Главная / Биология / ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

Иванюк Ольга Анатольевна,

БОУ “Ермаковская СОШ”


В настоящее время одной из ведущих тенденций развития естественно­научного образования является идея его гуманизации, которая предполагает необходимость создания в обучении условий для его самоопределения и самореализации как личности.

«...Важно подготовить учащихся, умеющих самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь...».[1]

Особое место в системе образования имеет вопрос об организации уроков в малокомплектной сельской школе. Малая наполняемость классов, свойственная большинству современных сельских школ, предъявляет особые требования к построению учебного процесса. В малочисленных классах сильно выражается дифференциация учащихся, что приводит к снижению планки требований к знаниям и умениям учащихся. К тому же, совмещенные уроки в малочисленных классах порождают свои педагогические проблемы.

«...Современные технологии обучения призваны помочь учителю разрешить названые противоречия, помочь подготовить каждого ученика к самостоятельному овладению необходимой информацией и дать возможность приобрести практический опыт...». [2].

Размышляя над вопросами обучения биологии в сдвоенном классе, я пришла к выводу, что более полезным и приемлемым будет опыт модульного обучения (технологии полного усвоения знаний). Она актуальна и важна тем, предполагая общую установку на то, что все ученики способны полностью усвоить необходимый учебный материал; а задача учителя организовать учебный процесс так, чтобы дать ему такую возможность. Данная технология позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика на сдвоенном уроке. Такой подход подразумевает усвоение знаний в ходе самостоятельной активной познавательной деятельности каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей.

Исходя из собственного опыта работы по использованию модульной технологии, в процессе обучения стараюсь соблюдать следующие правила:

  1. Определять цель урока для учащегося;

  2. Тщательно отбирать учебный материал и приемы работы на уроке;

  3. Распределять этапы урока;

  4. Распечатывать модульный урок для каждого ученика;

  5. Заранее указывать список дополнительных источников знаний.


Результаты наблюдений показали, что на уроках активнее работают все учащиеся: и «слабые», и «сильные». Для слабоуспевающих ребят появляется возможность продвинуться вперед в получении новых знаний. Для «сильных» - возможность расширить свои знания, используя дополнительную литературу по предмету. Смена видов деятельности, а также выполнение учащимися заданий различного уровня сложности делают урок интересным, устраняют психологическую нагрузку, позволяют ребятам максимально реализовать себя на уроке.

Анализируя применение модульной технологии на уроке, могу отметить следующие результаты:

  1. Развитие познавательной активности на уроке в ходе самостоятельного изучения учеником новой темы;

  2. Освоение индивидуального темпа работы;

  3. Повышение самоорганизации учащихся и эффективности учебного процесса;

  4. Освобождение времени для работы с теми учащимися, которым нужна помощь.

Мы воспитываем вовсе не примером, как принято считать, а отношением, собеседничеством, сотрудничеством. «...Привлекает и основная идея технологии сотрудничества - создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают материалом, другим требуется не только значительно больше времени для осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения...»[2].

Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то создается ситуация, в которой каждый ученик отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет ученика равнодушным), но что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются спросить у сильных все не понятые ими вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь, слабые ученики, досконально разобрались в материале. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются проблемы. Развиваются личностные, волевые качества учеников, ответственность. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.

При обучении в сотрудничестве учитываю основные элементы:

1. В группе обязательно должен быть один сильный и один слабый;

2. Группы не должны быть постоянными;

Для себя определяю следующую цель: обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его индивидуальных способностей, склонностей. На стенде помещается памятка работы в сотрудничестве:

  1. В совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все участники.

  2. Каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали, не
    перебивая.

  3. Следует говорить так, чтобы тебя понимали, высказываться
    непосредственно по теме, избегая лишней информации.

  4. Критикуются идеи, а не личности.

  5. Цель совместной деятельности заключается не в победе какой - либо
    одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав
    разные мнения по проблеме.

  6. Рефлексия прошедшего занятия, осмысление своих собственных
    действий.

На уроке использую некоторые варианты обучения в сотрудничестве (“обучение в команде”, “учимся вместе”).

«...В результате сочетания технологии полного усвоения знаний и технологии сотрудничества на сдвоенном уроке раскрывается личный потенциал каждого ученика, повышается интерес к предмету. Учащиеся получают навык общения, умения работать с дополнительной литературой, активно реализовать себя...». [2].

Всегда стоит помнить народную мудрость: «Учитель, подготовь учеников, чтобы было у кого потом учиться».


Литература

  1. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: “5 за знания”, 2006.

  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.








ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ
  • Биология
Описание:

Размышления над вопросами обучения биологии в совмещенных   классах. 

Особое место в системе образования занимает вопрос об организации уроков в малокомплектной сельской школе. Малая наполняемость классов, свойственная большинству современных сельских школ, предъявляет особые требования к построению  учебного процесса. В малочисленных классах сильно выражается дифференциация учащихся, что приводит к снижению планки требований к знаниям и умениям учащихся. К тому же, совмещенные уроки в малочисленных  классах  порождают  свои  педагогические  проблемы.

 

 

Автор Иванюк Ольга Анатольевна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 528
Номер материала 18990
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓