Главная / Биология / Применение технологий деятельностного типа в образовательном процессе в контексте ФГОС

Применение технологий деятельностного типа в образовательном процессе в контексте ФГОС

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№1»












ТЕМА

«Применение технологий деятельностного типа в образовательном процессе в контексте ФГОС».






Выполнил:

Пылаева Татьяна Леонидовна ,

учитель биологии 1 кв.к.,

МКОУ «СОШ№1»,

ГО Ревда















2013 г.



«Применение технологий деятельностного типа в образовательном процессе в контексте ФГОС».

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

Деятельностная технология обучения обеспечивает включение детей в учебно-познавательную деятельность. При данном подходе ребенок не просто усваивает знания, а «открывает» их в процессе собственной деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается в организации коллективно-поисковой деятельности детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Деятельностный подход предполагает наличие у детей:

познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.

Проблемная ситуация стимулирует мыслительную деятельность учащегося в процессе обучения.

Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. Проблемная ситуация представляет собой затруднение, новых знаний и действий. В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.

Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.

Последовательно рассмотрим все те условия, соблюдения которых деятельностный подход требует.

1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.

На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ.

2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.

Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения.

3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений).

При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. 4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ход

4. Формирование умения проверять свою работу.

5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач

Какие же происходят изменения в структуре уроков? Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, чтобы он в результате её достиг желаемых целей и результатов? Ведь главной целью в преподавании является залог успешности каждого урока, чтобы учащиеся полученные знания умели использовать не только на уроках, но и в жизни.

Передо мной встала проблема, как организовать по-новому учебный процесс, чтобы заинтересовать каждого учащегося, развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка и помочь ему познать себя. Именно деятельностный метод обучения помогает решить эту проблему.

Конструкт урока.

Учитель: Пылаева Татьяна Леонидовна

Предмет: биология

Тема: практическая работа «Мониторинг расхода воды в быту».

Класс: 5 класс

Раздел урока: Питание организмов. Можно ли жить без воды.

Документальное основание выбора темы: рабочая программа по предмету «Природа. Введение в биологию и экологию» 5 класс

Учебник: Сухова Т.С, Строганов В.И. «Природа. Введение в биологию и экологию», учебник для 5 класса общеобразовательной школы – М: «Вентана- Графф, 2010г.

Цель урока: воспитание бережного отношения к природным ресурсам через создание комплекса условий для формирования устойчивых представлений у обучающихся об особенностях мониторинга расхода воды в быту.

Оборудование, ПО: мультимедийное оборудование, документ- камера

Этап урока

Формы работы

Деятельность детей

УУД

1. Мотивационный

Цель этапа: Обеспечение мотивации в восприятии и осмыслении знаний и способов действий, понимании значимости материала.

Обсуждение.

Использование пресной воды в быту, её расход и необходимость экономии.

Включение детей в деловой ритм урока

Регулятивные (планирование последовательных действий)


2. Ориентировочный

Цель этапа: Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.


Проблемный вопрос: какими способами можно воспроизвести расчёты расхода воды в быту?


Самоопределение

(опора на имеющийся опыт, постановка вопросов при обнаружении дефицита информации)


Регулятивные: определение рационального способа действия

Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками в поиске рационального способа решения вопроса

3. Исполнительский

Цель этапа: Открытие детьми новых знаний при самостоятельном выполнении заданий.


Групповая

Учитель выступает консультантом, отвечает на вопросы детей, возникающие в ходе практической работы.


В текстовом документе учащиеся создают схему расчёта. Представляют её (представить вариант таблицы можно при помощи документ –камеры). Выбирают вариант для заполнения, разбившись на группы Произведение расчётов расхода воды в быту по предложенным направлениям поиска (1. Расчёт скорости тока воды за минуту, определения периодов расчёта и объёмов. 2. Использование данных приборов учёта, определения периодов расчёта и объёмов.

Познавательные (приобретение опыта проведения простых практических работ)

Коммуникативные (вступление в диалог, объединение в группы детей по выбранному направлению)


IV. Контрольный

Цель этапа: Выявление качества и уровня овладения новыми знаниями, способами действия. Создание ситуации успеха.

Представление полученных результатов практической работы


Самопроверка, обсуждение полученных результатов.

Выводы о практической значимости данной работы в жизни человека.

Регулятивные (контроль, коррекция), Коммуникативные (речевая деятельность).

Личностные (нравственно- этическое оценивание, рационализм).


V. Рефлексивный

Цель этапа: Осмысление своих действий.


Анализ работы


Самооценка результата.


Регулятивные: осознание того, что усвоено




Целесообразность использования: Создаются условия для формирования УУД, учащиеся познают разные способы проведения мониторинга расхода воды, применяют математические знания и умения Представление результатов в схемах и таблицах. Дети выстраивают собственный план действий для достижения результата урока. Интерактивные средства позволяют в активном режиме приобрести знания и сделать их проверку, обеспечить урок наглядными материалами.







Применение технологий деятельностного типа в образовательном процессе в контексте ФГОС
  • Биология
Описание:

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. 
Какие же происходят изменения в структуре уроков? Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, чтобы он в результате её достиг желаемых целей и результатов?  Ведь главной целью в преподавании является залог успешности каждого урока, чтобы  учащиеся полученные знания умели использовать не только на уроках, но и в жизни.

     Передо мной встала проблема, как организовать по-новому учебный процесс, чтобы заинтересовать каждого учащегося, развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка и помочь ему познать себя. Именно  деятельностный  метод обучения помогает решить эту проблему. 

Конструкт урока.

Автор Пылаева Татьяна Леонидовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1593
Номер материала 51356
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓