Инфоурок Биология Другие методич. материалыПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

Скачать материал

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ  МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

Иванюк Ольга Анатольевна,

БОУ “Ермаковская СОШ”

 

   В настоящее время одной из ведущих тенденций развития естественно­научного образования является идея его гуманизации, которая предполагает необходимость создания в обучении условий для его самоопределения и самореализации как личности.

«...Важно подготовить учащихся, умеющих самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь...».[1]

Особое место в системе образования имеет вопрос об организации уроков в малокомплектной сельской школе. Малая наполняемость классов, свойственная большинству современных сельских школ, предъявляет особые требования к построению  учебного процесса. В малочисленных классах сильно выражается дифференциация учащихся, что приводит к снижению планки требований к знаниям и умениям учащихся. К тому же, совмещенные уроки в малочисленных  классах  порождают  свои  педагогические  проблемы.

      «...Современные технологии обучения призваны помочь учителю разрешить названые противоречия, помочь подготовить каждого ученика к самостоятельному овладению необходимой информацией и дать возможность приобрести практический опыт...». [2].

   Размышляя над вопросами обучения биологии в сдвоенном классе, я пришла к выводу, что более полезным и приемлемым будет опыт модульного обучения (технологии полного усвоения знаний). Она актуальна и важна тем, предполагая общую установку на то, что все ученики способны полностью усвоить необходимый учебный материал; а задача учителя  организовать учебный процесс так, чтобы дать ему такую возможность. Данная технология позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика на сдвоенном уроке. Такой подход подразумевает усвоение знаний в ходе самостоятельной активной познавательной деятельности каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей.

      Исходя из собственного опыта работы по использованию модульной технологии,  в процессе обучения стараюсь соблюдать следующие правила:

1.     Определять цель урока для учащегося;

2.     Тщательно отбирать учебный материал и приемы работы на уроке;

3.     Распределять этапы урока;

4.     Распечатывать модульный урок для каждого ученика;

5.     Заранее указывать список дополнительных источников знаний.

 

Результаты наблюдений показали, что на уроках активнее работают все учащиеся: и «слабые», и «сильные». Для слабоуспевающих ребят появляется возможность продвинуться вперед в получении новых знаний. Для «сильных» - возможность расширить свои знания, используя дополнительную литературу по предмету. Смена видов деятельности, а также выполнение учащимися заданий различного уровня сложности делают урок интересным, устраняют психологическую нагрузку, позволяют ребятам максимально реализовать себя на уроке.

Анализируя применение модульной технологии на уроке, могу отметить следующие результаты:

1.     Развитие познавательной активности на уроке в ходе самостоятельного изучения учеником новой темы;

2.     Освоение индивидуального темпа работы;

3.     Повышение самоорганизации учащихся и эффективности учебного процесса;

4.     Освобождение времени для работы с теми учащимися, которым нужна помощь.

       Мы воспитываем вовсе не примером, как принято считать, а отношением, собеседничеством, сотрудничеством. «...Привлекает и основная идея  технологии сотрудничества - создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко  овладевают материалом, другим требуется не только значительно больше времени для осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения...»[2].

 Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то создается ситуация, в которой каждый ученик отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет ученика равнодушным), но что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются спросить у сильных все не понятые ими вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь, слабые ученики, досконально разобрались в материале. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются проблемы. Развиваются личностные, волевые качества учеников, ответственность. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.

      При обучении в  сотрудничестве учитываю основные элементы:

       1. В группе обязательно должен быть один сильный и один слабый;

       2. Группы не должны быть постоянными;

         Для себя определяю следующую цель: обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его индивидуальных способностей, склонностей. На стенде помещается памятка работы в сотрудничестве:

1.  В совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все участники.

2.          Каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали, не
перебивая.

3.           Следует говорить так, чтобы тебя понимали, высказываться
непосредственно по теме, избегая лишней информации.

4.           Критикуются идеи, а не личности.

5.           Цель совместной деятельности заключается не в победе какой - либо
одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав
разные мнения по проблеме.

6.           Рефлексия прошедшего занятия, осмысление своих собственных
действий.

На уроке использую некоторые варианты обучения в сотрудничестве (“обучение в команде”, “учимся вместе”).

        «...В результате сочетания технологии полного усвоения знаний и технологии сотрудничества на сдвоенном уроке раскрывается личный потенциал каждого ученика, повышается интерес к предмету. Учащиеся получают навык общения, умения работать с дополнительной литературой, активно реализовать себя...». [2].

Всегда стоит помнить народную мудрость: «Учитель, подготовь учеников, чтобы было у кого потом учиться».

 

Литература

1.     Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: “5 за знания”, 2006.

2.      Селевко Г.К.  Современные образовательные технологии. М., 1998.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по переработке нефти и газа

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Размышления над вопросами обучения биологии в совмещенных   классах. 

Особое место в системе образования занимает вопрос об организации уроков в малокомплектной сельской школе. Малая наполняемость классов, свойственная большинству современных сельских школ, предъявляет особые требования к построению  учебного процесса. В малочисленных классах сильно выражается дифференциация учащихся, что приводит к снижению планки требований к знаниям и умениям учащихся. К тому же, совмещенные уроки в малочисленных  классах  порождают  свои  педагогические  проблемы.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 199 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по биологии 10-11 класс
  • Учебник: «Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.
  • Тема: Введение: роль биологии в формировании современной картине мира, практическое значение биологических знаний
  • 02.10.2020
  • 483
  • 9
«Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 31.12.2014 399
    • DOCX 55 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Иванюк Ольга Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Иванюк Ольга Анатольевна
    Иванюк Ольга Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6138
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 216 человек

Курс повышения квалификации

ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 359 человек

Курс повышения квалификации

Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Мини-курс

Методы анализа и прогнозирования по финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Технологии и анализ в медиакоммуникациях

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Самосовершенствование: шаги к личному росту и эмоциональному благополучию

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 253 человека из 61 региона
  • Этот курс уже прошли 67 человек