Главная / География / Природа глобальных проблем. факультативный курс 10 класс

Природа глобальных проблем. факультативный курс 10 класс


Кобдинская русская средняя школа







Глобальные проблемы человечества.

(Х класс)





















Кобда 2014 г.




«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДЕНО» «СОГЛАСОВАНО» Руководитель МО: Заседанием эксперт. комиссии Заведующая РМК

_____________ Председатель комиссии ____________

ГорбатенкоВ.А. ________Балгарина Г.К. Асина А. У.. Протокол №___ Протокол №___

от «___»______20___г. от «___»_____20__г



.




Автор: Власенко Валерий Алексеевич-

учитель географии.


















Глобальные проблемы человечества


(Х класс)




























2014 г






Пояснительная записка


Курс Глобальные проблемы человечества - дает возможность учащимся расширить свои познания по социальной и экономической географии мира на основе уже имеющихся знаний и умений.

Программой этого курса предусмотрено исследование мировых цивилизаций, их развитие и ведение хозяйства, а также социально – экономическое положение народов в различных точках земного шара.

В последние 15 – 20 лет мы все больше обращаемся к цивилизации, ее современному анализу. География расселения человека на земле обширна, однако сегодня еще мало изучены мировые цивилизации от древности до наших дней.

Кроме этого сегодня важно понять истоки глобальных проблем человечества и возникновение «горячих» точек на планете, изучить их древние корни и происхождение.

Данный курс рассчитан на 34 часа в год, по 1 часу в неделю, служит дополнением к имеющимся знаниям при изучении географии мира.

Это позволит учащимся расширить свои знания о человеке, его исторически сложившихся общественных связях, о возникновении стран, государств как таковых.

Основная цель данного курса - это дать учащимся представление об основных закономерностях и направлениях развития мира в целом.

В процессе изучения данного курса предусмотрены

семинарские занятия, практические работы, мониторинги и тренинги для улучшения и развития географического мышления и применения ранее полученных картографических навыков и умений работы с источниками.

Программа позволит решить вопросы, возникающие при рассмотрении диалектического единства истории каждой страны, ее народа, экономики, культуры и внешних связей.

Кроме географии здесь рассматриваются вопросы политики и социологии, глобализации проблем и ихразрешение в целом на планете.



Задачи курса:


- научить учащихся самоаналитическим действиям;


- показать роль и место человека в цивилизациях мира;


- с помощью элективного курса все знания и умения учащихся

систематизируются и на основе их формируют новые

подходы к пониманию действительности, оценки реальных

событий;


- научить учащихся давать реальную и полную оценку

происходящего с учетом конкретных, «специфических»

условий мировых цивилизаций;


- показать «целостность» глобальных проблем для всех

цивилизаций, их пути разрешения;


- объяснить причины возникновения глобальных проблем

человечества;



Что нужно усвоить?


  1. – современная эпоха – это эпоха растущей взаимозависимости противоречивого, но все более

целостного мира.


  1. – центром и связующим звеном всего комплекса

глобальных проблем современности является

человек и его будущее.


  1. – антропогенное воздействие на окружающую среду велико,

и сохранить ее для будущих поколений первостепенная задача



Что нужно уметь?



  1. – давать характеристику глобальных проблем

человечества, устанавливать взаимосвязи, между

ними.


2. - составлять графический анализ проблем

по отдельным странам и регионам.


  1. - прогнозировать пути решения глобальных

проблем в мире.




Ожидаемые результаты:



- учащиеся самостоятельно анализируют проблемы современного

мира;


- смогут интерпретировать знания и умения по определению места

и роли человека в цивилизациях;



- учащиеся оценят реально происходящие события в мире, с

применением конкретных навыков и умений;





Введение. Глобальные проблемы современности — это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

От первобытности к цивилизации. История открытия металлов, появление первых орудий труда. Причины возникновения натурального обмена, послужившего предпосылкой для развития денежного обращения и торговли. Определение сущности первобытного строя, признаки его преобразования в цивилизацию.

Восток. Государства. Деспотия. Характеристика государства, возникновение общественных институтов, организации власти на Древнем Востоке: в Египте, Индии и Китае. Образование государств, система администрации, военная организация, суд и законы. Особенности древневосточной деспотии.

Структура общества. Динамика развития. Понятие общества как категории, его основные признаки по Э. Шилзу. Общество, как целостная система, исследование его социальной структуры. Характерные особенности и признаки социальной группы. Понятие "квазигруппы" и ее виды: аудитория, толпа и другие.

Практическое занятие № 1.

Пределы и пространство. Поскольку пространство и время не обладают самостоятельным бытием, как таковые они не могут быть даны в ощущении, - в ощущении даны объекты (обладающие атрибутом действия) , имеющие пространственно- -временные свойства. Поэтому объективность пространства и времени не означает их материальности в точном смысле последнего слова.

Из единства пространства, времени и движения материи следует недопустимость как (1) отрыва пространства и времени от движения материи (при этом материю станет невозможно рассматривать как системно организованную и способную к самодвижению, а пространству и времени будет приписано субстанциальное бытие), так и (2) отождествления пространства и времени с движущейся материей.

Мифы. Религия как оплот спасения мира. Характерная особенность религиозного мировоззрения, и, одновременно, его принципиальное отличие от мифологии, заключается в специфическом понимании веры. Несмотря на общую для религии и мифологии веру в сверхъестественное, на доминирование чувственно-эмоционального восприятия в структуре обоих типов мировоззрения, природа религиозной веры существенно отличается от языческого поклонения мифическим божествам. Языческий ритуал, опосредующий отношения человека с миром божественным, предполагает обязательность ответного «дара» со стороны богов на приносимые людьми жертвы. Этот «дар» был призван обеспечить богатый урожай, удачную охоту, здоровое потомство или победу в войне с соседями. Однако, если духи оставались глухими к мольбам и возлияниям в их честь, древние люди легко переходили в другие храмы, разрушая алтари «бессердечных» богов. Таким образом, вера в мощь и покровительство сверхъестественной реальности должна была подкрепляться конкретными «действиями» со стороны реципиентов жертвенного «дара», в силу чего отношения первобытных людей с миром богов исследователи часто интерпретируют как символический договор между неравноправными партнерами, конкурирующими за количество жизненной силы.

Капитализм как эпоха нового времени. Эпоха "Новое время" в Западной Европе. Зарождение капитализма в Западной Европе. Начало капиталистической эры. Экономика и политика западной Европы формировалась под влиянием ряда факторов, определяющих ход мирового развития в тот период.

Индустриализация и мир. Индустриализация

(от лат. industria — усердие, деятельность)   процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства и особенно в промышленности. И. обеспечивает преобладание в экономике страны производства промышленной продукции, превращение аграрной или аграрно-индустриальной страны в индустриально-аграрную или индустриальную. Характер, темпы, источники средств, цели и социальные последствия И. определяются господствующими в данной стране производственными отношениями.

Практическое занятие № 2.

«Железный век» и его достижения. Термин «железный век» впервые ввёл датский археолог Кристиан Томсен. Он был директором Национального музея Дании и все экспонаты разделял по материалу на каменные, бронзовые и железные. Эта система получила признание не сразу, но постепенно её приняли на вооружение и другие учёные. В дальнейшем классификацию Томсена развил его ученик, Йенс Ворсо[2].

Страны «старого» капитализма. Страны старого капитализма - Англия и Франция, продолжают занимать лидирующее положение в Европе, но в силу вставших перед ними проблем, их полное и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли.

Германский путь к модернизации. Страны «молодого» капитализма — Россия, Герма­ния, США — были поставлены в достаточно жесткие условия конкурентной борьбы между великими дер-
жавами, а потому были вынуждены избрать ускорен­ный, «догоняющий» темп развития. Однако их задача состояла не только в наращивании капиталистическо­го производства: только США вошли в XIX в., не обре­мененные грузом феодальных пережитков. России и Германии предстояло решить более сложную задачу: ликвидировать остатки феодализма. От решения этой задачи зависела дальнейшая судьба страны.

С Ш А: Путь к лидерству в мире. Американское военное влияние в мире и противостояние с Россией. Особенности внешней и внутренней политики Великобритании. Иракская война как военный конфликт, начавшийся с вторжения сил США и их союзников в Ирак с целью свержения режима Саддама Хусейна.

Духовная культура – эпохи индустриализации. XIX в. — особая эпоха в развитии духовной куль­туры Запада. Интеллектуальная атмосфера на про­тяжении всего столетия оставалась сложной и напря­женной. Самые разнообразные точки зрения на мир, общество и человека сменяли друг друга, боролись и взаимодействовали. Ни одна философская система, да­же если какое-то время она была очень популярной, не могла занять господствующее положение.

Мировые войны. Их последствия для мира. Последствия Первой мировой войны. Первая мировая война продемонстрировало кризис-ное состояние цивилизации. Вторая Мировая война - крупнейший и наиболее кровавый военный конфликт в истории человечества. Изменения в расстановке сил на международной арене. Становление сталинской модели социализма в ряде стран Европы и Азии. Истоки и сущность "холодной" войны.

Практическое занятие № 3.

Тоталитаризм. Его причины.Тоталитаризм как политический феномен XX в. Идейные истоки и предпосылки возникновения тоталитаризма. Религиозный, политический, информационный тоталитаризм, их основные признаки. Анализ феномена тоталитаризма в трудах Арендта, Фридриха и Бжезинского.

Семинарское занятие № 1. В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм. Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя,  поскольку  предполагает  абсолютную  власть  государства , полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности.

Страны «третьего» мира. Вместе с тем возник ряд серьезнейших проблем освободившихся стран, называемых развивающимися странами, или странами Третьего мира. Эти проблемы носят не только региональный, но и глобальный характер, а потому могут быть решены лишь при активном участии всех стран мирового сообщества.

НТР: Потери и приобретения. Научно-техническая революция – это новый этап научно-технического прогресса. Он характеризуется открытием новых законов природы, созданием новых и появлением новых отраслей техники. Наблюдается стремительный прогресс науки, который сопровождается переворотом в средствах научного труда, в технике и организации исследований, в системе информации. Успех науки позволяет создать такие технические средства, которые могут заменить и физический и умственный труд человека

№№

Тематика занятий

Кол-во

часов

1.

Введение. Международное положение в мире.

1

2.

От первобытности к цивилизации.

1

3.

Восток. Государства. Деспотия.

1

4.

Структура общества.

1

5.

Динамика развития

1

5.

Практическое занятие № 1

1

6.

Пределы и пространство.

1

7.

Мифы. Религия как оплот спасения мира.

1

8.

Капитализм как эпоха нового времени.

1

9.

Факторы определяющие ход мирового развития

1

10.

Индустриализация и мир.

1

11.

Практическое занятие № 2

1

12.

«Железный век» и его достижения

1

13

Система классификации Томсена

1

14.

Страны «старого» капитализма

1

15.

Германский путь к модернизации

1

16

Германия и Россия на пути модернизации

1

17.

С Ш А: Путь к лидерству в мире.

1

18

Особенности внутренней и внешней политики

1

19.

Духовная культура – эпохи индустриализации

1

20

Философия и современное общество

1

21.

Мировые войны. Их последствия для мира.

1

22

Истоки и сущность «холодной войны»

1

23.

Практическое занятие № 3

1

24.

Тоталитаризм. Его причины.

1

25.

Семинарское занятие № 1.Казахстан и интеграция.

1

26

Казахстан и его геополитика

1

27.

Страны «третьего» мира

1

21.

НТР: Потери и приобретения

1

22.

Цивилизации Востока: Отход от традициональности


1

23.

Мировые религии и современность

1

24.

Европа и Азия: Интеграция регионов

1

25.

Казахстан – центр геополитики Азии

1

26

Семинарское занятие № 2

1


Использованная литература:



  1. Экономическая и социальная география мира

10 класс Гладких Ю.Н. и др. М. «Просвещение»

1993 г.


2. Экономическая и социальная география мира

10 класс Максаковский В.П.. и др Алматы 2003


3. География . Общий обзор . Страны СНГ.

Алматы «Мектеп» 2006 г. А.С. Бейсенова и др.



4. История мировых цивилизаций ред Уколова В.И.

Москва «Дрофа» 2002 г.



5. Человек и общество 10 – 11 класс

Москва «Просвещение» 2002 г.

















Рецензия




__________________________________________________































































Количество экземпляров 1.

Ксерокопирование и перепечатывание приводит к нарушению

авторских прав. И преследуется в соответствии Законов РК.




Природа глобальных проблем. факультативный курс 10 класс
  • География
Описание:

 Курс  Глобальные проблемы человечества -  дает возможность учащимся расширить свои познания по социальной и экономической географии мира на  основе уже имеющихся знаний и умений.

 Программой этого курса предусмотрено исследование мировых цивилизаций, их развитие и ведение хозяйства, а также социально – экономическое положение народов в различных точках земного шара.

      В последние 15 – 20 лет мы все больше обращаемся к цивилизации, ее современному анализу. География расселения человека на земле обширна, однако сегодня еще мало изучены мировые цивилизации от древности до наших дней.

Автор Власенко Валерий Алексеевич
Дата добавления 04.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 434
Номер материала 26138
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓