Главная / Начальные классы / Применение проблемно – диалогического метода обучения на уроках чтения.

Применение проблемно – диалогического метода обучения на уроках чтения.

МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №2 имени Н.А.Заболоцкого»





Применение проблемно – диалогического метода обучения на уроках чтения.



























Учитель начальных классов

МОУ «Сернурская средняя(полная)

общеобразовательная школа №2

им. Н.А.Заболоцкого»

Габдрахманова Г.М.

Применение проблемно – диалогического метода обучения на уроках чтения.

Образование сегодня – это воспитание личности со свободным, критичным, независимым, творческим и ответственным перед собой и миром мышлением, воспитание интеллигентного человека, открытого к диалогу, способного к духовному саморазвитию.  Современное  образование должно стать процессом личностного развития. Задача педагога – не просто преподавать свой предмет, а развивать личность каждого ребёнка. Конечная цель образования и педагогики – это помочь человеку стать самим собой, помочь в наиболее полном раскрытии его возможностей. Я работаю по программе «Школа 2100». Главная идея образовательной системы "Школа 2100" – ориентированность на личность, на формирование ученика как самостоятельно мыслящего человека. Именно поэтому я предпочла образовательную программу «Школа 2100» и на личном опыте убедилась в результативности проблемно-диалогического обучения.



Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной деятельности. Достигается понимание учениками материала, так как до всего каждый додумался сам. Технология проблемно – диалогического обучения помогает формированию у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий. Это умение вести диалог, понимать точку зрения другого, извлекать информацию, данную в неявном виде, умение формулировать высказывание. Технология проблемно - диалогического обучения позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать их творческие способности.



Моя задача – предоставить каждому ученику возможность реализовать свой творческий потенциал, а также создать условия для формирования личности, способной к самооценке, самоутверждению, самоконтролю. На своих уроках я не даю знания в готовом виде, а применяю  проблемно-диалогическую технологию, которая принципиально меняет роль учащихся на уроке. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, следовательно, их деятельность  можно отнести к творческому типу.

Технология постановки учебной проблемы

    Поставить «учебную проблему» значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.





     В своей практике я использую три основных метода постановки учебной проблемы:

·        побуждающий от проблемной ситуации диалог;

·        подводящий к теме диалог;

·      формулирование темы с мотивирующим приемом.

      Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий.

 

 1) создание проблемной ситуации;

 2) побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

 3) побуждение к формированию учебной проблемы;

 4) принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

-Постановка учебной проблемы. Этап формулирования темы урока или вопроса для исследования

-Поиск решения этой проблемы. Этап формулирования нового знания. И постановку учебной проблемы, и поиск ее решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенном учителем диалога. На этом этапе подвожу класс к формулированию темы, выстраиваю логическую цепочку вопросов к новому знанию и подвожу к открытию.

-Обсуждение гипотез и сравнение полученных выводов с научными истинами. Сравниваем свои выводы с текстом учебника или рассказом учителя.

-Поиск и составление графического плана – опоры.

  В Букваре Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В. в разделе «Говорим, рассказываем» 10 тем, на которых возможно введение нового знания с применением проблемно – диалогического метода, а именно:

 1.Слово. Слова-названия. Схемы слов.

 2.Знакомство с предложением.

 3.Текст.

 4.Звуки речи и неречевые звуки.

 5.Гласные звуки.

 6.Слогообразующая роль гласных звуков.

 7.Ударение.

 8.Согласные звуки.

 9.Твёрдые и мягкие согласные звуки.

 10.Звонкие и глухие согласные звуки.





Тема: Слово. Слова-названия. Схемы слов.

 - Посмотрите на картинки на с.6-7.Что здесь изображено?

 -Попугай, земляника, шишки, васильки, дятел, воробей, гусеница, бабочка, гриб, лиса, козёл, медведь, ель, ёжик.

 - Запишите слова-названия предметов.

 (Возникает затруднение)

 - Вы смогли выполнить задание?

 - Нет. Мы не умеем писать.

 Что вызвало затруднение?

 - Какой возникает вопрос?

 - Как записать слова-названия, если мы ещё не умеем писать?

 



Тема: Знакомство с предложением.

 Проблемная ситуация с удивлением: столкнуть мнения учеников практическим заданием или вопросом.

 - Откройте учебник на с.8. Что вы видите на рисунке?

 - Это лес.

 - Сколько слов вы произнесли?

 - Два слова.

 - С их помощью мы выразили мысль. Это предложение. Сколько слов в предложении?

 - Два слова.

 - Составьте предложение о белке.

 - Белка держит гриб.

 - Как мы записывали слова?

 - С помощью схем.

 - Запишите первое предложение.

 ________ _________

 - Запишите второе предложение.

 ________ _________ __________

 - Я тоже составила по картинке несколько предложений. Посмотрите:

 _____ ______ ______ ______ _____ ______

 - Как вы думаете, сколько предложений я составила?

 - 1,2,3,4?

 - Сколько в классе мнений? Почему? Чего мы ещё не знаем?

 - Не знаем, сколько слов в предложении, какие предложения вы составили.

 - Какой возникает вопрос?

 - Как записать предложение?

 Тема : Текст

 Проблемная ситуация с удивлением. Прием: столкнуть мнения учащихся практическим заданием или вопросом.

 - Совунья поручила Крошу найти на её столе листочек с текстом и принести ей. Крош нашёл на столе два листочка, на которых были такие записи (См. с. 13 Букваря).

 Какой листочек нужно взять Крошу?

 (Мнения учащихся разделяются)

 - Сколько в классе мнений? Почему? Чего мы не знаем?

 - Два, потому что мы не знаем, на каком листочке текст.

 - Какой возникает вопрос?

 - Что такое текст?





 Тема: Звуки речи и неречевые звуки.

 Проблемная ситуация с затруднением. Приём: дать практическое задание, не выполнимое вообще.

 - Откройте Букварь на с.14. Рассмотрите картинки. Составьте предложения по этим картинкам.

 - Какие звуки мы можем услышать?

 - Кукареку. Гав-гав. Мяу. И т.д.

 - Могут ли разговаривать петух, собака, дождь?

 - Да.

 - Послушайте эти звуки. (включаю фонограмму неречевых звуков)

 - Попробуйте из этих звуков сделать слова.

 (Возникает затруднение)

 - Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?

 - Не смогли. Не можем сделать из этих звуков слова.

 - Какой возникает вопрос?

 - Почему из этих звуков нельзя сделать слова? Из каких звуков можно составить слова?





 Тема: Слогообразующая роль гласных звуков.

 Проблемная ситуация с удивлением. Приём: столкнуть мнения учеников практическим заданием или вопросом.

 Крош и Нюша изучали в школе тему «Слоги». Учитель Лосяш дал им задание: начертить схему слова ЖИРАФ, обозначить гласные звуки и разделить на слоги. Вот что у них получилось.

 НЮША (схема из двух слогов с двумя гласными)

 ЁЖИК (схема их трёх слогов с двумя гласными)

 - Как вы думаете, кто правильно составил схему?

 (Мнения разделяются)

 - Сколько в классе мнений? Почему? Чего мы ещё не знаем?

 - Два мнения, потому что мы не знаем, как проверить, кто прав.

 - Какой возникает вопрос?

 Как проверить, правильно ли разделили слово на слоги?





 Тема: Ударение.

 Проблемная ситуация с удивлением. Приём: столкнуть мнения учеников практическим заданием или вопросом.

 - Ребята, к нам на урок сегодня пришли мультипликационные герои: Нюша, Лосяш и Кар-Карыч. Кар-Карыч попросил Нюшу и Лосяша записать их имена. Посмотрите, что у них получилось:

 (на доске две абсолютно одинаковые схемы)

 (Удивление)

 - Где записано Нюша, а где Лосяш?

 (Мнения разделяются)

 - Сколько в классе мнений? Почему не смогли определить, где чьё имя?

 - Два мнения. Схемы слов одинаковые.

 - Чего мы не знаем?

 - Как различать схемы слов.

 - Какой вопрос возникает?

 - Как, не умея записывать буквы, можно различить схемы слов Нюша и Лосяш?

 Тема: Согласные звуки.

 Проблемная ситуация с удивлением. Приём: одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения.

 - Сколько слов в русском языке?

- Много.

 - Из чего состоят слова?

 -Слова состоят из звуков.

 - Какие гласные звуки вы знаете?

 - а, о, у, ы, и, э.

 - Почему они называются гласными?

 - Состоят из голоса, поются, тянутся.

 - Сыграем в игру Кто больше?.

 Вам нужно в парах составить слова из гласных звуков. Кто больше составит, та пара и победила.

 (Работают в парах, составляют слова, а затем выступают.)

 - Много получилось у вас слов?

 -Мало.

 - Что интересного вы заметили?

 -В русском языке слов много, а у нас получилось мало.

 - Какой возникает вопрос?

 - Почему из гласных звуков получается мало слов? Из каких звуков тогда получаются остальные слова?





 Создание проблемных ситуаций на уроках в 1 классе будет способствовать:

 1)Развитию познавательных способностей учащихся;

 2)умению отличать новое от уже известного с помощью учителя;

 3)Осознанию детьми противоречий и необходимости нового знания;

 4)Развитию умений у учащихся формулировать проблему в виде вопроса или темы урока.

 5)Способствует созданию мотивации

Технология проблемно – диалогического обучения помогает формированию у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий. Это умение вести диалог, понимать точку зрения другого, извлекать информацию, данную в неявном виде, умение формулировать высказывание. Коммуникативные универсальные учебные действия я формирую у учащихся с помощью заданий, нацеленных на организацию общения в паре или группе.



Проблемный урок создаёт ситуацию успеха ученика на уроке. Я обучаю учащихся решать проблемные ситуации, т.е. столкновения с противоречием. При этом учащиеся испытывают острое чувство удивления или затруднения, которое заставляет их выполнить конкретную работу: осознать противоречие  и сформулировать вопрос. Я учу  детей  задавать вопросы, выдвигать гипотезы, задавать темы и цели урока самостоятельно. Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.







Использованные ресурсы:

Применение проблемно – диалогического метода обучения на уроках чтения.
  • Начальные классы
Описание:

Этот материал предназначен для учителей начальной школы. Здесь можно найти технологию проблемно – диалогического метода и как его использовать на уроках чтения в 1 классе.     В своей практике я использую три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог;  подводящий к теме диалог; формулирование темы с мотивирующим приемом. Об этом идет речь  в данной статье.Технология проблемно – диалогического обучения помогает формированию у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий. Это умение вести диалог, понимать точку зрения другого, извлекать информацию, данную в неявном виде, умение формулировать высказывание.  Технология проблемно – диалогического обучения помогает формированию у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий.

 

 

 

Автор Габдрахманова Галина Михайловна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 644
Номер материала 48394
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓