Инфоурок Обществознание КонспектыПример анализа лирического стихотворения

Пример анализа лирического стихотворения

Скачать материал

Пример анализа лирического стихотворения

                            Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»

  Душа… А что такое душа? (внутренний мир человека, нравственно -духовное развитие личности).

- Что может происходить в душе каждого из нас? Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души

              +                                                         -

       радуется                                                             страдает

        ликует                                                                 тревожится

        восторгается                                                      отторгает

        заботится                                                             спит

        - А можно добавить в каждый столбик по одному слову  

          трудится                                                           ленится

     - Смогли бы вы сделать вывод о душе по этим её свойствам?

    - Приведите в качестве примера ситуации, когда душа «трудится» и когда «ленится»

Вывод: душа самосовершенствуется               бездельничает, деградирует

   - А теперь познакомимся со стихотворением Н.А. Заболоцкого

    Прочитайте памятку: «Выразительное чтение»

                                     Памятка:

1.     Прочитайте стихотворения про себя.

2.     Выделите в тексте смысловые части.

3.     Обратите внимание на знаки препинания.

4.     Расставьте паузы и логическое ударение.

- Объясните лексическое значение непонятных слов: бурелом, ухаб, коль, узда, поблажка. Объясните   значение фразеологизмов (их в стихотворении много): «толочь воду в ступе», «держать в черном теле», «не снимать узды», «сорвать последнюю рубашку».

- Обратимся к памятке: «Анализ лирического произведения» (распечатка на партах)

Памятка к анализу лирического произведения (для 5-7 классов)

1.     Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?  Какого цвета это произведение?

2.     Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?

3.     Какие строки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми)?

4.     Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

5.     Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.

6.     Перечисли наиболее яркие сравнения стихотворений. Какова их роль?

7.     Какие слова употребляются в переносном выражении?

8.     Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты бы мог вспомнить строки этого стихотворения?

 Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому произведению?

 

 

 

 

 

  - Заполните таблицу

Лексические средства и их функции

Синтаксические средства и их функции

Образы

Тема, идея стихотворения

 

 

 

 

  Вопросы для заполнения таблицы:

- В каких образах и картинах рисует поэт душу? С помощью каких частей речи?

- Что произойдет с душой, если она не будет трудиться? Почему нужно держать в «черном теле»? Почему душа должна «жить с тобой по-человечьи»?

- Почему так много глаголов в повелительном наклонении?

- Обратите внимание на то, какие знаки препинания преобладают в стихотворении?

- Какой смысл имеют восклицательные интонации и повторы?

- Почему в IV и V строфах автор не поставил в конце предложения восклицательный знак?

- Что в стихотворении противопоставляется:


Рабыня

трудится,

не спит «в постели при свете

утренней звезды»,

постоянное развитие                                                          

Царица

ленится, не заставляет душу работать,

остановилась в своем развитии,

продолжает «толочь воду в ступе»


     Вывод: Противопоставлены: бессмысленность существования человека и значение в его жизни труда и самоусовершенствования. Знание и навыки не приходят сами по себе, надо развивать разум и душу, заставлять её работать, «учить и мучить дотемна».

      -Сделайте, пожалуйста, вывод самостоятельно по таблице: «Рабыня – царица».


Закалка души, желание стать настоящим человеком, упорная работа над собой       

Стояние на месте, бессмысленное                                                          существование, деградация


- Определите размер стиха и вид рифмы (ямб, рифма – перекрёстная)

 - Если бы вас попросили нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, что бы вы изобразили! Какие образы и картины возникали бы в вашем воображении?

- Какова идея стихотворения? В каких строках она заключена?

- Как бы вы сейчас ответили на вопрос: Почему «нельзя позволять душе лениться»? (Расслабление губительно для человека: подавшись лени единожды, ты становишься её заложником).

   - Слово учителя: Это стихотворение наполнено энергией, страстью к жизни, сильным чувством. Оно воспринимается как завещание, как заповедь о необходимости постоянного труда человека над своей душой. Заставляет задуматься: а каждый ли из нас живет в ладу со своей душой? Ведь, по словам Заболоцкого:

Нет на свете печальней измены,

Чем измена себе самому.

Домашнее задание. Каждый ли из нас живет в ладу со своей душой?

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Пример анализа лирического стихотворения"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Спортивный психолог

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Пример анализа лирического стихотворения

Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»

Душа… А что такое душа? (внутренний мир человека, нравственно -духовное развитие личности).

- Что может происходить в душе каждого из нас? Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души

+ -

радуется страдает

ликует тревожится

восторгается отторгает

заботится спит

- А можно добавить в каждый столбик по одному слову

трудится ленится

- Смогли бы вы сделать вывод о душе по этим её свойствам?

- Приведите в качестве примера ситуации, когда душа «трудится» и когда «ленится»

Вывод: душа самосовершенствуется бездельничает, деградирует

- А теперь познакомимся со стихотворением Н.А. Заболоцкого

Прочитайте памятку: «Выразительное чтение»

Памятка:

  1. Прочитайте стихотворения про себя.

  2. Выделите в тексте смысловые части.

  3. Обратите внимание на знаки препинания.

  4. Расставьте паузы и логическое ударение.

- Объясните лексическое значение непонятных слов: бурелом, ухаб, коль, узда, поблажка. Объясните значение фразеологизмов (их в стихотворении много): «толочь воду в ступе», «держать в черном теле», «не снимать узды», «сорвать последнюю рубашку».

- Обратимся к памятке: «Анализ лирического произведения» (распечатка на партах)

Памятка к анализу лирического произведения (для 5-7 классов)

  1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это произведение?

  2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?

  3. Какие строки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми)?

  4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

  5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.

  6. Перечисли наиболее яркие сравнения стихотворений. Какова их роль?

  7. Какие слова употребляются в переносном выражении?

  8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты бы мог вспомнить строки этого стихотворения?

Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому произведению?

 

 

 

 

 

- Заполните таблицу

Лексические средства и их функции

Синтаксические средства и их функции

Образы

Тема, идея стихотворения

 

 

 

 

Вопросы для заполнения таблицы:

- В каких образах и картинах рисует поэт душу? С помощью каких частей речи?

- Что произойдет с душой, если она не будет трудиться? Почему нужно держать в «черном теле»? Почему душа должна «жить с тобой по-человечьи»?

- Почему так много глаголов в повелительном наклонении?

- Обратите внимание на то, какие знаки препинания преобладают в стихотворении?

- Какой смысл имеют восклицательные интонации и повторы?

- Почему в IV и V строфах автор не поставил в конце предложения восклицательный знак?

- Что в стихотворении противопоставляется:

Рабыня

трудится,

не спит «в постели при свете

утренней звезды»,

постоянное развитие

Царица

ленится, не заставляет душу работать,

остановилась в своем развитии,

продолжает «толочь воду в ступе»

Вывод: Противопоставлены: бессмысленность существования человека и значение в его жизни труда и самоусовершенствования. Знание и навыки не приходят сами по себе, надо развивать разум и душу, заставлять её работать, «учить и мучить дотемна».

-Сделайте, пожалуйста, вывод самостоятельно по таблице: «Рабыня – царица».

Закалка души, желание стать настоящим человеком, упорная работа над собой

Стояние на месте, бессмысленное существование, деградация

- Определите размер стиха и вид рифмы (ямб, рифма – перекрёстная)

- Если бы вас попросили нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, что бы вы изобразили! Какие образы и картины возникали бы в вашем воображении?

- Какова идея стихотворения? В каких строках она заключена?

- Как бы вы сейчас ответили на вопрос: Почему «нельзя позволять душе лениться»? (Расслабление губительно для человека: подавшись лени единожды, ты становишься её заложником).

- Слово учителя: Это стихотворение наполнено энергией, страстью к жизни, сильным чувством. Оно воспринимается как завещание, как заповедь о необходимости постоянного труда человека над своей душой. Заставляет задуматься: а каждый ли из нас живет в ладу со своей душой? Ведь, по словам Заболоцкого:

Нет на свете печальней измены,

Чем измена себе самому.

Домашнее задание. Каждый ли из нас живет в ладу со своей душой?

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 602 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 27.01.2015 3251
    • DOCX 19.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Братковская Валентина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 18157
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Обществознание: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель обществознания

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 72 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к ЕГЭ по обществознанию в разделе «Право»

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по обществознанию в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 911 человек

Мини-курс

GR-технологии и взаимодействие с СМИ

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Мастерство PowerPoint: систематизация, интерактивность и эффективность

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1712 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Мини-курс

Введение в искусственный интеллект

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 45 человек