Применение
системно - деятельностного подхода при обучении школьников математике
В
последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в
представлении о целях образования и путях их реализации. В документе о
приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации,
современное образование -«…это такое образование, благодаря которому человек
способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться». От признания
знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к
пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни,
готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные
задачи, уметь сотрудничать и работать в группе .
Таким
образом, в системе образования применяются методы, обеспечивающие становление
самостоятельной творческой учебной деятельности, направленных на решение
реальных жизненных задач. Развитие личностных качеств и способностей школьников
опирается на приобретение ими разнообразной деятельности: учебно- познавательной,
практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному,
практическому содержанию образования. В связи с этим становится актуальным
внедрение в процесс обучения технологий, которые способствовали бы формированию
и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески, самостоятельно.
Научить
детей учиться - главный тезис деятельностного подхода. Уметь учиться - это
значит понимать, чего я не знаю, самостоятельно справиться с затруднениями, получить
знания. Следовательно, усвоение содержания обучения и развитие ученика
происходит в процессе его собственной деятельности.
Деятельностный
подход в обучении - это реализация вывода психологической науки: знания
усваиваются субъектом и проявляются через его деятельность, процесс обучения
должен строится на постепенном усложнении содержания, способов, характера
деятельности учащихся.
В
школе математика служит опорным предметом для изучения сложных дисциплин, в
дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное
овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни. Более
того, каждый учитель понимает, что оттого насколько хорошо будет усвоен
материал, настолько и успешнее будет проходить не только обучение детей, но и
развитие ребят: умение мыслить, сравнивать, анализировать, контролировать,
оценивать.
В
настоящее время работаю по учебнику математика Образовательной системы «Школа
2100». Это учебник для детей, которые хотят открывать для себя новое, для взрослых,
которые хотят им помочь в этом,- словом, для тех, кто хочет быть успешным в
жизни. В учебнике заложен принцип управляемого перехода от деятельности в
учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Курс математики данной
системы построен на основе проблемно-диалогической технологии введения новых
знаний, а содержание учебника ведется в виде системы диалога.
В своей
работе на уроках математики стараюсь не давать детям знания в готовом виде, а
направляю их на поиск различных вариантов решения проблемы. Если дети открывают
на уроке что-то новое, значит цель урока достигнута. Одним из путей организации
учебной деятельности на уроке является постановка учебной задачи. Поставить
учебную задачу - значить помочь учащимся самим сформулировать либо тему урока,
либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему урока. Использую
три варианта постановки учебной проблемы на уроке.
1.
Создание
проблемной ситуации. (Самый сложный, но самый эффективный).
Предлагаю учащимся
вопрос или практическое задание на новый материал. У учащихся появляется
самостоятельность в выборе действий - каждый идет своим путем, возникают разные
мнения. Даю задание, невыполнимое вообще. Оно не получается, вызывая у ребенка
затруднение. Ввожу практические задания, с которыми ребенок до настоящего
момента не сталкивался, т.е. задание не похожее на предыдущее.
2.
Подводящий
к теме диалог.
3.
Сообщение
темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема.
Высшая степень проблемности присуща такой
учебной задаче, в которой ученик: сам формулирует проблему, сам находит
решение, решает, самоконтролирует правильность решения. Постоянное решение
таких учебных задач включает ученика в систематическую поисковую деятельность,
а само обучение превращается в проблемно-развивающее.
В своей практике
при постановке учебной задачи через проблемную ситуацию иногда сталкиваюсь с
двумя препятствиями:
1.
Ученики
справляются с заданием.
Тогда развертываю побуждающий диалог и
помогаю учащимся сформулировать тему. «Неужели решили? А я не ожидала! Ведь
примеры – то были новыми! Чем эти примеры не похожи на предыдущие?»
2.
Задание
дается фронтально всему классу и несколько человек с ним справлялись.
«Чуть позже мы посмотрим, как вы это
сделали. Но почему не решили остальные? Чем этот пример отличается от
остальных?» В громкой речи фиксируем, где и почему возникло затруднение.
Завершается этап сообщением детьми темы и целей урока.
На следующем этапе
осуществляется открытие детьми нового знания в результате наших совместных действий.
Учебная проблема поставлена и начинается поиск решения. Суть: помогаю ученикам
открыть новое знание. Здесь происходит выдвижение гипотезы и проверка гипотезы.
Ситуации бывают разные. Гипотезы выстраиваются друг за другом. Сначала
выдвигается и проверяется одна, потом - другая, и так до решающей. Такое
выдвижение гипотез называю последовательным. «Какие есть идеи?», « Вы
согласны?», «Как эту мысль проверить?». В другом случае гипотезы выдвигаются
все сразу, а только потом проверяются. Такое выдвижение гипотез называю
одновременным. «Какие есть догадки?», «Какие еще будут идеи?», «Кто думает
иначе?». Важно то, чтобы сначала детьми проверялись ошибочные гипотезы и
любая гипотеза была проверена.
На уроке случается
и такое, что первая выдвинутая гипотеза является решающей. В качестве
провокации предлагаю детям ошибочную. Ученик знает, когда он понимает материал
и может его воспроизвести. На своих уроках стараюсь, чтобы воспроизведение
знаний носило творческий характер. Это может быть схема, таблица, опорные
слова, алгоритм. Оценивание индивидуального творческого продукта проводится
через сравнение с результатом класса. «Вы согласны?», «Есть дополнения?»,
«Сравните с учебником». В результате появляется опорный сигнал, который
используется в дальнейшем.
На этапе
первичного закрепления использую возможности самого простого вида групповой
работы - работу в парах. Работа в паре выполняется по условным названием
«Ученик-учитель». Каждый играет роль то ученика, то учителя. Организуется
помощь сильными учащимися более слабым товарищам по классу. Такая работа
полезна обоим ученикам: « учителю» важно уметь объяснять качественно, понятно,
владеть алгоритмами решения тех или иных задач, основами теории, в конечном
итоге, научить. «Ученик» получает уникальную возможность понять непонятное,
подняться в своем уровне развития. Важно организовать работу так, чтобы ученик
в результате такой работы почувствовал собственный рост. Убеждена, что при
правильной организации и системности работы ученики приобретут не только опыт
конструктивного общения, сформируют коммуникативные навыки, но и приобретут
более качественные знания по предмету.
Результатом
использования деятельностного подхода на уроках математики является высокий
уровень познавательной активности, инициативность, самостоятельность,
индивидуальный поиск и творчество учащихся.
Учитель математики МБОУ «Оловяннинская
СОШ №235» Бондаренко Е.А.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.