- Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.
- Тема: Правила правописания
- 01.10.2020
- 801
- 10
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема урока:Проблема человеческой свободы в поэме А. С. Пушкина «Цыганы»
Цели урока: - создать условия для восприятия и анализа поэмы ;- развивать способности к критическому мышлению, к формированию собственных мыслей, умения отстаивать свою точку зрения, уважать чужое мнение;- развивать творческую активность в процессе индивидуальной и коллективной работы,- формирование положительных нравственных ориентаций.
Методические приемы: мини-лекция, беседа, сообщения учащихся, работа с текстом художественного произведения, «6 шляп», «Авторский стул»,«Две звезды, одно пожелание»
Организационные формы: фронтальная - беседа, групповая (анализ текста), индивидуальная (проблемный вопрос).
Ход урока
1. Оргмомент. Побуждение. Посмотрите, ребята ,что вы видите на экране .(фрагмент из кинофильма «Табор уходит в небо»)
- Какие ассоциации у вас вызывает слово ЦЫГАНЫ?
Запишите в тетрадях и доске (гадание, танцы, песни, воля, свобода, степь, музыка, костер, кибитка, любовь и т.д.)
2.Тема , задачи урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить о поэме Пушкина «Цыганы». Мы с вами окунёмся в мир этого вольнолюбивого народа, вместе с ними пройдёмся по степям Бессарабии, посидим у ночного костра, послушаем цыганские песни. Заодно попытаемся выяснить, почему именно в этой поэме Пушкин поднимает тему человеческой свободы.
3. Ответ на вопросы учителя.
- Как вы думаете, почему Пушкин выбрал именно эту нацию?
4. Слово учителя. -У Пушкина были особые отношения с цыганами. Дело в том, что находясь в южной ссылке среди незнакомого ему народа, он изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь. Он знал много цыганских песен и очень любил их. Содержание одной из песен молдавских цыган Пушкин изложил так: «Мы люди смирные, девы наши любят волю – что тебе делать у нас». Эти слова он хотел взять в качестве эпиграфа к своей поэме «Цыганы».
5. Чтение учителем начала поэмы под музыку Е. Доги «Дорога»- Давайте послушаем начало поэмы.
(фрагмент актерского исполнения - фонозапись)
-Какие картины возникли в вашем воображении?
(Цыганы кочуют по степям Бессарабии, они ночуют в изодранных шатрах под звездами, несмотря на это их сон мирный, жизнь в таборе идет своим чередом. Они привыкли к воле, их не смущают бескрайние степи, вечное движение, непогода, они просто живут.)
-В чем привлекательность такой жизни?
(Они свободны, вольны. Их ничто не тяготит, не держит на одном месте. Они в постоянном движении. Их жизнь полна романтики.)
6.Опережающее задание – краткое содержание поэмы «Цыганы» подготовленный ученик.
7. Беседа по вопросам учителя.
-Почему Алеко уходит из города , от цивилизованной жизни?
подтвердите эти мысли цитатами из текста
( стр 111-его преследует закон,стр115 Неволю душных городов, там люди…..или блистательный позор)
(Да, он жаждет свободы, он сменил жизнь среди богатого народа « на бродящую бедность и волю», как говорит старый цыган. Он с презрением отвергает общество, где люди стыдятся любви, мысли гонят, просят денег и цепей. Он стремится к свободной жизни «естественного» народа, далекого от цивилизации, т. к.. считает, что они свободны от страстей и пороков просвещенного общества, от корыстолюбия и тщеславия.)
- Почему страдает Алеко, ведь он сам выбрал жизнь, полную свободы, где каждый волен поступать так, как ему вздумается?
Он не смог до конца отбросить условности того мира, в котором он раньше жил, и смирить свои страсти, он, так стремящийся к свободе, стал тюремщиком другого сердца, злым ревнивцем («моя Земфира») и поэтому страдает.
Мудрый старик, узнав, что Земфира разлюбила Алеко, и, увидев, что в душе Алеко происходит смятение, рассказывает ему историю о самом себе, преподает ему урок доброты.
-Что это за история? Зачем ее рассказывает старик? стр 123- к чему?вольнее птицы младость.кто в силах удержать любовь?
(Чтобы Алеко понял, что воля, не скованная законами, жизнь дикого человека не так уж безоблачна. «Страсти роковые» приносят беды и страдания и им. Он объясняет, что нет на земле силы, которая могла бы удержать любовь. Цыган милосерден, он прощает Мариулу, желая только счастья любимой.)
-Что говорит Алеко, выслушав рассказ старика. Словами из текста
(Стр 123,Я не такой..смешон и сладок был бы гул)
( Алеко не умеет и не хочет ценить свободу других людей. Он не задумываясь посягает на нее.
8.Инсценировка –заключительные сцены поэмы.
9. Стратегия 6 шляп Учащиеся по группам обсуждают 5-7мин.( правило работы в группах ), напомнить о стратегии .Защита - 2- 3мин
10.Так как же понимают свободу главные герои?
(у Алеко свобода сочетается с эгоизмом. Это и жизнь на воле, и в то же время полное подчинение ему. Он может быть свободным, а Земфира – нет. Она должна подчиняться ему.
Для Земфиры свобода – веселая беззаботная жизнь, которая ни к чему не обязывает. Она ничего не требует и хочет, чтобы и от нее ничего не требовали.
Для Старика свобода – это покой, это жизнь в согласии с собой и с другими. Он понимает свободу, как умение прощать и понимать других.)
-А какова авторская позиция по отношению к своим героям?
Он любит своих героев, он соглашается со стариком, он с сожалением расстается с Алеко. Любуется Земфирой. И всем своим произведением показывает, что цивилизованному человеку нельзя жить в мире, где нет законов. Появление Алеко в нетронутом (диком) просвещением мире привело к кровавой драме.
А. С. Пушкин не дает прямого ответа на вопросы: что значит быть свободным?
Может ли человек быть свободным? Он предоставляет право решить это самому читателю.
11. Задания группам :
1,2,3группе -Эссе «Нашел ли Алеко свободу ?», «Что значит быть свободным?»
4,5,6 группа – выполняют кластер, посвященный Алеко, Земфире.
Условие: пользоваться цитатами из поэмы.
12.Авторский стул -1- 2 уч-ся по желанию читают свои работы.
13. Подведение итогов урока. Пожелание на звездах об уроке.
14. Домашнее задание: эссе «Ваше отношение к героям поэмы», «О чем меня заставила задуматься поэма?»
6 677 916 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Аманкулова Дылда Елтаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.