Приоритетное направление
новых образовательных стандартов
начального общего
образования, обеспечивающее умение учиться.
«Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей,
от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и
талантов… В.В. Путин
Образование в начальной школе является базой, фундаментом
всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные
учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребенка - система
учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать
учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные
действия и их результат. Начальный уровень (начальное общее образование)
обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и
способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и
одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего
отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Современное общество формирует новую систему ценностей, в
которой обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным
результатом образования. Оно нуждается в человеке, способном мыслить
самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному
труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей
и для окружающего мира.
Становление детской самостоятельности, инициативности и
ответственности, в первую очередь формирование умения учиться понимается сейчас
как ведущая ценность и цель образования нового столетия.
Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является
развитие потенциала личности. Не секрет, что в прошлом главной целью
начального образования считалось обучение чтению, письму, счёту, а критерием
успешности был уровень умений и навыков ученика. В новых условиях важно не
просто дать школьнику новые знания, но и научить его применять, развивать и
умело их использовать. При этом успешность ребенка оценивается не только его
учебными умениями, но и уровнем общего личностного развития.
Приоритетом современного образования, гарантирующим его
высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и
самореализацию личности. На смену идеологии «образование - преподавание»
пришло «образование - созидание», когда личность ученика становится
центром внимания педагога. Школьное образование должно участвовать в
развитии человеческого потенциала, носить личностный смысл, строиться на
деятельностной основе и помогать ребенку в процессе учебной карьеры становиться
более компетентным, уверенным и успешным в решении широкого круга не только
учебных, но и жизненных задач и проблем.
В.А. Сухомлинский сказал: "Ребёнок должен быть не
только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами,
запросами, стремлениями". Его слова актуальны и в наши дни. В ФГОС это
одна из приоритетных задач. В содержании стандартов большое значение
придаётся духовному, патриотическому, гражданскому воспитанию, раскрытию
творческого потенциала личности, развитию самостоятельности, вопросам
подготовки выпускников образовательных организаций к адаптации в новых
социально-экономических условиях.
Древняя мудрость гласит: можно привести
коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель способен
добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней
мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной
деятельности. Как же пробудить у детей желание «напиться»
из источника знаний? Учителя придумывают различные способы
на уроках — игры, слайды. Но всё это — внешняя
мотивация. А успешность учебной деятельности и, в конечном
счете, качество образования зависят от внутренней мотивации. Этого и надо
стараться достигать на своих уроках.
Познание мира начинается с удивления. “Удивляясь
- удивлять, увлекаясь – увлекать”. Ученик теперь не просто
преемник знаний, умений и навыков. Учитель и ученик должны действовать
вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и
опытного с менее опытным. Учитель - это тот, кто способен спуститься с
высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение по
лестнице познания.
Федеральные государственные образовательные стандарты ставят
перед учительством задачу формирования «универсальных учебных действий,
обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и
самосовершенствованию. ФГОС НОО включает в себя требования:
– к структуре основной образовательной программы начального
общего образования;
– к условиям реализации основной образовательной программы
начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым,
материально-техническим и иным условиям;
– к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования.
Принципиальным отличием нового стандарта является то,
что во главу угла ставится ребенок, и педагогам придется преподавать по-новому:
организовывать с детьми работу над проектами, разрабатывать творческие
программы, организовывать социальные практики, не "вбивать" знания, а
развивать личность.
Предметные результаты теперь становятся только частью тех
требований, которые предъявляются к результатам освоения основной
образовательной программы. Новый стандарт ориентирован на метапредметные
(межпредметные) знания и личностный результат.
Образовательные
программы будут обеспечивать формирование у обучающихся умения ориентироваться
в больших объемах информации, активно использовать средства информационных и
коммуникационных технологий. Это должно повысить интерес у детей к учебе,
научить понимать, что осталось непонятым.
«Умение учиться» выступает существенным фактором
повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и
формирования других компетенций, формирования целостной картины мира.
Программа универсальных учебных действий (УУД) и призвана обеспечить
формирование универсальной способности человека – умения учиться.
В качестве методологической основы стандарта
заложен системно-деятельностный подход. Это формирование видов и форм
деятельности ребенка, освоение которых поможет ему быть успешным на протяжении
всей жизни.
Стандарт впервые определил такую составляющую, как
здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования. Ещё одной
отличительной особенностью стандартов является требование организации
внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного
процесса в школе.
Каким
же должен быть ученик начального звена?
-Любознательный,
интересующийся, активно познающий мир.
-Владеющий
основами умения учиться.
-Любящий
родной край и свою страну.
-Уважающий
и принимающий ценности семьи и общества.
-Готовый
самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
-Доброжелательный,
умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение.
-Выполняющий
правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Предполагаемые
изменения в системе образования школы - новая модель
образовательного
пространства школы, включающая организацию урочной и
внеурочной
деятельности в рамках системно-деятельностного подхода с опорой на государственный
и социальный заказ.
Дошкольное
образование, как обозначено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской
Федерации», является первым уровнем в системе непрерывного образования. Дошкольное
образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование
предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей
дошкольного возраста. Перед работниками ДОУ стоит задача - построить свою
работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и
обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода
детства.
Каждый работник ДОУ должен задумываться о развитии личности ребенка,
необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ребенок не
сможет быть успешным ни на следующих уровнях образования, ни в профессиональной
деятельности. Каким же хочется видеть выпускника ДОУ? Чтобы дети
могли говорить, реагировать на вопросы, вступать в диалог; не просто
воспроизводить увиденное или прочитанное (услышанное), но и уметь рассуждать,
делать выводы, обосновывать своё мнение; уметь работать в паре; показывать
навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; адекватно
оценивать свою деятельность на занятии.
Уважаемые коллеги, помните, что современный воспитатель, учитель начальной
школы должен умело подойти к реализации нового стандарта, чтобы обеспечить
качественное образование. Но начинать надо с себя, и не надо бояться
трудностей. Просто надо принять это душой и сердцем. Успехов вам!
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3» Чистопольского
муниципального района Республики Татарстан
Выступление
на семинаре по теме:
Приоритетное
направление новых образовательных стандартов начального общего образования,
обеспечивающее умение учиться.
Н.А. Муратова,
зам. директора по учебной работе
г. Чистополь, 2013 г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.