Главная / Начальные классы / Природоведческая тропа в Ботаническом саду.

Природоведческая тропа в Ботаническом саду.

hello_html_mbe205a8.gif



Могут ли люди жить без природы? Как мы должны относиться к природе? Надо научиться видеть необычное, красивое в самом привычном, извлекать знания из увиденного, охранять и любить природу.


Использование интегрированных уроков помогает активизировать учебный процесс. С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, истории, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.


Интегративно–тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана начальной школы, то есть в изученной теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно. Так, например, тема «Весна» изучается в природоведении, чтении, музыке, изобразительном искусстве, трудовом обучении.


Результат интегрированного обучения проявляется в повышении уровня знаний по предмету, в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук. В изменении уровня интеллектуальной деятельности, установлении естественных взаимосвязей между различными проблемами. В эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д. В росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроках и во внеурочное время. Во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой становятся их собственные стихотворения, рисунки, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.


В качестве примера интегрируемого маршрута может служить природоведческая тропа в Ботаническом саду Ботанического института им. В.Л.Комарова. Данный маршрут рассчитан на учащихся 3 класса. Проводится в конце марта, начале апреля.


Но не всегда есть возможность посетить Ботанический сад (удаленность объекта, погодные условия). Поэтому я предлагаю вариант экскурсии, который может быть использован как при прохождении тропы, так и виртуально, используя слайды презентации.


Тема «Раннецветущие растения».

Задачи: - познакомить с историей Ботанического сада

- закрепить имеющиеся представления об изменениях в неживой природе

- познакомить с раннецветущими растениями

- наблюдать за весенними изменениями в жизни растений (деревья-кустарники-травы)


Ход маршрута

Остановка 1. Более 6 тыс. лет назад в междуречье Тигра и Евфрата существовал один из крупнейших и роскошных городов древности Вавилон, название, которое обозначало «Божественные врата».

Слайд 1, 2

hello_html_m3e4355dc.pnghello_html_m93fd402.png










На берегу Тигра возвышался дворец могущественного правителя Навуходоносора. А возле дворца зеленело и благоухало седьмое чудо света - висячие сады. Много легенд связано и с их красотой и с их возникновением. Одна из них такова.

Слайд 3

hello_html_533da69f.png











Грозный царь Вавилона всемогущий Навуходоносор взял в жены юную мидийскую царевну Сааммурамой (Семирамиду), выросшую среди покрытых буйной зеленью гор. Царевну тяготила жизнь в огромном, окруженном высокими стенами городе, стала вянуть в печали ее красота. Тогда Навуходоносор, опасаясь за здоровье любимой жены, решил изменить равнинный пейзаж речной долины и создать искусственные горы с невиданными доселе висячими садами. Растения были отобраны самые необыкновенные. Деревья, кустарники, цветы, доставленные из разных концов Ассирийского царства высаживались также, как они росли в родных горах: растения с низменностей – на нижней террасе сада, с высокогорий - на верхних.

Сhello_html_m1517942c.pngлайд 4












По существу, для услады взора прекрасной Сааммурамой (Семирамиды) было создано то, что мы сейчас называем ботаническим садом, ведь были налицо почти все его признаки: искусственные насаждения, наличие интродуцентов (т.е. растений, переселенных из других климатических зон или местностей), разнообразие видов и форм растений, их эстетическая ценность. Для того чтобы сказочный сад Семирамиды считался ботаническим садом в современном понимании, он должен был не только сам по себе представлять научную ценность, но и быть предметом изучения специалистов с целью получения данных о жизни и особенностях растений.

Сегодня мы с вами посетим такой сад. Это Ботанический сад Ботанического института им. В.Л.Комарова.

Слайд 5

hello_html_m15507ddc.png











-Раньше Ботанический сад называли Аптекарским огородом.

- Как вы думаете почему?

Для разведения лекарственных трав, так как раньше все привозили из-за границы. Это была одна из мер, которая принималась Петром I для насаждения врачебного дела в России. Аптекарский огород основан в Петербурге в 1714 году по приказу Петра I.

Сhello_html_12279b1c.pngлайд 6












Аптекарский огород находился в стороне от начавшейся кипучей жизни. Первыми поселенцами на острове были аптекарские служащие. В то время Петр уделяет внимание исследованиям флоры, собиранию коллекции растений. И специальный Сенаторский указ 1721 года запрещал чинить препятствия в собирательстве и присылке растений. Экскурсантам, которые начинают посещать Аптекарский огород, выдают два документа (паспорта), по которым они собирали растения, сдаваемые затем в аптеку и часть в Аптекарский огород. Но мы собирать растения не будем, а познакомимся с теми растениями, которые растут в саду и особенно сегодня обратим внимание на раннецветущие растения.

Слайд 7

hello_html_m6b25028c.png











Прямо от центрального входа открывается вид на здание Гербария и Библиотеки. Ее можно сравнить только с ботанической библиотекой в Кью (Англия). В нижнем этаже этого здания размещается библиотека, а остальные три этажа заняты гербарием, в котором находится богатейшая коллекция растений всего мира.

Остановка 2.Неодинаков лес в разные времена года, меняются в нем состав зверей, птиц, растений, облик деревьев и кустарников. Лес живет своей сложной жизнью. У каждого времени года свои особенности, свои приметы, свой календарь развития.

- А какое сейчас время года в Ботаническом саду?

Слайд 8

hello_html_320f5aa.png











- Как вы догадались, что весна?

- А что вы перечисляете? (признаки весны)

- На какие три группы делятся растения?

- Какие изменения мы можем наблюдать в жизни деревьев и кустарников?

- Какие изменения в жизни трав?

Сегодня мы с вами познакомимся с растениями, которые первыми появляются весной и первыми зацветают.

- А кто знает, как называются эти растения?

- Какие раннецветущие растения вы знаете?

- Как по-другому называют раннецветущие растения?

В помощь вам я задам загадку, отгадка которой и будет ответом на мой вопрос: Первым вылез из землицы

На проталинке

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник)

Сhello_html_m72e94169.pngлайд 9












Остановка 3. Повторение правил поведения в парке.






Слайд 10

hello_html_65f06e49.png

Подснежниками называют цветы, которые по весне распускаются самыми первыми. В разных местах подснежники разные. У нас подснежником называют перелеску.

Сhello_html_18bb4401.pngлайд 11












Получила она такое название за то, что поселилась на лесных полянках, опушках и в небольших светлых лесах – перелесках, где весной снег тает прежде всего. Перелеска – одно из немногих наших лесных растений, у которых еще с осени образуются бутоны. Их можно найти в крупных почках, которые располагаются у самой земли. И самое удивительное то, что лепестки будущих цветков хотя и малы, но уже имеют яркую голубовато – лиловую окраску. Во время цветения у перелески есть не только цветки, но и листья, которые, как и цветы, провели всю зиму под снегом. Они темно – зеленого цвета и лежат на земле. Их форма необычна, таких листьев у других наших растений нет. Весь лист как бы надрезан и разделен на три большие листа. Перезимовавшие листья имеют болезненный вид и скоро погибают. Когда растение отцветает, на смену старым листьям вырастают молодые, такой же формы, но светло – зеленые и мохнатые от волосков. Со временем листья теряют свои волоски темнеют. Цветет перелеска недолго – чуть больше недели.

Остановка 4. Не успеет теплый весенний ветерок согнать снег с лесных полян и опушек, как на краю леса, под кустами, уже покачиваются на ветру резные листья – юбочки и белые – белые цветы еще одного подснежника – ветреницы.


Сhello_html_2bfff5c1.pngлайд 12












Зацветает ветреница, и кажется, что вернулась зима и украсила все вокруг большими белыми снежинками. Но нахмурится небо, соберется дождь, и белые цветы – снежинки тут же закроются. А выглянет солнце, и цветы снова раскроются и примутся кивать головками в ответ весеннему ветерку. Вот и зовут ветреницу ветреницей за то, что ее цветы на тоненьких стебельках покачиваются даже от самого слабого ветра. Закрываются и опускают свои головки они и на ночь, спасаясь от ночного холода. Если присмотреться, то можно заметить, что цветы всегда смотрят прямо на солнце. Идет солнце по небу и следом за ним поворачивают свои головки ветреницы. Цветет ветреница всего несколько дней. Лепестки цветков вскоре осыпаются, и на конце цветоножки остается маленький зеленый «ежик» - плотная кучка плодиков. За несколько недель ветреница успевает не только вырасти, но даже зацвести и дать плоды. Так рано ветреница зацветает потому, что подготовилась к цветению с прошлого года – отложила в подземные корневища запасные питательные вещества.

Остановка 5. Еще одним представителем раннецветущих растений является сон – трава, или прострел раскрытый.

Слайд 13

hello_html_m77709e2b.png











Над землей еле возвышается крупный фиолетовый бокальчик. Даже сорвать трудно, так близко к земле растет. Все растение закутано в чехол из многочисленных мягких волосков: это защита от холода. Силу цветок черпает из прошлогодних запасов, которые находятся в крепком, как деревяшка, корне, скрытом в земле. В Сибири подсчитали возраст каждого цветка, и оказалось, что самым престарелым уже около сотни лет. Долгое время не могли понять причину тесной связи прострела с сосной. Где прострел – там сосна. Где сосна – там прострел. Оказывается, что кусты прострела похожи на небольшую рощицу: длинные черешки листьев как стволы. Выше – рассеченные листья, как кроны. Листьев так много, что под ними образуется тень, которая нужна молодым сосенкам для защиты от солнца и от степных трав. А когда сосенка укрепится, она перерастает своего защитника.

Остановка 6. О каком растении мы будем говорить дальше, вы попробуйте догадаться по его описанию.

Еще не успел сойти снег, а на пригретых солнцем местах появляются желтые цветки с чешуйчатыми стебельками и только когда растение отцветает и ветер уносит легкие плодики с летучками из волосков, начинают разворачиваться крупные листья.

- Что это за растение?

Сhello_html_m39621c6d.pngлайд 14












- Как вы определили?

- А почему это растение так интересно называют?

После отцветания на месте цветков появляются большие листья. Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная, а нижняя сторона покрыта белым пухом и поэтому мягкая и теплая. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулись ласковые руки матери. А приложишь холодной стороной – и станет тебе холодно. И прозвали растение в народе за такое свойство мать – и – мачеха. Когда цветы отцветут, на их месте появятся белые пуховые шарики. В этих шариках – парашютики с семенами. Бывает, что путают головки – пуховки мать – и – мачехи с одуванчиками. Но отличить их друг от друга просто.

- Как вы думаете как?

А) стебельки, на которых поднимаются головки у одуванчика гладкие – гладкие, а у мать-и-мачехи – с чешуйками.

Б) Пуховые шарики у мать-и-мачехи меньше, чем у одуванчика.

Остановка 7.

-Наша виртуальная экскурсия подошла к концу.

Давайте вспомним, о каких изменениях в неживой природе мы говорили?

- Что изменилось в жизни растений?


Слайд 15

hello_html_25ade87b.png

-С какими растениями сегодня познакомились?

-Почему они так называются?

-О каком историческом месте Санкт Петербурга вы узнали?

-Кто был его основателем?


Решая поставленные задачи, стараюсь воспитывать у детей интерес к истории города, прививать любовь к книгам о природе и истории. Совершая прогулку по маршруту, предупреждаю детей, что нельзя ходить по газонам сада, ломать ветки деревьев и кустарников, срывать цветы.


Природоведческая тропа в Ботаническом саду.
  • Начальные классы
Описание:

Использование интегрированных  уроков помогает активизировать учебный процесс. С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, истории, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

 

 

 

             В качестве примера интегрируемого маршрута может служить природоведческая тропа в Ботаническом саду Ботанического института им. В.Л.Комарова. Данный маршрут рассчитан на обучающихся 3 класса. Проводится в конце марта, начале апреля.

 

 

 

Но не всегда есть возможность посетить Ботанический сад (удаленность объекта, погодные условия). Поэтому я предлагаю вариант экскурсии, который может быть использован как при прохождении тропы, так и виртуально, используя слайды презентации.

 

 

 

Автор Ивко Галина Юрьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 342
Номер материала 38207
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓