Главная / Русский язык и литература / Применение нестандартных приёмов, форм обучения

Применение нестандартных приёмов, форм обучения

Моё педагогическое открытие


Когда вы слушаете, вы забываете,

Когда вы видите, вы понимаете,

Когда вы действуете, вы научаетесь.

Важность проблемы мотивации учения всегда осознавалась учёными. Мотивация-это самая сложная проблема, с которой приходится сталкиваться учителю, но и самая интересная.

Одной из главных целей в моей работе является воспитание интереса у учащихся к урокам русского языка и литературы. Как увлечь ребенка своим предметом так, чтобы он шел на урок с радостью, с жаждой познания нового? Я должна быть и артисткой, и ученым, поэтому мне предстоит грандиозная целенаправленная работа по повышению мотивации, формированию интереса к предмету.

В процессе моего становления в роли учителя я определила для себя следующие педагогические задачи, которые стараюсь решать каждый день:

  • научить школьников быть независимыми. Чем больше мы для них делаем, тем меньше они учатся делать для себя сами, ведь как гласит известная поговорка: «Голодному человеку дайте не жареную рыбу, а невод».

  • необходимо воодушевлять учеников максимально быть самими собой, ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями.

  • создать условия для выбора каждым учеником своего собственного образовательного маршрута, развития школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями.

  • убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.

Мои ученики очень разные. Среди них есть любознательные всезнайки, шаловливые непоседы, cкромные и застенчивые, старательные и лентяи. К каждому из них я должна суметь найти свой ключик.

Школьники активно включаются в творческую деятельность только в том случае, если она им интересна, затрагивает их ум и сердце. Именно с пробуждения интереса к предмету, мобилизующего творческий потенциал ученика, начинается развитие его способностей.

Известно, что продуктивное учение есть учение с увлечением. Этого не произойдёт, если придерживаться только традиционных методов, приёмов, форм уроков. Поэтому я стараюсь проводить нестандартные уроки: урок-путешествие, урок-театр, урок-исследование, применять нестандартные задания и приёмы. Самое главное, на мой взгляд, то, что применение нестандартных приёмов, форм уроков дают возможность преодолеть укоренившийся стереотип урока, изменить привычные способы общения.

Конечно, я заранее определяю замысел урока и планирую его, но реальная встреча с учениками не всегда оправдывает мои прогнозы, вносит коррективы в план. Моё убеждение – учитель должен быть импровизатором. Школьников всегда влечет к себе чувство творческого поиска и решения, совершаемого учителем на глазах класса и при участии класса. Импровизация требует от учителя предельного контакта и отклика аудитории. Такая свобода возможна только на уровне свободного владения предметом, а свободу владения дает знание предмета. Импровизация есть мастерство.

Всякий раз при решении той или иной задачи, разрешении проблемы на уроке с удовольствием наблюдаю, как в нашей совместной деятельности ребята не только усваивают новое для себя, но и переживают этот процесс как открытие еще неизвестного: кто сдержанно и серьезно, а кто с нетерпением и восторгом, торопясь, чтобы его не опередили в “открытии”, и обижаясь на себя, если не сумел быть первым, и на меня, если из числа первых не отдала пальму первенства именно ему. А мне на каждом уроке приходится думать о том, как ободрить его, заставить поверить в свои силы, снова увидеть горящие глаза. Всегда учитываю, что удивление вызывает более острое, сосредоточенное внимание.

Я стараюсь как можно чаще использовать на своих уроках нестандартные задания и приёмы. Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует искать творчески.

П

относительно-активный

hello_html_m7d5a5a7.png

Б

А

hello_html_m7d5a5a7.pngри применении таких заданий учитываю три уровня проявления активности учащихся:

hello_html_m15ec695.pnghello_html_m15ec695.pnghello_html_m15ec695.pnghello_html_m7d5a5a7.png

исполнительный

В

творческий



Ведь иногда на уроках мы даем интересное задание, а для значительной части ребят оно бывает недоступно. Интерес мгновенно пропадает.

Например. Ребята 5 класса получают задание написать за 20 минут мини-сочинение по картине Левитана «Золотая осень». На доске репродукции картин осенней тематики других художников. Задания для всех разные.

Ребята относительно-активного уровня должны придумать словосочетания и распространить их так, чтобы получилось 5 интересных предложений по данной картине.

Следующий уровень – исполнительный. Ребята, соответствующие этому уровню, пишут мини-сочинение из 5-6 предложений.

А творчески работающие дети должны сравнить репродукции картин и написать, какая понравилась больше и почему.

Таким образом, одновременно с обучением на таком уроке ребята показывают свои творческие способности и получают эстетическое наслаждение.

Интерес у ребят вызывают и учебно-поисковые задания, которые рассчитаны на “открытие” ими уже познанного, известного в науке. Такие задания должны быть с элементами занимательности.

Например. “Лексические” рисунки. Учащиеся 6 класса получают задание нарисовать к словам иллюстрации так, если бы они поняли значение данных слов буквально. Рисунки получаются такие: «прислонился» – изображен мальчик рядом со слоном; «нахлебница» – нарисована муха на хлебе; «наследник» – человек, оставивший после себя следы; «грабитель» – нарисован человек, убирающий граблями сено и др. Детям очень нравятся подобные задания, при выполнении проявляется их фантазия и творчество. А учитель с помощью такого задания вводит понятие “омонимичные корни”. В дальнейшем эти рисунки можно использовать при создании проблемной ситуации в другом классе. Например, показать учащимся рисунки и сказать: “Иностранный художник нарисовал к словам такие иллюстрации. Что он не понял или не знал? Почему все перепутал?”. Подобные задания даю и при изучении фразеологизмов.

Как правило, при выполнении нестандартных заданий в классе царит эмоциональное оживление, зачастую оно помогает при объяснении нового материала, - сразу видишь, усвоена тема или нет.

Ведущими тенденциями современного образования являются его гуманизация и гуманитаризация. Гуманизация образования предполагает бережное отношение к личности ребенка, новые формы и методы организации учебного процесса, в котором ребенок становится главным действующим лицом, а его потребности (учебные, познавательные, культурные и т.п.) находят отклик у учителей. Гуманизация современного образования неразрывно связана с гуманитаризацией, что проявляется в большом внимании, уделяемом при организации учебно-воспитательного процесса в школе предметам гуманитарного цикла, среди которых важное место занимают вопросы изучения культуры, истории, искусства, литературы.

Считаю, что литература как вид искусства может послужить мощнейшим способом воспитания вообще и нравственного воспитания в частности. Литература воспитывает человека, способного видеть в великих творениях их вечный, общечеловеческий смысл, воспринимать окружающий мир, понимать прошлое и настоящее, способного прийти к важным жизненным выводам и к осмыслению нравственных закономерностей жизни. И когда мы учим детей читать произведение, мы не только готовим думающего читателя, мы готовим человека, который может разобраться, прежде всего, в себе самом, мы готовим творческую личность.

Поэтому часто на уроках литературы использую нестандартную форму опроса. Я сама люблю такую форму работы, т. к. она эффективна и не позволяет ребятам скучать.

Например. “Чистая страница”. У всех на партах чистые листы. Слушая ответ одноклассника, учащиеся попутно формулируют и записывают вопросы, которые помогут вспомнить пройденный материал, упущенное в ответе, или расширить ответ. Затем свои вопросы ребята задают и обсуждают. Тот, у кого остался чистый лист, считается неподготовленным. Маленькая хитрость: при таком опросе первое слово дается тому, кто слабее, кто реже отвечает. Такой прием позволяет задействовать весь класс при опросе, учащиеся слушают отвечающего внимательно, чтобы уловить ошибку, упущение и подготовить вопрос.

Почему наши дети так мало читают? Существуют разные мнения на этот счёт. Я попробовала «влюбить» их в свой предмет. Как? Всем известна тяга детей к интересному, необычному. Начну урок нестандартно, решила я: проведу урок-театр. Тогда, я уверена, возникнет атмосфера, в которой ребята почувствуют потребность прочитать книгу не по принуждению учителя, а по своему искреннему желанию. Такие уроки приобщают учащихся к чтению художественной литературы; учат давать полные, развернутые ответы на поставленные вопросы; учат делать выводы на основе прочитанного. Также они воспитывают чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи, помогают отличить хорошее и плохое.

Например. Мы с ребятами 5 класса отправились вместе с героями книги Роберта Стивенсона на поиски сокровищ. В пути нас ждали опасные приключения, встречи с пиратами. Поэтому нам пригодилось и знание текста, и смелость, и находчивость, и смекалка. Для того чтобы они вошли в образ героев романа, ребята были не просто учениками, а юнгами корабля «Испаньола». Дети заранее оборудовали класс: нарисованная и вырезанная шхуна; карта острова, вырезанные волны, пальмы, портреты главных героев, подзорная труба и т.д.

hello_html_m20c8f1ea.png

На этом уроке мне удалось заинтересовать ребят, заинтриговать, столкнуть разные мнения и ненавязчиво, незаметно подсказать, направить детей, чтобы они смогли сделать правильные выводы по прочитанному произведению. Ребятам это так понравилось, что они захотели еще раз попасть в сказочный мир приключений.

В результате поиска ответа на волнующий меня вопрос я пришла к выводу, что интерес к урокам русского языка и литературы можно вызвать нестандартностью подхода к содержанию в организации изучения предмета.

Использование нестандартных приёмов, форм, методов на уроках помогает учителю мобилизовать психическую активность учащихся; развивать память, которая опирается при этом на ощущения; расширять объем усвоенного материала; снижать утомляемость; развивать творческое воображение.

Подводя итог всему сказанному, можно сказать, что применение нестандартных приёмов, форм обучения - не просто развлечение, они обучают действовать в различных ситуациях, развивают интерес обучающихся к предмету, заставляют учеников напряженно мыслить. В этом и заключается моё педагогическое открытие.

Применение нестандартных приёмов, форм обучения
  • Русский язык и литература
Описание:

Важность проблемы мотивации учения всегда осознавалась учёными. Мотивация-это самая сложная проблема, с которой приходится сталкиваться учителю, но и самая интересная.

Одной из главных целей в моей работе является воспитание интереса у учащихся к урокам русского языка и литературы. Как увлечь ребенка своим предметом так, чтобы он шел на урок с радостью, с жаждой познания нового? Я должна быть и артисткой, и  ученым, поэтому мне предстоит грандиозная целенаправленная работа по повышению мотивации, формированию интереса к предмету.

В процессе моего становления в роли учителя я определила для себя следующие педагогические задачи, которые  стараюсь решать каждый день:

·        научить школьников быть независимыми. Чем больше мы для них делаем, тем меньше они учатся делать для себя сами, ведь как гласит известная поговорка: «Голодному человеку дайте не жареную рыбу, а невод».

·        необходимо воодушевлять учеников максимально быть самими собой, ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями.

·        создать условия для выбора каждым учеником своего собственного образовательного маршрута, развития школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями.

·        убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.

Мои ученики очень разные. Среди них есть любознательные всезнайки, шаловливые непоседы, cкромные и застенчивые, старательные и лентяи. К каждому из них я должна суметь найти свой ключик.

            Школьники активно включаются в творческую деятельность только в том случае, если она им интересна, затрагивает их ум и сердце. Именно с пробуждения интереса к предмету, мобилизующего творческий потенциал ученика, начинается развитие его способностей.

Известно, что  продуктивное  учение  есть  учение с  увлечением. Этого не произойдёт,  если придерживаться только традиционных методов, приёмов, форм уроков. Поэтому я стараюсь проводить нестандартные уроки: урок-путешествие, урок-театр, урок-исследование, применять нестандартные задания и приёмы. Самое главное, на мой взгляд, то, что применение нестандартных  приёмов, форм уроков дают  возможность преодолеть укоренившийся стереотип урока, изменить привычные способы  общения.  

 

Конечно, я заранее определяю замысел урока и планирую его, но реальная встреча с учениками не всегда оправдывает мои прогнозы, вносит коррективы в план. Моё убеждение – учитель должен быть импровизатором. Школьников всегда влечет к себе чувство творческого поиска и решения, совершаемого учителем на глазах класса и при участии класса. Импровизация требует от учителя предельного контакта и отклика аудитории. Такая свобода возможна только на уровне свободного владения предметом, а свободу владения дает знание предмета. Импровизация есть мастерство. 

Автор Черткоева Лариса Викентьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 601
Номер материала 24379
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓