Главная / Другое / Применение технологии проблемно-диалогического обучения

Применение технологии проблемно-диалогического обучения



Применение технологии проблемно-диалогического обучения


Наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной к развивающей, гуманистической, личностно ориентированной. В этой связи психолого-педагогическая наука активно пересматривает цели и принципы обучения, работает над обновлением его содержания, перестраивает педагогическую методику.

Концептуальные принципы развивающего образования предполагают совершенно определенные условия и ограничения, накладываемые на выбор учебных технологий.

Развивающему обучению чужд фронтально-индивидуальный подход. Ему свойственны такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, руководимую учителем.

Функции учителя в такой совместной деятельности изменяются в зависимости от возраста учащихся и этапа обучения. Полноценное включение ребенка в деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания: теперь педагог должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными.

С позиций развивающей парадигмы нуждается в пересмотре и классно-урочная система в целом.

В большинстве своем учителя пришли к пониманию того, что необходимо отказаться от репродуктивной парадигмы, где главная задача учителя – обучение, т. е. передача знаний по предмету, и перейти к развивающей парадигме.

Теоретическая база опыта.

На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.) – разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.                                                                                                                        



Адресная направленность опыта.

Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и любой ступени.

Данные материалы предназначены для педагогов, желающих моделировать современный урок с применением данной технологии.

Технология опыта.

Проблемно-диалогическое обучение – это обучение, которое предполагает творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

Данная технология используется только для моделирования уроков изучения нового. Наиболее сложным для учителей является организация этапа введения нового знания.

Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик вовлекается в творческую учебную деятельность, которая состоит из следующих звеньев: постановка проблемы и поиск решения (этап введения нового); выражение решения и реализация продукта (этап воспроизведения (проговаривания) нового).

Для организации этапа постановки учебной проблемы педагог может использовать следующие проблемные методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом. Применение данных методов обеспечивает мотивацию школьников к изучению нового материала. Но следует обратить внимание на то, что побуждающий диалог обеспечивает вовлечение учащихся в творческую учебную деятельность, а подводящий диалог и сообщение темы с мотивирующим приёмом лишь имитируют организацию творческого процесса, однако успешно формируют логическое мышление и речь учащихся.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог требует от учителя последовательного осуществления четырёх педагогических действий:

1 шаг: создание проблемной ситуации;

2 шаг: побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3 шаг: побуждение к формулированию учебной проблемы;

4 шаг: принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.




Применение технологии проблемно-диалогического обучения
  • Другое
Описание:

Применение технологии проблемно-диалогического обучения

Наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной к развивающей, гуманистической, личностно ориентированной. В этой связи психолого-педагогическая наука активно пересматривает цели и принципы обучения, работает над обновлением его содержания, перестраивает педагогическую методику.

Концептуальные принципы развивающего образования предполагают совершенно определенные условия и ограничения, накладываемые на выбор учебных технологий.

Развивающему обучению чужд фронтально-индивидуальный подход. Ему свойственны такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, руководимую учителем.

Функции учителя в такой совместной деятельности изменяются в зависимости от возраста учащихся и этапа обучения. Полноценное включение ребенка в деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания: теперь педагог должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными.

С позиций развивающей парадигмы нуждается в пересмотре и классно-урочная система в целом.

В большинстве своем учителя пришли к пониманию того, что необходимо отказаться от репродуктивной парадигмы, где главная задача учителя – обучение, т. е. передача знаний по предмету, и перейти к развивающей парадигме.

Теоретическая база опыта.

На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.) – разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.                                                                                                                        

 

Адресная направленность опыта.

Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и любой ступени.

Данные материалы предназначены для педагогов, желающих моделировать современный урок с применением данной технологии.

Технология опыта.

Проблемно-диалогическое обучение – это обучение, которое предполагает творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

Данная технология используется только для моделирования уроков изучения нового. Наиболее сложным для учителей является организация этапа введения нового знания.

Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик вовлекается в творческую учебную деятельность, которая состоит из следующих звеньев: постановка проблемы и поиск решения (этап введения нового); выражение решения и реализация продукта (этап воспроизведения (проговаривания) нового).

Для организации этапа постановки учебной проблемы педагог может использовать следующие проблемные методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом. Применение данных методов обеспечивает мотивацию школьников к изучению нового материала. Но следует обратить внимание на то, что побуждающий диалог обеспечивает вовлечение учащихся в творческую учебную деятельность, а подводящий диалог и сообщение темы с мотивирующим приёмом лишь имитируют организацию творческого процесса, однако успешно формируют логическое мышление и речь учащихся.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог требует от учителя последовательного осуществления четырёх педагогических действий:

1 шаг: создание проблемной ситуации;

2 шаг: побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3 шаг: побуждение к формулированию учебной проблемы;

4 шаг: принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Автор Умарова Зинеп Сарсингалиевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 936
Номер материала 24038
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓