Главная / Начальные классы / Приобщение младших школьников к национальной культуре через поисково-краеведческую деятельность

Приобщение младших школьников к национальной культуре через поисково-краеведческую деятельность

Филиал «Карай–Салтыковский»

МБОУ «Красивская СОШ»

 Приобщение младших школьников

 к национальной культуре

через поисково-краеведческую деятельность.

(Из опыта работы)

 

 

 

 

Подготовила:

учитель начальных классов,

руководитель школьного

краеведческого объединения

Хахаева Ольга Викторовна.

 

                                                                       













Карай-Салтыково

Без памяти – нет традиций,

без традиций – нет культуры,

без культуры – нет воспитания,

без воспитания – нет духовности,

без духовности – нет личности,

без личности – нет народа,

как исторической личности.

 

Цель: формирование личности ребенка в процессе приобщения к традициям отечественной народной культуры.

 

Задачи:
- дать детям первоначальные представления о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
- развивать эмоционально – нравственную сферу ребёнка средствами народного искусства;
- способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры;
- осуществлять нравственно – эстетическое воспитание и развитие
каждого ребенка.

       Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству.
Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которое долгое время было в забвении.
      Пожалуй, ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах – протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые, сгребая сено на скошенном лугу, пели незамысловатые мелодии, облегчая тем самым себе труд. Приезжавших в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы и пляски.              Хороводы испокон веков были излюбленным развлечением молодёжи, как в деревне, так и в городе.
        Приобщение к русским национальным духовным культурным ценностям в моей работе происходит в процессе ознакомления с образцами песенного народного творчества (на примере попевок, закличек, народных песен, хороводов, традиционных народных игр); устного народного творчества (на примере потешек, прибауток, пословиц, поговорок, русских народных сказок); с традиционными русскими ремеслами.
         В духе народных праздников провожу «Осенние посиделки», «Праздник народного творчества», в феврале – марте организовываю проводы матушки зимы (Масленицу), весенний праздник «Пасху».
       Встречи с интересными людьми села. В прошлом году проводила развлечение «Если хочешь быть военным», посвященное Дню защитника Отечества. К детям приходил Солдат русской Армии и рассказывал про 7 важных заповедей, которые должен знать солдат; проводил с детьми соревнования, а также рассказал о смекалке русского солдата на примере сказки «Каша из топора».
       Детям также очень понравился «Праздник гусиного пера», на котором они много узнали о гусе. Планирую провести «Праздник молока».

       Составили алфавит родного края.

       Знакомить с фольклором начинаю детей с УНТ. Большинство малышей уже имеют небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню матери;  весёлое подпевание плясовой мелодии. Эти первые впечатления я стараюсь закрепить и расширить с первого дня пребывания ребёнка в школе, давая понятные и близкие им народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа. Учащиеся выучивают колыбельные, которые пели им мамы, а на уроке поют их своим куклам.

       Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Детям очень нравятся русские народные игры:  «Горелки», «Жмурка», «Каравай», в которые мы играем на переменах, на днях рождения учащихся нашего класса и во внеурочное время.       

    Примеры хороводных песен: «Во поле берёза стояла», «На горе–то калина», «Ходит Ваня». Это образцы старинных обрядовых песен для взрослых. Утратив своё прежнее значение, эти песни перешли к детям. Однако, до сих пор, дети используют в своём исполнении тот же текст, что и много лет назад исполнялся взрослыми, на утренниках и праздниках, во внеклассных мероприятиях. («Земелюшка – чернозём» - старая обрядовая песня).
       

       Весь процесс обучения младших школьников является творческим, исследовательским и носит воспитательный характер. Введение в процесс обучения элементов игры, позволяют занятиям проходить живо и эмоционально. Через игры происходит знакомство детей с понятиями «семья», «род», «родственники».

       Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, Т.Л. Шпикалова, Е.А.Флерина отмечают, что именно включение ребенка младшего школьного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей. Говоря о народном искусстве, Н.П.Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей младшего школьного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений».

       Нами была оформлена «зона народной культуры» - «изба», здесь, сделали плетень, деревянные лавки и столы, постелили самотканые половики. Большая часть экспонатов –  собранные предметы быта в селе Карай-Салтыково. В «избе» есть божница, выбитые старинные занавески, люлька, прялка, чугунки, ухват, деревянные ложки, кринки, кухонная посуда, расшитые полотенца.          

       Сделанные детьми образцы русских народных костюмов, которые являются своеобразным языком культуры и знакомят детей с русскими традициями, с определенным образом жизни, с ролью и задачами в семье мужчины и женщины.

       Семейная культура формирует духовную жизнь ребенка, закладывает основу интеллектуального и эмоционального развития, воспитывает разнообразные потребности и способности, содействует сотворчеству детей и взрослых. Поэтому особое внимание в своей работе я уделяю укреплению связей с родителями. Я добилась того, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Вместе с учащимися составляем свои родословные.

Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель в семье – это семья!

 hello_html_320e4513.png                                    

 







  • создание музейной комнаты



  • сохранение русских народных  традиций

сельской глубинки

  • воспитание высоконравственного поколения



  • пропаганда краеведческих знаний на уроках



  • алфавит села

.


Приобщение младших школьников к национальной культуре через поисково-краеведческую деятельность
  • Начальные классы
Описание:

Филиал «Карай–Салтыковский»

МБОУ «Красивская СОШ»

 Приобщение младших школьников

 к национальной культуре

через поисково-краеведческую деятельность.

(Из опыта работы)

 

 

 

 

Подготовила:

учитель начальных классов,

руководитель школьного

краеведческого объединения

Хахаева Ольга Викторовна.

 

                                                                       

 

 

 

 

 

 

Карай-Салтыково

Без памяти – нет традиций,

без традиций – нет культуры,

без культуры – нет воспитания,

без воспитания – нет духовности,

без духовности – нет личности,

без личности – нет народа,

как исторической личности.

 

Цель: формирование личности ребенка в процессе приобщения к традициям отечественной народной культуры.

 

Задачи:
- дать детям первоначальные представления о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
- развивать эмоционально – нравственную сферу ребёнка средствами народного искусства;
- способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры;
- осуществлять нравственно – эстетическое воспитание и развитие
каждого ребенка.

       Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству.
Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которое долгое время было в забвении.
      Пожалуй, ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах – протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые, сгребая сено на скошенном лугу, пели незамысловатые мелодии, облегчая тем самым себе труд. Приезжавших в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы и пляски.              Хороводы испокон веков были излюбленным развлечением молодёжи, как в деревне, так и в городе.
        Приобщение к русским национальным духовным культурным ценностям в моей работе происходит в процессе ознакомления с образцами песенного народного творчества (на примере попевок, закличек, народных песен, хороводов, традиционных народных игр); устного народного творчества (на примере потешек, прибауток, пословиц, поговорок, русских народных сказок); с традиционными русскими ремеслами.
         В духе народных праздников провожу «Осенние посиделки», «Праздник народного творчества», в феврале – марте организовываю проводы матушки зимы (Масленицу), весенний праздник «Пасху».
       Встречи с интересными людьми села. В прошлом году проводила развлечение «Если хочешь быть военным», посвященное Дню защитника Отечества. К детям приходил Солдат русской Армии и рассказывал про 7 важных заповедей, которые должен знать солдат; проводил с детьми соревнования, а также рассказал о смекалке русского солдата на примере сказки «Каша из топора».
       Детям также очень понравился «Праздник гусиного пера», на котором они много узнали о гусе. Планирую провести «Праздник молока».

       Составили алфавит родного края.

       Знакомить с фольклором начинаю детей с УНТ. Большинство малышей уже имеют небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню матери;  весёлое подпевание плясовой мелодии. Эти первые впечатления я стараюсь закрепить и расширить с первого дня пребывания ребёнка в школе, давая понятные и близкие им народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа. Учащиеся выучивают колыбельные, которые пели им мамы, а на уроке поют их своим куклам.

       Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Детям очень нравятся русские народные игры:  «Горелки», «Жмурка», «Каравай», в которые мы играем на переменах, на днях рождения учащихся нашего класса и во внеурочное время.       

    Примеры хороводных песен: «Во поле берёза стояла», «На горе–то калина», «Ходит Ваня». Это образцы старинных обрядовых песен для взрослых. Утратив своё прежнее значение, эти песни перешли к детям. Однако, до сих пор, дети используют в своём исполнении тот же текст, что и много лет назад исполнялся взрослыми, на утренниках и праздниках, во внеклассных мероприятиях. («Земелюшка – чернозём» - старая обрядовая песня).
       

       Весь процесс обучения младших школьников является творческим, исследовательским и носит воспитательный характер. Введение в процесс обучения элементов игры, позволяют занятиям проходить живо и эмоционально. Через игры происходит знакомство детей с понятиями «семья», «род», «родственники».

       Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, Т.Л. Шпикалова, Е.А.Флерина отмечают, что именно включение ребенка младшего школьного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей. Говоря о народном искусстве, Н.П.Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей младшего школьного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений».

       Нами была оформлена «зона народной культуры» - «изба», здесь, сделали плетень, деревянные лавки и столы, постелили самотканые половики. Большая часть экспонатов –  собранные предметы быта в селе Карай-Салтыково. В «избе» есть божница, выбитые старинные занавески, люлька, прялка, чугунки, ухват, деревянные ложки, кринки, кухонная посуда, расшитые полотенца.          

       Сделанные детьми образцы русских народных костюмов, которые являются своеобразным языком культуры и знакомят детей с русскими традициями, с определенным образом жизни, с ролью и задачами в семье мужчины и женщины.

       Семейная культура формирует духовную жизнь ребенка, закладывает основу интеллектуального и эмоционального развития, воспитывает разнообразные потребности и способности, содействует сотворчеству детей и взрослых. Поэтому особое внимание в своей работе я уделяю укреплению связей с родителями. Я добилась того, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Вместе с учащимися составляем свои родословные.

Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель в семье – это семья!

                                     

 

 

 

 

·        создание музейной комнаты

 

·        сохранение русских народных  традиций

сельской глубинки

·        воспитание высоконравственного поколения

 

·        пропаганда краеведческих знаний на уроках

 

·        алфавит села

.

 

 

Автор Хахаева Ольга Викторовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 865
Номер материала 41096
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓