Главная / Русский язык и литература / применение модульной технологии на уроках русского языка СПО.

применение модульной технологии на уроках русского языка СПО.










Применение модульной технологии на уроках русского языка





Омельченко Елена Анатольевна













Содержание



Введение…………………….……………………………………3

  1. Содержание проекта………………………………………….6

  2. Практическая реализация проекта………………………… 9

Заключение…………………………………………………………18

Список использованной литературы ……………………………..19

































Введение.

Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен владеть выпускник.

Важнейшим направлением развития системы образования на современном этапе, обозначенным в Концепции развития образования, новых государственных стандартах образования, является достижение нового качества образования путём перехода от знаниевого подхода в обучении к деятельностному, компетентностному подходу.

 Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Преподаватель, выполняя заказ общества, должен вовлекать каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём это должна быть активная познавательная  деятельность каждого обучающегося, предполагающая:

  • чёткое осознание им где, каким образом, для чего эти знания могут быть применены;

  • умение работать в сотрудничестве для решения разнообразных проблем, проявляя при этом коммуникативные навыки;

  • умение находить необходимую информацию.

Для достижения результата требуется не только высокое качество работы преподавателя, но и активная деятельность обучающихся, желание овладеть самостоятельно знаниями, интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством преподавателя. Для этого необходимо строить процесс обучения, организацию и методику урока так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.

Большую сложность в работе вызывает то, что абитуриенты, поступающие в «Урайский профессиональный колледж» имеют разную степень подготовки по дисциплинам общеобразовательного цикла, т.к. обучались по разным программам в общеобразовательных учреждениях, что значительно снижает темп проведения занятия по традиционной форме обучения. Многие абитуриенты поступают в колледж, чтобы избежать сдачи ЕГЭ. Большой процент от поступающих абитуриентов с ослабленным здоровьем, часто – длительно болеющих.

Вследствие этого нужна новая парадигма (теоретическая модель) образования: студент – предметно-информационная среда – преподаватель. Решением этой проблемы является использование новых образовательных технологий, таких, как проблемная, проектная, информационно-коммуникационная, исследовательская, модульная. 
Все они личностно-ориентированы, в них осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучению каждого ученика, а также обучение в сотрудничестве.

По моему мнению, модульная технология соответствует тем целям и задачам, которые изложены в концепции ФГС нового поколения. Эта технология позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс с учётом особенностей и способностей учащихся; стимулирует самостоятельную работу студентов; помогает сформировать практические навыки анализа информации; подталкивает к самообучению, самоорганизации, позволяет создать на уроке «ситуацию успеха».



Сроки реализации проекта: 2013 – 2015 учебный год

Участники проекта: студенты первых курсов БУ СПО УПК

Объект проекта: учебный процесс при внедрении элементов технологии модульного обучения на уроках русского языка в «Урайском профессиональном колледже».

Предмет проекта: изучение самостоятельной познавательной деятельности обучающихся при условиях создания благоприятного эмоционального фона, благодаря изменениям в оценочной деятельности преподавателя, введению самоконтроля и самооценки учащихся, согласуемой с преподавателем.

Цель проекта: исследование внедрения элементов модульного обучения на уроках русского языка в «Урайском пофессиональном колледже», как одного из важнейших  показателей  здоровьесбережения обучающихся.

В соответствии с целью проекта можно обозначить рабочую гипотезу: если использовать элементы модульной технологии на уроках русского языка, то можно ожидать повышение степени и качества обученности учащихся, развитие общих компетенций, прописанных в ФГОС по специальности.

Для достижения поставленной цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

2) изучить учебно-методическую литературу о формах организации учебной работы;

3) апробировать внедрение элементов модульной технологии обучения на уроках русского языка в колледже.

  1. Содержание проекта

Сущность применения элементов модульной технологии на уроках русского языка заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий и рекомендаций по их выполнению. Ведь для сегодняшних юношей и девушек это особенно важно, ибо их ждёт не простая жизнь за рамками колледжа, где всё надо уметь делать самому.

Возможности модульной технологии огромны, благодаря именно этой технологии центральное место в системе «преподаватель-студент» занимает учащийся, а преподаватель управляет его учением — мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.

Модуль — целевой функциональный узел, в котором объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.

В состав модуля входят целевой план действия, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей.

Значит, модуль выступает средством модульного обучения. Это – программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности учащихся.

Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. Что способствует комфортному усвоению материала на уроке, сплочению коллектива. Ведь часто бывает и так, что учащийся испытывая затруднения при выполнении заданий просто стесняется задать вопрос, боясь привлечь внимание сверстников. Необходимо отметить еще и тот факт, что студенты, обучающиеся на I курсе обучения проходят и такой сложный этап в жизни, как адаптация. И в этих условиях является необходимым создать благоприятные - комфортные условия для их успешной адаптации.

Отличие модульной системы от других дидактических систем:

1. содержание обучения должно быть представлено в законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель формируется для обучающихся и содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения;

2. модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу;

3. обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке (адекватной самооценке) своих действий и деятельности в целом;

4. наличие модулей позволяет преподавателю индивидуализировать работу с конкретным обучаемым, используя консультирование.

Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии служат:

  • гарантированное достижения результатов обучения;

  • паритетное отношение учителя и учеников;

  • возможность работы в парах, в группах;

  • возможность общения с товарищами;

  • возможность выбора уровня обучения;

  • возможность работы в индивидуальном темпе;

  • раннее предъявление конечных результатов обучения;

  • «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.

Проектирование учебной деятельностью характерной признак педагогической технологии. Это и отличает технологию от методики. В зависимости от объема учебного материала в модульном обучении выделяют:




Модульный урок имеет свои особенности:

  • каждый урок целесообразно начинать с процедуры мотивации — это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т.п.;

  • целенаправленное формирование и развитие приёмов учебной деятельности. Учебное содержание здесь — средство для достижения целей этого важного процесса.

















  1. Практическая реализация проекта

Изучив теоретический материал модульного обучения авторов П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского, П. Юцявичене и Т. Шамовой., я разработала уроки русского языка с применением модульной технологии и внедряю данную технологию в образовательный процесс.

Основным понятием технологии модульного обучения являются дефиницин «модуль».
  Термин «модуль» в литературе трактуется как логически завершенная часть содержательной учебной информации, усвоение которой обязательно сопровождается контролем знаний, умений и навыков обучающихся; основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, включающим в себя целевую программу действий и методическое руководство для достижения поставленных дидактических порция учебного материала с целевой программой действий целей (Г.В. Лаврентьев); автономная (Дж.Рассел) и др.
   В модуле четко определены цели обучения, конкретные задачи, знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся. Достижение этих целей может быть достигнуто с помощью интегрирования ряда частных принципов технологии модульного обучения: квантование (сжатие информации); проблемность;  модульность; паритетность. Все вышеназванные принципы обусловлены теорией фундаментальных систем (П.К. Анохин, Э. Фейгенбаум, И.М. Таланчук и др.), являющихся методологической основой технологии модульного обучения.

В структуру каждого модуля входят: наименование темы; учебные вопросы и их нормативная трудоемкость; цели занятия; методические указания о порядке и последовательности изучения темы модуля; используемые учебные и справочные материалы; система заданий и тестов для самопроверки, а также ссылки на начальные ответы, чтобы обучающийся мог проверить работу и управлять своей учебной деятельностью; система заданий и тестов для итогового контроля; глоссарий; список литературы по данному разделу, включенному в модуль. Изучение содержания модуля осуществляется по модульным единицам.
  На рисунке показана структура модуля, которая состоит из следующих взаимосвязанных компонентов:

hello_html_m34465d53.png

hello_html_f27ecb9.png

схема модуля

Анализируя собственную педагогическую деятельность, я пришла к пониманию того, что процесс усвоения, построенный целиком на деятельности учащихся, при внедрении элементов модульной технологии обеспечивает глубину и прочность усвоения знаний за счет раскрытия существенных сторон нового материала и различных форм материализации новых знаний.

Модульная технология ориентирована на самостоятельную работу учащихся и предполагает деление урока на несколько учебных элементов (УЭ). Каждый УЭ имеет свою цель, ставит перед учащимися конкретные задачи и даёт алгоритм – порядок выполнения задания, а также ключ, при помощи которого можно самостоятельно проверить и оценить правильность своих ответов.

В выборе технологии модульного  обучения  привлекательным для меня стало  и то, что данная  технология  базируется на деятельностном и личностно ориентированном  подходе, опирается на теорию развивающего обучения.   Модульное занятие позволяет   использовать весь арсенал методов и форм обучения, т.к. модульное обучение является интегративной технологией.

Несомненно, одним из условий перехода на модульное обучение  считаю уровень готовности учащихся к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Не во всех группах одинаково эффективно проходят модульные уроки. Некоторые  учащиеся  не успевают выполнить все задания из-за того, что просто не умеют самостоятельно работать. Поэтому  в своей работе использую не систему блочно-модульной технологии, а элементы модульной технологии при изучении отдельных тем учебной дисциплины курса, формируя тем самым навыки самостоятельной  работы.

При внедрении в обучение элементов модульной технологии необходимым становится то, чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль преподавателя при внедрении элементов модульного обучении сводится к управлению работой обучающихся. При такой организации он имеет возможность общаться практически с каждым учащимся, помогать слабым и поощрять сильных. Особенность еще и в том, что в ходе урока учащиеся получают много оценок (баллов), которые выставляются только в тетради. При этом получается, что даже двойка становится баллом. В журнал выставляются оценки только «выходного контроля», который проводится в конце изучения темы.

Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся.

Всё это позволяет учащимся работать не только в аудитории под руководством преподавателя, но и самостоятельно. В этом можно выделить положительные моменты для часто – длительно болеющих учащихся, которые смогут, самостоятельно используя четкий алгоритм действий от преподавателя восполнить пробелы в знаниях по той или иной теме.

На уроках с применением модульной технологии можно использовать различные формы работы: общеклассную (с экспертным контролем преподавателя или учащихся), групповую, парную, индивидуальную (с самостоятельной проверкой или взаимопроверкой), а также их сочетание. В рамках модульного урока возможно применение дифференцированного подхода: ученикам в некоторых УЭ предлагаются задания разного уровня сложности.

Содержание обучения может быть представлено тремя уровнями сложности - А, В и С. Уровень А соответствует минимальному уровню усвоения учебного содержания, рассчитан на учащегося с низкой обучаемостью, низким уровнем учебных умений, имеющего пробелы в знании пройденного материала. Уровень В для учащихся, которые при относительно невысокой обучаемости достигают хороших результатов в обучении, компенсируя недостаточное развитие способностей к отдельным мыслительным операциям прилежанием, организованностью, использованием рациональных приёмов в учении. Уровень С представляет собой углублённый вариант содержания материала, который рассчитан на учащихся с высокой обучаемостью, положительным отношением к учению и высоким уровнем самоорганизации.

Все учащиеся работают в индивидуальном темпе. При быстром усвоении тех или иных учебных элементов учащийся может свободно переходить от одного уровня сложности к другому, более высокому, в зависимости от самооценки своих возможностей. Это один из способов положительной мотивации учения.

При использовании элементов модульной технологии на уроках русского языка можно включать задания, выполнение которых требует парной, групповой, коллективной форм организации деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений.

Входной контроль определяет степень готовности учащегося к работе на уровне А, В или С. Выходной контроль соответствует минимальному уровню усвоения знаний.

Каждый вид учебных элементов призван активизировать определённые мыслительные механизмы: память, восприятие, мышление и т.д. использование табличных, иллюстративных, видео УЭ, использование ПК, ММП позволяет построить зрительное представление об объекте или процессе. Текст, как носитель учебной информации, применяется наиболее часто как в традиционном преподавании, так и при модульном обучении. Строгая дозировка объёма текстового УЭ в модуле является его отличительной особенностью. Индивидуальный темп изучения материала учащимся обусловлен скоростью чтения и понимания прочитанного.

Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими.

Сформулировано восемь принципов данной технологии:

1. модульность (обучение строится по модулям);

2. деление содержания каждого модуля на обособленные элементы (этот принцип требует деления материала на небольшие, тесно взаимосвязанные «порции»);

3. динамичность (этот принцип обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом динамики социального заказа или изменения программы обучения);

4. метод деятельности;

5. гибкость;

6. осознанная перспектива (принцип глубокого осознания учеником близких, средних и отдаленных перспектив учения);

7. разносторонность методического консультирования;

8. паритетность (принцип субъектно-субъектного взаимодействия педагога и учащегося).

Достоинства МО:

· повышается качество обучения за счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков;

· компетенция определяет необходимые личностные качества;

· реально осуществляется индивидуализация обучения при реальной возможности создания индивидуальных программ обучения;

· быстрая адаптация учебно-методического материала к изменяющимся условиям, гибкое реагирование.



Сложностью при разработке урока с применениями модульной технологии является большая предварительная работа:

  • Тщательно проработать учебный материал по данной теме урока.

  • Выделить главные основополагающие идеи.

  • Сформулировать для учащихся интегрирующую цель (ЭУ-0), где указывается что к концу занятия ученик должен изучить, знать, понять, определить...

  • Определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указать время, отводимое на каждое из них, и вид работы учащихся, указать алгоритм работы.

  • Подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты, графические диктанты...

  • Приступить к написанию методического пособия для учащихся (технологическая карта или программа для учащегося по данной теме).

  • Копирование (через принтер, ксерокопии) технологических карт или программ урока по числу учащихся в группе, также необходимо подготовить и ключи к заданиям предполагающих самоконтроль или взаимоконтроль включающих критерии оценок за выполненное задание.





Алгоритм составления модульного урока:

  • Определить место модульного урока в теме.

  • Сформулировать тему урока.

  • Определить и сформулировать цели урока и конечные результаты обучения.

  • Подобрать необходимый фактический материал.

  • Отобрать методы и формы преподавания и контроля.

  • Определить способы учебной деятельности учащихся.

  • Разбить учебное содержание на отдельные логически завершённые учебные элементы и определить цели каждого из них.




















Заключение

Уроки с применением элементов модульной технологии становятся по-настоящему обучающими, развивающими и воспитывающими, так как для учителя становится главным не выявление уровня незнания учащихся, а формирование у них опыта управления собой в ходе учебной деятельности, в основном самостоятельной. А учащиеся, преодолевая учебные трудности (при возможности выбора уровня и темпа обучения), получают бесценный для дальнейшей жизни опыт от­ветственности за свою деятельность.

Студенты учатся работать самостоятельно, учатся целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю, учатся общаться и помогать друг другу. Эффективность обучения будет намного выше, если учащийся сможет овладевать знаниями сам, а учитель управлять этим процессом - мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Мотивация обучения повышает интерес к предмету. В выборе технологии модульного обучения привлекательным для меня стало то, что данная технология базируется на деятельностном и личностно ориентированном подходе, опирается на теорию развивающего обучения. Модульное занятие позволяет использовать весь арсенал методов и форм обучения, накопленных практи­кой.

При выполнении заданий учащийся может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с преподавателем. Всё это отличает модульное обучение от традиционного. Данная технология предполагает, что учащийся должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт.

применение модульной технологии на уроках русского языка СПО.
  • Русский язык и литература
Описание:

Важнейшим направлением развития системы образования на современном этапе, обозначенным в Концепции развития образования, новых государственных стандартах образования, является достижение нового качества образования путём перехода от знаниевого подхода в обучении к деятельностному,  компетентностному подходу.

      Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Преподаватель, выполняя заказ общества, должен вовлекать каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём это должна быть активная познавательная  деятельность каждого обучающегося, предполагающая:

  • чёткое осознание им где, каким образом, для чего эти знания могут быть применены;
  • умение работать в сотрудничестве для решения разнообразных проблем, проявляя при этом коммуникативные навыки;
  • умение находить необходимую информацию.

   Для достижения результата требуется не только высокое качество работы преподавателя, но и активная деятельность обучающихся, желание овладеть самостоятельно знаниями, интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством преподавателя.

Автор Омельченко Елена Анатольевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1002
Номер материала 21253
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы