Главная / Русский язык и литература / Примеры итоговых сочинений 2014 года, написанные при подготовке к экзамену (3 декабря 2014 года)

Примеры итоговых сочинений 2014 года, написанные при подготовке к экзамену (3 декабря 2014 года)

Название документа раздумья о войне.docx

Раздумья о войне Война. Страшное слово. Сколько о ней уже сказано, показано и написано! Казалось бы, человечество, испытавшее на себе ужасы, преподнесённые этим проклятым действом, должно бы навсегда уйти от воин и не развязывать их. Но… Афганистан, Чечня, Украина…/ Я здесь хочу вспомнить самую страшную из войн, войну с гитлеровскими захватчиками 1941-1945 годов. В силу своего возраста я не был там, но знаю: на полях сражений погиб мой прадед. И я много читал о том страшном времени. /Особенно мне врезалось в память стихотворение А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом», потому что оно меня ошеломило уже с первых строк: «Я убит подо Ржевом»… /Мне кажется, это произведение – одно из тех, в котором поэт делает попытку осмыслить и подвиг обычного солдата, и обязанность, и чувство вины перед погибшими./Поэт, ассоциируя себя с бойцом той войны, где еще недавно был и сам, способен настолько глубокопонять ощущение солдата, который не мог сказать об этом в третьем лице.
Это "я" - олицетворение и солидарность, и понимание трагедии, и попытки наиболее эмоционально убедительно донести свою боль, свое отчаяние, свое желание рассказать о главном. А что же главное?/Говорят, Ржев - это настолько старинный город, что до войны еще употребляли в быту названия его частей: " князь-игоря сторона", " князь-всеволодова сторона".
Под этим городом происходили тогда отчаянные бои, так как люди понимали, что именно они защищают. Сама их земля с ее давней историей стояла перед глазами, надеясь на защиту. И потому так естественно звучат слова бойца, который погиб, защищая ее:


Я где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я где с облачком пыли
Ходит рожь на холме.


Он стал землей, травой, легким ветерком над землей, которую так любил, что и жизнь за нее не пожалел./ В стихотворении звучит и величественный гимн подвигу, и ноты реквиема./Согласитесь, стихотворение содержит ссылку на целиком конкретные военные события, и временами кажется, что идет беседа между теми, кто еще вчера делил фронтовые дороги со всеми, и теми, что остались после боя./Не случайно, сперва, было название "Завещание бойца".
Именно завещанием звучат слова любви к жизни, к своей земле, к людям:


Ах, своя ли. Чужая,
Вся в цветах иль в снегу:
Я вам жизнь завещаю,
Что я больше могу?


А.Т. Твардовский ставит вопросы об ответственности каждого, кто выжил в этой страшной войне, перед погибшими, перед их памятью и высказывает мысль, что их гибель не напрасна./Так индивидуальное становится общим, а подвиг и потеря, смерть и бессмертие объединяются. 461 слово Раздумья о войне Война. Страшное слово. Сколько о ней уже сказано, показано и написано! Казалось бы, человечество, испытавшее на себе ужасы, преподнесённые этим проклятым действом, должно бы навсегда уйти от воин и не развязывать их. Но… Афганистан, Чечня, Украина…/ Я здесь хочу вспомнить самую страшную из войн, войну с гитлеровскими захватчиками 1941-1945 годов. В силу своего возраста я не был там, но знаю: на полях сражений погиб мой прадед. И я много читал о том страшном времени. /Особенно мне врезалось в память стихотворение А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом», потому что оно меня ошеломило уже с первых строк: «Я убит подо Ржевом»… /Мне кажется, это произведение – одно из тех, в котором поэт делает попытку осмыслить и подвиг обычного солдата, и обязанность, и чувство вины перед погибшими./Поэт, ассоциируя себя с бойцом той войны, где еще недавно был и сам, способен настолько глубокопонять ощущение солдата, который не мог сказать об этом в третьем лице.
Это "я" - олицетворение и солидарность, и понимание трагедии, и попытки наиболее эмоционально убедительно донести свою боль, свое отчаяние, свое желание рассказать о главном. А что же главное?/Говорят, Ржев - это настолько старинный город, что до войны еще употребляли в быту названия его частей: " князь-игоря сторона", " князь-всеволодова сторона".
Под этим городом происходили тогда отчаянные бои, так как люди понимали, что именно они защищают. Сама их земля с ее давней историей стояла перед глазами, надеясь на защиту. И потому так естественно звучат слова бойца, который погиб, защищая ее:


Я где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я где с облачком пыли
Ходит рожь на холме.


Он стал землей, травой, легким ветерком над землей, которую так любил, что и жизнь за нее не пожалел./ В стихотворении звучит и величественный гимн подвигу, и ноты реквиема./Согласитесь, стихотворение содержит ссылку на целиком конкретные военные события, и временами кажется, что идет беседа между теми, кто еще вчера делил фронтовые дороги со всеми, и теми, что остались после боя./Не случайно, сперва, было название "Завещание бойца".
Именно завещанием звучат слова любви к жизни, к своей земле, к людям:


Ах, своя ли. Чужая,
Вся в цветах иль в снегу:
Я вам жизнь завещаю,
Что я больше могу?


А.Т. Твардовский ставит вопросы об ответственности каждого, кто выжил в этой страшной войне, перед погибшими, перед их памятью и высказывает мысль, что их гибель не напрасна./Так индивидуальное становится общим, а подвиг и потеря, смерть и бессмертие объединяются. 461 слово Раздумья о войне Война. Страшное слово. Сколько о ней уже сказано, показано и написано! Казалось бы, человечество, испытавшее на себе ужасы, преподнесённые этим проклятым действом, должно бы навсегда уйти от воин и не развязывать их. Но… Афганистан, Чечня, Украина…/ Я здесь хочу вспомнить самую страшную из войн, войну с гитлеровскими захватчиками 1941-1945 годов. В силу своего возраста я не был там, но знаю: на полях сражений погиб мой прадед. И я много читал о том страшном времени. /Особенно мне врезалось в память стихотворение А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом», потому что оно меня ошеломило уже с первых строк: «Я убит подо Ржевом»… /Мне кажется, это произведение – одно из тех, в котором поэт делает попытку осмыслить и подвиг обычного солдата, и обязанность, и чувство вины перед погибшими./Поэт, ассоциируя себя с бойцом той войны, где еще недавно был и сам, способен настолько глубокопонять ощущение солдата, который не мог сказать об этом в третьем лице.
Это "я" - олицетворение и солидарность, и понимание трагедии, и попытки наиболее эмоционально убедительно донести свою боль, свое отчаяние, свое желание рассказать о главном. А что же главное?/Говорят, Ржев - это настолько старинный город, что до войны еще употребляли в быту названия его частей: " князь-игоря сторона", " князь-всеволодова сторона".
Под этим городом происходили тогда отчаянные бои, так как люди понимали, что именно они защищают. Сама их земля с ее давней историей стояла перед глазами, надеясь на защиту. И потому так естественно звучат слова бойца, который погиб, защищая ее:


Я где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я где с облачком пыли
Ходит рожь на холме.


Он стал землей, травой, легким ветерком над землей, которую так любил, что и жизнь за нее не пожалел./ В стихотворении звучит и величественный гимн подвигу, и ноты реквиема./Согласитесь, стихотворение содержит ссылку на целиком конкретные военные события, и временами кажется, что идет беседа между теми, кто еще вчера делил фронтовые дороги со всеми, и теми, что остались после боя./Не случайно, сперва, было название "Завещание бойца".
Именно завещанием звучат слова любви к жизни, к своей земле, к людям:


Ах, своя ли. Чужая,
Вся в цветах иль в снегу:
Я вам жизнь завещаю,
Что я больше могу?


А.Т. Твардовский ставит вопросы об ответственности каждого, кто выжил в этой страшной войне, перед погибшими, перед их памятью и высказывает мысль, что их гибель не напрасна./Так индивидуальное становится общим, а подвиг и потеря, смерть и бессмертие объединяются. 461 слово

Название документа человек и война.docx

(Человек и война) Что помогает человеку преодолеть внутренние слабости в годы войны?

Что помогало человеку в годы войны преодолеть внутренние слабости  - вот вопрос, который волнует Л. Кассиля.

 Автор рассказывает о том, как во время войны техник-интендант Тарасиков заботится и беспокоится о веточке, которая пустила зеленый росток из потолка. Тарасиков не думает о том, что снаряд может обрушиться на землянку и похоронить их заживо под землей. Все его заботы о зеленой веточке! Л.Кассиль понимает сам и хочет, чтобы мы, читатели, осознали: забота о веточке – это тот нравственный ориентир, который помогает Тарасикову не бояться смерти, ранения, плена…

Авторскую позицию определить несложно:  человеку преодолеть внутренние слабости, чувство страха и одиночества в годы войны помогает наблюдение за тем, как, напрягая все жизненные силы в непригодных для роста обстоятельствах, растёт веточка на срубленном дереве.

С мнением автора трудно не согласиться:  мне кажется, что у каждого из нас есть своя заветная зеленая веточка, ради какой мы готовы перенести все мытарства и невзгоды.

В повести В. Закруткина "Матерь человеческая" пишется о том, как в военные годы Мария, в один день потерявшая и родных, и земляков, на спаленном немцами хуторе спасается тем, что объединяет вокруг своего жилища всех потерянных детей, коров, кур. Помогая всем живым, женщина становится сильнее, находит возможность справиться с обрушившимся на ее горем. 

Своей «зеленой веточкой» станет для героя рассказа М. Шолохова «Судьба человека» Андрея Соколова мальчонка-сирота Ванюшка. Пригрев его около своего сильного плеча, одинокий человек сам станет крепче, найдет нравственные ориентиры в это сложное послевоенное время.

Таким образом, могу сделать вывод, что у каждого из нас в жизни бывают трудные периоды, но не надо теряться, проявлять слабость, а необходимо отыскивать ту «зеленую веточку», которая сможет помочь справиться с невзгодами.


(Человек и война) Что помогает человеку преодолеть внутренние слабости в годы войны?

Что помогало человеку в годы войны преодолеть внутренние слабости  - вот вопрос, который волнует Л. Кассиля.

 Автор рассказывает о том, как во время войны техник-интендант Тарасиков заботится и беспокоится о веточке, которая пустила зеленый росток из потолка. Тарасиков не думает о том, что снаряд может обрушиться на землянку и похоронить их заживо под землей. Все его заботы о зеленой веточке! Л.Кассиль понимает сам и хочет, чтобы мы, читатели, осознали: забота о веточке – это тот нравственный ориентир, который помогает Тарасикову не бояться смерти, ранения, плена…

Авторскую позицию определить несложно:  человеку преодолеть внутренние слабости, чувство страха и одиночества в годы войны помогает наблюдение за тем, как, напрягая все жизненные силы в непригодных для роста обстоятельствах, растёт веточка на срубленном дереве.

С мнением автора трудно не согласиться:  мне кажется, что у каждого из нас есть своя заветная зеленая веточка, ради какой мы готовы перенести все мытарства и невзгоды.

В повести В. Закруткина "Матерь человеческая" пишется о том, как в военные годы Мария, в один день потерявшая и родных, и земляков, на спаленном немцами хуторе спасается тем, что объединяет вокруг своего жилища всех потерянных детей, коров, кур. Помогая всем живым, женщина становится сильнее, находит возможность справиться с обрушившимся на ее горем. 

Своей «зеленой веточкой» станет для героя рассказа М. Шолохова «Судьба человека» Андрея Соколова мальчонка-сирота Ванюшка. Пригрев его около своего сильного плеча, одинокий человек сам станет крепче, найдет нравственные ориентиры в это сложное послевоенное время.

Таким образом, могу сделать вывод, что у каждого из нас в жизни бывают трудные периоды, но не надо теряться, проявлять слабость, а необходимо отыскивать ту «зеленую веточку», которая сможет помочь справиться с невзгодами.



Название документа эктремальные.docx

ПРОБЛЕМА ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Лучшие и худшие черты, свойства характера человека и народа в целом раскрываются в экстремальных ситуациях. Это общеизвестная истина. К таким ситуациям, в первую очередь, относятся войны. Многие русские писатели в своих произведениях сумели сконцентрировать жестокую правду о войне. Они писал о людях, которые в условиях войны вели себя по-разному, проявляя и трусость, и героизм. В большинстве случаев герои произведений о войне верят, что погибают не напрасно, что враг все-таки будет остановлен.

Например, В. Быкова уже в ранней прозе волнует проблема ответственности человека. Попадая в ситуацию выбора, его герой проявляет свою духовную человеческую истину. Люди сильного характера способны на самопожертвование: тяжелораненый Иван Щербак кончает жизнь самоубийством, чтобы дать возможность своему товарищу спастись от гитлеровцев ("Фронтовая страница"). Партизана Сотникова («Сотников») фашисты повесили, хотя он мог бы сохранить себе жизнь, если бы согласился стать полицаем.

Некоторые, правда, не выдерживают, под давлением обстоятельств, становятся трусами и предателями. Таковы Иван Пшеничный во "Фронтовой странице", Задорожный в "Третьей ракете". Рыбак в "Сотникове". Фигуры эти взяты Быковым не случайно. Автор хочет подчеркнуть, что трусость неминуемо влечет за собой лицемерие, самообман, раздвоенность. Человек, лишенный мужества, теряет не только собственное достоинство, но и уважение окружающих. 
  На мой взгляд, в литературе всё же больше примеров таких, которые позволяет нам понять, что русский характер невозможно сломить, победить, одолеть. 

Так, повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие...» рассказывает о событиях 1942 года. В расположение зенитно-пулеметной батареи, которой командует старшина Васков, забрасывают немецких диверсантов, а у командира под началом только пять молодых хрупких девушек. 
     Васков вобрал в себя лучшие качества воина, готового подставить себя под пули, но спасти девушек и выполнить свой долг: «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу... И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия. Только девчат еще слушал каким-то третьим ухом: бьют еще винтовочки или нет. Бьют — значит, живы. Значит, держат свой фронт, свою Россию. Держат!» 
     И они держали до последнего вздоха. Разной была их смерть: Лиза Бричкина утонула в болоте, когда торопилась привести подмогу. Галю Четвертак скосила автоматная очередь. Соню Гурвич убил десантник одним ударом ножа, когда она побежала за кисетом старшины. Женя Комелькова погибла, пытаясь увести немцев от смертельно раненой Риты Осяниной. 

Любовь к родине, верность гражданскому долгу, коллективу, чувство товарищества - вот основные черты, присущие героям литературы о войне. Таков Николай Плужников, главный герой повести Б. Васильева «В списках не значился». Испытывая голод, жажду, чувство близости конца, он из последних сил обороняет Брестскую крепость. «Лучше умереть, чем предать своих товарищей, Родину!» - думает Николай. Он для себя сразу решил, что единственное, что остается, - это бороться до последней капли крови с фашистами. Но как это делать? Где взять патроны, еду? Плужников об этом не хотел вспоминать, главное - уничтожить захватчиков, пусть даже вгрызаясь им в горло. Это были мысли не сошедшего с ума человека, а защитника и патриота. Обороняя костел в течение нескольких дней с бойцами, Коля превратился в «робота», таская пулемет от атаки к атаке, он не видел ничего, кроме немцев, то идущих шеренгой, то падающих. Плужников в экстремальных обстоятельствах не «сломался», не предал своих идеалов.

Война изменяет психику и моральные принципы людей. Слабые пасуют перед трудностями, становятся предателями, у сильных в какой-то момент прежние ценности становятся вдруг незначительными. В этот миг перелома человек способен на все. Жизнь его отходит на второй план, и вместо нее возникает нечто большее — судьба остальных. Вот тогда и совершается подвиг.


Название документа Неуважение к предкам .docx

Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности


История - это прошлое человечества. Не только человечества в широком смысле этого слова, но и каждого человека в отдельности. Будущее невозможно без прошлого и настоящего, у человека должны быть корни. Он не подобен бабочке-однодневке, весело порхающей на солнце, не знающей о том, что было вчера и что сулит завтра. В его судьбе сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Чтобы нас не называли Иванами, родства не помнящими, нам необходимо знать, чем гордиться, что передать в наследство своим потомкам.

Прощание с Матерой” Валентина Распутина - книга о том, что взаимоотношения человека и земли - проблема не обычная, а глубоко нравственная. Матера - это и остров, и древняя деревенька с таким же названием, Матера должна быть стерта с лица земли. Должно исчезнуть все: дома, огороды, луга, кладбище - вся земля уйдет под воду навечно. С большой тревогой и безнадежной иронией говорит старуха Дарья о том, что Матеру посчитали за подати современной жизни, не слишком ли это много?

Другая жительница деревни - Анна, как и все старики, знает только свою родную Матеру, любит её и не хочет с ней расставаться. По её мнению, самый большой грех на свете - это лишить человека его Родины. А старая Настасья откровенно тоскует: "Кто ж старое дерево пересаживает?!"

Символична та весть, которая побудила героев активно действовать, принес Богодул. Этот герой воспринимается не иначе как своеобразный дух Матеры (живет он на острове, одному богу известно сколько). Войдя к сидящим за самоваром старухам, он возвестил: “Мертвых грабят”. Наверное, многое старухи могли бы снести молча, безропотно, но не это.

Когда добрались они до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции доканчивали свое дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты, чтобы сжечь их одним огнем. Им и в голову не приходит, что для Дарьи и других сельчан кладбище – это нечто святое. Не зря даже сдержанная Дарья, задыхаясь от страха и ярости, кричит о бесчеловечности вандалов. Её поддерживает вся деревня...

Эта сцена в повести дает повод для глубоких размышлений. Не нами начинается жизнь на свете, и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. "Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности", - писал еще Пушкин. В.Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений. Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее. Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын её, Петр, понимает мать, но то, что её волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Для него не представляет сложности принять решение устроиться на строительство плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще он уверен, что память - это плохо, без нее лучше.

Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут строить, разрушая, и когда задумаются, чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются.

Мне кажется, что именно такие авторы, как Валентин Григорьевич Распутин, продолжают держать ту нравственную планку, без осознания которой не может существовать никакая нация.

Название документа спор поколений.docx

Спор поколений: вместе и врозь

Сколько существует человечество, столько и волнует его проблема «отцов и детей», в основе которой лежит разрыв связей между поколениями. Что же ведет к недопониманию между «отцами и детьми»?Со времен  Сократа и Аристотеля и до наших дней в обществе присутствует конфликт (разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы героев) между поколениями. Вопрос этот занимал и занимает если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы — консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети — “двигатели прогресса”, стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи. «Отцов и детей» я беру в более широком смысле, чем семейные узы.

 Вспоминаю комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума». Конфликт между «отцами и детьми» здесь лежит в области мировоззрений, взглядов на мир. И что интересно, к «отцам» относятся и ровесники Чацкого, Софья и Молчалин, которые являются членами фамусовского общества, а Чацкий - представитель нового света - им чужд. 

В несколько более умеренной форме это явление нашло отражение в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”, где Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жили старшие Кирсановы и его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит эпоха с другими принципами и идеалами.

Могу сделать вывод, что разногласия между «отцами» и «детьми» существовали всегда.  Причины их совершенно различны, но суть  одна – непонимание людей разных эпох, избежать которого легко, если быть хоть  чуть-чуть терпимее друг  к другу. В то же время хочу подчеркнуть, что как бы отцы и дети не спорили, они все равно оставались близкими людьми…   (251 слово)




Спор поколений: вместе и врозь

Сколько существует человечество, столько и волнует его проблема «отцов и детей», в основе которой лежит разрыв связей между поколениями. Что же ведет к недопониманию между «отцами и детьми»?Со времен  Сократа и Аристотеля и до наших дней в обществе присутствует конфликт (разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы героев) между поколениями. Вопрос этот занимал и занимает если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы — консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети — “двигатели прогресса”, стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи. «Отцов и детей» я беру в более широком смысле, чем семейные узы.

 Вспоминаю комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума». Конфликт между «отцами и детьми» здесь лежит в области мировоззрений, взглядов на мир. И что интересно, к «отцам» относятся и ровесники Чацкого, Софья и Молчалин, которые являются членами фамусовского общества, а Чацкий - представитель нового света - им чужд. 

В несколько более умеренной форме это явление нашло отражение в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”, где Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жили старшие Кирсановы и его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит эпоха с другими принципами и идеалами.

Могу сделать вывод, что разногласия между «отцами» и «детьми» существовали всегда.  Причины их совершенно различны, но суть  одна – непонимание людей разных эпох, избежать которого легко, если быть хоть  чуть-чуть терпимее друг  к другу. В то же время хочу подчеркнуть, что как бы отцы и дети не спорили, они все равно оставались близкими людьми…   (251 слово)


Название документа для воли иль тюрьмы.docx

«Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» — задается вопросом главный герой бессмертной поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». История маленького пленника, который долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал, совершил безумную попытку бегства в горы, наводит на размышления о предназначении человека в этом мире. Согласно сложившимся представлениям главной ценностью в этом мире является человеческая жизнь. Но парадокс состоит в том, что обстоятельства иной раз складываются таким неблагоприятным образом, когда ненавистной, невыносимой жизни человек предпочитает смерть Для героя поэмы ограничение свободы было равносильно смерти.

Я думаю, исследуя причины, погубившие Мцыри, Лермонтов оценивает действия героя с точки зрения высокого нравственного идеала. Основным средством психологического анализа в поэме выступает монологическая исповедь героя, раскрывающий подлинную сущность его душевных переживаний. Все долгие годы пленения Мцыри приноравливался к новым условиям: изучил язык и обычаи чужаков, принял в свое сердце христианскую веру и даже хотел «во цвете лет изречь монашеский обет». Но все это время неясная тоска не давала ему покоя, а в душе зарождалась и крепла мечта о жизни иной:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б смог.

Случайное исчезновение пленника стало для всех полной неожиданностью. Мальчик был пленен в возрасте шести лет и, казалось, за долги годы привык к своему положению. Конечно, маленький мальчик скучал по родным, ему часто снились родной аул, милые лица отца и матери.

Мцыри рос в окружении совершенно чужих людей и остался в живых только благодаря дружескому участию монаха. Все это не могло не сказаться на характере юноши:

Но, чужд ребяческих утех,

Сначала бегал он от всех,

Бродил безмолвен, одинок,

Смотрел, вздыхая, на восток.

Однако основная причина недуга Мцыри, как мне кажется, заключалась не только в том, что он «не находил не только милых душ — могил!». Все годы пленения в душе его укреплялся могучий свободолюбивый дух отцов, который не мог себя проявить в условиях монастырской тиши и покоя:

Я знал одной лишь думы власть…

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы…

Хотел ли жить Мцыри? Очень хотел: «Но с жизнью жаль расстаться мне. Я молод, молод…» Три дня свободы, три дня полного единения с природой стали для героя настоящим откровением. Его сердце билось живей при виде солнца и полей, а свежий воздух рождал в душе волнующие желания.

Монастырь, удушливые кельи, монотонные молитвы не могут сломить гордый и вольный дух юноши. В противовес этим чуждым реалиям ночная свежесть лесов, зубцы далеких синих гор, немолчный ропот горного потока, кудри виноградных лоз дают герою ощущение полноценной жизни, с тревогами, заботами и радостями. Мцыри вспоминает отцовский дом, вечерний гул бегущих домой табунов, блеск длинных кинжалов, звон кольчуги, долгие рассказы перед вечерним очагом о том, «как жили люди прежних дней, когда был мир еще пышней». Он познает сладостное и волнующее чувство любви.

Сбывается его мечта о битве. На наших глазах смиренный слабосильный монах перевоплощается в славного воина, чье «сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови…». Против могучего барса Мцыри выходит, вооружившись лишь заостренным суком. Перед лицом опасности раскрываются его неограниченные физические и духовные силы. Он, словно дикий и злой пустынный барс, отстаивает свое право на жизнь:

Казалось, что слова людей

Забыл я — и в груди моей

Родился тот ужасный крик.

Как будто с детства мой язык

К иному звуку не привык.

Битва со снежным барсом закончилась полной победой Мцыри, но битва с тюрьмой и рабскими оковами — полным провалом. Мцыри вернулся в стены, которые так и не дали ему ощущения жизни, но дух его, наконец, обрел свободу. Бесспорно, герой понял, что ему не избежать предназначения, уготованного судьбой, а потому предпочитает смерть.

В заключение хочу сказать: для каждого понятие свободы окрашено своими красками и полутонами, но основное содержание остается без изменений: свобода — это возможность жить полноценно, реализуя свои желания и мечты. При этом необходимо быть ответственным за все свои поступки и мысли.

660 слов

Название документа странная любовть лермонтова к родине.docx

Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»? (по лирике М.Ю. Лермонтова).



Любовь к Родине не объяснить, не увидеть человеческим взглядом. Её можно лишь чувствовать. М. Ю. Лермонтову присуще чувство патриотизма. Многие его строки наполнены любовью к Родине.

Но надо знать и понимать ту эпоху, когда жил великий творец. После восстания декабристов в России наступил период застоя общественной жизни. Поэт тонко чувствует ситуацию и тяжело переживает её. «Вокруг всё «иль пусто, иль темно». Мне кажется, создавая образы из прошлого России, М.Ю. Лермонтов пытается противопоставить их современности. Героический купец Калашников, русские солдаты, сражавшиеся с Наполеоном, - вот настоящие образы положительных героев из прошлого. Они-то и подтверждают величие России и её народа. Среди своих современников поэт подобных героев не видит. Скорбная и суровая мысль о поколении, которое, как казалось поэту, обречено пройти по жизни, не оставив следа в истории.

В стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён…» лирический герой рвётся из мира «приличьем стянутых масок» на волю, к проникнутым покоем полям и аллеям. Родные просторы, природа излечивают израненную душу поэта, он чувствует своё единение с Богом:

Тогда смиряются души моей тревоги,

Тогда расходятся морщины на челе,

И счастье я могу постигнуть на земле

И в небесах я вижу Бога.

 Проницательный и беспощадный взор художника обнажает те негативные стороны русской жизни, которые заставляют поэта испытывать чувство ненависти к ним и без всякого сожаления расстаться с отечеством:

Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ.

В начале стихотворения «Родина» Лермонтов говорит о своей "странной" любви к отчизне. Эта странность заключается в том, что он ненавидит самодержавно-крепостническую Россию, страну "голубых мундиров", и всей душой любит народ России, ее неброскую, но прелестную природу. В "Родине" поэт рисует Россию народную. Перед мысленным взором поэта предстают дорогие сердцу каждого русского человека картины.

Но я люблю — за что, не знаю сам — Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям.

Да, любовь к Родине у поэта «странная», но, мне кажется, она объективная, сознательная и идёт от самого сердца. Ведь любят, в общем-то, не за что-то, а чаще, даже вопреки чему-то.





Название документа счастье и любовь.docx

А что такое счастие?` Тема любви в произведении М.Ю. Лермонтова `Герой нашего времени`


Счастье… Любовь… Кто из нас не задумывался над этими понятиями? Кто не мечтал встретить на своём пути большую любовь, обрести счастье? Любовь и счастье стали предметом размышления и самого великого Лермонтова, и главного героя его знаменитого романа «Герой нашего времени» Печорина. Лермонтов создает удивительно глубокий роман «Герой нашего времени» в последние годы своей недолгой жизни (1838 – 1841), в нём рисует портрет своего современника, его мысли, чувства, искания.

Печорин размышляет о любви, вернее, о своей неспособности любить по-настоящему. На его жизненном пути встретились прекрасные женщины, достойные и счастья, и любви, но он приносит им лишь беду. Прекрасен образ черкешенки Бэлы. Гордая горянка, влюбившись, полностью растворяется в своём чувстве, любит искренне, беззаветно. Но её любовь обречена: добившись ответной любви, Печорин быстро охладел к девушке, ибо для него «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». В конце повести Бэла погибает от руки Казбича, мне кажется, что для неё , как это страшно не звучит, это избавление: для неё будет трагедией осознание того, что Печорин не любит её, он не раба его, жить способна лишь ради любимого.

Вот на жизненном пути Печорина встречается девушка-ундина. Героя поражает её красота, он готов на любовное приключение, но встретились два сильных характера, и эта история едва не закончилась для Печорина трагично.

Печальна судьба другой героини романа – княжны Мери. Она, в отличие от Бэлы, принадлежит высшему свету. Печорин знакомится с княжной в Пятигорске, на минеральных водах. Он начинает волочиться за Мери от скуки.

Сблизившись с княжной, Печорин, сам того не желая, проникается к ней нежными чувствами. Подтверждением тому служит его исповедь ей о том, что он нравственный калека: «Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил… Но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней…» Мы чувствуем, что в этих словах есть большая доля истины. Печорин сам сомневается, играет ли он или искренне чувствует. В любом случае, его душа на какое-то время оживает. Ведь не случайно, видя в глазах княжны ответ на его явную ложь, он испытывает стыд. А позже, не видя княжну целый день, Печорин в замешательстве, он не понимает, что с ним происходит: «Возвратясь домой, я заметил, что мне чего-то недостает. Я не видал ее! Она больна! Уж не влюбился ли я в самом деле?.. Какой вздор!» Но герой – противоречивая натура, и он продолжает играть с княжной Мери, несмотря на свои чувства к ней, а возможно, и благодаря им. В итоге Печорин доводит княжну до нервной болезни.

В конце концов, герой решает оставить Мери в покое. Чтобы облегчить их расставание, он говорит княжне, что все это время просто смеялся над ней. Еще одна история любви в жизни Печорина закончилась болью и разочарованием.

Надо отметить, что идеал любви для Печорина – это полная власть над женщиной: «…я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь». Он хотел встретить женщину с сильным характером, но вспомнил, что когда в его жизни появилась такая, они расстались врагами. Может быть, этот момент в романе навеян личными воспоминаниями М. Лермонтова: Е. Сушкова, которую он когда-то любил, отвергла его юным, но влюбилась, когда он, желая спасти друга от несчастного брака, стал ухаживать за ней. Расстались Сушкова и Лермонтов врагами.

Была в жизни Печорина женщина, которую он любил по-настоящему. Это Вера. Мне кажется, что имя её символично. Она его вера в жизнь и в себя. Эта женщина и поняла Печорин , и приняла его, хотя ее любовь, глубокая и серьезная, принесла ей самой одни лишь страдания: « …я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь ты оценишь мою жертву…убедилась, что то была надежда напрасная. Горько мне было!»

А что же Печорин? Он любит Веру как умеет, как позволяет ему его искалеченная душа. Красноречивее всех слов о любви Печорина говорит его попытка догнать и остановить любимую женщину. Загнав в этой погоне лошадь, герой падает рядом с ее трупом и начинает безудержно рыдать: «… я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие – исчезли как дым…». Но опять же, опомнившись, Печорин решает, что это был глупый поступок, а свои искренние рыдания он выдает за «расстроенные нервы». Отчего-то герой всегда пытается казаться самому себе хуже, чем он есть на самом деле, представить себя хуже, чем есть на самом деле.

Горько видеть столь несчастливого человека, как Печорин. Страшно ему самому было осознавать, что он приносит другим людям лишь несчастья. Больно от того, что сам великий поэт был в личной жизни несчастливым. Но лермонтовские размышления о любви заставляют нас, молодое поколение двадцать первого века, задуматься над тем, как любить, чтобы быть счастливым самим , приносить счастье любимым, не ломать судьбы других людей.


Название документа тема одиночества.docx

Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

Когда начинаешь читаешь стихи М.Ю.Лермонтова, то погружаешься в мир его удивительной, пронизанной безысходной грустью поэзии. И его портреты с мрачными всезнающими темными глазами, в которых застыли одиночество и тоска. В чем же причина этого трагического разлада с жизнью? В несносном характере, в язвительном остроумии, которое он изливал на то, что вызывало его презрение и гнев? В судьбе, которая, рано лишив его родительской ласки, отказалась подарить ему встречу с женщиной, которая бы любила и понимала его, с теми людьми, которые могли бы стать друзьями-единомышленниками? В том времени, когда страх преследования стал нормой отношений между людьми? Не знаю. Может быть, все это причудливо сплелось и соединилось в этом сумрачном гении России.

Поэт бесконечно одинок даже среди горячо любимой им природы:

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?

Здесь настроение покоя и тишины вдруг резко прерывается, как от ощущения внезапной боли. Почему это происходит? Сам лирический герой задает себе тот же вопрос, пытаясь разобраться в причинах своей отъединенности от мира, своего одиночества.

Особенно сильно ощущается одиночество в толпе, на новогоднем бале-маскараде, запечатленном в стихотворении "Как часто, пестрою толпою окружен..." Живой, мыслящий, страдающий человек страшно одинок в мире "бездушных людей", "приличьем стянутых масок", "давно бестрепетных рук" светских красавиц. Из царства фальши и пустоты он уносится мечтой в незабываемый мир детства. Память рисует ему милые сердцу картины: "сад с разрушенной теплицей", "спящий пруд", "высокий барский дом". Возвращение из мира грез в шумную, веселящуюся толпу делает одиночество героя особенно невыносимым и рождает "железный стих, облитый горечью и злостью". В этом стихотворении слышится гневный протест поэта против всего того, что делает его жизнь нестерпимой, обрекает его на одиночество.

Любовь. Это прекрасное чувство обогащает душу, заставляет по-новому взглянуть на окружающее, забыть горести и печали. Таково пушкинское понимание любви. Но Лермонтов признает только вечную любовь, которая навсегда связала бы его с близким и верным человеком.

Любить... но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.

Страсти тоже рано или поздно утихнут, "их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка". Итак, герой лирического монолога приходит к безотрадному итогу: не остается в жизни вещей, не презираемых им. Значит — опять одиночество, только оно.

Даже в неодушевленных образах природы воплощены мысли Лермонтова об одиночестве: "Белеет парус одинокий", старый утес стоит одиноко "и тихонько плачет... в пустыне", дубовый листок тоже "один и без цели носится по свету". Эти образы овеяны бесконечным одиночеством и тоской о счастье.

Таким образом, своими лирическими произведениями Лермонтов утверждает мысль о том, что там, где господствует антигуманное, жестокое и фальшивое общество, обесцениваются независимая мысль, искреннее чувство, человечность. Здесь нет места прекрасному и высокому. Лирика Лермонтова полна скорби об одиночестве человека в мире.

Лермонтовские стихи об одиночестве навевают светлую грусть, вызывают желание понять этого великого поэта, побольше узнать о нем и, конечно же, огромное восхищение этим неповторимым талантом.


Название документа природа-творец всех творцов.docx

Природа - творец всех творцов

"Природа - творец всех творцов" - эта цитата И.Гете, и ещё он сказал, что «природа - единственная книга, все страницы которой полны глубокого содержания». Но как редко мы читаем эту книгу природы. Как мало мы о ней знаем!

Мир вокруг нас огромен и прекрасен, и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, красками, звуками. И люди, которые слушают его стихи, музыку или смотрят картины, сами становятся добрее, красивее и лучше.

Творчество великого русского поэта девятнадцатого века А. С. Пушкина связано с природой: поэт тонко чувствовал прекрасное в природе. Л. Толстой отмечал, что чувство красоты у Пушкина развито до высшей степени. Благодаря этому чувству поэт создал свои лучшие произведения, в которых он искусно описал красоты осени:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса..

Осень вдохновляла А. Пушкина на творчество, пробуждала новые силы:

И с каждой осенью я пробуждаюсь вновь;

Здоровью моему полезен русский холод.

Желания кипят – я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн. Таков мой организм…

Но любил поэт и зимнюю природу. Иначе разве смог бы он так тонко изобразить картины зимы в стихотворении «Зимнее утро»:

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит…

Читаешь и, кажется, чувствуешь запах зимнего утра, когда дух захватывает от мороза, а глаза слепит необычная белизна снега, озарённого лучами яркого солнца. Великолепие зимнего пейзажа, думаю, никого не оставляет равнодушным.

Побывав на Кавказе, поэт не мог не отдать должное природе этого уголка земли. Яркая, величественная, торжественная красота Кавказа одновременно и зачаровывала поэта, вдохновляла на новые творения, и наводила на грустные мысли о вечности природы и кратковременности человеческого пребывания на земле:

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины:

Орёл, с отдалённой поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Море для А.С. Пушкина – это воплощение свободы. К независимости поэт стремился всю свою жизнь, поэтому и громадная водная стихия была ему по душе, и часто в своём творчестве он обращался к её образу.

Но ни холодная и величественная красота гор, ни бескрайние просторы моря не волновали поэта так сильно, как незатейливые русские пейзажи: рощи, дубравы, холмы, озёра, родные и знакомые, которые соединились с любовью ко всему русскому.

В каждой картине Пушкин запечатлевает свое особенное, неуловимое обычным глазом настроение. Пейзаж у поэта не бесчувственный образ, он активен, имеет свой символ, свой смысл, вдохновляющий на творчество.

Так и хочется, перефразировав Гёте, в заключение сказать: природа - творец всех поэтов, художников, композиторов.




Название документа счастья достигает тот.docx

«Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе»

(Д. С. Лихачев).



Заметил ли вы, что все дурное и мелкое в жизни быстро забывается. Еще людьми владеет досада на дурного и эгоистичного человека, на сделанное им плохое, но самого человека уже не помнят, он стерся в памяти. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти.

А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.

Возьмём, к примеру, роман Л. Толстого «Война и мир». Сколько в нём страниц посвящено Наташе Ростовой или Марье Болконской! Это добрые и любимые нами героини, способные на самопожертвование и готовые всегда протянуть руку помощи страждущему. По настоянию Наташи Толстые отдали свои подводы под раненых солдат, оставляя почти всё своё имуществу в Москве, оставленной на растерзание наполеоновской армии. Марья же всегда принимала у себя, обогревала и кормила бедных странников. А потом посвятила себя воспитанию племянника, Коленьки Болконского.

В конце романа обе эти героини обретают счастье в семье. Я думаю, они его заслужили всей своей жизнью.

А вот Вере Ростовой или Элен Безуховой посвящено немного страниц романа. А что о них говорить, если они живут только для себя? Холодность, эгоизм и распутство- это пороки, совсем не присущие русскому национальному характеру. В итоге, мы знаем: Элен умирает, а о Вере Л.Н. Толстой даже и не вспоминает, когда в эпилоге мы читаем о счастливых семьях Пьера Безухова и Николая Ростова.

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта — самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое, в конечном счете, верное по пути к личному счастью.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты — очень и очень важно. Поверьте мне!



Название документа об ответственности.docx

Быть человеком – это чувствовать себя ответственным

(А. де Сент-Экзюпери)


Чувство ответственности отличает человека от всего существующего на земле и является главным для него, потому что, неся ответственность за свои дела, человек может преобразовать себя и мир.

Герои романа «Война и мир» Л. Н. Толстого - Андрей Болконский, Пьер Безухов, – находятся в непрерывном поиске смысла жизни и настоящего места в ней. На мой взгляд, чувствуя свою ответственность перед обществом и людьми, эти герои не удовлетворены собой, поэтому постоянно стремятся к полезной деятельности, зачастую ошибаясь и разочаровываясь.

В натуре князя Андрея мне нравятся его честность и искренность. Разве не вызывает уважение то, что он реформирует своё хозяйство и отпускает крестьян на волю?! Ведь это было по тем временам неслыханным новшеством.

Пьер ищет выход к правде через иллюзии и разочарования. Можно только восхищаться его поступком, когда он, чувствуя свою ответственность перед народом, перед страной, отдаёт «тысячу человек и их содержание» в ополчение сражаться против наполеоновской армии.

Роман «Война и мир» поражает меня обилием персонажей. Но главное в нём то, что все герои Л.Н. Толстого – живые люди. Настолько живые, что будто слышишь их голоса, видишь их лица, проникаешь в душу, узнаёшь тайные мысли. К ним не относишься равнодушно: их или любишь или презираешь. Я не хочу здесь вспоминать семейство Курагиных, Бориса Друбецкого, Жюли Карагину, Берга. Это те люди, к которым нельзя испытывать уважение…

А вот на примере семьи Ростовых, мне кажется, великий классик описывает свой идеал семейного бытия. Ростовы живут широко и хлебосольно, истинно по-русски: например, Ростов старший устраивает приём москвичей в честь Багратиона, отдаёт подводы, предназначенные для вывоза имущества, под раненых, что означает фактическое разорение. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга.

Человеком, воплотившим в себя дух народа, Л.Толстой изображает Кутузова. Во время войны 1812 года все его усилия направлены к одной цели – очищению родной земли от захватчиков. При этом, чувствуя свою ответственность за жизнь каждого солдата, он весь свой опыт и силы прикладывал к тому, чтобы не убивать и истреблять людей в ненужных сражениях, а спасать и жалеть их.

Здесь можно продолжить разговор о человеческих достоинствах Наташи Ростовой и Николая Ростова, Марьи Болконской и старого князя Болконского, которые никогда не поступились своей совестью и честью, а если и поступились, то горячо в этом раскаивались.

Русская литература имеет множество примеров об ответственности людей за себя, за ближнего. И роман «Война и мир» тому доказательство.

Название документа человек самая большая загадка.docx

Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека (В.Г. Белинский)



Начало формы

Конец формы

Человек — вот самая большая загадка на Земле. Над ней бились испокон веков великие писатели, художники, антропологи, психологи. Что такое человек? Каков он? Что такое характер человека? На эти и многие другие вопросы еще не найден ответ и вряд ли будет найден.

Я здесь хочу вспомнить рассказ Л.Н. Толстого «После Бала».

В молодости Лев Николаевич услышал историю из уст своего брата, которая произвела на него огромное впечатление. История была о том, как был сперва наказан, а затем казнен несчастный солдат, ударивший офицера, который постоянно над ним издевался. Писатель был настолько поражен, что взял на себя защиту солдата перед судом,… но его не оправдали. Тяжелейший след остался на душе у Толстого. Всю жизнь он вспоминал это событие, но лишь через 50 лет после произошедшего, вдохновился написать рассказ. Для его построения, Толстой использовал контрастное описание двух эпизодов: светский бал, где внимательный и улыбчивый полковник танцует вместе со всеми и наказание солдата, проведенное под жестоким надзором того же самого полковника. Чем ярче, праздничнее видит читатель торжество в начале произведения, тем больше сострадания к солдату вызывает вторая часть рассказа.    

На балу полковник казался очень любезным и доброжелательным человеком, который безумно любит и уважает свою дочь. «Та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах». К тому же он производил впечатление интеллигентного, обладающего светскими, можно сказать, изысканными манерами мужчины. Несмотря на то, что он являлся полковником (А полковники, как я думаю, по своей профессии должны быть весьма жесткими, строгими и грубоватыми), в начале рассказа представлялся мне чутким, благородным и добрым. Мне думалось, такой военачальник точно не даст в обиду своих солдат, будет с ними честным, справедливым и при этом не слишком жестоким. Но я ошиблась! 
     После окончания бала полковника словно подменили! Оказалось, что офицер совсем не является тем человеком, каким мы его видели в первой части рассказа! Внезапно он превратился в злобного, гневного диктатора, вовсе не благородного, совершенно не учтивого. Во второй части произведения я решила, что он довольно подлый, гнусный, лицемерный негодяй. Он нагло пользовался своим положением, превосходством над бесправными солдатами. Больше всего меня удивило, как он ударил одного из солдат, пытавшегося хоть немного смягчить татарину наказание. «И я видел, как он своей сильной рукой бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил палку на спину татарина». Если холодность и жесткость полковника во время избиения татарина можно было принять за беспрекословное исполнение должностных обязанностей, то удар слабого солдата оправдать уже было нельзя!

     Этот рассказ учит нас не судить о человеке по первому взгляду, что в душе он может быть совсем не тем, кем себя выдаёт. Великий русский критик, философ – материалист Виссарион Григорьевич Белинский когда-то сказал: «Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека».

483 слова

Название документа чем люди живы.docx

Сочинение "Чем люди живы?"

Чем люди живы?

Тема моего сочинения заимствована из названия одноименного рассказа Л.Н.Толстого. Через все произведение великого гуманиста проходят мысли о том, что люди живы не заботой о себе, а «одною любовью. Кто в любви, тот в боге и бог в нем, потому что бог и есть любовь». Что имел в виду автор, повторяя эту фразу? Думаю, не только о любви к Богу, к Родине, к семье своей размышлял. Л.Н.Толстой, но и о любви мужчины к женщине…

  Яркие примеры истинной любви нарисовали в своих произведениях русские классики. Вспомним отчаянную Катерину Кабанову, замужнюю женщину, посмевшую полюбить,  Андрея Болконского и Пьера Безухова, боготворивших Наташу Ростову, маленького чиновника Желткова, как клятву, произносящего гимн любимой женщине: «Да святится имя твое!»

Любит и герой И.Тургенева, мятежный Базаров, который до встречи с А.С.Одинцовой цинично рассуждал, что любви вообще не существует, женщин за равных не принимал, считал, что свободно мыслят между ними только уроды. И вот встреча с Анной Сергеевной, к которой он тоже поначалу присматривается как  к какому-то разряду млекопитающих. Но это все слова! С первой минуты, отметив ее удивительные плечи и то, что на остальных баб не похожа, нигилист ощутил неординарность этой женщины. Встретившись с ней в гостинице, Базаров смущается, конфузится, за что досадует на себя, что "бабы испугался!» В течение дня он не раз удивлял Аркадия многословием, так не свойственным ему, темой избранного разговора, тем, что он явно старался занять свою собеседницу… Все говорило за то, что Базаров очарован провинциальной помещицей. Грубовато звучит его оценка этой женщины – «первый сорт», но в ней слышится откровенное восхищение.

Я люблю читать и перечитывать главу, в которой И.С.Тургенев описывает, как зарождается большая настоящая любовь Базарова. Он, ничего и никого не боявшийся, робеет в гостиной дома Одинцовой, подсмеивается над собой, что  смирненьким стал, старается чаще находиться подле нее, поражается тому, как много хочет знать эта «баба с мозгом». В гостях у Одинцовой Базаров постоянно раздражается, ворчит по поводу размеренной торжественной правильности ежедневной жизни. Возмущаясь против жизни по расписанию, которая как по рельсам катится, он еще не осознавал, что у его недовольства другая причина. Раздражала героя тревога, появившаяся в душе, которая «его мучила и бесила». Как только он вспоминал Одинцову, кровь его загоралась.Но Базаров, человек сильный, легко сладил бы со своей кровью.Раздражение появлялось оттого, что, оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе. Влюбленного романтика! Чего только не делает Базаров, чтобы подавить любовь к этой женщине: ходит большими шагами по лесу, ломает ветки, бранится вполголоса, забирается на сеновал, упрямо закрывая глаза, заставляет себя заснуть… Но сквозь закрытые веки видит ее, ощущает, как эти целомудренные руки когда-нибудь обовьются вокруг его шеи, что эти гордые губы ответят на его поцелуи… А как искренен наш герой в минуты объяснения с Одинцовой: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…» Вот она, любовь, без которой не может жить человек! Любовь, подаренная атеисту Богом! 


Название документа чтобы поверить в добро.docx


Чтобы поверить в добро, нужно сначала делать его - Л.Н. Толстой.

Добро и зло - это наиболее общие понятия морали, этики, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности.
Многие русские писатели в своем творчестве проповедовали добро. К ним относится и Лев Николаевич Толстой.
Я полагаю, что уже первое из известных творений писателя, повесть "Детство", даёт повод к внимательному рассмотрению его положительных героев с этой точки зрения.
Очень интересно нарисован образ Натальи Савишны. Перед нами проходит трудная, исполненная лишении, страданий жизнь простой крепостной женщины: от босоногой, румяной "девки Наташки" до старенькой няни в чепце и вечном фартуке.
Жестоко судьба обошлась с этой женщиной: барин своей волей лишил её возможности быть матерью и женой.
Озлобилась ли она на жизнь? Ропщет ли на судьбу, на барина, лишившего её женского счастья? Жалеет ли себя? Нигде, никогда, ни разу! С истинно христианским терпением, не жалуясь на судьбу, несёт эта женщина свой крест. В ней нет "саможаления", жалости к себе. "Все в доме любили и уважали Наталью Савишну".
Жизнь доброй экономки представлена писателем как самоотверженное беспрерывное служение господам, как постоянный, а потому незаметный подвиг. Причём Л.Н. Толстой даёт понять, что её беспредельная преданность своим хозяевам вытекает не из тупой бессознательно- безличной покорности, а из сознательного чувства христианского смирения, терпения и любви, проявления которых открылись в последние дни её жизни: "Наталья Савишна два месяца страдала от своей болезни и переносила страдания с христианским терпением: не ворчала, не жаловалась, а только по своей привычке, поминала Бога. За час перед смертью она с тихой радостью исповедалась, причастилась и соборовалась маслом. У всех домашних она просила прощения обиды, которые могла причинить им, и просила духовника своего, отца Василия, передать всем нам, что не знает, как благодарить нас за наши милости...". Описание предсмертных дней и часов Натальи Савишны вполне соотносимо с житейскими произведениями, а самый момент кончины как будто непосредственно взят из жития святого: "Надев приготовленный капот и чепчик и облокотившись на подушки, она до самого конца не переставала разговаривать со священником... потом перекрестилась, легла и в последний раз вздохнула, с радостной улыбкой, произнося имя Божие".
Эта простая русская женщина научила Николеньку мудрости, истинной любви к людям, бескорыстию, честности, доброте. Как важно, что бы такие духовные потрясения, а они бывают в жизни каждого человека, не изгладились бы из памяти, не потерялись, а оказывали своё благое влияние на душу человека, как это было с главным героем романа.
Герои произведений Льва Николаевича Толстого учат одному: жить не для себя, а для людей, отдавая себя людям, не требуя благодарности, любить людей такими, какие они есть, в каждом видеть хорошее, защищать слабых и униженных.
Всю свою жизнь Толстой прожил с мыслью о том, что самое важное дело сделать ближнему добро, потому что только для этого послан человек в жизнь, жить не для себя, а для людей отдавая себя людям, не требуя благодарности.
Лев Николаевич, любил людей такими, какие они есть, в каждом человеке видел хорошее, защищал слабых и униженных. Эту мысль он пронёс через все свои бессмертные произведения, которые являются достоянием всего человечества. 512 слов

Чтобы поверить в добро, нужно сначала делать его - Л.Н. Толстой.

Добро и зло - это наиболее общие понятия морали, этики, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности.
Многие русские писатели в своем творчестве проповедовали добро. К ним относится и Лев Николаевич Толстой.
Я полагаю, что уже первое из известных творений писателя, повесть "Детство", даёт повод к внимательному рассмотрению его положительных героев с этой точки зрения.
Очень интересно нарисован образ Натальи Савишны. Перед нами проходит трудная, исполненная лишении, страданий жизнь простой крепостной женщины: от босоногой, румяной "девки Наташки" до старенькой няни в чепце и вечном фартуке.
Жестоко судьба обошлась с этой женщиной: барин своей волей лишил её возможности быть матерью и женой.
Озлобилась ли она на жизнь? Ропщет ли на судьбу, на барина, лишившего её женского счастья? Жалеет ли себя? Нигде, никогда, ни разу! С истинно христианским терпением, не жалуясь на судьбу, несёт эта женщина свой крест. В ней нет "саможаления", жалости к себе. "Все в доме любили и уважали Наталью Савишну".
Жизнь доброй экономки представлена писателем как самоотверженное беспрерывное служение господам, как постоянный, а потому незаметный подвиг. Причём Л.Н. Толстой даёт понять, что её беспредельная преданность своим хозяевам вытекает не из тупой бессознательно- безличной покорности, а из сознательного чувства христианского смирения, терпения и любви, проявления которых открылись в последние дни её жизни: "Наталья Савишна два месяца страдала от своей болезни и переносила страдания с христианским терпением: не ворчала, не жаловалась, а только по своей привычке, поминала Бога. За час перед смертью она с тихой радостью исповедалась, причастилась и соборовалась маслом. У всех домашних она просила прощения обиды, которые могла причинить им, и просила духовника своего, отца Василия, передать всем нам, что не знает, как благодарить нас за наши милости...". Описание предсмертных дней и часов Натальи Савишны вполне соотносимо с житейскими произведениями, а самый момент кончины как будто непосредственно взят из жития святого: "Надев приготовленный капот и чепчик и облокотившись на подушки, она до самого конца не переставала разговаривать со священником... потом перекрестилась, легла и в последний раз вздохнула, с радостной улыбкой, произнося имя Божие".
Эта простая русская женщина научила Николеньку мудрости, истинной любви к людям, бескорыстию, честности, доброте. Как важно, что бы такие духовные потрясения, а они бывают в жизни каждого человека, не изгладились бы из памяти, не потерялись, а оказывали своё благое влияние на душу человека, как это было с главным героем романа.
Герои произведений Льва Николаевича Толстого учат одному: жить не для себя, а для людей, отдавая себя людям, не требуя благодарности, любить людей такими, какие они есть, в каждом видеть хорошее, защищать слабых и униженных.
Всю свою жизнь Толстой прожил с мыслью о том, что самое важное дело сделать ближнему добро, потому что только для этого послан человек в жизнь, жить не для себя, а для людей отдавая себя людям, не требуя благодарности.
Лев Николаевич, любил людей такими, какие они есть, в каждом человеке видел хорошее, защищал слабых и униженных. Эту мысль он пронёс через все свои бессмертные произведения, которые являются достоянием всего человечества. 512 слов

Примеры итоговых сочинений 2014 года, написанные при подготовке к экзамену (3 декабря 2014 года)
  • Русский язык и литература
Описание:

Сочинения, написанные моими одиннадцатиклассниками в процессе подготовки к итоговому сочинению-2014..

Написание сочинения - дело новое. Наши ученики привыкли писать сочинения по литературе, списывая из сборников или интернета, поэтому трудность состояла в том, чтобы научить ребят высказывать своё мнение по прочитанному произведению. Мало того, чего греха таить, детки наши сейчас читать не любят (за исключением немногих), поэтому с аргументами тоже было трудновато. Но ничего, пордготовились. Все мои ребята по всем пяти критериям получили "зачёт". И это приятно, труд не пропал даром. Помещаю здесь тренировочные работы некоторых ребят

 

Автор Студениква Любовь Андреевна
Дата добавления 26.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 6458
Номер материала 12460
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы