Главная / Начальные классы / Примеры заданий по русскому языку, 4 класс

Примеры заданий по русскому языку, 4 класс

hello_html_2e209fda.gifhello_html_m27437bad.gifhello_html_4c08cc65.gifhello_html_m3c754eb4.gifhello_html_m41aaacc8.gifhello_html_mea4f08c.gifhello_html_m6853cc70.gifПримеры заданий

контрольной работы по русскому языку

для учащихся, оканчивающих 4 класс.

Часть 1

Обвести кружком номер правильного ответа:


1. ГЛУХИМ СОГЛАСНЫМ ЗВУКОМ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ СЛОВО:

1) сом 2) окунь 3) сон 4) краб


2. СХЕМЕ СООТВЕТСТВУЕТ СЛОВО:

1) перелесок 2) переправа 3) находка 4) светлый

3. ЛИШНЯЯ ЗАПЯТАЯ ПОСТАВЛЕНА В ПРЕДЛОЖЕНИИ:

1) Полевые цветы закрыли голубые, розовые, и жёлтые глазки.

2) Мы слышали гудки пароходов, крики петухов в деревне.

3) Мальчишки бродили по саду до вечера, но ушли почти ни с чем.

4. ПОДЧЕРКНИ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ЗАДАНИЯ № 3.


5. ПОДБЕРИ И ЗАПИШИ ЧЕТЫРЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВА К СЛОВУ ДОРОГАЯ.

Дорогая,___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. ОПРЕДЕЛИ ЧАСТЬ РЕЧИ, ЗАПИШИ НОМЕР СЛОВА В НУЖНЫЙ СТОЛБИК

1) лететь 2) полёт 3) лётные 4)желтизна 5) лётчик 6) жёлтый 7) желтеть 8) лечу


ГЛАГОЛ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ






7. ОПРЕДЕЛИ СКЛОНЕНИЕ ВЫДЕЛЕННЫХ СЛОВ, ВПИШИ:


Струи (________) дождя (__________) барабанили по крыше.


8.ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, УКАЖИ ПАДЕЖ:

1) ехать в поезд... (________) 2) ехать по трасс...(__________)

3) держать на ладон… (_________) 4) выписать из тетрадк….(__________)

9. ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ:

За двумя зайцами погон…шься, ни одного не пойма…шь. Сказанного не ворот…шь.


10. СПИШИ ТЕКСТ, ВЫБИРАЯ НУЖНОЕ СЛОВО:

За зиму снег пригнул деревья к земле. Но вот приходит (страшный, счастливый, долгий) для них жаркий час. Снег подтаивает, и вдруг (просыпаются, выходят, вырываются) из-под снежного плена ветки. Вот так (ужас, чудо, затея) – лес пошёл!


Часть 2

11. ОДИН УЧЕНИК РАССТАВИЛ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ТЕКСТЕ ТАК:

Стоял муравейник. На самом видном месте мне нравилось наблюдать. За муравьями однажды муравейник исчез. Смотрю по сторонам пусто. Куда? Подевался!



РАССТАВЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, КАК СЧИТАЕШЬ НУЖНЫМ.


Стоял муравейник на самом видном месте мне нравилось наблюдать за муравьями однажды муравейник исчез смотрю по сторонам пусто куда подевался


12. ВОССТАНОВИ ТЕКСТ. ДЛЯ ЭТОГО ПРОНУМЕРУЙ ОТРЫВКИ ПО ПОРЯДКУ, ОДИН «ЛИШНИЙ» ЗАЧЕРКНИ.


Только свет яркими вспышками там и тут.


А в лесу ещё тишина.


И от них рождается первый звук.


Деревья отражаются в сверкающем голубом снегу.


На открытых склонах солнце, бегут ручьи.


На опушках рождаются первые капли.


Прочти текст и выполни задания 5 -13


Берёзка.

(1)На поляне росла кудрявая берёзка. (2)У берёзки белый ствол. (3)За это её называют белоствольной.

(4)Всё лето ветер играл листьями берёзки. (5)Птицы садились на её ветви. (6)Всем радостно было слушать их ласковые песни. (7)В солнечные дни дети любили играть под берёзкой.

(8)Вот и осень объявила о своём приходе. (9)На деревьях пожелтели листья. (10)Около берёзки на земле появился осенний золотой ковёр. (11)Стаи перелётных птиц садились на ветви берёзки и отдыхали перед отлётом в чужие края.



  1. Укажи правильную звуковую запись слова «осень».

Обведи нужную цифру.


      1. [ ос,нь]


      1. [ос,ин,]


      1. [ос,ен,]


      1. [ос,инь]



  1. В каком слове все согласные звуки звонкие?

Обведи нужную цифру.


      1. песни


      1. ветер


      1. ствол


      1. играл



  1. Выбери слово, которое соответствует схеме ^

Обведи нужную цифру.

              1. золотой

              2. пожелтели

              3. берёзки

              4. ствол

  1. Из четвёртого предложения (Всё лето ветер играл листьями берёзки.) выпиши главные члены предложения (подлежащее, сказуемое).

Ответ:


____________________________________________________________

9. Установи соответствие между словами из восьмого предложения (Вот и осень объявила о своём приходе.) и частями речи. К каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.

Запиши ответ в таблице.

слова

части речи

1) объявила

а) имя существительное

2) своём

б) предлог

3) осень

в) имя прилагательное

4) о

г) глагол


д) местоимение


Ответ:

1.


2.


3.


4.



  1. Среди 8-11 предложений текста найди предложение с однородными сказуемыми и выпиши их?


Ответ:


____________________________________________________________



  1. Из второго абзаца текста (Всё лето ветер играл листьями берёзки. Птицы садились на её ветви. Всем радостно было слушать их ласковые песни. В солнечные дни дети любили играть под берёзкой.) выпиши все слова с разделительным Ь.



Ответ:


____________________________________________________________


  1. Определи в десятом предложении (Около берёзки на земле появился осенний золотой ковёр.) склонение и падеж выделенного слова?

Обведи нужную цифру.

  1. на земле – 1скл., П.п.

  2. на земле – 3 скл., Т.п.

  3. на земле – 1скл., Т.п.

  4. на земле – 2 скл., П.п.


  1. Укажи глагол I спряжения?

Обведи нужную цифру.

  1. хлещут

  2. ударили

  3. построят

  4. дышали


  1. Укажи правильную характеристику предложения (Сколько стихов и песен сложили русские люди о красоте берёзы!)?

Обведи нужную цифру.

  1. побудительное, невосклицательное

  2. повествовательное, невосклицательное

  3. повествовательное, восклицательное

  4. побудительное, восклицательное

  1. В каком ряду на месте пропуска пишется буква Е?

Обведи нужную цифру.

  1. в ._днеется, поб ._дить

  2. л. сной, в . т . рок

  3. в . твистый, с . нева

  4. с ._р ._бро, т ._шина

  1. Укажи имя прилагательное, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Обведи нужную цифру.

  1. со старш ._м братом

  2. о зимн ._м вечере

  3. в соснов ._м лесу

  4. по водн ._м просторам



Внимательно прочитай текст. Выполни все задания.

Колибри.

Колибри миниатюрны и изящны. Масса тела большинства из них не превышает восьми граммов, а наиболее крохотных – двух граммов. Даже пчела или шмель тяжелее колибри. Многие жуки и бабочки выглядят по сравнению с ними настоящими гигантами. Однако колибри – самые настоящие птицы. Их тело покрыто мельчайшими и яркими пёрышками. Очень часто подвижные птички украшены хохолками, воротничками или длинными перьями хвоста.

Колибри умеют быстро и ловко летать. Очень красив их полёт с «замиранием» на месте, когда они пьют цветочный нектар или ловят насекомых. Окраска и размеры у колибри чрезвычайно разнообразны. По форме и длине клюва можно определить, какие цветки посещают эти птички – мелкие или крупные. Пернатым крохам ежедневно требуется много корма, почти в два раза больше, чем их собственный вес. Пока светит солнце, колибри не подкладывают своих маленьких крылышек.

Из паутины и травинок они слепляют гнёзда, похожие на глубокие чашечки. Никогда не трогайте эти голубые чашечки.

Колибри откладывают всего одно – два яйца. А можете себе представить, какие они маленькие? Меньше горошины!

(А. Тихонов)

1. Определи главную мысль текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Определи стиль текста: научный, художественный или публицистический.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. С чем сравнивает автор гнёзда колибри? Запиши ответ, используя слова из текста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Запиши, что умеют делать только колибри в отличии от других птиц.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Подбери и запиши к словам синонимы.

Миниатюрные - __________________________________

Изящные - ______________________________________

Мельчайшие - ___________________________________

Гигантские - _____________________________________

6. Опиши колибри, используя слова из текста. Какая она?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



7. Выпиши из текста.

- побудительное предложение

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- восклицательное

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Спиши, раскрывая скобки.

(У)колибри чрезвычайно развито сердце. Оно (за)нимает половину полости тела. Это связано (с)большой (под)вижностью птиц. Частота сокращений сердца очень высокая. (У)некоторых видов она (до)ходит (до)тысячи ударов в минуту.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________










Внимательно прочитай текст. Выполни все задания.

Злая мать и добрая тётя.

У Дашеньки были мать и тётя. Они обе любили свою девочку, но по - разному.

Мама заставляла Дашеньку рано вставать, прибирать комнату, учить уроки. Она учила свою дочку шить и вышивать, любить труд и не бояться никакой работы….

А тётя ничего не заставляла делать. Она сама решала за Дашеньку задачки, на целый день отпускала девочку гулять с подругами.

- У меня злая мать и добрая тётя! – говорила подругам Дашенька.

Но прошли годы, прошло с ними и детство. Выросла Дашенька, поступила на работу. Не нахвалятся на неё люди – золоте руки у Дашеньки, за что не возьмётся, быстрее всех сделает….

- Кто же это научил тебя так работать? – спросят, бывало, женщины.

- Учила меня мама, спасибо ей.

О доброй тёте Дашенька ничего не сказала.

(В. Осеева)

  1. Определи главную тему текста.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определи тип речи: повествование, описание, рассуждение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Раздели текст на три части. Озаглавь каждую часть.

  1. ________________________________________________________________

  2. ________________________________________________________________

  3. ________________________________________________________________

  1. а своего не бросай.

    а скоро.

    на гнезде не поймаешь.

    а говори, что знал.



    1. Делай не наспех,

    2. Старого дятла

    3. Не говори чему не учился,

    4. Чужого не захватывай,

    Восстанови пословицы. Запиши только те, которые соответствуют теме текста.









________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5.Подчеркни в тексте все местоимения.

6. Выпиши предложения, которые подтверждают, что «золотые руки» у Дашеньки только потому, что мама научила её трудиться.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Внимательно прочитай текст. Выполни все задания.

Жадный заяц.

Заприметил заяц в дупле пчелиный улей. Решил медком подсластиться. Раздобыл большую кадушку.

Пошёл в лес. По пути Медведя встретил.

- Куда ты, Косой?

- За мёдом, Косолапый! Я улей в лесу нашёл.

- Возьми меня с собой.

- Не возьму! Мне одному мало будет.

- А пчёлкам ничего не оставишь?

- А зачем им? Они себе ещё насобирают…

Полез Заяц в дупло за мёдом. Забила тревогу сторожевая пчёлка.

Напали пчёлы всем роем на неизвестного гостя. И досталось же ему от пчёл! Уж они его так отделали, так нажалили, что он едва ноги унёс.

- Больно ты Косой бессовестный, - сказал Медведь. – Пошёл бы ты за мёдом с кружкой, глядишь, пчёлы тебя бы не тронули. Они народ добрый!

- Хотел бы я посмотреть, как они тебя с кружкой встретят? – простонал Заяц.

Взял Медведь небольшую кружку и полез в дупло. Забила тревогу сторожевая пчела. Налетели пчёлы на Медведя и давай его жалить. Хуже Зайца искусали.

- Всё дело ты испорти! – сказал Медведь Зайцу. Не полезь ты к ним со своей кадушкой, они бы меня с кружкой не тронули. Вот что значит жадность!

(С. Михалков)

1. Какова главная тема текста?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Определи стиль текста: научный, художественный или публицистический.

______________________________________________________________________

3. Почему автор назвал рассказ «Жадный Заяц»? Запиши.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Образуй и запиши слова – антонимы с помощью приставок.

Отлетела - __________________________________________

Подошёл - __________________________________________

5. Спиши предложения, раскрывая скобки.

Зайцу (до)сталось (от)пчёл. (У)кусила (за)спину, (за)лезли (в)ушки. Медведь (по)лез (по) дереву, пчёлы на него.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Допиши слова диалога.

- Куда ты, Косой?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Возьми меня с собой.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________


- А пчёлкам ничего не оставишь?

______________________________________________________________________

7. Спиши предложения, вставляя вместо точек подходящие по смыслу имена прилагательных. Укажи падеж имён прилагательных.

Заяц во всех сказках ________________________ бывает. А в этой сказке он оказался _____________________________. Не надо было брать _____________________________________________________________________

Кадушку. А мог бы попросить мёда у _________________________ пчёлки.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1

2

3

4

5

8. Разгадай кроссворд. Используй слова из текста.

1. Она забила тревогу.

2. в неё хотел набрать мёду Медведь.

3. В нём Заяц заприметил пчелиный мёд.

4.С ней пошёл за мёдом Заяц.




5. Заяц еле – еле их унёс.






























  1. Прочитай текст.

Под крышей было гнездо ласточки. Хозяев в нём уже не было. Почуяв приближение

Холодов, они улетели. Прошла зима. А в конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, весёлых, щебечущих, прилетала и стала носиться вокруг старого гнёздышка. Работа закипела. Ласточки носили в носках глину и ил из ближнего ручья. Скоро гнёздышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Прошло ещё несколько дней, и уже только одна ласточка стала вылетать из гнезда, а другая оставаться в нём постоянно. Недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Целыми днями заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров, мошек. Как быстро сновали они взад и вперёд, как неутомимо добывали пищу своим деткам!

(По К.Ушинскому)

  1. Определи тип речи: повествование, описание, рассуждение.

______________________________________________________________

  1. Определи главную тему текста.

______________________________________________________________

  1. Раздели текст на четыре части. Допиши недостающие пункты плана.

  1. Гнездо пустует.

  2. _______________________________________________

  3. _______________________________________________

  4. _______________________________________________

  1. Как строили ласточки своё гнездо? Подчеркни ответ в тексте.

  2. Выпиши из предложения слова с безударной проверяемой гласной в корне. Запиши с каждым словом проверочное.

Почуяв приближение холодов, ласточки улетели в тёплые края.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполни таблицу.


Слово

антоним

синоним

Выглядывать



прилетать




  1. Выпиши из текста по два слова, соответствующих данным схемам.



______________________________________________________


____________________________________________________


____________________________________________

  1. Разгадай кроссворд. (Запиши в клетках только имена существительные в форме И. п ед.ч.

  1. Что являлось материалом для строительства гнезда?

  2. В каком месяце ласточки вернулись к своему гнезду?

  3. Где располагалось гнездо ласточек?

  4. Где брали ласточки материал для строительства гнезда?

  5. Чем питаются ласточки?


2

3

4

1

5

3







































  1. Прочитай текст.

Экология – это отрасль биологии. Она изучает взаимосвязь между живыми существами и средой их обитания. Учёные экологи выясняют, как живые существа и их окружение влияют друг на друга.

Экологические исследования показали, что большинство видов растений и животных способны выживать только в определённых условиях – в озёрах, лесах, пустынях или горах. Такие области с одинаковыми условиями называются ареалами.

Все растения, живущие в одном ареале, приспособлены к его почве, температуре, освещению, количеству осадков и так далее. Животные этого ареала питаются этими растениями. Животные и растения связаны между собой пищевой цепью. Если какой – нибудь вид исчезнет, то те , кто им питается, лишаются пищи и тоже умирают.

Защита дикой природы от вредного воздействия человека называется охраной окружающей среды.

(По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»)

  1. Какова главная тема текста?

____________________________________________________________________

  1. Определи стиль текста: научный, художественный или публицистический.

_______________________________________________________________

  1. Какой из предложенных заголовков будет наиболее полно отражать содержание текста?

  • Как питаются животные и растения одного ареала.

  • Как хорошо жить на свете.

  • Что изучает экология?

  1. Восстанови предложение. Впиши пропущенные слова.

  1. ______________________ и _____________________________

Связаны между собой пищевой _________________________.

  1. Деятельность человека может влиять на условия обитания _____________________ и ___________________________ .

  1. Запиши из данных слов предложение.

среду, экологи, на, людей, влияние, окружающую, изучают

________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Спиши предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Люди (вы) рубают л . са, чтобы (рас) чистить м ._ста для п ._лей. Они обрабатывают з ._мельные участки, строят г ._р ._да и д ._ роги.


  1. Что объединяет растения и животных, живущих в одном ареале? Найди подчеркни ответ в тексте.

  2. Запиши к данным словам антонимы.

Высохнет ____________________________

Вырубить ____________________________










  1. Прочитай текст.

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий.

Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядающие желтоватые листья, блистающие золотом.

Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей как будто помолодевшие ели и сосны. Они освежены холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами.

Устлана земля сухими разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника. Но листья эти жёсткие и хрупкие в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов.

(С. Аксаков)

2. Определи главную тему текста.

______________________________________________________________________


  1. Определи тип речи: повествование, описание, рассуждение.

______________________________________________________________________

  1. Используя текст, допиши недостающие в схеме слова.

берёзы ______________________ и ___________________________

листья в сырую погоду ________________ и ___________________________

в морозы _____________________ и ____________________________


5.Запиши, с чем сравнивает автор мелкие осенние дожди.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Используя текст, составь словосочетания.

Ели (какие? ) - ______________________________

Туманами (какими?) - _________________________

Вскакивают (от чего?) - ________________________

7.Из двух слов образуй одно. Во вновь образованных словах выдели корни.

Лист, падать - ______________________________

Вода, воротить - ____________________________

Змея, ловить - ______________________________

Разный, цвет -_______________________________

8.Спиши предложение, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Разбери предложения по членам и частям речи.

(По)синему небу (про)плывают ни ._кие т ._жёлые ._блака.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Впиши в клеточки имена прилагательные, используемые автором в тексте

Листья разных цветов.

р








т

н

ы

е




Листья, имеющие цвет золота.

б






ю

щ

и

е

Листья светло – жёлтого цвета.

ж







т

ы

е



  1. Прочитай текст.

Кошка и ёж.

Наша кошка увидела ежа. Насторожилась она, прилегла и смотрит. Ёж тоже на неё смотрит. Прыгнула кошка, тронула лапкой ежа. Ёж спрятал голову и подставил свои иглы. Наколола кошка лапу, отошла, села и начала лизать лапку. А на ежа и не смотрит.

Вот вечером начал ёж свою беготню. Смотрит на него кошка, хочется ей с ежом поиграть. Долго смотрела. Ёж пробежал возле неё, она как прыгнет. Перескочила через ежа и лапки не уколола.

Понравилась кошке эта игра, и стала она с ежом играть. Приляжет кошка и ждёт, смотрит. Ёж подбежит к ней, а она прыгнет через него. Да скоро забыла кошка, какие у ежа колючие лапы. Захотелось ей ежа схватить. Прыгнула она , да лапками на иглы и упала. Ушла кошка в сторону и стала лапки лизать.

С тех пор уж она больше на ежа не прыгала.

(А. Бостром)

2. Определи главную тему текста.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определи тип речи: повествование, описание, рассуждение.

______________________________________________________________________

4. Озаглавь части текста.

1) ___________________________________________________________

2) ___________________________________________________________

3) ___________________________________________________________

5. Выпиши из текста по два слова, соответствующих данным схемам.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

6. Почему кошка перестала играть с ежом?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




7. Из первого абзаца выпиши предложение, соответствующее схеме.

, - - - - - - и .

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Вставь пропущенные буквы. Запиши текст от имени ёжика.

Мы х ._ дили в л ._сную ч_ щ ._ за гр ._ бами. Неожиданно навстречу выскочил ёж ._ к. Мы аккуратно взяли его в руки и прин ._ сли д ._ мой. Мы нап ._ или ёж ._ ка м ._л ._ ком. Вечером отн ._сли его обратно в л ._ сок и выпустили на волю.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Соотнеси действия с предметами. Поставь стрелки от названия животного к действиям, которые оно производит.

кошка

прятал насторожилась

понравилась подставил

ёжик ёжик

прыгнула перескочила

наколола прилегла





  1. Прочитай текст.

Под крышей было гнездо ласточки. Хозяев в нём уже не было. Почуяв приближение

Холодов, они улетели. Прошла зима. А в конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, весёлых, щебечущих, прилетала и стала носиться вокруг старого гнёздышка. Работа закипела. Ласточки носили в носках глину и ил из ближнего ручья. Скоро гнёздышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Прошло ещё несколько дней, и уже только одна ласточка стала вылетать из гнезда, а другая оставаться в нём постоянно. Недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Целыми днями заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров, мошек. Как быстро сновали они взад и вперёд, как неутомимо добывали пищу своим деткам!

(По К.Ушинскому)

  1. Определи тип речи: повествование, описание, рассуждение.

_____________________________________________________________

  1. Определи главную тему текста.

______________________________________________________________


  1. Раздели текст на четыре части. Допиши недостающие пункты плана.

  1. Гнездо пустует.

  2. _______________________________________________

  3. _______________________________________________

  4. _______________________________________________

  1. Как строили ласточки своё гнездо? Подчеркни ответ в тексте.

  2. Выпиши из предложения слова с безударной проверяемой гласной в корне. Запиши с каждым словом проверочное.

Почуяв приближение холодов, ласточки улетели в тёплые края.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполни таблицу.


Слово

антоним

синоним

Выглядывать



прилетать




  1. Выпиши из текста по два слова, соответствующих данным схемам.



______________________________________________________


____________________________________________________


___________________________________________


  1. Разгадай кроссворд. (Запиши в клетках только имена существительные в форме И. п ед.ч.

  1. Что являлось материалом для строительства гнезда?

  2. В каком месяце ласточки вернулись к своему гнезду?

  3. Где располагалось гнездо ласточек?

2

3

4

1

5

Где брали ласточки материал для строительства гнезда?

  1. Чем питаются ласточки?













  1. Прочитай текст.

Солнечный день в самом начале лета.

Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно – зелёными, то совсем золотыми. А внизу под берёзами на траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражение солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.

Солнце и в небе, и на земле … И становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда – то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной. И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку – ку, ку - ку! ..»

(По Г. Скребицкому)

  1. Определи стиль текста: научный, художественный или публицистический.

________________________________________________________________

  1. Определи главную тему текста.

________________________________________________________________

  1. Стволы молодых берёз сверкают ____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________.

  1. Запиши с чем сравнивает автор синеватые тени под берёзами.

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясни выражение «струятся ветви берёз»

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Укажи главное слово в словосочетании.

светлые зайчики

сверкает белизна

бежать вдаль

отражение солнца

солнечное отражение

молодые берёзки

  1. Разбери слова по составу.

в перелеске послышался

под берёзами брожу

по дорожке убегает

  1. Спиши, раскрывая скобки.

Дорога (с)вернула (в) берёзовый (пере)лесок. Мы (с)товарищами зашли (в) густую чащу. Вдруг (по)слышался голос кукушки. Совсем рядом (за)стрекотал кузнечик. Как здесь хорошо!

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





  1. Прочитай текст.

Ливень.

Земля долго ждала дождя. Дождь начался на рассвете.

Ветер волной пробежал по ниве, прыгнул на одинокую берёзку у оврага и вдруг взметнул столбы пыли, расстелил до земли колосья ржи. Упали первые крупные капли. Они падали всё чаще и чаще, пошли мелкой дробью, потом разом хлынул неукротимый ливень.

Ливень шумел по косогорам, земля набухла и почернела. После долгих засушливых дней она задышала и ожила. Живительная влага напоила поле.

Дождь кончился внезапно. С неба брызнули солнечные лучи. Солнце и тёплый ветерок подсушили колосья, рожь поднялась, в небо глянули синие глаза васильков.

(По Г. Николаевой)

  1. Озаглавь части текста.

1). ________________________________________________________________

2). _______________________________________________________________


3). ________________________________________________________________

  1. Определи главную тему текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определи тип речи: повествование, описание, рассуждение.

________________________________________________________________

  1. Что сделал ветер? Выпиши глаголы из текста.

ВЕТЕР

___________________ по ниве

___________________ столбы пыли

___________________ берёзку

___________________ колосья ржи


  1. Выпиши из третьего абзаца предложение, которое соответствует схеме.

D:\Documents and Settings\Admin.MICROSOF-F42A65\Рабочий стол\Точка-пункрир-точка\ПУНКТИР-ТОЧКА.jpg, И .

________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Выдели корни в однокоренных словах. Подчеркни лишнее слово.

поле соринка

полевой сорняк

полочка сорвал

полюшко насорил

  1. Вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.

По_ вилась в небе клякса – (_________________________)

Уд_ вительная плакса – (____________________________)

Если клякса зар_ веет – (____________________________)

Разб _ жится весь народ – (___________________________)

Только ветер был х_ тёр – (___________________________)

Нал_ тел и кляксу стёр – (_____________________________)

Что это? _____________________________

  1. Вставь пропущенные буквы. Спиши предложения, дополняя каждое именем прилагательным

Св_ ркнула молния. Прок_ тился удар грома. П_ лил дождь. Капли стучали по ст_ клу.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








  1. Прочитай текст.

Слонёнок нагнул голову близко – близко к зубастой, клыкастой крокодиловой пасти. Крокодил схватил его маленький носик.

Слонёнок сел на задние ноги и стал пятиться. Он тянул, тянул и тянул, и нос у него стал вытягиваться. А крокодил отступал подальше в воду, вспенил её, как взбитые сливки, ударами своего хвоста и тоже тянул, и тянул, и тянул.

И нос у слонёнка вытягивался. Слонёнок растопырил все четыре ноги, такие крошечные слоновьи ножки, и тянул, тянул, тянул, и нос у него всё вытягивался. И крокодил бил хвостом, как веслом, и тоже тянул и тянул, и чем больше он тянул, тем длиннее вытягивался у Слонёнка нос, и больно было этому носу у – ж – ж- жас – но!

Вдруг Слонёнок почувствовал, что ножки его заскользили по земле, и он вскрикнул через нос:

- Довольно! Оставьте! Я больше не могу!

Крокодил отлетел назад. А у Слонёнка был теперь длинный – предлинный нос.

(По Р. Киплингу)

  1. Определи, реальные или вымышленные события описываются в тексте.

______________________________________________________________________

  1. Озаглавь текст. ___________________________________________________

  2. Запиши, что является вымыслом в данном тексте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. С чем сравнивает автор вспененную воду?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подчеркни в тексте все местоимения.

  2. Образуй из предложенных слов словосочетания прилагательное + существительное.

Слон, ноги - ___________________________________________________________

Малыш, носик - ________________________________________________________

Крокодил, пасть - ______________________________________________________

Клык, пасть - __________________________________________________________

  1. Вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.

Я дома не люблю с _ деть, (____________________________________)

Мне нравится х _ дить. (________________________________________)

Люблю х _ дить, люблю гл _ деть, (_______________________________)

Друзей с собой в _ дить. (_______________________________________)

Люблю гл _ деть на _ блака, (____________________________________)

На солнечный восход.

На то, как гулкая р _ ка (_____________________)

Разламывает лё _ .(_________________________)

  1. Выпиши из текста выделенное предложение. Разбери его по членам. Определи, какими частями речи они выражены.

________________________________________________________________________________________________________________________________







  1. Запиши антонимы к данным словам.

Вышло - _____________________________

Закричал - _____________________________

Повернулся - ___________________________

Побежал - _____________________________

  1. Вставь пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркни грамматическую основу.

Тихо дремлет р_ ка.

Тёмный бор не шумит.

Сол_ вей не п_ ёт,

И дергач не кричит.


Ноч _. Вокруг т_ шина.

Руч_ ёк лишь журчит.

Св _ им блеском луна

Всё в_ круг сер_ брит.

(С. Есенин)
















  1. Прочитай текст.

Однажды мама пошла в лес за земляникой и взяла меня с собой. Земляники в тот год уродилось очень много. Она росла прямо за деревней, на старой лесной вырубке.

Как сейчас помню я этот день, хотя с тех пор прошло более пятидесяти лет. День был по – летнему солнечный, жаркий. Но только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя тучка и из неё посыпался частый крупный дождь. А солнце всё продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлёпались о листья. Они повисали на траве, на ветвях кустов и деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце.

Не успели мы с мамой встать под дерево, как солнечный дождь уже кончился.

- Погляди – ка, Юра, как красиво, - сказала мама, выходя из – под веток.

Я взглянул. Через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга. Один её конец упирался в нашу деревню, а другой уходил далеко в заречные луга.

- Ух, здорово! – сказал я. – Прямо как мост. Вот бы по нему пробежаться!

- Ты лучше по земле бегай, - засмеялась мама, и мы пошли в лес собирать землянику.

(По Г. Скребицкому)


  1. Определи главную тему текста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какова главная мысль текста?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определи стиль текста: научный, художественный или публицистический.

______________________________________________________________________

  1. Раздели текст на четыре части. Установи последовательность пунктов плана.

  • Короткий дождик.

  • Разноцветная радуга в небе.

  • Погода изменилась.

  • Поход в лес.

  1. Выпиши из первого абзаца слово с непроизносимой согласной. Запиши к нему проверочное слово.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Разгадай кроссворд, используя слова из текста.

1.Они падали на землю, шлёпались о листья.

2. Оно светилось и отражалось в каждой капле дождя.

3. По – летнему солнечный и жаркий.

4. Разноцветная дуга на небе.

5. Она росла прямо за деревней, на старой лесной вырубке.

6. Она меня взяла с собой в лес.

1

2

3

4

6

5



















  1. Запиши антонимы к данным словам.

Вышло - _____________________________

Закричал - _____________________________

Повернулся - ___________________________

Побежал - _____________________________

  1. Вставь пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркни грамматическую основу.

Тихо дремлет р_ ка.

Тёмный бор не шумит.

Сол_ вей не п_ ёт,

И дергач не кричит.


Ноч _. Вокруг т_ шина.

Руч_ ёк лишь журчит.

Св _ им блеском луна

Всё в_ круг сер_ брит.

(С. Есенин)












  1. Прочитай текст.

В зелёном русском лесу вряд ли есть дерево, живописнее клёна. Красивы широкие лапчатые листья клёна, гладкий и чистый его ствол. Крепка и прочна его древесина. Обычно растёт клён рядом с другими деревьями – берёзой, осиной, дубом, ольхой. Крепки и туги кленовые ветви. Точно пружины гнутся они под рукою.

Весёлый зелёный клён любит солнечный яркий свет. Лучами солнца освещена его вершина.

Клёны сажают в городских парках, украшают ими парковые дорожки, берега прудов.

Особенно красивы клёны ранней осенью. В лучах солнца блистают пурпурные золотистые кленовые листочки. Что – то праздничное, весёлое есть в этом дереве, украшающем наши леса.

Далеко разлетаются крылатые семена клёна. Семена эти разносит по полям и лугам ветер. Там , где упадёт на удобное мест крылатое семечко, вырастает на другой год молодой тоненький живой кленок.

(И. Соколов – Микитов)


  1. Определи главную тему текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Определи тип речи: повествование, описание, рассуждение.

______________________________________________________________________

  1. Запиши, с чем сравнивает автор ветви клёна?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вставь слова, используя текст, чтобы предложения имели смысл.

Клён любит ___________________________________________________ свет.

В лучах солнца _______________________________________________________________

______________________________________________ кленовые листочки.

  1. Вставь пропущенные буквы. Определи границы предложений. Выпиши четвёртое предложение. Подчеркни в нём грамматическую основу.

В смешанных л _ сах растут лиственные и хвойные д _ ревья среди лиственных

д _ревьев отл _ чаются б_ рёзы они б_ лоствольные клёны и дубы отл _ чаются св _ ими резными листьями.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. К выделенным словам подбери и запиши синонимы.

Живописные клёны - _____________________________________________________

Блистают листочки - ______________________________________________________

Удобное место - __________________________________________________________

  1. Заполни таблицу.

существительное

прилагательное

глагол

зелень





разлетаются


пружинный



  1. Ответ на вопросы, используя текст. Ответы запиши в клеточки.

Какие семена у клёна?

к






ы

е

Какие листья у клёна?



П




ы

е

Как называют молодое деревце клёна?





о

к




























Примеры заданий по русскому языку, 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

Предлагаю примеры заданий контрольной работы по русскому языку для учащихся, оканчивающих  4 класс.

 Данные задания соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. 

Назначение: отработка практических навыков учащихся по работе с текстом.

Предлагаемые задания позволяют выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся 4 класса на конец учебного года соответствуют основным программным требованиям. Содержание соответствует блокам, изучения курса по русскому языку.

Для обработки заданий учитель может пользоваться пятибальной системой оценки.

 

Автор Никишева Лидия Ивановна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 5663
Номер материала 37166
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓