самосознания старшеклассников в современных условиях: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Челябинск, 2012.

4.            Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. - М., 2010.

5.            Бондаровская Е.В., Васильева З.И. Изучение личности школьника учителем. //Педагогика. —2007. —№ 4.

6.            Вакуленко В. А. Уколова И. Е. Интерактивное обучение на уроках права.// Право в школе. №1. 2013

7.            Васильев Н.И. Педагогические условия формирования и развития гражданских качеств старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Якутск, 2012.

Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников // Уколова И.Е., Друбочевская ИЛ. и др. – РФПР. 2010. // Основы государства и права. № 5-7,2009

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Проблема использования игровых технологий в психолого-педагогической и методической литературе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Старший рекрутер

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

 

В свете современных тенденций развития отечественной педагогики все большую популярность набирают нетрадиционные методы обучения: дискуссии, дебаты, игровые технологии.

Многие исследователи игр и их места в развитии и обучении личности, неоднократно констатировали, что «являясь главным и вечным атрибутом детства, фактором социализации и развития ребенка в школе, игра никак не может получить законную «прописку» ни на уроках, ни в дообразовательной работе».

Следует отметить, что единого научного мнения по поводу определения понятия игры и понимания смысла игры и использования игровых технологий среди ученых не имеется до сих пор.  Неоспорим тот факт, что игра - жизненно необходимый компонент деятельности для любого человека. Недостаток игр в определенном возрасте выражается  и в дальнейшей взрослой жизни. «Ненаигравшийся ребенок»   инфантилен по своей природе, для него взрослая серьезная жизнь является продолжением детских игр, он легкомыслен, безответственен как к своей судьбе, так и к судьбам его окружающих людей. По его мнению, любая ситуация в жизни- это часть игры, которую при необходимости возможно «переиграть», начать заново. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 624 920 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.02.2015 1585
    • DOCX 58.5 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мурзакова Елена Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мурзакова Елена Геннадьевна
    Мурзакова Елена Геннадьевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3698
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 458 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 92 человека из 36 регионов

Мини-курс

Основы программирования и мультимедиа: от структуры ПО до создания проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 19 регионов

Мини-курс

Прощение и трансформация: освобождение от родовых программ и травм

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 35 регионов