Главная / Школьному психологу / Принцип индивидуального подхода к учащимся в общеобразовательной школе

Принцип индивидуального подхода к учащимся в общеобразовательной школе

Принцип индивидуального подхода к учащимся в общеобразовательной школе.

Одной из актуальных проблем в условиях городской общеобразовательной школы является трудность в осуществлении принципа индивидуального подхода к учащимся. Причем в наибольшей степени это касается именно тех детей, которые с первых дней испытывают значительные сложности в адаптации к массовой школе (гиперактивные дети, замкнутые, тревожные и т. д.), а значит, более других нуждаются в особом внимании и учете их индивидуальных особенностей. К рекомендациям специалистов по работе с такими детьми прислушиваются не всегда и не все педагоги. В силу этого коррекционная работа нередко затрудняется из-за отсутствия согласованности действий специалиста и учителя. Сама же «коррекционная работа» нередко сводится к всяческому подчеркиванию недостатков и оплошностей детей, а внимание дети получают в основном негативное – многочисленные замечания по поведению, плохие отметки, «профилактические беседы», постановка на внутришкольный учет и т. п. При этом многие потребности детей остаются как раз без внимания – в уважении, принятии, поддержке, в нормальных социальных контактах (они нередко оказываются аутсайдерами в классных коллективах), в достижении успеха и т. п. В результате уже к окончанию начальной ступени школы эти дети привыкают жить со стойким ощущением своей никчемности и нередко очень хорошо понимают смысл слова «неудачник». Во всяком случае, дети чувствуют, что с ними что-то не так, однако не понимают, в чем причина. В докладе автора тезисов представлен один из таких случаев, произошедших с гиперактивным ребенком 9 лет, который уже привык быть виноватым во всех бедах в классе. Очередная оплошность ребенка (мальчик опоздал на урок, вошел, не извинившись и не поздоровавшись) послужила причиной сильного эмоционального расстройства, с которым не могли справиться несколько педагогов, действовавших с помощью «обычных» методов – опроса, убеждения, давления, угрозы применения санкций и т. п. Педагоги обратились к психологу за помощью с просьбой выяснить, что же происходит с ребенком, как выйти из этой ситуации, и не следует ли обратиться к психиатру, поскольку мальчик утверждал, что он «заколдован». Совершенно очевидно было то что, прежде всего, необходимо войти в контакт с ребенком, успокоить его и только после этого выстраивать дальнейшую работу. Но как раз этот первичный контакт и представлялся весьма затруднительным – ребенок был расстроен и напуган, и появление еще одного взрослого («Родительской» фигуры, в терминологии ТА) способствовало еще большей фрустрации. В этой ситуации самым эффективным оказался самый простой способ общения с ребенком – выслушать то, что на первый взгляд казалось бредом, и ответить ему, используя слово из этого же семантического пространства. Проще говоря, психолог предложила мальчику «расколдоваться». Реакция была мгновенной – ребенок вышел из состояния эмоционального ступора, выказал интерес («А как?») и желание поговорить о происшедшем. Таким образом, контакт был установлен – взрослый дал понять ребенку, что он слышит его актуальные потребности (высказаться, быть понятым и принятым), и ребенок, в свою очередь, выразил желание идти на контакт.



Вкратце отметим, что в ходе последовавшей беседы ребенок без сопротивления признал, что его «эффектное» появление в классе вполне могло вызвать негативные эмоции учителя. С другой стороны, он смог объяснить, что ему гораздо легче было бы соблюсти правила вежливости (извиниться, поздороваться, спросить разрешения войти), если бы на него при этом не оказывалось давление со стороны учителя. В этой связи обозначился следующий этап работы – заключение контракта с учителем на «невмешательство» на какой-то период времени с тем, чтобы создать ребенку условия для «реабилитации», возможность почувствовать себя «ОК». Таким образом, описываемый в докладе случай, на наш взгляд, является хорошей иллюстрацией как довольно типичных (и малоэффективных) способов выстраивания коммуникации с ребенком в конфликтной ситуации, так и примером того, как простая «подстройка» к реальности ребенка, присоединение к его эмоциональному состоянию помогает установить с ним продуктивный контакт и открывает возможности коррекционной работы. Представляется, что овладение работающими в школе педагогами эффективными технологиями установления контакта могло бы значительно облегчить работу в конфликтных ситуациях. Кроме того, этот случай показал важность такой стороны работы школьного психолога, как заключение трехстороннего контракта, где сторонами выступают учитель, ученик и психолог.

педагог-психолог МАОУ «СОШ №7» г. Соликамска

Емельянова Е.И.



Принцип индивидуального подхода к учащимся в общеобразовательной школе
  • Школьному психологу
Описание:

     Одной из актуальных проблем в условиях городской общеобразовательной школы является трудность в осуществлении принципа индивидуального подхода к учащимся. Причем в наибольшей степени это касается именно тех детей, которые с первых дней испытывают значительные сложности в адаптации к массовой школе (гиперактивные дети, замкнутые, тревожные и т. д.), а значит, более других нуждаются в особом внимании и учете их индивидуальных особенностей.                                                                         

Автор Емельянова Елена Ивановна
Дата добавления 09.02.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел Другое
Просмотров 415
Номер материала 55916
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓