Главная / Технология / Применение проектной технологии на уроках производственного обучения

Применение проектной технологии на уроках производственного обучения

Проектная технология – средство развития критического мышления

Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить”

Эдисон

В современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любой темы, он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую и на реальный конечный результат – продукт, изделие. Цель проекта – реалистичность достижения результата, раскрытие индивидуальных возможностей учащихся в освоении новых и применении полученных знаний. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать свои знания различных предметов и спецдисциплин, развитие критического мышления - умений прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов. Проекты позволяют формировать коммуникативные навыки (коммуникативную компетенцию) - способность к сотрудничеству, взаимодействию, умение обосновывать высказывания и воспринимать критику, проявлять инициативу, что очень важно, так как коммуникативные навыки востребованы сегодня на рынке труда, необходимы в любых сферах деятельности.


Классификация проектов

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей:

- по характеру результата (информационный и исследовательский проект, обзорный проект, продукционный проект, проект-инсценировка или организационный проект);

- по характеру доминирующей в проекте деятельности (практико-ориентированный проект, исследовательский проект, информационный проект, творческий проект, ролевой проект);

- по профилю знаний (монопроект, межпредметный проект);

- по характеру координации (с открытой координацией, со скрытой координацией);

-по уровню контактов (внутригрупповыми; внутриучилищными; региональными; межрегиональными; международными);

-по количеству участников (личностные; парные; групповые);

- по продолжительности (мини-проекты, краткосрочные, недельные, долгосрочные).

Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.

Групповой метод проектов имеет следующие правила и принципы:

  1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

  2. Команды не соревнуются.

  3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, потому что они вместе выполняют общее задание.

  4. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

  5. Ответственность за конечный результат несут все члены команды.

Форма урока по проектной технологии отличается от уроков в традиционном обучении. Учащиеся не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом. Урок требует тщательной подготовки.



Мастер должен:

- определить тему проекта;

- разработать проектное задание согласно учебного плана;

- определить участников проекта;

- контролировать выполнение;

- оценивать.


Требования к проектам:

I. Организационно – педагогические:

- логическое продолжение процесса овладения учебным материалом;

- комплексное отражение изученных вопросов и практических работ в течение учебного года.

II. Психолого – физиологические:

- соответствие уровню подготовки учащихся их индивидуальным физиологическим возможностям;

- обеспечение санитарно – гигиенических и безопасных условий труда.

III. Технико – экономические:

- соответствие материально – техническим возможностям учебных мастерских;

- использование рациональных технологий, экономичность, экологичность.


Цель проектной деятельности заключается в последовательности основных этапов от замысла до реализации.


Этапы проектов

I. Подготовительный этап:

1. Обоснование проблемы.

2. Выявление основных параметров.

II. Конструкторский этап:

  1. Поисково-исследовательская работа.

  2. Составление банка идей.

III. Технологический этап

  1. Выбор оптимального варианта.

  2. Составление технологических карт.

  3. Себестоимость, сравнительный экономический анализ.

  4. Оценка своей работы.

IV. Заключительный этап.

  1. Защита проекта.

  2. Воплощение проекта.

  3. Оценка проекта (конкурс проектов).

На I этапе мастер четко определяет проектное задание и требования к его выполнению и формирует группы с учетом психологической совместимости учащихся, при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний и слабый. Группа выполняет проект в целом, но каждый учащийся получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый учащейся активно включается в поиск новой необходимой для выполнения проекта информации. Практика использования метода проектов показывает, что в сотрудничестве учиться не только интереснее и легче, но и результативнее. Помочь друг другу, вместе решить трудное задание, разделить радость успеха – все это преимущества проектной технологии. Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося.

Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой мастера, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Позиция мастера: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; позиция мастера должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся. Технология сотрудничества – метод обучения, в малых группах позволяющий учащимся помимо изучения программного материала общаться в процессе выполнения задания, приобретать навыки работы в команде, развивать ключевые компетенции и самостоятельность, сообща отвечать за результат.

На II конструкторском этапе учащиеся проводят исследования, изучают имеющийся учебный материал, ищут новую информацию, анализируют варианты конструкций, подбирают материалы.

На III технологическом этапе учащиеся в содружестве с мастером осуществляют выбор и обоснование проекта, определяют оптимальный вариант конструкции, модели, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают инструкционные карты, выполняют технологические операции по подготовке поэтапных образцов, то есть прорабатывают проект и готовят его защиту с учетом экономических показателей. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными; появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала.

Выполнение творческого проекта завершается его защитой перед всей группой. Защита (презентация) стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, позволяет не только знакомить коллектив со своей работой, но и включать самооценку, помогает развивать способности отстаивать свои творческие идеи.

По проектной технологии проводился урок по теме «Обработка карманов в шве передних половинок женских брюк». Профессия портной - многогранна, сложна и очень интересна, портной – модельер, механик, конструктор, он должен начиная шить иметь представление о тканях, об их свойствах, о поведении их при раскрое, влажно – тепловой обработке и многое другое, о должен уметь выбрать модель в зависимости от типа фигуры заказчика и подобрать ткань, выбрать наиболее оптимальный метод обработки.

На уроках п/о и специальной технологии учащиеся изучили обработку женских брюк, поэтому двум командам было дано домашнее проектное задание: на основе обработки кармана с отрезным бочком в шве передних половинок брюк разработать и представить проект альтернативного способа обработки кармана в женских брюках.

Задача учащихся – защитить свой командный проект и все действия должны быть направлены на успех команды, взаимопомощь друг другу. В команде были модельер, конструктор, технолог. Каждая команда представила презентацию своего метода обработки кармана в шве передних половинок, с учетом модели. При подготовке уроку учащиеся изучили большой объем специальной учебной литературы, просмотрели иллюстрации и фотографии, работали с журналами мод, и только после этого выбрали рациональный метод обработки кармана в зависимости от модели и ткани, а также обосновали свой выбор. Это дало учащимся возможность убедиться в тесной связи спецпредметов: технологии, материаловедения, конструирования, моделирования между собой и их влиянии на практическое изготовление изделия, то есть связи теории и практики.

На уроке были рассмотрены требования, предъявляемые к качеству готового узла, возможные дефекты обработки, меры их предупреждение и устранения. Повторение пройденного материала и закрепление нового материала проводилось в игровой форме – игра «Найди ошибку», «Вставь пропущенное слово». На уроке учащиеся выполняли обработку кармана в шве передних половинок брюк двумя способами. По окончании работы учащиеся внесли свои предложения по оптимизации предложенного метода обработки. Также в каждой команде работали контролеры качества, в конце занятия они подвели итоги работы, заполнили дефектные листы, а также работали инспектора по ТБ, они подвели итоги работы. Рассматривая проекты команд, учащиеся на уроке изучили 2 новых способа обработки воротников вместо одного, что позволило им углубить и расширить свои знания. В конце занятии учащиеся пришли к выводу - чтобы стать профессионалом нужно много учиться, не останавливаться на достигнутом, без знаний не возможно сшить красивую, модную вещь. Полученные знания и практические навыки будут необходимы для дальнейшей профессиональной деятельности.

Имея опыт групповой проектной деятельности учащиеся могут перейти к индивидуальной, как более сложной, так как каждый учащийся должен выполнить личный главный проект, касающийся их будущей профессиональной деятельности – дипломный проект.

Применение проектной деятельности на уроках производственного обучения позволяет учащимся полноценно осмыслить и освоить профессиональные компетенции, сформировать общие компетенции по профессии, формирует самостоятельность и инициативность ребят. Если выпускник колледжа приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Умение применять разнообразные знания в практической деятельности – основа развития профессиональной компетентности.


Управление образования акимата Западно-Казахстанской области

ГККП «Технологический колледж»




Рассмотрено на заседании

предметно-цикловой комиссии

Руководитель ПЦК

____ Суюнова Г.С.

Протокол № __от « » 2014г






ДОКЛАД

Тема: «Применение проектной технологии на уроках производственного обучения»


Разработала – мастер производственного обучения высшей категории

Титоренко С.И.











Уральск – 2014 г




Применение проектной технологии на уроках производственного обучения
  • Технология
Описание:

Проектная технология – средство развития критического мышления

“Важнейшая задача цивилизации –  научить человека мыслить”

Эдисон

    В  современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

    Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любой темы, он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся  - индивидуальную, парную, групповую и на реальный  конечный результат – продукт, изделие. Цель проекта – реалистичность достижения результата, раскрытие  индивидуальных возможностей учащихся в освоении новых и применении полученных знаний.  В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать свои знания различных предметов и спецдисциплин, развитие критического мышления -  умений прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.  Проекты позволяют формировать коммуникативные навыки (коммуникативную компетенцию) - способность к сотрудничеству, взаимодействию, умение обосновывать высказывания и воспринимать критику, проявлять инициативу, что очень важно, так как коммуникативные навыки востребованы сегодня на рынке труда, необходимы в любых сферах деятельности.  

 

  Классификация проектов

     Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей:

- по характеру результата (информационный и исследовательский проект, обзорный проект, продукционный проект, проект-инсценировка или организационный проект);

-  по характеру доминирующей в проекте деятельности (практико-ориентированный проект, исследовательский проект, информационный проект, творческий проект, ролевой проект);

- по профилю знаний (монопроект, межпредметный проект);

- по характеру координации (с открытой координацией, со скрытой координацией);

-по уровню контактов (внутригрупповыми; внутриучилищными; региональными; межрегиональными; международными);

-по количеству участников (личностные; парные; групповые);

- по продолжительности (мини-проекты, краткосрочные, недельные, долгосрочные). 

Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.

Групповой метод проектов имеет следующие правила и принципы:

1.    В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2.    Команды не соревнуются.

3.    Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, потому что они вместе выполняют общее задание.

4.    Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

5.    Ответственность за конечный результат несут все члены команды.

     Форма урока по проектной  технологии отличается от уроков в традиционном  обучении. Учащиеся  не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом. Урок требует тщательной подготовки.

 

 

Мастер должен: 

 - определить тему проекта;

- разработать проектное задание согласно учебного плана;

- определить участников проекта;

- контролировать выполнение;

- оценивать.

 

Требования к проектам:

I. Организационно – педагогические:

   - логическое продолжение процесса овладения учебным материалом;

   - комплексное отражение изученных вопросов и практических работ в  течение учебного года.

II. Психолого – физиологические:

     - соответствие уровню подготовки учащихся их индивидуальным        физиологическим возможностям;

     - обеспечение санитарно – гигиенических и безопасных условий труда.

III. Технико – экономические:

      - соответствие материально – техническим возможностям учебных    мастерских;

      - использование рациональных технологий, экономичность, экологичность.

 

    Цель проектной деятельности заключается в последовательности основных этапов от замысла до реализации.

 

Этапы проектов

I. Подготовительный этап:

            1. Обоснование проблемы.

            2. Выявление основных параметров.

II. Конструкторский этап:

1.      Поисково-исследовательская работа.

2.       Составление банка идей.

III. Технологический этап

1.       Выбор оптимального варианта.

2.       Составление технологических карт.

3.       Себестоимость, сравнительный экономический анализ.

4.       Оценка своей работы.

IV. Заключительный этап.

1.      Защита проекта.

2.      Воплощение проекта.

3.      Оценка проекта (конкурс проектов).

     На I этапе мастер четко определяет проектное задание и требования к его выполнению и формирует группы с учетом психологической совместимости учащихся, при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний и слабый.  Группа выполняет проект в целом, но каждый учащийся получает самостоятельный участок работы в проекте.  В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый учащейся  активно включается в поиск новой необходимой для выполнения проекта  информации. Практика использования метода проектов показывает, что в сотрудничестве учиться не только интереснее и легче, но и результативнее. Помочь друг другу, вместе решить трудное задание, разделить радость успеха – все это преимущества проектной технологии. Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося.

  Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой мастера, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Позиция мастера: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; позиция мастера  должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся. Технология сотрудничества – метод обучения, в малых группах позволяющий учащимся помимо изучения программного материала общаться в процессе выполнения задания, приобретать навыки работы в команде, развивать ключевые компетенции и самостоятельность, сообща отвечать за результат.

     На II конструкторском этапе учащиеся проводят исследования, изучают имеющийся учебный материал, ищут новую информацию, анализируют варианты конструкций, подбирают материалы.

    На III технологическом этапе учащиеся в содружестве с мастером осуществляют выбор и обоснование проекта, определяют оптимальный вариант конструкции, модели, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают инструкционные карты, выполняют технологические операции по подготовке поэтапных образцов, то есть прорабатывают проект и готовят его защиту с учетом экономических показателей. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными;  появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала.                                                                                      

      Выполнение творческого проекта завершается его защитой перед всей группой. Защита (презентация) стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, позволяет не только знакомить коллектив со своей работой, но и включать самооценку, помогает развивать способности отстаивать свои творческие идеи.

     По проектной технологии проводился урок по теме «Обработка карманов в шве передних половинок женских брюк».     Профессия    портной -  многогранна, сложна и очень интересна, портной – модельер, механик, конструктор, он должен начиная шить иметь представление о тканях, об их свойствах, о поведении их при раскрое, влажно – тепловой обработке и многое   другое, о должен уметь выбрать модель в зависимости от типа фигуры заказчика и подобрать ткань, выбрать  наиболее оптимальный метод обработки.

     На уроках  п/о и специальной технологии учащиеся  изучили обработку женских брюк, поэтому двум командам было дано домашнее проектное задание: на основе обработки кармана с отрезным бочком в шве передних половинок брюк разработать и представить проект  альтернативного способа обработки кармана в женских брюках.

     Задача учащихся – защитить свой командный проект и все  действия  должны быть   направлены на успех команды, взаимопомощь друг другу. В  команде были модельер,  конструктор, технолог. Каждая команда  представила презентацию своего метода обработки кармана в шве передних половинок, с учетом модели.  При подготовке уроку учащиеся изучилибольшой объем специальной учебной литературы, просмотрели  иллюстрации и фотографии, работали с журналами мод, и только  после этого выбрали рациональный метод обработки кармана в зависимости от модели и ткани, а также обосновали свой выбор. Это дало учащимся возможность убедиться в тесной связи спецпредметов: технологии, материаловедения, конструирования, моделирования между собой и их влиянии на практическое изготовление изделия, то есть связи теории и практики.

    На уроке были рассмотрены требования, предъявляемые к качеству готового узла, возможные дефекты обработки, меры их предупреждение и устранения. Повторение пройденного материала и закрепление нового материала проводилось в игровой форме – игра «Найди ошибку»,  «Вставь пропущенное слово». На уроке учащиеся выполняли обработку кармана в шве передних половинок брюк двумя способами.  По окончании работы учащиеся   внесли свои предложения по оптимизации предложенного метода обработки. Также в каждой команде работали контролеры качества, в конце занятия они подвели итоги работы, заполнили дефектные листы, а также работали инспектора по ТБ, они подвели итоги работы.Рассматривая проекты команд, учащиеся на уроке изучили 2 новых способа обработки воротников вместо одного, что позволило им углубить и расширить свои знания. В конце занятии учащиеся пришли к выводу -  чтобы стать профессионалом  нужно много учиться, не останавливаться на достигнутом, без знаний не возможно сшить красивую, модную вещь.   Полученные знания и практические навыки будут необходимы для  дальнейшей профессиональной деятельности.

    Имея опыт групповой проектной деятельности  учащиеся могут  перейти к индивидуальной, как более сложной, так как каждый учащийся должен выполнить личный  главный проект, касающийся их будущей профессиональной деятельности – дипломный проект.

     Применение проектной деятельности на уроках производственного обучения позволяет учащимся полноценно осмыслить и освоить профессиональные компетенции, сформировать общие компетенции по профессии,  формирует самостоятельность и инициативность ребят. Если выпускник колледжа  приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.      Умение применять разнообразные знания в практической деятельности – основа развития профессиональной компетентности.

 

 

Автор Титоренко Светлана Ивановна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 988
Номер материала 44104
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓