Главная / Начальные классы / Применением ИКТ и технологии проблемно-диалогического обучения на уроке в начальной школе (на примере окружающего мира).

Применением ИКТ и технологии проблемно-диалогического обучения на уроке в начальной школе (на примере окружающего мира).

Урок

Предмет: окружающий мир

Класс: 2.

Раздел: Как откуда, куда? 19 часов.

Тема урока: В гости к зиме.


Дидактические цели:


Учащиеся будут знать:

Учащиеся будут уметь:

1. зимние особенности в природе;


2. зимние явления в неживой природе;


3. зимние явления в живой природе;


4. правила безопасного поведения на улице зимой.




1. объяснять зимние особенности в природе;

2. отличать зимние явления в неживой природе;


3. называть зимние явления в живой природе;


4. называть правила безопасного поведения на улице зимой.

Развивающая цель:

- развивать умение давать определение.

Воспитательная цель:

- формировать позитивное отношение к окружающему миру.



Материалы и оборудование:

- проектор, экран;

- видеофрагменты о зимней природе;

- фотоматериалы о зимней природе (слайды);

- раздаточный материал (карточки с цифрами 1-7);

- запись музыкального сопровождения.


Ход урока:

1 этап: Введение в тему.

Звучит музыка, на экране слайды о зиме.

Учитель читает текст:

«Солнце теперь уж высоко. Дни стали короче. Земля согрета солнечным теплом. Снег укрыл землю, крыши домов. Тепло. Реки, озера, пруды радуют чистой и светлой водой. Замерзла почва. Сквозь белые хлопья снега проглядывает зелень деревьев. А там на заснеженных тропинках можно легко увидеть следы медведя.»


Побуждающий диалог с подведением к теме

Учитель

Обучающиеся

- Ребята, вы просмотрели изображения на экране и прослушали текст. Соответствуют ли они друг другу?

- Что вас удивило? Насторожило?

Какие есть мнения по этому поводу?


- Какой возникает вопрос?


- Мы хотим выделить те особенности и изменения, которые происходят только зимой. Какой будет тема урока?

- Отправляемся в гости к зиме…


На экране слайд: «В ГОСТИ К ЗИМЕ».


- Нет.


- Зима на фото, а говорится о тепле, солнце должно быть низко и не греет…


- Что бывает зимой на самом деле?



- Зимние особенности и явления в природе.



2 этап: Формулирование особенностей зимы на основе имеющегося опыта и знаний.

Подводящий диалог от проблемы

учитель

обучающиеся

_ Особенности зимы – это ее проявления. Какие особенности зимы вы уже знаете и можете назвать?

- Вспомним осенние особенности и сравним их с зимними.

_ Как было расположено солнце по отношению к линии горизонта осенью?

- А как солнце расположено сейчас?

- Когда вы идете утром в школу, светло ли на улице? А ранним вечером?

_ Так длиннее стал световой день или короче?

_ Ребята, сегодня необычный день. Какое сегодня число?

- В этот день 22 декабря солнце занимает самое низкое положение по отношению к горизонту. И несколько дней почти не меняет своего положения. В этот день самый короткий световой день. И называется этот день – Днем зимнего Солнцестояния.

А завтра и в следующие дни солнце начнет дольше нас радовать своим светом, все больше и больше до 22 июня.

22 декабря – самый короткий день.

22 июня самый длинный день.


_ Солнце не греет, мало светит. Как это повлияло на состояние воздуха и воды?

_ Итак, какие зимние особенности в природе мы назвали?









- Зимой холодно на улице. Кругом лежит снег. ..




- Солнце было расположено высоко.


_ сейчас солнце расположено низко. Не греет.

_ Темно

- Темно


- Световой день стал короче.


_ 22 декабря
















_

Холодным стал воздух. А при температуре ниже 0% вода и земля замерзли.

_ Солнце не греет, мало светит. Почва и вода замерзли.

3 этап: Этап целеполагания:


учитель

обучающиеся

- Явления – это проявление чего – либо. А как назовем явления, которые проявляются зимой?

_ Откройте учебник на стр.134-135. Рассмотрите иллюстрации и текст, определите,

- Какой будет цель нашего урока?

(Новые понятия выделены в тексте учебника).

- Зимние явления.






- Знать новые понятия .

4 Этап: усвоения новых понятий и формулирования определений:

Мотивирующий прием и физминутка

Учитель

Обучающиеся

- Возьмите на столе кусочки ваты. Встаньте.

- На что они похожи?

- А как падают снежинки?



(Берет вату и подбрасывает, ловит на ладонь.)

- Иногда мы стоим долго и подставляем ладошки, чтобы снежинка опустилась на нее. Снежинки падают одна за другой, земля покрывается белым пушистым ковром.

- Снег падает. Значит, как называется это зимнее явление природы?

Определение: (На слайде слово – снегопад и его изображение)- «Снегопад – это выпадение снега, обычно обильное.»

Рефлексия:

- Так что же такое снегопад:?

- Всегда ли снег падает одинаково?

- А что изменяет падение снега?

(Учитель дует на вату).

- Как бы вы назвали это зимнее явление, когда происходит сильный ветер со снегом?

(на слайде изображение метели и определение)

- Метель – это сильный ветер со снегом. По другому вьюга, метелица.

Рефлексия:

- Так что же такое метель?

(Слайды с изображением инея)):

- Как бы вы назвали это зимнее явление в неживой природе?

(Слайд со словом иней и его определением).

- Иней или изморозь – рыхлый снежный покров, который образуется из частичек влаги при морозе.

Рефлексия:

- Что такое изморозь?



- Вы любите лепить снежки и снеговиков?

- А когда это делать легче: в сильный или слабый мороз? Почему?

- Теплая погода зимой с таянием снега, льда называется оттепель.

(Слайд со словом оттепель и его определением, изображение оттепели)

Рефлексия:

- Что такое оттепель?



- Но не забывайте, что на дворе зима. После оттепели снова наступит похолодание. Вода и подтаявший снег снова подмерзают. К чему это приводит?

Это зимнее явление называется гололедица – слой льда на земной поверхности, образующийся после оттепели или дождя.

(слайд со словом гололедица. Его изображение и определение).

Рефлексия:

- С какими зимними явлениями в неживой природе вы познакомились?





- они похожи на снег.

- Снежинки падают тихо или быстро. По одной или много.


(Повторяют движения за учителем).












- это зимнее явление природы называется снегопадом.

(Садятся на свои места).





- Снегопад – это выпадение снега, обычно сильное.

- снег падает по разному: то тихо, то быстро и много.


- Ветер изменяет падение снега.




- это зимнее явление метель, вьюга.











- Метель - сильный ветер со снегом.




- это зимнее явление иней.











- Изморозь – рыхлый снежный покров, который образуется из частичек влаги при морозе.


- Да, любим


- Лучше лепить снежки в слабый мороз (когда теплеет), снег становится влажным и липким.









- Оттепель – это явление природы, когда теплая погода зимой с таянием снега



- Образуется лед.













- мы познакомились с зимними явлениями : оттепель, снегопад, метель, изморозь, гололедица.

5 этап: Подведение к формулированию правил безопасного поведения зимой на улице.

учитель

Обучающиеся:

- Вы познакомились с зимними явлениями. А все ли эти изменения безопасны для человека?

- Какие правила безопасного поведения зимой на улице нужно знать и всегда выполнять?

- Очень опасна гололедица.





- 1. Быть осторожными во время гололедицы, особенно на дороге.

2. Не ходить по дороге, а по тротуару илb обочине.

3. Не ходить на лед водоемов. Лед может быть подтаявшим.

4. Теплее одеваться, чтобы не обморозиться. При сильном морозе нельзя тереть лицо варежками или руками. Нужно закрывать лицо шарфом.

5. Не ходить в незнакомые места, где под снегом может быть опасность: яма, овраг и др.

6. Не есть снег и лед. Не облизывать предметы на морозе.

7. Не выбегать раздетыми.







6 этап: Знакомство с зимними изменениями в живой природе

Подведение к осознанию и формулированию зимних изменений в жизни растений

Работа с учебником, стр.135-136

учитель

обучающиеся

Откройте учебник на стр.135. рассмотрите ..

- О чем будем говорить?

- Итак, наша дальнейшая цель: выявить зимние изменения в живой природе.

- Мороз сковал почву и вода превратилась в лед. Как чувствуют себя в таких условиях растения?

- Вспомните, когда вы идете в школу или домой мимо кустарников и деревьев, неужели они совсем голые?

- Какой возникает вопрос?





Попробуем найти ответ на этот вопрос исследованием.

Работа в группах по учебнику и с наглядным материалом

(раскладывает принесенные веточки, плоды, семена…)



- Липу и ясень вы, наверное, не видели. Они у нас не растут.

(слайды с изображениями дерева и его листа)

- Какой вывод можно сделать о жизни деревьев и кустарников зимой?



- Золотой ковер вокруг деревьев сменился белым. А что же травы? Изменилась ли их жизнь зимой? Где-нибудь их можно увидеть зимой?

- Какой возникает вопрос?

- Итак, поговорим о травах. Как вы готовили осенью на огороде или в саду растения к зиме?

- Почему это нужно было сделать?

- А кто укрывал растения на лугу, в лесу?

- они и сейчас стоят не укрытые? Их видно?

- А почему растения не погибают под снегом ?

- Какой вывод можно сделать о жизни трав зимой?

- Да, снег защищает растения от мороза, как вас теплая одежда.




- О живой природе зимой.





- растениям трудно. Травы почти все погибли. Деревья голые кроме хвойных…



- Да, голые. Нет, на них есть семена, почки, оставшиеся редкие листья и ягоды…


- Как живут деревья и кустарники зимой?




Дети делятся на группы по рядам. Поочередно подходят к столу с наглядным материалом (веточками деревьев). Одна группа исследует ветви, а другие в это время изучают материал учебника (с. 136, 137)




(рассматривают эти деревья в учебнике на стр. 136 №6,7,

на слайдах)




- Они продолжают жить, только с изменениями…




- Они все погибли. Погибли некоторые травы, стальные под снегом…..



- Как живут травы зимой?


- Убирали, те, что погибли. Остальные утепляли, пригибали, укрывали…



- Чтобы не погибли от мороза.

- …….(снег)



- Нет, они укрыты снегом.



- Снег не пропускает холод.



- Травы продолжают жить, укрыты от мороза слоем снега.

7 этап: Изучение зимних изменений в жизни животных

Мотивирующие приемы вместе «яркое пятно», «актуальность».

Учитель

обучающиеся

- Ребята, а вы любите ходить по чистому снегу? А рассматривать следы на снегу?

- Снег помогает и при наблюдении за жизнью животных? Как?

Сейчас мы просмотрим фрагмент

Мультфильма «Маша и Медведь», когда Маша пыталась разгадать, чьи же следы на снегу.

(просмотр фрагмента).

- Следы каких животных определила Маша?

- Сейчас вы сами сможете определить, чьи следы на снегу. Рассмотрите животных и их следы. Затем разложите на каждый след соответствующее названия животного. Работу нужно выполнять в паре.

- Справились ли вы с заданием? Почему не получилось?



- Какой возникает вопрос?

- Какой вывод сделаем?

- Да, мы определили изменение в жизни животных зимой: некоторые животные зимой находятся в спячке (медведь, барсук, еж).

- да, очень нравится



- По следам можно определить, какое животное здесь было.








- …………



( рассматривают изображения следов и животных в учебнике стр.137, раскладывают соответственно следам названия животных).



- Нет, осталась одна карточка с названием животного – медведь.

Нет изображения его следов.



- Как живет медведь зимой?


- Медведь зимой спит, не ходит.

Подведение к реализации воспитательной задачи:

учитель

обучающиеся

- Зимой меняется жизнь животных. Как чувствуют они себя в это время года?

- Какой возникает вопрос?

- Чем можете помочь именно вы?

- Трудно. Голод и холод.



- Как им помочь?


- Подкормить…















8 этап: Итоги урока. Рефлексия.

Учитель

Обучающиеся

- Что узнали на уроке?







Выполнение самостоятельной работы с самопроверкой (карточки)



Объяснение домашнего задания:

- Дома повторить тему урока стр.134 -137, выполнить творческое задание стр.139 (представить образ зимы в природе).

Спасибо за работу.




- зимние особенности (……..)

- зимние явления (……..)

- Зимние изменения в живой природе (…..)



Отвечают письменно (выбор ответа), самопроверка (ответы на экране).



Применением ИКТ и технологии проблемно-диалогического обучения на уроке в начальной школе (на примере окружающего мира).
  • Начальные классы
Описание:

Ход урока:

1 этап: Введение в тему.

Звучит музыка, на экране слайды о зиме.

 Учитель читает текст:

«Солнце теперь уж высоко. Дни стали короче. Земля согрета солнечным теплом. Снег укрыл землю, крыши домов.  Тепло.  Реки, озера, пруды радуют чистой и светлой водой.  Замерзла почва. Сквозь белые хлопья снега проглядывает зелень деревьев.  А там на заснеженных тропинках можно легко увидеть следы медведя.»

 

 

            Побуждающий диалог с подведением к теме

Учитель

Обучающиеся

- Ребята, вы просмотрели изображения на экране и прослушали текст. Соответствуют ли они друг другу?

- Что вас удивило? Насторожило?

Какие есть мнения по этому поводу?

 

- Какой возникает вопрос?

 

- Мы хотим выделить те особенности и изменения, которые происходят только зимой. Какой будет тема урока?

- Отправляемся в гости к зиме…

 

На экране слайд: «В ГОСТИ К ЗИМЕ».

 

- Нет.

 

- Зима на фото, а говорится о тепле, солнце должно быть низко и не греет…

 

- Что бывает зимой на самом деле?

 

 

- Зимние особенности и явления в  природе.

 

Автор Виноградова Татьяна Павловна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 700
Номер материала 3584
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓