Главная / Математика / Применение здоровьесберегающих технологий на уроке математики

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке математики







Применение

здоровьесберегающих технологий в преподавании математики


ыступление на МО учителей математики

27.01.10 года на базе Блюментальской оош)











Подготовил: Косарева Оксана Юрьевна

учитель математики I категории

МОУ «Ключевская сош»



Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

Чтобы найти способы, как сберечь здоровье учеников, учителям необходимо сначала научиться беречь и своё собственное здоровье. Например, психолог проводит с учителями тренинги, направленные на обучение методам снятия стрессового состояния, на профилактику эмоционального выгорания, на развитие ресурсов поддержки учителем себя в эмоционально-напряжённых ситуациях.

Каждый учитель, работающий с детьми, должен быть хорошо информирован о состоянии здоровья конкретных учеников, и учитывать эту информацию при организации индивидуальной и дифференцированной работы с учащимся.


1.Урок-консультация. В зависимости от содержания и назначения выделяю тематические и уроки-консультации. Тематические провожу по наиболее сложным вопросам программы. Уроки-консультации позволяют узнать учеников с лучшей стороны, выявить наиболее любознательных и пассивных, поддержать и помочь тех, кто испытывает затруднения.


2. Во время учебного процесса всегда стараюсь стимулировать детей к применению разнообразных способов учебной деятельности, выявляю наиболее личностно-значимые способы, сложившиеся у каждого ученика, оцениваю не только результат, но и процесс выполнения задания; держу в поле зрения “ сильных”, “слабых”, “средних” по уровню знаний учащихся, что способствует творческому развитию детей.

3. У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой

Необходимость решения организационных вопросов возникает перед учителем сразу же после звонка на урок, когда он еще только входит в класс.

Надо создать комфортно-щадящий психологический микроклимат на своем рабочем месте для всех вместе и для каждого отдельно.

Огромна роль слова, поэтому первые фразы учителя могут звучать по-разному, но всегда доброжелательно. Например:

- Здравствуйте, мои дорогие, я рада вас видеть. Усаживайтесь поудобнее, мне поскорее хочется вас научить…

- Сегодня замечательное утро, какие добрые у вас лица и умные глаза, приступим к делу.

- Добрый день всем! Надеюсь, вы все здоровы и дома у вас все в порядке. Сегодня у нас на уроке будет много интересного.

- Ребята! Я согласна, произошли неприятности, но поверьте, все пройдет. Наберите больше воздуха, выдохните все вредное и обидное, простите своих обидчиков и за дело! Все будет хорошо!



Я еще учитываю: какой это урок в расписании - после физкультуры или после столовой; первый в понедельник или последний в пятницу, потому что в этом случае приходится разрешить дожевать пищу, отдышаться и привести себя в порядок, «разбудить» или успокоить. Как правило, некоторое послабление и терпимость в начале урока оборачивается более плодотворной работой в процессе.

Хорошее эмоциональное состояние поддерживают «минуты радости» – любая приятная информация: сообщения, поздравления, объявления и др., «смехопаузы» – смешные истории, забавные случаи из жизни детей (обычно это бывает в первые дни после каникул).


4. Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. В этой связи каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с нег овсе лишнее, если оно есть. Учащиеся должны быть готовы и к выполнению обязанностей дежурных, от которых следует добиваться того, чтобы учебное помещение к началу каждого урока было проветрено и убрано, классная доска вымыта, находились на своем месте чистая влажная тряпка и мел. Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда.


5. На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске:

- задания для устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке.

Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение.

Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению.
Планируя работу на доске, иногда удается расположить задания так, что выполняются сначала более простые, требующие меньше записей, они и были помещены в нижней части доски. По мере их выполнения, убираются с доски записи их решений, освобождается место для более трудных заданий, которые помещались выше и требуют больше места для записи решения. В конце урока решается самое сложное задание, после чего и вытирают это задание. Доска остается чистой, ученики уходят с урока с чувством успешно и полностью выполненной работы.

Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.



Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получит неправильный ответ. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.


6. Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке.
Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание, иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.


7. Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Согласно статистике, до 24 часов в неделю учащиеся уделяют просмотру телепередач, старшеклассники 85% времени бодрствования вынуждены проводить сидя за рабочим столом. Появившиеся компьютерные игры и сотовые телефоны еще больше усугубили обездвиженность детей и подростков.


8. Наши программы и учебники - безусловно, не самое лучшее, и заслуживает отдельного разговора. Но от первых нам все равно не уйти, а вторые редко приходят на помощь учителю в реализации первых. Поэтому я и говорю, что пока у нас такие программы и такие требования к уровню знаний учеников - учитель занимает центральное место в этой проблеме.


9. Уважаемые коллеги!


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА - ЭТО СРЕДА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


  1. Не спешите ставить отметку, особенно плохую.

  2. Делайте ребенку замечания так, чтобы не уронить его авторитет в классе, лучше конфиденциально, выражая не свое раздражение, а желание помочь.

  3. Не делайте бесконечные замечания.

  4. Проследите, сколько слов с частицей «НЕ» у Вас в речи. Это - тоже форма психологического насилия.

  5. Помощь не должна быть навязчивой, предлагайте ее, если ребенок мотивирован на нее.

  6. Не сравнивайте одного ребенка с другими, более успешными в настоящее время.


  1. Оптимистически прогнозируйте учебную деятельность ребенка.

  2. Создавайте ситуации успеха для каждого ребенка.

  3. Пытайтесь разобраться в причинах неудач ребенка.

  4. Помните, что знания и умения ребенка, приобретаемые в школе - еще не вся его жизнь; самое главное - каким он вырастет человеком, гражданином, семьянином, не потеряет ли любовь к познанию, саморазвитию.

  5. Ребенок имеет право быть не таким, каким хотите его видеть Вы.

  6. Помните, что проблемы ребенка с учебой и поведением всегда носят комплексный характер. Никогда специалист, к которому Вы направили ребенка, один не сможет справиться с проблемой: Вам тоже придется подключаться. Поэтому сохраняйте с ним тесный контакт, просите советов.

  7. Попросите родителей дать вам советы со стороны тех специалистов (медиков, логопедов и т.д.), которые работают или работали с ребенком.

  8. После проведения профилактических медицинских осмотров и психологического обследования - расспрашивайте специалистов конкретно по каждому ребенку.

  9. Не торопитесь отправлять ребенка к психиатру, это иногда оборачивается большой травмой и для него, и для мамы. Начните с психолога.

  10. Если вы не можете научить ребенка, это еще не значит, он не обучаем или что Вы - плохой специалист. Там, где есть общение людей, бывают случаи плохой психофизиологической совместимости. Может быть, у другого педагога этот ребенок будет успешнее.

  11. Никогда не рассказывайте родителю одного ребенка о проблемах чужого ребенка (или его родителей), тем более о диагнозах, которые Вы смогли узнать. Пресекайте такого рода обсуждения среди взрослых, если они не инициированы самими родителями ребенка.

  12. Старайтесь привлекать больше разных взрослых к воспитанию детей: людей культуры, науки, замечательных бабушек.



Применение здоровьесберегающих технологий на уроке математики
  • Математика
Описание:

Чтобы найти способы, как сберечь здоровье учеников, учителям необходимо сначала научиться беречь и своё собственное здоровье. Например, психолог проводит с учителями тренинги, направленные на обучение методам снятия стрессового состояния, на профилактику эмоционального выгорания, на развитие ресурсов поддержки учителем себя в эмоционально-напряжённых ситуациях.

 

Каждый учитель, работающий с детьми, должен быть хорошо информирован о состоянии здоровья конкретных учеников, и учитывать эту информацию при организации индивидуальной и дифференцированной работы с учащимся.

Автор Косарева Оксана Юрьевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 497
Номер материала 44775
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓