Инфоурок Физика Другие методич. материалыПрименение проблемного метода при выполнении лабораторной работы

Применение проблемного метода при выполнении лабораторной работы

Скачать материал

Применение проблемного метода

Н.Н. Марынич, учитель физики

Бахчисарайской СОШ № 4

 

Неотъемлемой частью обучения и воспитания учащихся  в школе являются лабораторные работы. При правильной и эф­фективной организации занятий лабораторные работы помо­гают уяснить физический смысл изучаемого материала, прививают практические навыки, учат применять теоретический материал к анализу конкретных физических явлений. Для повышения уровня подготовки специалистов предлагаемый в этой статье проблемный метод проведения лабораторных работ более эффективен, чем традиционный. Он позволяет повышать активность учащихся на всех этапах учебного занятия.

Для эффективного и результативного занятия, а также всего учебно-воспитательного процесса, зависящих в определенной степени от деятельности, как  учителя, так и учащегося, требуется: наличие у учащегося интереса к занятию и к учебному предмету: активность и работоспособность на разных этапах занятия: наличие навыков самостоятельной работы; умение вычленять ведущие идеи в учебном материале; аналитическое мышление, благодаря которому учащийся сможет планировать свой ответ или ход решения задачи; умение анализировать и оценивать итоги своей деятельности и деятельности своих товарищей.

Немаловажны также организация и темп учебной деятельности учащихся на занятии, и формирование навыка такой деятельности. Культура труда на занятии, предполага­ющая определенный навык работы учащихся с наглядными и демонстрационными пособиями, их умение работать со специальным инструментом и приспособлениями; развитие речи, письменных графических умений и навыков и т. д.

Как показывают результаты проведенных исследований, учитель вследствие большой информационной загру­женности занятия и уверенности в том, что он сам расскажет материал лучше, быстрее и четче, часто основное время занятия берет на себя. Этот недостаток устраняется при организации проблемных ситуаций, когда в их обсуж­дение активно включается вся (или почти вся) группа учащихся.

Реализация этих требований при проведении лабора­торных работ традиционным методом по готовой инструкции крайне низка. На самом деле, инструкция для проведения лабораторной работы — это алгоритм, который обязательно приведет исполнителя к конечному результату при условии правильного исполнения каждого его пункта. Таким образом, в традиционном методе просматривается совокупность догматического и объяснительного типов обучения. «Име­ются многочисленные свидетельства того,— пишет извест­ный исследователь учебного процесса Н.Н. Скаткин, — что господствующий у нас тип учебного процесса способствовал, а в значительной мере и сейчас продолжает способствовать подготовке пассивных исполнителей. Этот тип обучения пришел в резкое противо­речие с потребностями общественного развития».

К числу недостатков такого типа обучения следует отнести: сравнительно высокую активность  учителя и невысокую   активность учащихся;  трудность управления познавательным процес­сом в ходе обучения.

Обучение, как известно, является двусторонним про­цессом. Оно — единство преподавания и учения. Развитие человека происходит в результате собственной деятель­ности, и потому основой обучения является, и что не раз подчеркивали наши психологи, не преподавание, а учение. Основная роль учителя не столько в выдаче учащемуся новой информации, что с успехом может сделать и техническое устройство, сколько в правильной организации учебного процесса, управлении познавательной деятель­ности учащегося.

Проблемный метод проведения лабораторных работ позволяет управлять познавательной деятельностью учащихся. Главное в этом методе заключается в том, что учитель проводит обучаемого по пути, по которому шел исследователь. Он может помочь учащемуся открыть то, что уже открыто, и это открытие уч - ся будет продуктом его мыслительной деятельности. Проходя по этому пути, учащийся напряженно мыслит при решении проблемы, утверждает свои возможности как первооткрывателя, еще раз познает радость творчества и, конечно же, усваивает эту информацию, которая является объектом его действия.

Для того,  чтобы решить проблему в учебном процессе, надо создать проблемную ситуацию. Проблемная ситуация — это совокупность условий, мотивирующих деятельность учащихся на решение учебной проблемы.

Опыт показывает, что реализация перечисленных типов проблемных ситуаций при проведении лабораторных работ нетрадиционным проблемным методом не вызывает затруд­нений, но при этом необходимы следующие моменты подготовительной работы с учащимися:

·        Знакомство и усвоение правил коллективной мыслительной деятельности (четкая формулировка мысли; прием мысли без искажения; персональная ответственность каждого за обнаружение разрыва и др.).

·        Формирование подгрупп, внутри которых идет первичное обсуждение проблемы.

·        Участие всех учащихся в обсуждении этой проблемы
по истечении времени, отведенного для обсуждения по подгруппам.

·        Знакомство учащихся с понятием алгоритма и его основными свойствами.

·        Заблаговременное оповещение учащихся о прове­дении лабораторной работы, ее названии, цели и методе проведения.

Не сразу и не все учащиеся становятся активными участниками мыслительной деятельности на занятии. Необходимо время, чтобы они осознали и оценили этот метод и его преимущества (одна, две выполненные работы).

Рассмотрим преимущества проблемного метода перед традиционным на конкретном примере.

Выполнение лабо­раторной работы «Определение удельного сопротивления», где в качестве исследуемого проводника применяется провод реостата. Эта работа  всегда вызывала затруднение у учащихся и поэтому уч- ся  не укладывались в отведенное для проведения лабораторной работы время, плохо осоз­навали то, что предписывала инструкция. Совсем другой результат достигается при использовании проблемного метода. Уч-ся, придя в кабинет физики, видят на своих столах только реостаты, знают название работы и ее цель. Учитель еще раз объявляет цель работы и для проверки подготовленности учащихся по данной теме проводит    фронтальный    опрос,    формулируя     проблему приблизительно в следующих вопросах:

·        Что называется электрическим сопротивлением?

·        Какой физический смысл электрического сопротивления?

·        От чего зависит величина электрического сопротивления?

·        Что называется удельным сопротивлением?

·        Какие вы знаете единицы измерения удельного сопротивления?

·        Как измерить площадь попереч­ного сечения проводника?

·        Как измерить длину окруж­ности?

При этом все расчетные формулы по ходу опроса учащиеся записывают на доске и в свои тетради. После опроса учитель формирует проблему первого этапа:

·      какое необходимо иметь оборудование для определения удельного сопротивления проводника, из которого изготов­лен реостат, не проводя в нем конструктивных изме­рений?

Все учащиеся по подгруппам приступают к решению данной проблемы. Если в процессе уже группового обсуждения создается тупиковая ситуация, необходимо воспользоваться подсказкой, которая в проблемном обу­чении дает учащимся информацию в ходе решения проблемы. На основе анализа расчетной формулы учащиеся приходят к выводу, что для определения удельного сопротивления необходимо измерить сопро­тивление реостата и его длину. Для измерения сопротивления реостата необходимо иметь амперметр, вольтметр, источник тока, соединительные провода, схему их соединения. Схема включения приборов предлагается также учащимися. Собрав схему, с помощью закона Ома получают величину сопротивления реостата.  Для измерения площади поперечного сечения провода необ­ходим штангенциркуль, с помощью которого измеряют длину обмотки реостата и просчитывают число витков. Зная длину обмотки реостата  и число витков, определяют диаметр провода, а затем площадь поперечного сечения провода. Остается определить длину провода реостата. Теперь уже решение этой проблемы не вызывает у учащихся затруднений и они предлагают измерить штангенциркулем диаметр одного витка реостата, определить длину этого витка и умножить на число витков.

Затем учитель формулирует задачу второго этапа:

составить алгоритм выполнения данной работы.

Зная требования, предъявляемые к алгоритму, учащиеся по подгруппам приступают к его составлению. На всех этапах обсуждения проблем необходимо поддерживать дух сорев­нования между подгруппами, создать доброжелательную, творческую обстановку. В процессе группового обсуждения предложенных алгоритмов необходимо строго следить за выполнением правил составления алгоритма, требуя неод­нократного повторения каждой команды алгоритма, обсуж­дая его со всех сторон и остановившись на лучшем, записать его. В результате за 25—30 минут каждый учащийся, осознав содержание и цель работы, готов к выполнению и справляется с заданием, делая все осознанно. Соответст­вующие расчеты проводятся с помощью калькулято­ров. На выполнение работы и расчетов уходит еще 25—30 минут. Таким образом, остается время для оформления отчета, что было невозможно при традиционном выполнении работы.

Наглядно видны большие преимущества проблемно­го метода проведения лабораторных работ по физике при условии методически грамотной организации подго­товительной работы и наш опыт позволяет рекомендовать этот метод для широкого использования в учебном процессе.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Применение проблемного метода при выполнении лабораторной работы"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор дома творчества

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Применение проблемного метода

Н.Н. Марынич, учитель физики

Бахчисарайской СОШ № 4

 

Неотъемлемой частью обучения и воспитания учащихся  в школе являются лабораторные работы. При правильной и эф­фективной организации занятий лабораторные работы помо­гают уяснить физический смысл изучаемого материала, прививают практические навыки, учат применять теоретический материал к анализу конкретных физических явлений. Для повышения уровня подготовки специалистов предлагаемый в этой статье проблемный метод проведения лабораторных работ более эффективен, чем традиционный. Он позволяет повышать активность учащихся на всех этапах учебного занятия.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 985 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.12.2014 629
    • DOCX 44 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Марынич Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Марынич Наталья Николаевна
    Марынич Наталья Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 13597
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Физика")

Учитель физики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 21 региона

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по физике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 33 регионов

Курс повышения квалификации

ЕГЭ по физике: методика решения задач

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 116 человек из 44 регионов

Мини-курс

Комплексный подход к работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические аспекты развития и состояния личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Художественная гимнастика: углубленная физическая подготовка

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе