Могут ли люди жить без природы? Как мы должны
относиться к природе? Надо научиться видеть необычное, красивое в самом
привычном, извлекать знания из увиденного, охранять и любить природу.
Использование интегрированных уроков помогает
активизировать учебный процесс. С учетом возрастных особенностей младших
школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность
показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний,
литературы, музыки, живописи, истории, что способствует эмоциональному развитию
личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Интегративно–тематический подход позволяет
установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного
предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана
начальной школы, то есть в изученной теме могут действовать внутрипредметные,
внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно. Так, например, тема «Весна»
изучается в природоведении, чтении, музыке, изобразительном искусстве, трудовом
обучении.
Результат интегрированного обучения
проявляется в повышении уровня знаний по предмету, в глубине усваиваемых
понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием
сведений интегрируемых наук. В изменении уровня интеллектуальной деятельности,
установлении естественных взаимосвязей между различными проблемами. В
эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении музыки, живописи,
лепки, литературы и т.д. В росте познавательного интереса школьников, проявляемого
в желании активной и самостоятельной работы на уроках и во внеурочное время. Во
включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой становятся их
собственные стихотворения, рисунки, поделки, являющиеся отражением личностного
отношения к тем или иным явлениям и процессам.
В качестве примера интегрируемого
маршрута может служить природоведческая тропа в Ботаническом саду Ботанического
института им. В.Л.Комарова. Данный маршрут рассчитан на учащихся 3 класса.
Проводится в конце марта, начале апреля.
Но не всегда есть возможность посетить
Ботанический сад (удаленность объекта, погодные условия). Поэтому я предлагаю
вариант экскурсии, который может быть использован как при прохождении тропы,
так и виртуально, используя слайды презентации.
Тема «Раннецветущие растения».
Задачи: - познакомить с историей Ботанического сада
- закрепить имеющиеся
представления об изменениях в неживой природе
- познакомить с раннецветущими
растениями
- наблюдать за весенними
изменениями в жизни растений (деревья-кустарники-травы)
Ход маршрута
Остановка 1. Более 6 тыс. лет назад в междуречье Тигра и
Евфрата существовал один из крупнейших и роскошных городов древности Вавилон,
название, которое обозначало «Божественные врата».
Слайд
1, 2
На берегу Тигра возвышался дворец
могущественного правителя Навуходоносора. А возле дворца зеленело и благоухало
седьмое чудо света - висячие сады. Много легенд связано и с их красотой и с их
возникновением. Одна из них такова.
Слайд
3
Грозный царь Вавилона всемогущий Навуходоносор
взял в жены юную мидийскую царевну Сааммурамой (Семирамиду), выросшую среди
покрытых буйной зеленью гор. Царевну тяготила жизнь в огромном, окруженном
высокими стенами городе, стала вянуть в печали ее красота. Тогда Навуходоносор,
опасаясь за здоровье любимой жены, решил изменить равнинный пейзаж речной
долины и создать искусственные горы с невиданными доселе висячими садами.
Растения были отобраны самые необыкновенные. Деревья, кустарники, цветы,
доставленные из разных концов Ассирийского царства высаживались также, как они
росли в родных горах: растения с низменностей – на нижней террасе сада, с
высокогорий - на верхних.
Слайд 4
По существу, для услады взора
прекрасной Сааммурамой (Семирамиды) было создано то, что мы сейчас называем
ботаническим садом, ведь были налицо почти все его признаки: искусственные
насаждения, наличие интродуцентов (т.е. растений, переселенных из других
климатических зон или местностей), разнообразие видов и форм растений, их
эстетическая ценность. Для того чтобы сказочный сад Семирамиды считался
ботаническим садом в современном понимании, он должен был не только сам по себе
представлять научную ценность, но и быть предметом изучения специалистов с
целью получения данных о жизни и особенностях растений.
Сегодня мы с вами посетим такой
сад. Это Ботанический сад Ботанического института им. В.Л.Комарова.
Слайд
5
-Раньше Ботанический сад называли Аптекарским
огородом.
- Как вы думаете почему?
Для разведения лекарственных
трав, так как раньше все привозили из-за границы. Это была одна из мер, которая
принималась Петром I для насаждения врачебного дела в России. Аптекарский
огород основан в Петербурге в 1714 году по приказу Петра I.
Слайд 6
Аптекарский огород находился в стороне от
начавшейся кипучей жизни. Первыми поселенцами на острове были аптекарские
служащие. В то время Петр уделяет внимание исследованиям флоры, собиранию
коллекции растений. И специальный Сенаторский указ 1721 года запрещал чинить
препятствия в собирательстве и присылке растений. Экскурсантам, которые
начинают посещать Аптекарский огород, выдают два документа (паспорта), по которым
они собирали растения, сдаваемые затем в аптеку и часть в Аптекарский огород.
Но мы собирать растения не будем, а познакомимся с теми растениями, которые
растут в саду и особенно сегодня обратим внимание на раннецветущие растения.
Слайд
7
Прямо от центрального входа открывается вид
на здание Гербария и Библиотеки. Ее можно сравнить только с ботанической
библиотекой в Кью (Англия). В нижнем этаже этого здания размещается библиотека,
а остальные три этажа заняты гербарием, в котором находится богатейшая
коллекция растений всего мира.
Остановка 2.Неодинаков лес в разные времена года, меняются
в нем состав зверей, птиц, растений, облик деревьев и кустарников. Лес живет
своей сложной жизнью. У каждого времени года свои особенности, свои приметы,
свой календарь развития.
- А какое сейчас время года в Ботаническом
саду?
Слайд
8
- Как вы догадались, что весна?
- А что вы перечисляете? (признаки весны)
- На какие три группы делятся растения?
- Какие изменения мы можем наблюдать в жизни
деревьев и кустарников?
- Какие изменения в жизни трав?
Сегодня мы с вами познакомимся с
растениями, которые первыми появляются весной и первыми зацветают.
- А кто знает, как называются эти растения?
- Какие раннецветущие растения вы знаете?
- Как по-другому называют раннецветущие
растения?
В помощь вам я задам загадку,
отгадка которой и будет ответом на мой вопрос: Первым вылез из землицы
На проталинке
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)
Слайд 9
Остановка 3. Повторение правил поведения в парке.
Слайд
10
Подснежниками называют цветы, которые по весне
распускаются самыми первыми. В разных местах подснежники разные. У нас подснежником
называют перелеску.
Слайд 11
Получила она такое название за то, что
поселилась на лесных полянках, опушках и в небольших светлых лесах –
перелесках, где весной снег тает прежде всего. Перелеска – одно из немногих
наших лесных растений, у которых еще с осени образуются бутоны. Их можно найти
в крупных почках, которые располагаются у самой земли. И самое удивительное то,
что лепестки будущих цветков хотя и малы, но уже имеют яркую голубовато –
лиловую окраску. Во время цветения у перелески есть не только цветки, но и
листья, которые, как и цветы, провели всю зиму под снегом. Они темно – зеленого
цвета и лежат на земле. Их форма необычна, таких листьев у других наших
растений нет. Весь лист как бы надрезан и разделен на три большие листа.
Перезимовавшие листья имеют болезненный вид и скоро погибают. Когда растение
отцветает, на смену старым листьям вырастают молодые, такой же формы, но светло
– зеленые и мохнатые от волосков. Со временем листья теряют свои волоски темнеют.
Цветет перелеска недолго – чуть больше недели.
Остановка 4. Не успеет теплый весенний ветерок согнать
снег с лесных полян и опушек, как на краю леса, под кустами, уже покачиваются
на ветру резные листья – юбочки и белые – белые цветы еще одного подснежника –
ветреницы.
Слайд 12
Зацветает ветреница, и кажется,
что вернулась зима и украсила все вокруг большими белыми снежинками. Но
нахмурится небо, соберется дождь, и белые цветы – снежинки тут же закроются. А
выглянет солнце, и цветы снова раскроются и примутся кивать головками в ответ
весеннему ветерку. Вот и зовут ветреницу ветреницей за то, что ее цветы на
тоненьких стебельках покачиваются даже от самого слабого ветра. Закрываются и
опускают свои головки они и на ночь, спасаясь от ночного холода. Если
присмотреться, то можно заметить, что цветы всегда смотрят прямо на солнце.
Идет солнце по небу и следом за ним поворачивают свои головки ветреницы. Цветет
ветреница всего несколько дней. Лепестки цветков вскоре осыпаются, и на конце
цветоножки остается маленький зеленый «ежик» - плотная кучка плодиков. За
несколько недель ветреница успевает не только вырасти, но даже зацвести и дать
плоды. Так рано ветреница зацветает потому, что подготовилась к цветению с прошлого
года – отложила в подземные корневища запасные питательные вещества.
Остановка 5. Еще одним представителем раннецветущих
растений является сон – трава, или прострел раскрытый.
Слайд
13
Над землей еле возвышается крупный фиолетовый
бокальчик. Даже сорвать трудно, так близко к земле растет. Все растение
закутано в чехол из многочисленных мягких волосков: это защита от холода. Силу
цветок черпает из прошлогодних запасов, которые находятся в крепком, как
деревяшка, корне, скрытом в земле. В Сибири подсчитали возраст каждого цветка,
и оказалось, что самым престарелым уже около сотни лет. Долгое время не могли
понять причину тесной связи прострела с сосной. Где прострел – там сосна. Где
сосна – там прострел. Оказывается, что кусты прострела похожи на небольшую
рощицу: длинные черешки листьев как стволы. Выше – рассеченные листья, как
кроны. Листьев так много, что под ними образуется тень, которая нужна молодым
сосенкам для защиты от солнца и от степных трав. А когда сосенка укрепится, она
перерастает своего защитника.
Остановка 6. О каком растении мы будем говорить дальше, вы
попробуйте догадаться по его описанию.
Еще не успел сойти снег, а на
пригретых солнцем местах появляются желтые цветки с чешуйчатыми стебельками и
только когда растение отцветает и ветер уносит легкие плодики с летучками из
волосков, начинают разворачиваться крупные листья.
- Что это за растение?
Слайд 14
- Как вы определили?
- А почему это растение так интересно
называют?
После отцветания на месте цветков
появляются большие листья. Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная, а
нижняя сторона покрыта белым пухом и поэтому мягкая и теплая. Приложишь такой
листок нижней стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулись ласковые
руки матери. А приложишь холодной стороной – и станет тебе холодно. И прозвали
растение в народе за такое свойство мать – и – мачеха. Когда цветы отцветут, на
их месте появятся белые пуховые шарики. В этих шариках – парашютики с семенами.
Бывает, что путают головки – пуховки мать – и – мачехи с одуванчиками. Но
отличить их друг от друга просто.
- Как вы думаете как?
А) стебельки, на которых поднимаются головки у
одуванчика гладкие – гладкие, а у мать-и-мачехи – с чешуйками.
Б) Пуховые шарики у мать-и-мачехи меньше, чем
у одуванчика.
Остановка 7.
-Наша виртуальная экскурсия
подошла к концу.
– Давайте вспомним, о каких
изменениях в неживой природе мы говорили?
- Что изменилось в жизни растений?
Слайд
15
-С какими растениями сегодня познакомились?
-Почему они так называются?
-О каком историческом месте Санкт Петербурга
вы узнали?
-Кто был его основателем?
Решая поставленные задачи,
стараюсь воспитывать у детей интерес к истории города, прививать любовь к книгам
о природе и истории. Совершая прогулку по маршруту, предупреждаю детей, что
нельзя ходить по газонам сада, ломать ветки деревьев и кустарников, срывать
цветы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.