Инфоурок ОБЖ Другие методич. материалыПрименение здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ

Скачать материал

Потапова Л.К.

 учитель ОБЖ МБОУ СОШ № 6

 

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ

 

«Ни что так не содействует успеху

 нашей деятельности‚ как крепкое здоровье;

наоборот‚ слабое здоровье слишком мешает ей.»

Ф. Бекон

 

Известно, что эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению, статистика говорит об обратном. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается к выпускным классам до   18 %, с нарушениями осанки до 45%.  Более 60% школьников имеют хронические заболевания. И только 5% выпускников школ считаются практически здоровыми.

Это говорит о том, что проблему сохранения здоровья детей необходимо решать в школе.  И решить её в какой-то мере помогает использование на уроках здоровьесберегающих технологий.

Уроки по программе ОБЖ определяются возрастными психофизиологическими особенностями учащихся. Занятия проводятся в основном в виде бесед, практических, творческих  работ, сюжетно-ролевых игр, направленных на выработку навыка самостоятельной работы, тестирования. Обязательно включаются в содержание урока такие элементы, как:  обсуждение выполненного домашнего задания,  провоцирование в начале занятия интереса к новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций, чтение отрывков из литературных произведений  и т.д.;

 Использование пословиц при изучении тем воспринимается учащимися  как некоторое отступление от темы, что позволяет им  снять накопившееся напряжение. Например, очень часто ребятам предлагаю такие задания: составь из отдельных слогов пословицу, объясни ее смысл: «От глупого риска до беды близко», «Сноровка и умение – в беде спасение», «Век живи, век учись» и т. д..  Можно приготовить такие задания в конвертах при организации  групповой работы, вывести на экран для всего класса или предложить каждому ряду свою пословицу. В   этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, к  тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей.

      На уроках даю право высказать своё мнение по рассматриваемой проблеме или вопросу, поделиться своим, пока еще небольшим,   жизненным опытом, в таких случаях стараюсь поощрить любую активность. Именно подобные возможности направлены  на уменьшение у школьников тревоги по поводу проблем, связанных с самораскрытием и публичным выступлением, и приводит не только к  улучшению  здоровья учащихся, но и их успеваемости.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.  В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит  к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

      Следует отметить, что утомляемость школьников, внимание на разных этапах урока  зависит от разнообразия видов деятельности. Если на уроке учащиеся только слушают объяснение учителя, изредка вступают в беседу, то польза от такого урока минимальна. Число видов учебной деятельности должно варьироваться от  4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности  7–10 минут.

 В  работе стараюсь использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя,  старшего, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

       Физкультминутки  являются обязательной составной частью урока.  К проведению физкультминуток стараюсь привлекать учащихся, которые справляются с  большим желанием и удовольствием.

       Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.      Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.                                                                   Психологический климат на уроке зависит напрямую от учителя, поэтому все свои проблемы необходимо оставить за порогом школы и урок начинать с улыбки. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов, физкульминуток и т. д.

      Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.

       Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

      Здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Проректор

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ

 

«Ни что так не содействует успеху

 нашей деятельности‚ как крепкое здоровье;

наоборот‚ слабое здоровье слишком мешает ей.»

Ф. Бекон

 

Известно, что эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению, статистика говорит об обратном. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается к выпускным классам до   18 %, с нарушениями осанки до 45%.  Более 60% школьников имеют хронические заболевания. И только 5% выпускников школ считаются практически здоровыми.

Это говорит о том, что проблему сохранения здоровья детей необходимо решать в школе.  И решить её в какой-то мере помогает использование на уроках здоровьесберегающих технологий.

Уроки по программе ОБЖ определяются возрастными психофизиологическими особенностями учащихся. Занятия проводятся в основном в виде бесед, практических, творческих  работ, сюжетно-ролевых игр, направленных на выработку навыка самостоятельной работы, тестирования. Обязательно включаются в содержание урока такие элементы, как:  обсуждение выполненного домашнего задания,  провоцирование в начале занятия интереса к новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций, чтение отрывков из литературных произведений  и т.д.;

 Использование пословиц при изучении тем воспринимается учащимися  как некоторое отступление от темы, что позволяет им  снять накопившееся напряжение. Например, очень часто ребятам предлагаю такие задания: составь из отдельных слогов пословицу, объясни ее смысл: «От глупого риска до беды близко», «Сноровка и умение – в беде спасение», «Век живи, век учись» и т. д..  Можно приготовить такие задания в конвертах при организации  групповой работы, вывести на экран для всего класса или предложить каждому ряду свою пословицу. В   этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, к  тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей.

      На уроках даю право высказать своё мнение по рассматриваемой проблеме или вопросу, поделиться своим, пока еще небольшим,   жизненным опытом, в таких случаях стараюсь поощрить любую активность. Именно подобные возможности направлены  на уменьшение у школьников тревоги по поводу проблем, связанных с самораскрытием и публичным выступлением, и приводит не только к  улучшению  здоровья учащихся, но и их успеваемости.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.  В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит  к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

      Следует отметить, что утомляемость школьников, внимание на разных этапах урока  зависит от разнообразия видов деятельности. Если на уроке учащиеся только слушают объяснение учителя, изредка вступают в беседу, то польза от такого урока минимальна. Число видов учебной деятельности должно варьироваться от  4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности  7–10 минут.

 В  работе стараюсь использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя,  старшего, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

       Физкультминутки  являются обязательной составной частью урока.  К проведению физкультминуток стараюсь привлекать учащихся, которые справляются с  большим желанием и удовольствием.

       Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.      Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.                                                                   Психологический климат на уроке зависит напрямую от учителя, поэтому все свои проблемы необходимо оставить за порогом школы и урок начинать с улыбки. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов, физкульминуток и т. д.

      Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.

       Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

 

      Здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 356 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Положение о пятидневных сборах по ОВС
  • Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности.Среднее профессиональное образование», Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко
  • Тема: Глава 4. Основы обороны государства и воинская обязанность
  • 01.10.2020
  • 1104
  • 18
«Основы безопасности жизнедеятельности.Среднее профессиональное образование», Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко
День безопасности дорожного движения
  • Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности.Среднее профессиональное образование», Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко
  • Тема: Глава 2. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
  • 01.10.2020
  • 388
  • 0
«Основы безопасности жизнедеятельности.Среднее профессиональное образование», Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 463
    • DOCX 17.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Потапова Лариса Кастусьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Потапова Лариса Кастусьевна
    Потапова Лариса Кастусьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5690
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания основ безопасности жизнедеятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 80 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 037 человек

Курс повышения квалификации

Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности

36 ч. — 144 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 335 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в профессиональном образовании

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 372 человека

Мини-курс

Классики русской педагогической мысли

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление персоналом и коммуникация в команде

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов

Мини-курс

Дизайн-проектирование: практические и методологические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе