Главная / Русский язык и литература / Проблема человеческой свободы в поэме А. С. Пушкина «Цыганы» 9 класс

Проблема человеческой свободы в поэме А. С. Пушкина «Цыганы» 9 класс

9 класс Русская литература

Тема урока:

Проблема человеческой свободы

в поэме А. С. Пушкина «Цыганы»

 
Цели урока: 

- создать условия для восприятия и анализа поэмы ;

- развивать способности к критическому мышлению, к формированию собственных мыслей, умения отстаивать свою точку зрения, уважать чужое мнение;

- развивать творческую активность в процессе индивидуальной и коллективной работы,

- формирование положительных нравственных ориентаций.

Методические приемы: мини-лекция, беседа, сообщения учащихся, работа с текстом художественного произведения, «6 шляп», «Авторский стул»,

«Две звезды, одно пожелание»

Организационные формы: фронтальная - беседа, групповая (анализ текста), индивидуальная (проблемный вопрос).

Ход урока

1. Оргмомент. Побуждение. Посмотрите, ребята ,что вы видите на экране .

(фрагмент из кинофильма «Табор уходит в небо»)

- Какие ассоциации у вас вызывает слово ЦЫГАНЫ?

Запишите в тетрадях и доске (гадание, танцы, песни, воля, свобода, степь, музыка, костер, кибитка, любовь и т.д.)


2.Тема , задачи урока

Сегодня на уроке мы будем говорить о поэме Пушкина «Цыганы». Мы с вами окунёмся в мир этого вольнолюбивого народа, вместе с ними пройдёмся по степям Бессарабии, посидим у ночного костра, послушаем цыганские песни. Заодно попытаемся выяснить, почему именно в этой поэме Пушкин поднимает тему человеческой свободы. 
 3. Ответ на вопросы учителя.
- Как вы думаете, почему Пушкин выбрал именно эту нацию?

(она была для него необыкновенной) 

4. Слово учителя. -У Пушкина были особые отношения с цыганами. Дело в том, что находясь в южной ссылке среди незнакомого ему народа, он изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь. Он знал много цыганских песен и очень любил их. Содержание одной из песен молдавских цыган Пушкин изложил так: «Мы люди смирные, девы наши любят волю – что тебе делать у нас». Эти слова он хотел взять в качестве эпиграфа к своей поэме «Цыганы».

 5. Чтение учителем начала поэмы под музыку Е. Доги «Дорога»

- Давайте послушаем начало поэмы.

(фрагмент актерского исполнения - фонозапись)

-Какие картины возникли в вашем воображении?
(Цыганы кочуют по степям Бессарабии, они ночуют в изодранных шатрах под звездами, несмотря на это их сон мирный, жизнь в таборе идет своим чередом. Они привыкли к воле, их не смущают бескрайние степи, вечное движение, непогода, они просто живут.)
-В чем привлекательность такой жизни?
(Они свободны, вольны. Их ничто не тяготит, не держит на одном месте. Они в постоянном движении. Их жизнь полна романтики.)
6.Опережающее задание – краткое содержание поэмы «Цыганы» подготовленный ученик.
7. Беседа по вопросам учителя.
-
Почему Алеко уходит из города , от цивилизованной жизни?
подтвердите эти мысли цитатами из текста

( стр 111-его преследует закон,стр115 Неволю душных городов, там люди…..или блистательный позор)
(Да, он жаждет свободы, он сменил жизнь среди богатого народа « на бродящую бедность и волю», как говорит старый цыган. Он с презрением отвергает общество, где люди стыдятся любви, мысли гонят, просят денег и цепей. Он стремится к свободной жизни «естественного» народа, далекого от цивилизации, т. к.. считает, что они свободны от страстей и пороков просвещенного общества, от корыстолюбия и тщеславия.)

-
Почему страдает Алеко, ведь он сам выбрал жизнь, полную свободы, где каждый волен поступать так, как ему вздумается? 
Он не смог до конца отбросить условности того мира, в котором он раньше жил, и смирить свои страсти, он, так стремящийся к свободе, стал тюремщиком другого сердца, злым ревнивцем («моя Земфира») и поэтому страдает.
Мудрый старик, узнав, что Земфира разлюбила Алеко, и, увидев, что в душе Алеко происходит смятение, рассказывает ему историю о самом себе, преподает ему урок доброты.
-Что это за история? Зачем ее рассказывает старик? стр 123- к чему?вольнее птицы младость.кто в силах удержать любовь?
(Чтобы Алеко понял, что воля, не скованная законами, жизнь дикого человека не так уж безоблачна. «Страсти роковые» приносят беды и страдания и им. Он объясняет, что нет на земле силы, которая могла бы удержать любовь. Цыган милосерден, он прощает Мариулу, желая только счастья любимой.)
-Что говорит Алеко, выслушав рассказ старика. Словами из текста

(Стр 123,Я не такой..смешон и сладок был бы гул)
( Алеко не умеет и не хочет ценить свободу других людей. Он не задумываясь посягает на нее.

8.Инсценировка –заключительные сцены поэмы.



9. Стратегия 6 шляп Учащиеся по группам обсуждают 5-7мин.

( правило работы в группах ), напомнить о стратегии :

Под белой шляпой – факты, что нам известно.

Под зеленой – каковы творческие идеи

под желтой шляпой – плюсы, позитивные моменты.

Под черной шляпой – негативные стороны,

под синей – анализ, обобщение и выводы.

Защита - 2- 3мин


10.Так как же понимают свободу главные герои?
(у Алеко свобода сочетается с эгоизмом. Это и жизнь на воле, и в то же время полное подчинение ему. Он может быть свободным, а Земфира – нет. Она должна подчиняться ему.
Для Земфиры свобода – веселая беззаботная жизнь, которая ни к чему не обязывает. Она ничего не требует и хочет, чтобы и от нее ничего не требовали.
Для Старика свобода – это покой, это жизнь в согласии с собой и с другими. Он понимает свободу, как умение прощать и понимать других.)
-А какова авторская позиция по отношению к своим героям?
Он любит своих героев, он соглашается со стариком, он с сожалением расстается с Алеко. Любуется Земфирой. И всем своим произведением показывает, что цивилизованному человеку нельзя жить в мире, где нет законов. Появление Алеко в нетронутом (диком) просвещением мире привело к кровавой драме.

А. С. Пушкин не дает прямого ответа на вопросы: что значит быть свободным?
Может ли человек быть свободным? Он предоставляет право решить это самому читателю.

11. Задания группам :

1,2,3группе -Эссе «Нашел ли Алеко свободу ?», «Что значит быть свободным?»
4,5,6 группа – выполняют кластер, посвященный Алеко, Земфире.

Условие: пользоваться цитатами из поэмы.

12.Авторский стул -1- 2 уч-ся по желанию читают свои работы.
13. Подведение итогов урока. Пожелание на звездах об уроке.

14. Домашнее задание: эссе «Ваше отношение к героям поэмы», «О чем меня заставила задуматься поэма?»



Проблема человеческой свободы в поэме А. С. Пушкина «Цыганы» 9 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Тема урока:Проблема человеческой свободы в поэме А. С. Пушкина «Цыганы»

     Цели урока: - создать условия для восприятия и анализа поэмы ;- развивать способности к критическому мышлению, к формированию собственных мыслей, умения отстаивать свою точку зрения, уважать чужое мнение;- развивать творческую активность в процессе индивидуальной и коллективной работы,- формирование положительных нравственных ориентаций.

Методические приемы: мини-лекция, беседа, сообщения учащихся, работа с текстом художественного произведения, «6 шляп», «Авторский  стул»,«Две звезды, одно пожелание»

Организационные формы: фронтальная - беседа, групповая (анализ текста), индивидуальная (проблемный вопрос).

                       Ход урока
 
 1. Оргмомент. Побуждение. Посмотрите, ребята ,что вы видите на экране .(фрагмент из кинофильма «Табор уходит в небо»)

- Какие ассоциации у вас вызывает слово ЦЫГАНЫ?

Запишите в тетрадях и  доске (гадание, танцы, песни, воля, свобода, степь, музыка, костер, кибитка, любовь и т.д.)

2.Тема , задачи урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить о поэме Пушкина «Цыганы». Мы с вами окунёмся в мир этого вольнолюбивого народа, вместе с ними пройдёмся по степям Бессарабии, посидим у ночного костра, послушаем цыганские песни. Заодно попытаемся выяснить, почему именно в этой поэме Пушкин поднимает тему человеческой свободы. 
 3. Ответ на вопросы учителя.
- Как вы думаете, почему Пушкин выбрал именно эту нацию?

 4. Слово учителя. -У Пушкина были особые отношения с цыганами. Дело в том, что находясь в южной ссылке среди незнакомого ему народа, он изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь. Он знал много цыганских песен и очень любил их. Содержание одной из песен молдавских цыган Пушкин изложил так: «Мы люди смирные, девы наши любят волю – что тебе делать у нас». Эти слова он хотел взять  в качестве эпиграфа к своей поэме «Цыганы».

 5. Чтение учителем начала поэмы под музыку Е. Доги «Дорога»- Давайте послушаем  начало поэмы.

(фрагмент актерского исполнения - фонозапись)

-Какие картины возникли в вашем воображении?
(Цыганы кочуют по степям Бессарабии, они ночуют в изодранных шатрах под звездами, несмотря на это их сон мирный, жизнь в таборе идет своим чередом. Они привыкли к воле, их не смущают бескрайние степи, вечное движение, непогода, они просто живут.)
-В чем привлекательность такой жизни?
(Они свободны, вольны. Их ничто не тяготит, не держит на одном месте. Они в постоянном движении. Их жизнь полна романтики.)
6.Опережающее задание – краткое содержание поэмы «Цыганы» подготовленный ученик.
7. Беседа по вопросам учителя.
-Почему Алеко уходит из города , от цивилизованной жизни?
 подтвердите эти мысли цитатами из текста

( стр 111-его преследует закон,стр115 Неволю душных городов, там люди…..или блистательный позор)
(Да, он жаждет свободы, он сменил жизнь среди богатого народа « на бродящую бедность и волю», как говорит старый цыган. Он с презрением отвергает общество, где люди стыдятся любви, мысли гонят, просят денег и цепей. Он стремится к свободной жизни «естественного» народа, далекого от цивилизации, т. к.. считает, что они свободны от страстей и пороков просвещенного общества, от корыстолюбия и тщеславия.)

- Почему  страдает Алеко, ведь он сам выбрал жизнь, полную свободы, где каждый волен поступать так, как ему вздумается?
 
Он не смог до конца отбросить условности того мира, в котором он раньше жил, и смирить свои страсти, он, так стремящийся к свободе, стал тюремщиком другого сердца, злым ревнивцем («моя Земфира») и поэтому страдает.
Мудрый старик, узнав, что Земфира разлюбила Алеко, и, увидев, что в душе Алеко происходит смятение, рассказывает ему историю о самом себе, преподает ему урок доброты.
     -Что это за история? Зачем ее рассказывает старик? стр 123-                    к чему?вольнее птицы младость.кто  в силах удержать любовь?
  (Чтобы Алеко понял, что воля, не скованная законами, жизнь дикого человека не так уж безоблачна. «Страсти роковые» приносят беды и страдания и им. Он объясняет, что нет на земле силы, которая могла бы удержать любовь. Цыган милосерден, он прощает Мариулу, желая только счастья любимой.)
-Что говорит Алеко, выслушав рассказ старика.
 Словами из текста

 (Стр 123,Я не такой..смешон и сладок был бы гул)
( Алеко не умеет и не хочет ценить свободу других людей. Он не задумываясь посягает на нее.

8.Инсценировка –заключительные сцены поэмы.
 9. Стратегия 6 шляп       Учащиеся по группам обсуждают 5-7мин.( правило работы в группах ), напомнить о стратегии .Защита  -  2- 3мин

10.Так как же понимают свободу главные герои?
(у Алеко свобода сочетается с эгоизмом. Это и жизнь на воле, и в то же время полное подчинение ему. Он может быть свободным, а Земфира – нет. Она должна подчиняться ему.
Для Земфиры свобода – веселая беззаботная жизнь, которая ни к чему не обязывает. Она ничего не требует и хочет, чтобы и от нее ничего не требовали.
Для Старика свобода – это покой, это жизнь в согласии с собой и с другими. Он понимает свободу, как умение прощать и понимать других.)
-А какова авторская позиция по отношению к своим героям?
Он любит своих героев, он соглашается со стариком, он с сожалением расстается с Алеко. Любуется Земфирой. И всем своим произведением показывает, что цивилизованному человеку нельзя жить в мире, где нет законов. Появление Алеко в нетронутом (диком) просвещением мире привело к кровавой драме.
 
А. С. Пушкин не дает прямого ответа на вопросы: что значит быть свободным?
   Может ли человек быть свободным? Он предоставляет право решить это самому читателю.
    11. Задания группам : 

1,2,3группе -Эссе  «Нашел ли Алеко свободу ?», «Что значит быть свободным?»
4,5,6 группа  – выполняют кластер, посвященный Алеко, Земфире
.

Условие:  пользоваться цитатами из поэмы.

 12.Авторский стул  -1- 2 уч-ся    по желанию читают свои работы.
13. Подведение итогов урока. Пожелание на звездах об уроке.

14. Домашнее задание:  эссе «Ваше отношение к героям поэмы»,  «О чем меня заставила задуматься поэма?»

 

 

 

Автор Аманкулова Дылда Елтаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 7758
Номер материала 39341
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓