Главная / ОБЖ / Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ

Потапова Л.К.

учитель ОБЖ МБОУ СОШ № 6


Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ


«Ни что так не содействует успеху

нашей деятельности‚ как крепкое здоровье;

наоборот‚ слабое здоровье слишком мешает ей.»

Ф. Бекон


Известно, что эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению, статистика говорит об обратном. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается к выпускным классам до   18 %, с нарушениями осанки до 45%. Более 60% школьников имеют хронические заболевания. И только 5% выпускников школ считаются практически здоровыми.

Это говорит о том, что проблему сохранения здоровья детей необходимо решать в школе. И решить её в какой-то мере помогает использование на уроках здоровьесберегающих технологий.

Уроки по программе ОБЖ определяются возрастными психофизиологическими особенностями учащихся. Занятия проводятся в основном в виде бесед, практических, творческих работ, сюжетно-ролевых игр, направленных на выработку навыка самостоятельной работы, тестирования. Обязательно включаются в содержание урока такие элементы, как: обсуждение выполненного домашнего задания, провоцирование в начале занятия интереса к новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций, чтение отрывков из литературных произведений и т.д.;

Использование пословиц при изучении тем воспринимается учащимися как некоторое отступление от темы, что позволяет им снять накопившееся напряжение. Например, очень часто ребятам предлагаю такие задания: составь из отдельных слогов пословицу, объясни ее смысл: «От глупого риска до беды близко», «Сноровка и умение – в беде спасение», «Век живи, век учись» и т. д.. Можно приготовить такие задания в конвертах при организации групповой работы, вывести на экран для всего класса или предложить каждому ряду свою пословицу. В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, к тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей.

На уроках даю право высказать своё мнение по рассматриваемой проблеме или вопросу, поделиться своим, пока еще небольшим, жизненным опытом, в таких случаях стараюсь поощрить любую активность. Именно подобные возможности направлены на уменьшение у школьников тревоги по поводу проблем, связанных с самораскрытием и публичным выступлением, и приводит не только к улучшению здоровья учащихся, но и их успеваемости.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Следует отметить, что утомляемость школьников, внимание на разных этапах урока зависит от разнообразия видов деятельности. Если на уроке учащиеся только слушают объяснение учителя, изредка вступают в беседу, то польза от такого урока минимальна. Число видов учебной деятельности должно варьироваться от 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности 7–10 минут.

В работе стараюсь использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, старшего, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

Физкультминутки являются обязательной составной частью урока. К проведению физкультминуток стараюсь привлекать учащихся, которые справляются с большим желанием и удовольствием.

Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем. Психологический климат на уроке зависит напрямую от учителя, поэтому все свои проблемы необходимо оставить за порогом школы и урок начинать с улыбки. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов, физкульминуток и т. д.

Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.

Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

Здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ
  • ОБЖ
Описание:

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ

 

«Ни что так не содействует успеху

 нашей деятельности‚ как крепкое здоровье;

наоборот‚ слабое здоровье слишком мешает ей.»

Ф. Бекон

 

Известно, что эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению, статистика говорит об обратном. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается к выпускным классам до   18 %, с нарушениями осанки до 45%.  Более 60% школьников имеют хронические заболевания. И только 5% выпускников школ считаются практически здоровыми.

Это говорит о том, что проблему сохранения здоровья детей необходимо решать в школе.  И решить её в какой-то мере помогает использование на уроках здоровьесберегающих технологий.

Уроки по программе ОБЖ определяются возрастными психофизиологическими особенностями учащихся. Занятия проводятся в основном в виде бесед, практических, творческих  работ, сюжетно-ролевых игр, направленных на выработку навыка самостоятельной работы, тестирования. Обязательно включаются в содержание урока такие элементы, как:  обсуждение выполненного домашнего задания,  провоцирование в начале занятия интереса к новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций, чтение отрывков из литературных произведений  и т.д.;

 Использование пословиц при изучении тем воспринимается учащимися  как некоторое отступление от темы, что позволяет им  снять накопившееся напряжение. Например, очень часто ребятам предлагаю такие задания: составь из отдельных слогов пословицу, объясни ее смысл: «От глупого риска до беды близко», «Сноровка и умение – в беде спасение», «Век живи, век учись» и т. д..  Можно приготовить такие задания в конвертах при организации  групповой работы, вывести на экран для всего класса или предложить каждому ряду свою пословицу. В   этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, к  тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей.

      На уроках даю право высказать своё мнение по рассматриваемой проблеме или вопросу, поделиться своим, пока еще небольшим,   жизненным опытом, в таких случаях стараюсь поощрить любую активность. Именно подобные возможности направлены  на уменьшение у школьников тревоги по поводу проблем, связанных с самораскрытием и публичным выступлением, и приводит не только к  улучшению  здоровья учащихся, но и их успеваемости.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.  В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит  к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

      Следует отметить, что утомляемость школьников, внимание на разных этапах урока  зависит от разнообразия видов деятельности. Если на уроке учащиеся только слушают объяснение учителя, изредка вступают в беседу, то польза от такого урока минимальна. Число видов учебной деятельности должно варьироваться от  4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности  7–10 минут.

 В  работе стараюсь использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя,  старшего, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

       Физкультминутки  являются обязательной составной частью урока.  К проведению физкультминуток стараюсь привлекать учащихся, которые справляются с  большим желанием и удовольствием.

       Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.      Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.                                                                   Психологический климат на уроке зависит напрямую от учителя, поэтому все свои проблемы необходимо оставить за порогом школы и урок начинать с улыбки. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов, физкульминуток и т. д.

      Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.

       Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

 

      Здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

Автор Потапова Лариса Кастусьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел ОБЖ
Подраздел
Просмотров 856
Номер материала 25681
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓