Главная / Математика / Признаки делимости натуральных чисел

Признаки делимости натуральных чисел

Разработка урока по математике для 5 класса

Урок № 59 Дата: 16. 11. 2015 год

Тема урока: Признаки делимости натуральных чисел на 2, на 3, на 5, на 9, на 10.

Цель урока: проверка усвоения учащимися знаний, полученных при изучении данной темы; выработка навыков использования установленных признаков делимости при различных формулировках задач.

Задачи урока:

  • Совершенствовать умения применять признаки делимости натуральных чисел у учащихся;

  • Воспитание математической культуры учащихся, внимательности, умение преодолевать учебные трудности;

  • Развивать логическое мышление, математическую ловкость.


Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.

Форма проведения урока: урок – игра «Математический перекрёсток»



Структура урока:

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя (3 минуты). Здравствуйте, ребята! Садитесь. Рада вас видеть, видеть вашу готовность к уроку и надеюсь, что мы с вами сегодня проведем время с интересом и пользой. Я верю в ваши способности! (мотивационная беседа, побуждающий диалог).

Хочу сообщить вам, что мы с вами заканчиваем изучение темы «Признаки делимости натуральных чисел» и на следующем уроке каждый из вас сможет проверить свои знания путем написания контрольной работы. Чем же тогда нам нужно заняться сегодня, чтобы хорошо выполнить работу завтра? (Учащиеся формулируют цель урока, учитель помогает).



Проведение игры: Этот урок мы проведем в виде небольшого путешествия по городу «Натуральных чисел». Чтобы въехать в этот город, надо получить разрешение на выезд в город.

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать, считать

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!



  1. Актуализация знаний (5 минут). Получение разрешения на выезд в город.

  1. Какие числа называются чётными? Числа, делящиеся на 2, называются чётными числами.

  2. Какие цифры называются чётными? Цифры 0, 2, 4, 6 и 8 называются чётными.

  3. Какие числа называются нечётными? Числа, не делящиеся на 2, называются нечётными числами.

  4. Какие цифры называются нечётными? Цифры 1, 3, 5, 7 и 9 называются нечётными.

  5. Сформулируйте признак делимости на 2. Натуральные числа, запись которых оканчивается чётной цифрой, делятся на 2.

  6. Сформулируйте признак делимости на 5. Натуральные числа, запись которых оканчивается цифрой 0 или 5, делятся на 5.

  7. Сформулируйте признак делимости на 10. Натуральные числа, запись которых оканчивается цифрой 0, делятся на 10.

  8. Сформулируйте признак делимости на 3. Если сумма цифр натурального числа делится на 3, то и число делится на 3.

  9. Сформулируйте признак делимости на 9. Если сумма цифр натурального числа делится на 9, то и число делится на 9.



  1. Закрепление знаний, умений и навыков (30 минут) Итак, мы выехали в город.

  1. Улица «3» и «9» 10 минут

Задание 1. В составе поезда 9 платформ с баками. На каждой платформе одинаковое количество баков. Сколько всего баков может быть на платформах: 133 бака, 158 баков, 144 бака? Сколько баков на одной платформе?

133 = 1 + 3 + 3 = 7 не делится 9

158 = 1 + 5 + 8 = 14 не делится на 9

144 = 1 + 4 + 4 = 9, всего баков на платформе

144 : 9 = 16 (баков) на каждой платформе

Ответ: 16 баков.



Задание 2. Какие из чисел 55; 555; 5 555; 555 555 делятся на 3? Найдите частное.

55 = 5 + 5 = 10 не делится на 3 или 10 : 3 = 3 (остаток 1)

555 = 5 + 5 + 5 = 15, 15 : 3 = 5, 555 : 3 = 185

5 555 = 5 + 5 + 5 + 5 = 20 не делится на 3 или 20 : 3 = 6 (остаток 2)

555 555 = 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 30, 30 : 3 = 10, 555 555 : 3 = 185 185



  1. Улица «2» и «5». 5 минут

Задание. Запишите числа, удовлетворяющие двойное неравенство 684 < х < 691, если известно, что они: 1) кратны 2; 2) кратны 5.

Кратны 2 Кратны 5

684 < 686 < 691 684 < 685 < 691

684 < 688 < 691 684 < 690 < 691

684 < 690 < 691



  1. Физминутка. 2 минута. Давайте сделаем привал и немножко отдохнём. Из – за парт мы выйдем дружно, но шуметь совсем не нужно. Выше, выше подтянулись, ручки отпустили, ну – ка плечи распрямите, поднимите, опустите. Вправо повернитесь, влево повернитесь, рук коленями коснитесь, присели, встали, присели, встали и тихонько на месте побежали. Стоп. Хлопнем пару раз в ладоши, нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели и на доску посмотрели.



  1. Улица «Новых фактов». 10 минут

Задание 1. Какие из чисел: 105, 156, 415, 465 делятся на 15? Выпишите их и найдите частное.

Признак делимости на 15. Если число делится и на 3, и на 5, то оно делится на 15.

105 : 3 = 35, 105 : 5 = 21, 105 : 15 = 7

255 : 3 = 85, 255 : 5 = 51, 255 : 15 = 17

465 : 3 = 155, 465 : 5 = 93, 465 : 15 = 31



Задание 2. Какие из произведений 18 · 5; 65 · 9; 71 · 9; 135 · 5 делятся на 45? Выпишите их, разделите на 45 и найдите частное.

Образец: 18 · 5 = 2 · 9 · 5 = 2 · 45, 18 · 5 : 45 = 2

Признак делимости на 45. Если число делится и на 5, и на 9, то оно делится на 45.

65 · 9 = 13 · 5 · 9 = 13 · 45, 65 · 9 : 45 = 13

71 · 9 = 639

135 · 5 = 15 · 9 · 5 = 15 · 45, 135 · 5 : 15 = 45







  1. Улица «Дружбы». Давайте прочитаем название последней улицы. 3 минуты

Задание. Расположите числа, которые кратны 10, в порядке убывания, и вы узнаете название этой улицы. Взаимопроверка.

К. 402 202 Ж. 44 570 Р.30 380 Б. 52 390 У. 36 510 Н. 170 891 А. 573 030 Д. 2 360

Ответ: Дружба



Дружба – это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» (Толковый словарь Ожегова). Дружба – это глубокая связь между людьми, которая предполагает «не только верность и взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность,... любовь» (Энциклопедия «Кругосвет»).



  1. Постановка домашней работы. Оценивание (1минуты)

Вознаграждением за ваш труд будет развитие сообразительности, смекалки, радость от познания нового. Домашняя работа: страница 141 № 612, страница 147 № 641 (1вариант 1, 2 вариант 2),



  1. Подведение итогов. Рефлексия (1 минуты). Молодцы ребята! Мы добрались до конца пути. Сегодня вы применяли знания, полученные ранее, а так же получили новые знания. Чем запомнился вам сегодняшний урок?

Признаки делимости натуральных чисел
  • Математика
Описание:

Тема урока: Признаки делимости натуральных чисел на 2, на 3, на 5, на 9, на 10.

Цель урока: проверка усвоения учащимися знаний, полученных при изучении данной темы; выработка навыков использования установленных признаков делимости при различных формулировках задач.

Задачи урока:

Совершенствовать умения применять признаки делимости натуральных чисел у учащихся;

  • Воспитание математической культуры учащихся, внимательности, умение преодолевать учебные трудности;
  • Развивать логическое мышление, математическую ловкость.
  • Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.
  • Форма проведения урока: урок – игра «Математический перекрёсток»
  • Структура урока:
  • I.Организационный момент.

Вступительное слово учителя (3 минуты). Здравствуйте, ребята! Садитесь. Рада вас видеть, видеть вашу готовность к уроку и надеюсь, что мы с вами сегодня проведем время с интересом и пользой. Я верю в ваши способности! (мотивационная беседа, побуждающий диалог).

Хочу сообщить вам, что мы с вами заканчиваем изучение темы «Признаки делимости натуральных чисел» и на следующем уроке каждый из вас сможет проверить свои знания путем написания контрольной работы. Чем же тогда нам нужно заняться сегодня, чтобы хорошо выполнить работу завтра? (Учащиеся формулируют цель урока, учитель помогает).

Проведение игры: Этот урок мы проведем в виде небольшого путешествия по городу «Натуральных чисел». Чтобы въехать в этот город, надо получить разрешение на выезд в город.


  • Начинаем мы опять
  • Решать, отгадывать, считать
  • Ум и сердце в работу вложи,
  • Каждой секундой в труде дорожи!


II. Актуализация знаний (5 минут). Получение разрешения на выезд в город. 1.Какие числа называются чётными? Числа, делящиеся на 2, называются чётными числами. 2.Какие цифры называются чётными? Цифры 0, 2, 4, 6 и 8 называются чётными. 3.Какие числа называются нечётными? Числа, не делящиеся на 2, называются нечётными числами. 4.Какие цифры называются нечётными? Цифры 1, 3, 5, 7 и 9 называются нечётными. 5.Сформулируйте признак делимости на 2. Натуральные числа, запись которых оканчивается чётной цифрой, делятся на 2. 6.Сформулируйте признак делимости на 5. Натуральные числа, запись которых оканчивается цифрой 0 или 5, делятся на 5. 7.Сформулируйте признак делимости на 10. Натуральные числа, запись которых оканчивается цифрой 0, делятся на 10. 8.Сформулируйте признак делимости на 3. Если сумма цифр натурального числа делится на 3, то и число делится на 3. 9.Сформулируйте признак делимости на 9. Если сумма цифр натурального числа делится на 9, то и число делится на 9.
Автор Домбровская Светлана Павловна
Дата добавления 04.05.2016
Раздел Математика
Подраздел Планирования
Просмотров 352
Номер материала MA-066720
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓