Главная / ОБЖ / Применение средств ИКТ на уроках ОБЖ

Применение средств ИКТ на уроках ОБЖ

Стратегической целью модернизации школьного образования является достижение нового качества образования. В «Основных направлениях модернизации образования», одобренных Правительством РФ, акцентируется внимание на необходимость изменения методов обучения, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт самоорганизации. Современное образование предусматривает значительное расширение роли информационных технологий как эффективного средства самосовершенствования и самообразования обучающихся. 
Компьютерные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. 
Мы рассматриваем компьютер на уроке как современное техническое средство обучения, обеспечивающее в руках квалифицированного педагога оптимальное решение образовательных задач. Компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его! Согласимся, компьютер позволяет учителю и значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения и организации условий, которые необходимы для успешного решения образовательных задач. Положительным результатом является активизация учебного процесса, возможность комбинировать традиционные формы обучения и обучение с использованием информационных технологий, что позволяет работать по современным педагогическим технологиями. 
Перед нами открываются как перспективы при применении компьютерных технологий, так и трудности связанные с этим вопросом. Трудности, связанные с техническим обеспечением, методическим оснащением, а так же с делением класса на группы, так как классы состоят из 25-30 человек, а в компьютерных классах в основном размещено 12-13 компьютеров. Для этого необходимо удобное расписание, что не всегда возможно. 
Целью преподавания курса ОБЖ в школе, является формирование у школьников правильного понимания смысла жизни, своего места и роли в ней, овладение ими приемами и способами самосовершенствования и основами обеспечения безопасности жизнедеятельности, получение практических навыков поведения в сложных ситуациях, исходя из собственных сил и возможностей. 
Ожидаемые результаты: 
• улучшение качества обучения у ученика на основе использования новых информационных технологий; 
• изменения в методах и организационных формах работы учащихся; 
• готовность и способность учащихся эффективно работать в новой информационной среде; 
• формирование у школьников умения учиться, готовности и способности продуктивно работать в коллективе, решать задачи, взятые из реальной жизни); 
Задачи, стоящие перед учителем при внедрении компьютерных уроков: 
1) отработать механизмы совместной работы учителей информатики и учителя с целью проведения уроков с применением компьютерных технологий; 
2) подготовить учащихся к работе с программным обеспечением; 
3) подготовка и разработка необходимой информации, презентаций по ОБЖ (для учителей и учащихся); 
4) подготовить и внедрить на ПК необходимое программное обеспечение по ОБЖ. 
Рассмотрим пять основных дидактических функций компьютера в преподавании ОБЖ. 
Выполнение тестов, когда учащимся предлагаются ранжированные по трудности задания. 
Использование мультимедиа – проектора на уроках ОБЖ. 
Моделирование. Исследование, когда из числа предлагаемых вариантов ученик выбирает, аргументируя, собственное решение. 
Конечно, выполнение всех этих функций предполагает большой труд, как учителей, так и инженеров-программистов. Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, к тому же это - идеальная электронная доска. 
Можно сделать выводы, что использование информационных моделей даёт возможность учителю самому: 
самостоятельно разобрать материал, используя подсказки и текстовые справочники, расширить знания по справочникам; 
проводить контроль учащихся; 
составить индивидуальную программу обучения для каждого ученика; 
научить владеть эффективными готовыми программами, позволяющими решать очень разные задачи. 
Учащиеся самостоятельно ведут сбор и обработку материалов, необходимых для составления докладов, презентаций, сообщений на различные темы по ОБЖ. 
При изучении нового материала, объяснив некоторую порцию материала лекционно, после разъяснений учителя, учащиеся могут приступить к самостоятельной работе, выбрав необходимую тему. Большой наглядный материал, разборчивость, четкость изображения, разнообразное расположение текста на экране - все это увеличивает эффективность восприятия информации. Цветовой колорит программы соответствует ее функциональному назначению. Мною разработаны и подготовлены серии презентаций по курсу ОБЖ в 10-11 классах по темам: «Основы военной службы», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни», «Гражданская оборона», а в 5 классе дети с удовольствием смотрят презентации – памятки «Правила поведения при пожаре, при затоплении, при разрушении здания, при гололеде, при встрече с собакой» и т.д. 
К каждому ученику подхожу индивидуально в соответствии с уровнем его возможностей, а также уровнем подготовки по информатике. Ведь не у каждого ученика есть дома компьютер и интернет. Тесты, составленные с помощью программы «Assistеant» и «Конструктор тестов» позволяют оценить уровень подготовки учащегося сразу после проведения тестирования. Вопросы и ответы в тесте при следующем тестировании постоянно меняются местами. Тестирование проводится быстро, и компьютер беспристрастно оценивает знания учащихся. Тестирование с применением компьютера является одним из путей отхода от формализма в оценке результатов обучения. Потому что при тестировании учитывается, какие знания должны быть у ученика в конце обучения; есть инструмент для выявления результата обучения - компьютер; возможны его (теста) измерение и оценка, т. е. соотнесение с определенной шкалой. 
При изучении различных тем, когда ученик после знакомства с теорией начинает разбирать тестовые задания. При необходимости он может проверить ответ, или прочитать теорию. Ученик работает в своем темпе, и только освоив одно задание, перейдёт к другому. Форма организации обучения представляет собой индивидуальную работу с варьируемой степенью самостоятельности. Ученик знакомый с технологией работы на компьютере может работать и без учителя. 
В зависимости от цели обучения рассматриваются следующие виды учебной деятельности и применение различных видов тестирования. 
I уровень обучения - воспроизведение знаний с подсказкой (осознал, запомнил, воспроизвел). Возможна совместная деятельность учителя и ученика, а можно применить для оценки уровня знаний в начале обучения установочный тест; 
II уровень- воспроизведение знаний по образцу в знакомой ситуации, но без подсказки, самостоятельно, где проверяется усвоение знаний в течение обучения; 
III уровень- применение знаний в незнакомой ситуации, без предъявления алгоритма решения, где целью является определение трудностей обучения; речь идёт уже о применении диагностического теста, 
IV уровень - действия, для которых характерна проверка умений и навыков в конце обучения; итоговый тест в режиме экзамена. 
Тесты состоят из двух видов, различающихся по форме и способу предъявления их учащимся. В тестовых заданиях 1 вида требуется установить пропущенный текст – слова, которые заменены многоточием, при этом должно получиться истинное утверждение или правильная формулировка определения, правила. 
В тестовых заданиях 2 вида – необходимо выбрать правильный ответ из числа предложенных. Второй вид предусматривает применение учебного материала для решения практических задач. Различия применяемых видов действий связаны с характером деятельности по выполнению заданий, отражающих важные проявления результатов обучения. 
Тестирование обучающихся можно осуществлять с помощью таких программ, как конструктор тестов, генератор тестов, оn-line тестов. Эти программы для создания тестов, проведения тестирования для различных категорий обучаемых. Программы конструктор тестов и оn-line тестов дают возможность учителю создавать и использовать раздаточный материал для каждого учащегося на уроке, облегчая тем самым работу преподавателя. Программа генератор тестов позволяет учителю создавать множество карточек для проведения уроков, затем выпустить готовый материал через принтер. 
Часто информационные технологии называют компьютерными технологиями. Применение ИКТ на уроках реализуют одно из наиболее перспективных применений новых информационных технологий в преподавании и изучении предмета «ОБЖ», позволяют давать такие наиважнейшие понятия курса ОБЖ на более высоком уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами. 
Рассмотрим некоторые типы уроков с использованием информационных технологий. Компьютер на уроке ОБЖ может применяться в демонстрационном режиме, в индивидуальном режиме и в дистанционном, индивидуальном режиме. 
1. Использую компьютер в демонстрационном режиме: 
при объяснении нового материала, когда учителем демонстрируется через мультимедиа-проектор новый материал; 
при проверке домашнего задания, через мультимедиа-проектор; 
при работе над ошибками. 
2. Использование компьютера в индивидуальном режиме: 
при закреплении; 
при тренировке; 
при повторении; 
при контроле и т.д. 
3. Использую компьютер в дистанционном, индивидуальном режиме: 
в исследовательской деятельности; 
в проектной деятельности учащихся. 
Использование информационных технологий применяется в исследовательской деятельности учащихся. Дети создают проекты по ОБЖ. Проекты дают возможность развивать логическое, образное мышление обучаемых. Учащиеся 11 классов, после изучения на уроках информатики основы составления компьютерной презентации, собрали в интернете большой материал и подготовили свои проекты-презентации на тему: «Памятные даты воинской славы России». В ходе проведения военно-патриотического месячника учащимися при помощи интернета был собран материал о составе Вооруженных Сил Российской Федерации и оформлен альбом. 
Особой формой виртуального проектирования является презентация проекта. При проведении уроков презентаций особое внимание обращается на развитие способностей учащихся: формулировать проблемы, размышлять и рассуждать о своих действиях и оценивать их, ставить задачу самому себе, внятно и кратко разъяснять суть своей деятельности, делать выводы по результатам проделанной работы. Главная задача, которую ставит учитель перед собой, звучит так: “показать ученикам возможность использовать компьютер как средство обучения и развития”. Педагогами нашей школы накоплен немалый опыт по использованию информационных технологий на уроках информатики, экономики, истории, технологии, ОБЖ. 
Таким образом, мы видим, что ИКТ можно применять практически на каждом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках и при повторении. 
Использование современной вычислительной техники позволяет учителю повысить эффективность обучения, рационально использовать учебное время. 
ИКТ реализуют одно из наиболее перспективных применений новых информационных технологий в преподавании и изучении предмета. Они позволяют давать иллюстрации важнейших понятий курса ОБЖ на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения. В их основе заложено существенное повышение наглядности, активизации познавательной деятельности ученика, сочетания механизмов вербально – логического и образного мышления. Традиционные требования к учебным знаниям (запомнить, уметь воспроизвести) постепенно трансформируются в требования к базовым информационным умениям типа поиска знаний (уметь найти и применить). 
Задача учителя – правильно организовать эту работу. 
Использование компьютера на уроках ОБЖ способствует активной деятельности учащихся. Внутренняя формализованность работы компьютера, строгость в соблюдении “правил игры” с принципиальной познаваемостью этих правил способствует большей осознанности учебного процесса, повышают его интеллектуальный и логический уровень. Компьютер является как помощником, так и контролером на стадии тренировочных заданий. Огромное разнообразие ролей компьютера в учебном процессе в своей основе является сочетанием трех главных функций: компьютер как орудие, компьютер как партнер, компьютер как источник формирования обстановки. Он помогает в значительной степени учителю при проведении урока, делая его отношения с учениками более человечными. 
Во-первых, компьютер замыкает на себя большую часть контрольных функций и реакций на ошибки ученика. Ошибки, беспощадно фиксируемые компьютером, оказываются в значительной степени частным делом школьника. Учитель освобождается от необходимости выявлять слабые стороны в знаниях учащихся, его отношение к детям становятся более позитивными. 
Во-вторых, компьютер, вступая с учеником в партнерские отношения, освобождает учителя от необходимости поддерживать темп и тонус деятельности каждого обучаемого. Благодаря этому учитель получает больше возможностей видеть обстановку в классе в целом или уделять внимание отдельному ученику. Все это реализуется только в тех случаях, когда урок хорошо оснащен технически и методически обеспечен и сам учитель не принужденно и свободно владеет общими навыками работы за компьютером. Использование новых технологий дает возможность учителю вносить в учебный процесс новые разнообразные формы и методы, что делает урок более интересным. Однако чтобы подготовить урок с использованием компьютерных технологий, затрачивается много сил и времени для этого. Обучающиеся должны уметь работать с программой Microsoft Excel. Выполнение многообразных заданий не только дает возможность развить знания, умения, навыки, но и накопить необходимый опыт исследовательской деятельности. Чем выше творческая активность школьника, тем качественнее личность. 
Обучение в средней школе с использованием компьютера дает основные понятия: развивает творческое мышление школьников и формирует новый тип мышления направленный на выбор оптимальных решений; готовит школьников к практической деятельности; формирует навыки использования информационных технологий. 
Использование новых технологий дает возможность учителю вносить в учебный процесс новые разнообразные формы и методы, что делает урок более интересным. На уроках виден неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере. Ведь обычно урок ОБЖ, как и впрочем, любой другой, часто сводится лишь к «прохождению» программы. Причём преимущественно с использованием объяснительно – иллюстративного метода: делай как я (посмотри – повтори – запомни). 
Для проведения уроков на более высоком уровне с использованием информационных технологий необходима четкая организация проведения каждого этапа урока. Такой организации можно добиться при использовании на уроках алгоритмов каждого шага выполнения работы, так как учащиеся при работе с компьютерной средой не могут запомнить сразу все команды меню программы. Алгоритмы разрабатываются учителем и раздаются в начале урока. 
Наиболее эффективно наши учителя применяют ПК при мотивации введения нового понятия; демонстрации; моделировании; отработке определенных навыков и умений; контроле знаний; организации исследовательской деятельности учащихся; интегрировании предметов. Педагоги школы используют различные виды уроков с применением информационных технологий: уроки-беседы с использованием компьютера как наглядного средства; уроки постановки и проведения исследований; уроки практической работы; уроки-зачеты; интегрированные уроки и т.д. 
Возможное применение компьютерных технологий на уроках различных типов: 
1. Комбинированный урок. Использование проектора, CD-DVD дисков, обучающих программ, демонстрационных программ, Internet, моделирующих программ. 
2. Урок изучения нового материала. Использование проектора, CD- DVD дисков, обучающих программ, демонстрационных программ, Internet, моделирующих программ 
3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков. Использование обучающе-контролирующих программ, моделирующих систем. 
4. Урок обобщения и систематизации. Использование моделирующих систем. 
5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Использование программ с тестовыми системами. 
6. Урок лекция. Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возможности обычной лекции, демонстрировать учащимся красочные фотографии и рисунки, для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал. 
Таким образом, применение информационных технологий на уроках, дает возможность у учащихся развивать воображение, логическое мышление, овладеть практическими приемами. А главное - ИТ развивают способности читать информацию, позволяют формировать способность саморазвития и самообразования на современной компьютерной базе. 
На основании вышесказанного я пришел к выводу, что включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех - это горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга, что способствует интересу к ученью. 

Применение средств ИКТ на уроках ОБЖ
  • ОБЖ
Описание:

В настоящее время современные информационные технологии занимают все большее пространство, расширяются сферы их применения, ежедневно увеличивается объем накопленной информации.  Сегодня, для получения всего спектра информации, человеку достаточно выйти в Интернет. Особое влияние IT-технологии оказывают на наших детей. Ребенок ежедневно воспринимает мощный поток информации, получаемый из Интернет-источников,  СМИ, рекламы, электронных игр. Ученики средней школы являются уверенными пользователями ПК, и поэтому учителю, учитывая реалии дня, необходимо  использовать в обучении информационные коммуникационные технологии.

IT-технологии, применяемые в образовательном процессе, позволяют развить исследовательские способности учеников, повысить познавательный интерес и мотивацию к учению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся. Ребенок, владея современными компьютерными технологиями,  учится самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Автор Грекалов Николай Николаевич
Дата добавления 30.12.2014
Раздел ОБЖ
Подраздел
Просмотров 1014
Номер материала 17550
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓