Применение
нетрадиционных форм домашнего задания как один из основных путей формирования
ключевых компетенций
Зубанова
Ирина Николаевна
ГОБУ СПО
ВО «Павловский сельскохозяйственный техникум»
Педагогическая наука уделяет
большое внимание индивидуальному подходу в работе с обучаемыми, созданию
условий для их саморазвития. Современный урок не заканчивается по звонку, а
имеет продолжение в виде выполнения домашнего задания. В соответствии с уровнем
самостоятельной деятельности можно выделить следующие типы самостоятельной
работы:
- самостоятельная работа по
образцу;
- самостоятельная работа
реконструктивно-вариативного типа;
- самостоятельная эвристическая
работа;
- творческая самостоятельная
работа.
Внеаудиторная самостоятельная
работа развивает у студентов потребность и умение самостоятельно мыслить,
находить пути решения проблемы, критически оценивать свои знания и действия.
Преподаватель, осознавая важность
домашней работы, должен четко предъявлять требования к домашним заданиям: поиск
и анализ новой информации, формулирование выводов из предложенных фактов,
использование знаний в новых условиях и т.д. Такие требования стимулируют
развитие мышления студентов.
При подборе заданий для
самостоятельной домашней работы следует обращать внимание на различные уровни
базовой подготовки студентов по предмету. Задание для внеаудиторной
деятельности необходимо мотивировать, учитывать возможности студентов по работе
с задаваемым объемом информации.
Контроль и оценивание домашнего
задания являются мотивирующими факторами педагогического процесса. При
проверке домашнего задания преподаватель обращает внимание на умение студентов
применять теоретические знания на практике, выявляет причины возникновения
допущенных ошибок при работе, определяет уровень усвоения материала студентами.
Большое значение для раскрытия
творческого потенциала студентов имеют нетрадиционные формы домашнего задания.
Сегодня к таким формам можно отнести следующие домашнего задания: задания в
виде мини-проектов, веб-квестов, блогов, кластерных систем.
Проектная деятельность воспитывает
и развивает самостоятельность в проявлении себя, ведь в процессе групповой
совместной деятельности студенты, прежде всего, учатся высказывать своё мнение,
слышать других, не входить в конфликт, учатся поиску согласия, выработка общего
мнения. Scratch является отличной средой для проектной деятельности. В нем есть
все необходимое для такой деятельности. Это:
·
графический
редактор для создания и модификации визуальных объектов;
·
библиотека
готовых графических объектов (некоторые из них содержат наборы скриптов);
·
библиотека
звуков и музыкальных фрагментов;
·
большое
количество примеров.
Огромную роль играет динамичное и
дружелюбное сообщество любителей Scratch, к которому можно подключиться при
помощи Интернета. В сообществе, организованном при Массачусетском
технологическом институте (США), можно разместить свои работы, послушать
похвалы и критику, найти единомышленников, почерпнуть новые идеи. Одна из
ключевых особенностей Scratch состоит в том, что проекты распространяются с
исходными кодами.
Когда студенты создают проекты в
этой среде, они осваивают множество навыков 21 века: творческое мышление,
предметное общение, системный анализ, эффективное взаимодействие, проектирование.
Прекрасным средством оформления
выступления студентов на занятии служат кластеры, наглядно и структурировано
представляющие изучаемый вопрос.
Использование кластеров обеспечит
прочность запоминания, повысит мотивацию обучения. Цифровые образовательные
ресурсы позволяют озвучить кластеры, подключить огромное количество видео и
анимационных материалов. Можно организовать самостоятельную деятельность студентов
по созданию кластеров как индивидуальную, так и групповую.
Квест
представляет собой совокупность страниц, связанных между собою гиперссылками. В
основе веб-квеста лежит индивидуальная или групповая работа студентов, которые
должны собирать, анализировать, систематизировать информацию. Далее творчески
преобразовать информацию из разных источников в выбранную форму её
представления.
Оценка за выполнение основывается
на нескольких критериях, которые ориентируются на тип проблемного задания и
форму представления.
Использование этой методики
позволяет решить ряд профессиональных задач:
- повышение внутренней мотивации
обучаемых;
- формирование таких компетенций,
как формирование коммуникативных навыков, навыков публичных выступлений, умение
выбирать оптимальный вариант решения задачи, использование информационных
технологий для решения профессиональных задач.
Нетрадиционные формы домашнего
задания позволяют формировать следующие учебно-познавательные компетенции:
·
ставить
цель и организовывать её достижение;
·
организовывать
планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной
деятельности;
·
отыскивать
причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к
изучаемой проблеме;
·
ставить
познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
·
выбирать
условия проведения наблюдения или опыта;
·
работать
с инструкциями;
·
описывать
результаты, формулировать выводы;
·
выступать
устно и письменно о результатах своего исследования с использованием
компьютерных средств и технологий;
·
иметь
опыт восприятия картины мира.
Список
литературы:
1.
Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения: Пер. с
нем; Под ред. И.В. Равич-Щербо. - М.: Просвещение, 2009.
2.
Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед.
Колледжей /В.В. Воронов, В.И. Журавлев, В.В. Краевский и др.; Под ред.П.И.
Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 640 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.