Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПриоритетное направление новых образовательных стандартов

Приоритетное направление новых образовательных стандартов

Скачать материал

Приоритетное направление новых образовательных стандартов

начального общего образования, обеспечивающее умение учиться.

 «Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов…                                  В.В. Путин

     Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребенка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальный уровень (начальное общее образование) обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.        

       Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Оно нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя,  для других людей и  для окружающего мира.

      Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь формирование умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования нового столетия.

     Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является развитие потенциала личности.  Не секрет, что в прошлом главной целью начального образования считалось обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешности был уровень умений и навыков ученика. В новых условиях важно не просто дать школьнику новые знания, но и научить его применять, развивать и умело их использовать. При этом успешность ребенка оценивается не только его учебными умениями, но и уровнем общего личностного развития.

         Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. На смену идеологии «образование - преподавание»  пришло «образование - созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога.   Школьное образование должно   участвовать в развитии человеческого потенциала, носить личностный смысл, строиться на деятельностной основе и помогать ребенку в процессе учебной карьеры становиться более компетентным, уверенным и успешным в решении широкого круга не только учебных, но и жизненных задач и проблем.

          В.А. Сухомлинский сказал: "Ребёнок должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями". Его слова актуальны и в наши дни. В  ФГОС  это одна из приоритетных задач. В содержании стандартов   большое значение придаётся духовному, патриотическому, гражданскому воспитанию, раскрытию творческого потенциала личности, развитию самостоятельности, вопросам подготовки выпускников образовательных организаций к адаптации в новых социально-экономических условиях.

            Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Учителя придумывают различные способы на уроках — игры, слайды.  Но всё это — внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависят от внутренней мотивации. Этого и надо стараться достигать на своих уроках.

       Познание мира начинается с удивления. “Удивляясь - удивлять, увлекаясь – увлекать”.   Ученик теперь не  просто преемник знаний, умений и навыков.  Учитель и ученик должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным.    Учитель - это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение по лестнице познания.

      Федеральные государственные образовательные стандарты   ставят перед учительством задачу формирования «универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.   ФГОС НОО включает в себя требования:

 – к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

 – к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

– к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

       Принципиальным отличием нового стандарта является то, что во главу угла ставится ребенок, и педагогам придется преподавать по-новому: организовывать с детьми работу над проектами, разрабатывать творческие программы, организовывать социальные практики, не "вбивать" знания, а развивать личность.

 Предметные результаты теперь становятся только частью тех требований, которые предъявляются к результатам освоения основной образовательной программы. Новый стандарт ориентирован на метапредметные (межпредметные) знания и личностный результат. 

Образовательные программы будут обеспечивать формирование у обучающихся умения ориентироваться в больших объемах информации, активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий. Это должно повысить интерес у детей к учебе, научить понимать, что осталось непонятым.

   «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования других компетенций, формирования целостной картины мира.  Программа  универсальных учебных действий (УУД) и призвана обеспечить формирование универсальной способности человека – умения учиться.

     В качестве методологической основы стандарта заложен системно-деятельностный подход. Это формирование видов и форм деятельности ребенка, освоение которых поможет ему быть успешным на протяжении всей жизни.  

    Стандарт впервые определил такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования.  Ещё одной отличительной особенностью стандартов   является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе.

Каким же должен быть ученик начального звена?

-Любознательный,  интересующийся, активно познающий мир.

-Владеющий основами умения учиться.

-Любящий родной край и свою страну.

-Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

-Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

-Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,  умеющий высказать свое мнение.

-Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

   Предполагаемые изменения в системе образования школы - новая модель

образовательного пространства школы, включающая организацию урочной и

  внеурочной деятельности  в рамках системно-деятельностного подхода с опорой на государственный и социальный заказ.

           Дошкольное образование, как обозначено в Федеральном Законе   «Об образовании в Российской Федерации», является первым уровнем в системе непрерывного образования. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Перед работниками ДОУ стоит   задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. 

       Каждый работник ДОУ должен  задумываться о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ребенок не сможет быть успешным ни на следующих уровнях образования, ни в профессиональной деятельности.     Каким же хочется  видеть выпускника ДОУ?     Чтобы  дети могли  говорить,   реагировать на вопросы, вступать в диалог; не просто воспроизводить  увиденное или прочитанное (услышанное), но и уметь рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; уметь работать в паре; показывать навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи;   адекватно оценивать свою деятельность на занятии.

      Уважаемые коллеги, помните, что современный воспитатель, учитель начальной школы должен умело подойти к реализации нового стандарта, чтобы обеспечить качественное  образование. Но начинать надо с себя, и не надо бояться трудностей.   Просто надо принять это душой и сердцем.  Успехов вам!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Гимназия № 3» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

Выступление на семинаре по теме:

 

 Приоритетное направление новых образовательных стандартов начального общего образования, обеспечивающее умение учиться.

 

 

 

 

 

 

            Н.А. Муратова,

  зам. директора по учебной работе

 

 

 

 

 

 

                                                  г. Чистополь, 2013 г.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Приоритетное направление новых образовательных стандартов"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

PR-менеджер

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Оно нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя,  для других людей и  для окружающего мира.

      Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь формирование умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования нового столетия.

     Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является развитие потенциала личности.  Не секрет, что в прошлом главной целью начального образования считалось обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешности был уровень умений и навыков ученика. В новых условиях важно не просто дать школьнику новые знания, но и научить его применять, развивать и умело их использовать. При этом успешность ребенка оценивается не только его учебными умениями, но и уровнем общего личностного развития

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 855 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.12.2014 1182
    • DOCX 25.9 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Муратова Наталья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 15187
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 126 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Стартап: стратегия, развитие, и инвестиции

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление расстройств: путь к психическому здоровью"

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Культурное наследие России: язык и фольклор

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 16 человек