Главная / Другое / ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИИ

КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ








ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДНИХ ШКОЛ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ


«ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ»












Элиста-2010.

Автор: Ким Игорь Васильевич

преподаватель Калмыцкого государственного финансово-экономического колледжа


Рецензенты:

Цеденов Николай Эрдни - Горяевич

заведующий кафедрой информационных технологий Калмыцкого государственного финансово-экономического колледжа


Шевенова Джиргал Леонидовна

методист Калмыцкого государственного финансово-экономического колледжа


Джаваева Алевтина Барлыковна

ст. преподаватель кафедры математики и УДЕ Калмыцкого института повышения квалификации работников образования.








Пояснительная записка


В настоящее время немало говорится о методе проектов, как об одной из прогрессивных педагогических технологий. Мне, как преподавателю кафедры информационных технологий данный метод интересен ещё и тем, что прекрасно совмещает как педагогические инновации, так и новые информационные технологии.

Данное пособие имеет целью помочь преподавателю внедрить данный метод в образовательный процесс.

Первая глава пособия посвящена описанию метода проектов, обобщению передового опыта использования данного метода в российских образовательных учреждениях,

Вторая глава посвящена описанию проекта «Создание и поддержка официального Web-сайта Калмыцкого государственного финансово- экономического колледжа».

В третьей главе собраны практические рекомендации по внедрению метода проектов в учебный процесс.

Автор пособия надеется, что оно поможет коллегам создать интересные проекты.

ГЛАВА I ПРОЕКТ КАК СОВОКУПНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ И НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.


    1. Сущность метода проектов.


Суть метода проектов – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Одна из главных целей метода проектов – развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического мышления. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», и его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению.

Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но всегда предполагается определенная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов этих действий

В информационном письме Министерства образования РФ под методом проектов понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся для проектирования, создания и изготовления реального объекта (продукта труда). 1

Немецкие педагоги Й. Шнайдер и И. Бём рассматривают проект как способ организации учебной, профессионально-ориентационной работы учащихся в определенных временных рамках (учебный семестр, учебный год). По их мнению, сущность метода проектов — стимулирование интереса детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений. Метод проектов используется для развития творчества, познавательной активности, самостоятельности, построения индивидуальных образовательных маршрутов

Е.С.Полат считает, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. 2

Метод проектов всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. По определению Полат проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность [6].

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других – тематика проектов может быть предложена самими учащимися, которые при этом ориентируются на свои собственные интересы, причем не только познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проекта может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний отдельных учеников по этому вопросу, дифференциации процесса обучения.

Чаще всего, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается естественная интеграция знаний.

Можно выделить разные подходы к классификации проектов.

Е. С. Полат предложила классификацию в соответствии с типологическими признаками, которые лежат в основе проектов:

«Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

  2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

  3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

  4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

  5. Количество участников проекта.

  6. Продолжительность проекта»3


При работе по методу проектов большое внимание необходимо уделять организации оценки выполненных учащимися проектов, мониторингу их эффективности и своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы (содержания) проекта, а также условий его проведения. Если это исследовательский проект, то он включает в себя этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. В игровых проектах, предусматривающих соревновательный характер, целесообразно использовать балльную систему.

Внешняя оценка проекта (как промежуточная, так и итоговая) необходима, но она принимает различные формы в зависимости от множества факторов. Учитель или доверенные независимые внешние эксперты (например, учителя или ученики из параллельных классов, не участвующие в проекте) проводят постоянный мониторинг совместной деятельности, в случае необходимости оказывая учащимся помощь.

Исследования проектной деятельности учащихся в области информатики показали, что этот метод обучения на основе реальных ситуаций — весьма эффективный, но особенностью его применения именно в информатике является то, что учащиеся, особенно на первых этапах работы над проектом, значительно лучше ориентируются в чисто «технических» сторонах проекта, нежели в его контексте и организационных вопросах, связанных с проектом


«Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути»i

1.2. Проект как совокупность педагогических инноваций и новых информационных технологий.


Проект как метод совмещает как педагогические инновации, так и применение новых информационных технологий. Особенно это относится к такому виду проектов, как телекоммуникационный или Web-проект.

Появившись в начале восьмидесятых годов, телекоммуникационные сети первоначально использовались в сфере науки и образования лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа тогда заключалась в обмене письмами между учащимися. Однако, как показала международная практика и многочисленные эксперименты, в отличие от простой переписки, специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в сети стал учебный телекоммуникационный проект.

Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.

Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая не только знания собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Это всегда диалог культур.

Международные проекты, которые проводятся на английском языке, целесообразно включать, если позволяет программа, в структуру содержания обучения для данного класса, курса и соотносить его с той или иной темой устной речи и чтения. Таким образом, выбранная тема для телекоммуникационного проекта будет органично вписываться в систему обучения, включая весь программный языковой материал. Если международный проект предусматривается по другим предметам школьной программы, который также должен выполняться на английском языке, но который не соответствует программному материалу по английскому языку, то такой проект выполняется во внеклассной работе, как правило, не всей группой, а отдельными учениками.

Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они не казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?

Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения: предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;

    • предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений, пр.;

    • предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;

    • предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдения за погодными явлениями, пр.), или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д. и т.п.);

    • предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания

Параметры внешней оценки проекта:

    • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

    • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

    • коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);

    • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

    • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;

    • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

    • эстетика оформления результатов проведенного проекта;

    • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

«Именно в силу того, - пишет член-корреспондент Академии информатизации образования, кандидат педагогических наук София Израилевна Горлицкая, - что проектное мышление включает в себя и фундаментальные методы познания, необходимые во всякой созидательной деятельности, воспитание его видится специалистам необходимой составной частью системы общего образования. Но при этом для "взращивания" проектной стилистики мышления необходимы:

      • непрерывность в формировании проектной культуры;

      • достаточность "критической" массы носителей проектной культуры, обучение и образование которых подготавливает и обеспечивает определенное понимание интеграции различных знаний;

      • наличие налаженной системы коммуникаций для свободного распространения проектной культуры»4



1.3 Метод проектов: обобщение мирового опыта.


Современная педагогика разных стран дает разнообразнейшие примеры проектно-компьютерного обучения, иллюстрирующие дидактическую глубину и продуктивность его применения для достижения многих образовательных целей.

Интересный ракурс применения проектного метода рассмотрен еще в начале 90-х годов Ж. Ругелем (Словения). Им предложена классификация типов сотрудничества:

  • между учителем и учащимися;

  • между преподавателями и их ассистентами;

  • между учениками

и обосновано усиление многих аспектов сотрудничества при использовании проектных технологий, в том числе и инфокоммуникационных.

Оригинальный аспект проектно-компьютерного обучения, не просматриваемый явно в других направлениях, был реализован в системе "Мотивационное планирование", разработанной и используемой в Великобритании.

Речь идет о работе в системе, имитирующей мотивационную тактику, точнее - набор мотивационных тактик, учитывающих "усилия" обучаемого в процессе решения задачи. Можно привести следующие примеры: если менее уверенный ученик правильно решает задачу, система предложит ему выбрать подобную задачу для закрепления успешного опыта; внимание рассеянных или неактивных учеников может быть привлечено необычным освещением, расширением исследуемых вопросов. Интерес может быть повышен головоломными вопросами или новыми темами. Это направление отражает один из продуктивных путей решения задач индивидуализации обучения в проектно-компьютерной форме.

Направление проектно-компьютерной работы учащихся, разработанное Южно-австралийским университетом и получившее название Computer Enhanced Education, СЕЕ, нацелено на улучшение образования благодаря использованию большинства известных способов восприятия. Идеи этого подхода, зародившиеся на медицинском факультете университета и использованные на педагогическом и других факультетах, опираются на применение процессов передачи и приема мультисенсорной информации. Особенностью такого проектного направления является его ориентация на учебную программу, квалификацию и даже возраст обучаемых. При этом и учитель, и обучаемые не теряют контроль над ролью этого того или иного средства в образовании. Развитая программно-аппаратная поддержка дает возможность для фактической персонализации обучения и реализации индивидуального самообучения.

Целый комплекс педагогических находок и широкий спектр проектных исследований был реализован М. Моаром - сотрудником Института образовательных технологий (г. Милтон Кейнс, Великобритания). Сами по себе эти проектные идеи не новы - это свободное исследование предмета учениками. Практика преподавания, описанная в работе Моара, использовала идеи проектных технологий и включает отбор, организацию и представление изучаемых материалов. Конечным продуктом такого изучения является документ, включающий в себя как текст, так и рисунки и диаграммы. Проектно-компьютерное обучение осуществлялось с помощью используемой в Великобритании мультимедиа-среды разработчика MacroMind Director. Технология описываемого проектного метода такова. Первоначально, путем неформального исследования различных средств подбиралась подходящая методология и тип динамической системы. Далее исследовались различные изобразительные средства (например, рисование на бумаге с последующим сканированием, использование видеокамеры и графического пакета, созданного самими учениками). Автором был разработан четырехфазный метод производства учащимся динамических систем:

  • I фаза - накопление соответствующего материала;

  • II фаза - планирование, или разработка фабулы, в которой последовательности критических событий представления показываются в форме картинок ключевых структур;

  • III фаза - построение самой системы, что включает производство графических, текстовых и звуковых элементов;

  • IV фаза - фаза обратной игры, в которой учащиеся просматривают и анализируют свои системы.

Примеры изготовленных систем соответствуют темам, изучаемым с учащимися - водный цикл, т.е. то, что именуется круговоротом воды в природе, кислотные дожди, работа шлюзов на каналах и т.п. Тесты, подтверждающие безусловное улучшение понимания детьми изучаемого предмета после прохождения курса по производству этих документов, оставляют открытым вопрос о количественной оценке этого улучшения. Тем не менее, очевидным является тот факт, что близкое знакомство с элементами предмета и с взаимосвязью этих элементов способствует более глубокому пониманию сути явления.

Очень интересен опыт японских исследователей К. Канениши и Т. Фудноисаки, представляющих Токийский Университет и Центр компьютерных технологий. Разработанная этими авторами обучающая система выполнена с учетом современного понимания интеллектуализации образования и может иллюстрировать идею интенсификации развития интеллекта с помощью компьютера. Учащиеся изучают географию, выполняя проектно-компьютерные исследования для решения географических задач. При этом под решением понимается не просто нахождение в памяти учащегося выученного знания, соответствующего "один к одному" поставленному вопросу (ибо при таком подходе компьютер выполнял бы роль ТСО с большими возможностями, что совершенно не совпадает с постулируемым подходом). Сложность проблемы определяется необходимостью решения комплексной и слабо разработанной проблемы организации знаний в такой предметной области, как география, по сравнению, скажем, с математикой или физикой. Суть организации проектно-компьютерной работы по предложенному японскими специалистами направлению заключается в том, что базовые географические знания усваиваются учащимися в процессе использования метода, основанного на анализе статистических таблиц. Учащемуся предлагается выбрать, выделить из таблиц информацию, необходимую для проводимого исследования. Процесс этот авторы назвали "формированием точки зрения". При подходящем управлении точкой зрения (контролирующем пространство задачи), возможно ее решение. Что представляется наиболее интересным в рассматриваемой обучающей системе? То, что учащийся получает возможность активно, качественно и аргументировано принимать решения и проводить затем сопоставление предполагаемых результатов с результатами, полученными путем компьютерного моделирования. Завершается этот процесс анализом "последствий" сделанных статистических выборок. Кроме того, это еще и диагностика уровня знаний как поверхностного, так и глубокого характера. Такой подход позволяет корректировать процесс обучения с тем, чтобы преодолевать ошибочные представления и обеспечить усвоение учащимися знаний в данной области. Безусловно, уровень компьютерной техники, доступной для проектных исследований учащихся, определяет шкалу возможностей этого метода.

Интересным является и опыт системы образования Швеции, известной определенной комплексностью и планомерностью подходов в своем развитии. Здесь МП используется как одно из педагогических средств на различных стадиях обучения. Начиная еще с 70-х гг. Национальным советом по образованию при участии университетов и колледжей был развернут и осуществлен ряд исследовательских проектов по различным вариантам использования компьютера как педагогического средства. Проектно-компьютерные исследования учащихся (при условии определенной самостоятельности "разработчиков" в сборе, сопоставлении и анализе информации), поддерживались системой образования.

Суть выводов этой, условно говоря, первой волны исследований состояла в определении места компьютера в целостной системе педагогических и учебных средств и в формулировке требований к роли компьютера в школе, основанных на перспективах его использования.

Вторая волна исследований, проводимых в Швеции, берет начало в 1983 г. Она связана с принятием постановления об обязательном изучении компьютеров учениками 13-16 лет, причем в виде предмета, интегрированного с другими школьными дисциплинами. Соответственно, круг возможных направлений проектно-компьютерных исследований для учащихся значительно расширился. Одна из проблем, поставленных шведскими коллегами, состояла в том, что среди проектов, выполняемых учащимися, должны быть и проекты, реализуемые при наличии доступа к оборудованию и программному обеспечению реальной профессиональной деятельности. Отмечалось, что альтернативой этому может стать разработка качественных компьютерных моделей соответствующих систем.
Исследования следующей волны были нацелены на определение направлений разработок программных средств и способов поддержки их внедрения на локальном и региональном уровнях. Результаты послужили отправной точкой для старта в 1988 г. проекта "Компьютеры и образование", включающего направления:

  • пилотные исследования по широкому кругу проблем, связанных с возможностями и ограничениями использования компьютера как средства обучения;

  • разработка комплексов программного обеспечения по отдельным предметам (в основном, программ на имитационное моделирование;

  • широкомасштабные проекты на национальном и региональном уровнях, в т. ч. создание учебных средств c использованием компакт-дисков и интерактивных видеосистем, а также для обучения математике и музыке.

Среди авторов опубликованного в Швеции аналитического обзора проведенных исследований - педагоги и руководители образования, включая находящегося в то время на должности генерального директора Национального совета по образованию Е. Рингборга.

Центральной проблемой национального плана по информатике во Франции стала разработка высококачественного программного обеспечения для высококачественного компьютерного оборудования, а также соответствующая подготовка преподавателей, позволяющая им не только эффективно использовать эти программные комплексы в учебном процессе, но и соучаствовать в разработке и модификации обучающего программного обеспечения с целью оптимизации процесса обучения.

Понимание общности всего спектра проблем и перспективности сотрудничества для поисков их решения привели ряд стран Северной Европы к созданию в середине 90-х годов Комитета по педагогическим программным средствам и технологиям, назначенного Советом Министров образования Северных стран. В круг задач Комитета включены вопросы стандартизации компьютерных средств, разработка технологий и программных продуктов.
Поисками решений различного рода задач из этой же области занимаются специалисты США, ФРГ, Южной Кореи, Австралии, Канады и других стран. Круг проблем, изучаемых зарубежными специалистами, включает вопросы, связанные с использованием технологий гипертекста и гипермедиа.



1.4. Применение метода проектов: российский опыт.


В последние годы многие российские образовательные учреждения переходят на педагогические технологии, основанные на системе личностно-ориентированного обучения. Это является одной из причин довольно широкого распространения проектов. Я приведу несколько примеров развития метода проектов в различных учебных заведениях.

МОУ гимназия №9. г. Тольятти. В данном учебном заведении по методу проектов был создан целый комплекс программно-педагогических средств (ППС) по предмету биология.

«За последние несколько лет – пишет В.Л. Сергеева - по этой схеме разработаны и модифицированы обучающие, тренинговые, контролирующие программы по ботанике, анатомии, биологии, которые представляют собой многофункциональное электронное пособие, выполняющее роль и учебника, и справочника, и экзаменатора.

Подобные индивидуальные проекты ведутся отдельными наиболее успешными учениками. Именно этими учащимися, некоторые из которых уже выпускники, велась и продолжается работа по созданию программно—педагогического комплекса в процессе преподавания биологии.

Метод проектов, являющийся и одним из методов, рассматриваемых в теории развивающего обучения, заключается в решении учащимися не формализованной задачи, имеющей конечное применение в стенах нашей школы. В каждом проекте выделяются следующие основные этапы: постановка задачи (согласно изучаемой предметной области, например биология, как в нашем случае), моделирование (объективные законы предметной области и использование математического аппарата), вычислительный эксперимент (синтез алгоритма, его оптимизация, выбор языковой конструкции, написание программы и отладка программы), анализ полученных результатов (согласно изучаемой предметной области).

Продвигаясь по цепочке ОБЪЕКТ—МОДЕЛЬ—АЛГОРИТМ—ПРОГРАММА—РЕЗУЛЬТАТ, ученик приобретает огромный практический опыт проектирования программ, навыки моделирования, составления алгоритмов и программ. Овладения этими навыками — необходимое условие самообразования.

Такие учебные программы, конечно же, не могут конкурировать на рынке компьютерных программ с современными мультимедийными учебными комплексами, интегрированными в единую обучающую среду, но эти программы вполне отвечают целям и задачам, которые были призваны решить.

Проект выполняется по своей постановке, своему алгоритму и отлаживается на своей экспериментальной базе. В Проекте участвуют заинтересованные в результатах работы педагоги. На всех стадиях цикла пакета компьютерных программ — от проектирования до сопровождения и эксплуатации – возникает много вопросов, которые снимаются оперативным внесением корректировок в компьютерные программы. Программы постоянно модифицируются, повышая как качество самих программ, так и улучшая их методическую составляющую.

Кроме образовательной задачи повышения качества обученности по информатике мы выполняем и вполне утилитарную задачу получения средств информатизации в нашей школе, которые широко используются на уроках биологии».5

«Мир Интернета – огромен, - говорит доктор педагогических наук С.И. Горлицкая, делясь накопленным опытом образовательных учреждений Санкт- Петербурга, - мир русскоязычного Интернета - куда скромнее, но тоже достаточно богат. И при необходимости найти какую-то информацию по теме в нем, как правило, можно. Не станем перечислять здесь проблемы. Скажем только, что организовать поиск можно по-разному, и одна из проблем - это снижение уровня так называемого информационного шума. Мы говорим об этом потому, что поиск и отбор информации в электронных средствах не относится к родовым умениям человека, и то этому надо специально обучать, надо помочь преподавателям, в первую очередь тем, для кого эти навыки еще не слишком привычны, технологиям поиска, умениям сформировать запрос. Здесь требуется владеть основами математической логики, понимать, что чем точнее сформулирован запрос - тем выше релевантность, т.е. соответствие ответа запросу, и ниже уровень информационного шума, на отсеивание которого можно потратить несколько дней работы в Интернете.

Надо, на наш взгляд, постоянно учить все расширяющимся возможностям. Нельзя, обучившись в прошлом или позапрошлом году, остановиться на этом, ибо постоянно появляются новые, говоря интернетовским сленгом, "фишки" - порой настолько важные, что их освоение поможет значительно сократить и уточнить критерии поиска, повысить релевантность полученной информации.

К сожалению, именно в этих технологиях мы постоянно выступаем в роли учеников. Да, учителя надо учить пониманию структуры страницы сайта, ибо нередки случаи, когда хорошая по содержанию страница не может быть непосредственно предъявлена учащимся на уроке, ибо нашпигована она баннерами, оформленными зачастую, мягко говоря, фривольным образом. И, следовательно, надо, как говорят, почистить страницу, и это не так сложно, но надо и этому обучаться, чтобы не попадать перед учащимися в нелепые ситуации.

Уже сказано, что телекоммуникации - особое дитя в педагогике. Прежде всего потому, что закрывать глаза на всепроникающие их возможности - бессмысленно так же, как бессмысленно роптать против плохой погоды. Это, безусловно, виток в развитии человечества, виток, в который мы с вами попали, и, хотим мы того или нет, должны учитывать и по возможности использовать эти возможности в своей работе.

До сих пор мы говорили об использовании ресурсов Интернета. Но связанной с этим является еще одна сторона педагогической работы - пополнение ресурсов, разработка учащимися проектов - тематических сайтов. Здесь у нас уже есть опыт, который представляет интерес и в городе, и в России, и для наших зарубежных коллег.

Наша работа над мультимедийными Web-проектами - результат осознания того, что телекоммуникации представляют собой богатейшую педагогическую ниву. Разумеется, нужно приложить немало усилий для того, чтобы собрать на этой ниве урожай.

В течение ряда лет работает в Петербурге Пейпертовский Центр, научным руководителем которого является автор этой статьи. Центр создан для компьютерного обучения детей-гемофиликов и широко использует проектные подходы в обучении детей, зачастую не имеющих возможности посещать обычную школу.

На Всероссийской научно-технической конференции учащихся "Электронная Россия: выбор молодых", которая прошла в московском Лицее информационных технологий № 1533 в январе 2002 г., были представлены работы внешкольного образовательного подразделения - студии Web-дизайна при Израильском Культурном Центре Санкт-Петербурга. Эта студия объединяет учащихся из многих школ, гимназий и лицеев города и Ленинградской области. Обучаются здесь дети разного образовательного уровня, разного возраста и различных национальностей. Очень важно, что атмосфера занятий в Центре такова, что дети стремятся сюда даже из весьма удаленных городских и даже областных школ. Студия существует менее чем полтора года, и за это время подготовлены десятки проектов. Многие из них связаны с историей города, антифашистской темой, темой Холокоста (герои Варшавского гетто, сопротивление фашистскому геноциду). Разработаны также "именные" сайты, посвященные выдающимся личностям-праведникам мира - Валленбергу и матери Марии (художнице и поэту Кузьминой-Караваевой), писателям, композиторам, артистам, ученым.

Большое место в нашей работе занимает комплексный проект, начатый в петербургской гимназии № 470, которому мы дали название "Ожерелье культур". Наши исследования посвящены теме влияния культур разных народов на формирование культуры Петербурга. Вначале были подготовлены и опубликованы в Интернете работы "Шведский Петербург" и "Голландский Петербург". В этом году коллекция пополнилась сайтами "Прибалтийский Петербург", блестящей работой "Итальянский Петербург" и даже "Китайский Петербург". Работа "Две Венеции", выполненная совместно с Международной школой, успешно участвовала в конкурсе "ThinkQuest". В процессе разработки находятся еще несколько работ этого направления.

Замечательная работа "Книжный Невский" рассказывает об истории книжных магазинов, лавок, издательских домов, расположившихся на Невском проспекте в прошлом веке. Этот проект представляет собой энциклопедию издательского и книготоргового дела Петербурга как центра России; в нем удалось использовать большое количество фактографического материала, фотографий и иллюстраций. Еще одна интереснейшая работа, "Кинематографический Невский", посвящена истории старинных кинотеатров Невского проспекта.

Культурному богатству и разнообразию мира посвящен блок работ "Традиции и праздники". Эта группа проектов представляется крайне важной, особенно теперь, когда пришло понимание необходимости воспитывать у учащихся чувство толерантности, умения принять иную культуру, уважительно и внимательно отнестись к ней.

Подобные работы приучают детей к систематичности, умению структурировать материал, правильно и выразительно расположить и представить его, и, конечно, разнообразным образом использовать телекоммуникации и для поиска, и для анализа, и для грамотного опубликования материалов.

Обо всех наших проектах можно сказать, что подготовивший такую работу ребенок уже не будет часами играть в агрессивные игры, стремясь (хотя бы виртуально) взорвать, поразить, убить как можно больше жертв.

Уже не первый год дети учатся представлять свои проектные работы, что не менее важно для их будущего. Двадцать лет в Петербурге проводятся конференции, получившие (в соответствии с предложением комиссии ООН) название "Информатика и устойчивое развитие". Все эти работы участвовали в разных секциях конференции и высоко оценены жюри. Наши работы участвовали во Всероссийской олимпиаде юных журналистов и отмечены в числе победителей. Участвовали мы и в конференции "МИФ", которую проводит Санкт-Петербургский (Большой) Университет».6

И в заключение, приведу опыт Нижнего Новгорода, которым делится зав.кафедрой Нижегородского института развития образования, доктор технических наук М. Гуревич:

«С 1996 года Нижегородская область включилась в работу международной программы “Технологическое образование в России” (директор – И.А.Сасова, научный руководитель – М.Б.Павлова, исполнительный директор – Д.Питт). В рамках этой программы в 1996-1998 гг. было проведено шесть обучающих семинаров по проектному методу обучения, в которых приняло участие около 600 учителей технологии (всего в Нижегородской области 2400 учителей технологии).

Существенный положительный эффект в понимании метода проектов и его возможностей сыграл визит учителей технологии России в 1997 году в Великобританию (участвовало 35 учителей, в том числе из Ленинградской, Калининградской и других областей Северо-Запада, от Нижегородской области в визите участвовало 7 учителей технологии). В общей сложности учителя ознакомились с работой 30 учебных заведений Великобритании.
Каковы результаты этого периода работы?

  1. Первая реакция учителей была примерно такой: “Да, мы все это знаем и применяем!” Но с каждым новым днем занятий учителя все больше понимали, насколько огромны возможности этой эффективной методики (точнее методологии), и что совершенствовать этот подход можно в течение всей жизни.

  2. Подавляющее большинство учителей, участвовавших в работе семинаров, приняли этот метод и начали применять его на практике. "Работать становится интереснее и учителю, и ученику", – отмечали учителя технологии. В 1998г. в Нижнем Новгороде была издана книга М. Б. Павловой и Д. Питта "Образовательная область Технология. Теоретические подходы и методические рекомендации", которая быстро разошлась и способствовала внедрению метода проектов в практику работы школ.

  3. В 1997 году при ежегодной аттестации учителей Нижегородской области тестирование учащихся мы стали проводить в форме защиты проектов. Это также способствовало внедрению метода проектов в практику работы (ежегодно аттестуется около 350-400 учителей, при этом тестирование проводится для 10 000 учащихся). Проведенное при этом (и в последующие годы) анкетирование показало, что защита проектов эффективно решает задачи, которые становятся тестированием, и что метод проектов поддерживается учителями, учащимися, администрацией образования, родителями, а сам процесс превращается в праздник.

С 1998 года работы начали финансироваться Британским Советом в России и Департаментом образования и науки администрации Нижегородской области в рамках российско-британской программы “Технологическое образование, профессиональная ориентация и предпринимательство в Нижнем Новгороде и регионе Большая Волга”. Было определено 15 экспериментальных школ Нижегородской области с учителями технологии, в которых (около 50 учителей), где в 1998-2000 гг. было проведено 6 недельных мастерских по использованию метода проектов, при этом в значительной степени обсуждался опыт Великобритании. Уже сейчас можно говорить о значительных результатах этой работы:
– учителя технологии экспериментальных школ существенно углубили свои представления о методе проектов;

в экспериментальных школах по существу организованы методические центры, в которых собраны ресурсные материалы, и работают квалифицированные учителя технологии;
– при кафедре технологии Нижегородского института развития образования создан региональный методический центр по внедрению метода проектов;
– в работе мастерских приняли активное участие представители институтов усовершенствования учителей городов Кирова, Пензы, Йошкар-Олы, Чебоксар, Великого Новгорода, Самары, Ярославля, Иванова, Элисты, Красноярска, Москвы, Санкт-Петербурга;
– учителями технологии и руководителями программы в короткое время был разработан и издан ряд методических материалов, способствующих внедрению метода проектов. Важно подчеркнуть, что, например, рабочие тетради были разработаны по инициативе учителей технологии. Осенью 2000 г. комплект учебников для 5-го класса был представлен на всероссийский конкурс и занял первое место. Это, в определенной степени, характеризует качество разработок. Этот успех связан, в первую очередь, с тем, что разработки выполнялись совместно учителями и специалистами Великобритании и России и обсуждались, как правило, на мастерских программы. Эту форму работы нужно оценить, как удачную.

Осенью 1999 г. была проведена экспертиза проекта членом-корреспондентом РАО И. А. Сасовой и научным руководителем программы "Технологическое образование в России" М. Б. Павловой, в представленном отчете эксперты отметили, что проект развивается успешно, были сделаны также предложения по повышению эффективности работ. В частности, была отмечена необходимость разработки словаря терминов – вопросы терминологии в период формирования метода проектов как важнейшей методики преподавания становятся определяющими (это отмечается также учителями технологии). Здесь необходимо обратить внимание на то, что внедрение метода проектов (дизайн-подход) в Великобритании заняло примерно 20 лет, и нам предстоит длительная, кропотливая работа. При этом копирование даже лучших проектов не может принести желаемых результатов. Необходима самостоятельная разработка проектов.
Наконец, весной 2000 г. по рекомендации управляющего комитета Британского Совета мы начали новый этап работы. Из примерно 50 учителей технологии 15 экспериментальных школ была создана группа "тренеров" (12 учителей) и группа "авторов" (14 учителей), с которыми была продолжена работа в форме мастерских (к настоящему времени проведено 4 мастерских). Предполагается, что "тренеры" смогут эффективно распространять метод проектов путем проведения занятий с учителями технологии, а "авторы" смогут сосредоточиться на подготовке методических материалов.
Уже осенью 2000 г. "тренеры" начали работу в районах Нижегородской области по обмену опытом использования метода проектов. Обычно выезд в районы осуществляла бригада, в которую входили два учителя-тренера, методист кафедры технологии и трудового обучения и заведующий кафедрой. Работа представляется интересной.
Практически все учителя того или иного района получают основные представления о методе проектов. Эффективен диалог “учитель – учитель”. Имеющиеся определенные пробелы в подготовке тренеров (занятия начались только в июне 2000г.) компенсируются методистом и заведующим кафедрой. Учителям района предоставляется "раздаточный" материал, способствующий внедрению метода проектов в практику их работы. Тренеры имеют хорошую практику.

В период октябрь 2000 – апрель 2001 гг. было осуществлено более 10 обучающих семинаров. Предполагается, что постепенно учителя-тренеры смогут активно осуществлять обучение методу проектов в составе курсов повышения квалификации учителей технологии.

В феврале – марте 2001г. главным специалистом Министерства образования РФ А. В. Марченко была проведена экспертиза проекта. Эксперт отметил, что проект продолжает успешно развиваться и что целесообразно в Нижегородском институте развития образования создать Республиканский методический центр по внедрению и распространению метода проектов в образовательной области "Технология".
Что показали первые 5 лет работы по внедрению метода проектов? Метод проектов принимается большинством учителей технологии, администрацией образования, родителями. Результаты анкетирования в 2000/01 учебном году показали, что 76% учителей технологии применяют метод проектов на практике. Для расширения применения этого эффективного подхода в практику требуется дальнейшая кропотливая работа, включающая обучение, разработку и издание методических материалов, организацию и проведение конкурсов и олимпиад»
7


Итак, внедрение метода проектов в России приносит свои плоды. Успешно решаются различного рода педагогические проблемы и задачи, разрабатываются новые методики и программы, российские педагоги выходят на международный уровень.














ГЛАВА II ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАЛМЫЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА.

2.1. Место проекта « Создание и поддержка официального сайта Калмыцкого Государственного финансово-экономического колледжа» в проведении педагогического эксперимента.



Как уже было сказано выше, Калмыцкий государственный финансово-экономический колледж является Федеральной экспериментальной педагогической площадкой. В рамках эксперимента в колледже были созданы 12 проблемных групп, в числе которых группа «Информационная среда колледжа», в работе которой принимает участие и автор.

«Особой заботой проблемной группы «Информационная среда колледжа» - пишет научный консультант эксперимента Н. В. Ходякова, - стало то, чтобы информационные ресурсы учебного заведения были культурно и научно-репрезентативными, современными, вариативными. Педагогическое освоение информационных ресурсов было положено в основу нового алгоритма подготовки преподавателя к занятию, когда в процессе обучения педагогом представлялись, обсуждались и личностно интерпретировались фрагменты полученного с использованием этих ресурсов актуального информационного материала (в том числе и носящего неоднозначный, альтернативный, дискуссионный характер). Поэтому к критериям оценки информационной среды учебного заведения был помимо показателей развитости информационно-технологической инфраструктуры учебного заведения и доступности информационных источников и ресурсов для студентов и преподавателей отнесены также полнота, актуальность и значимость информации, циркулирующей в колледже…

Педагоги убедились, что целостно – смысловой пласт информационной среды учебного заведения не формируется сам по себе, а требует очень тонкого и профессионально умелого педагогического «взращивания». Используя компьютерные технологии на том или ином занятии, в процессе внеучебной деятельности, педагоги имели возможность задать сначала себе, а потом своим обучаемым вопросы: для чего применяется компьютер? Нужно ли это конкретной личности? Будет ли полезно группе или коллективу?…»8

В рамках работы данной проблемной группы группой преподавателей кафедры информационных технологий и студентов колледжа осуществлен проект « Официальный сайт Калмыцкого государственного финансово-экономического колледжа».

В ходе создания и поддержки проекта удалось решить следующие задачи:

  1. Преодолена главная педагогическая трудность – проблема мотивации. Готовясь к созданию проекта и написанию данной работы, я обратился к статье Анатолия Витковского « Уроки свободного полета», опубликованной в электронной версии газеты «Первое сентября». Автор статьи пишет: «Метод проектов позволяет справиться со многими трудностями педагогической практики. Возьмите одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учебой не увлечь. И не только отстающих – одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Здесь и выручает учителя метод проектов. Проектирование ведь не ограничено рамками учебной программы. Ребенок сам может решить, насколько сложными или простыми будут задачи его проектной работы»9. Как и в каждом учебном заведении, проблема мотивации существует и в нашем колледже. Педагог постоянно сталкивается с проблемами мотивации студентов, дифференциации учебных и контрольных заданий, привлечения студентов к деятельности во внеучебное время. Настоящий проект позволил решить все эти проблемы.  Создание проекта осуществляется как во время учебного процесса, так в свободное от учебы время. Необходимую базу знаний студенты получают на 3(специальность 2202)и 4 (специальность 2203) курсах во время изучения дисциплин «Распределенные системы обработки информации» и «Программное обеспечение компьютерных сетей». Студенты 2 курса и студенты непрофильных специальностей, подключенные к данной работе – на занятиях кружка «Школа Web дизайна», организованного автором.

У студентов старшего курса интерес вызывает возможность применить полученные на занятиях знания на практике и получить реальный результат, а также изучение новых для них программ. Для студентов младших курсов – возможность изучить более сложный материал, встать на один уровень со старшекурсниками. Студенты непрофильных специальностей могли восстановить дефицит часов информатики и информационных технологий. Кроме того каждый студент в ходе выполнения проекта выбирал себе задания, подходящие по сложности и направленности

Далее Витковский пишет: «Психологи без труда объясняют нежелание подростков учиться: в этом возрасте ведущей деятельностью становится общение. Но как быть учителю? Если использовать метод проектов, проблема решается сама собой. Ведь проектирование – это, как правило, групповая деятельность, в которой очень значимы желание и умение находить общий язык с другими людьми (курсив мой – Ким И.В)»10 Справедливость этих слов в полной мере подтвердилась во время работы над проектом «Создание и поддержка официального сайта Калмыцкого Государственного финансово-экономического колледжа». Совместная работа над проектом позволила не только решить проблему мотивации и вызвала интерес студентов к основным занятиям, но и научила студентов находить общий язык с другими людьми (в данном случае с преподавателем и студентами других курсов и специальностей). Более того, повысилась дисциплина на основных занятиях в тех группах, где обучаются студенты, работающие над проектом.

  1. «Или вот еще задача: как развить в детях такое важное качество, как обязательность? – пишет далее Анатолий Витковский - Попробуйте толково объяснить ребенку, почему он должен выучить третий закон Ньютона к такому-то числу. А когда ребенок делает проект, для него очевидно: работу надо выполнить в срок. На этот день назначена презентация проекта, приглашены гости»11. Действительно, проект «подстегнул» его участников, заставил серьезно отнестись к подготовке учебного материала, связанного с выполнением проекта, например разделы «Язык гипертекстовой разметки HTML», «Верстка страниц», научил обязательности, каждый этап проекта выполнялся в намеченные сроки.

  2. Во время работы над проектом укрепились межпредметные связи. Ведь студенты применяли знания, полученные при изучении не одной, а нескольких дисциплин, причем, что особенно важно применяли их в комплексе.

  3. Во время создания проекта студенты находятся в условиях не учебной, а реальной, производственной ситуации, что позволяет готовить будущих специалистов к работе после колледжа.

  4. Личностно-ориентированная направленность проекта как метода, позволила привлечь к работе над проектом студентов различного уровня подготовленности, в том числе тех, которые, имея более низкий уровень, обычно остаются незанятыми.

  5. Во время работы над проектом, который является органичной частью проводимого в колледже педагогического эксперимента, руководитель проекта апеллирует к личности студента, учит студента вырабатывать свое собственное отношение к проекту, строить свои отношения с информационной средой. Таким образом, данный проект является ещё одним подтверждением вывода, сделанного научным консультантом эксперимента Н.В. Ходяковой: «Использование педагогом информационных технологий и средств на занятии для «галочки» либо в качестве модного и престижного атрибута его преподавательской деятельности стало недопустимым в колледже…»12

2.2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА « СОЗДАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА КАЛМЫЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА»



Нарастание потока информации, приводящее к ее удвоению каждые несколько лет, делает в ряде случаев невозможным решение различных задач без широкого использования вычислительной техники. Поэтому следует признать глубоко обоснованной одну из задач совершенствования образования, состоящую в том, чтобы вооружить учащихся знаниями и навыками использования современной вычислительной техники. Над компьютеризацией надстраивается значительно более глубокий процесс - информационный, охватывающий все стороны общественной жизни. Это связано с непосредственным внедрением современных компьютеров практически во все сферы науки, техники, экономики.

Научно - технический прогресс вводит нас в информационную сферу. Практически следующее поколение будет жить и трудиться в информационном обществе, что означает связь многих профессий с производством и обработкой информации, а это потребует значительных изменений не только в условиях и методах труда, но и в образе жизни.

Накопление, переработка и усвоение все возрастающих потоков информации является одной из главных проблем, стоящих перед образованием. Поэтому необходимо создать такую среду обучения, с помощью которой человек становится "профессиональным учеником", способным учиться всю свою жизнь.

Появляются новые информационные технологии (ИТ) и педагогические инновации (ПИ), неразрывно связанные друг с другом. В качестве примера такой связки можно привести совместное использование глобальной сети (ИТ) и метода проектов (ПИ) при создании Web-сайта учебного заведения.

В рамках эксперимента «Формирование личностно развивающей образовательной среды учебного заведения среднего профессионального образования» проходящего в Калмыцком Государственном Финансово-Экономическом Колледже (КГФЭК) развивается проект «Создание и поддержка официального Web-сайта Калмыцкого Государственного Финансово-Экономического Колледжа».

Развитие данного проекта решает следующие цели:

  • Презентация Калмыцкого Государственного Финансово-Экономического Колледжа в глобальной сети.

  • Развитие новых региональных и международных партнерских отношений.

  • Выработка у студентов активной гражданской позиции.

  • Развитие навыков работы с большими объемами информации.

  • Знакомство с новыми компьютерными программами и обучение работе с ними.

  • Привитие практических навыков работы с HTML.

Классификация проекта.

    • Проект относится к типу ознакомительно-ориентировочных (информационных).

    • По характеру координации – проект с открытой координацией.

    • По характеру контактов - внутренний.

    • По количеству участников – групповой.

    • По продолжительности – долгосрочный.








ГЛАВА III ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ.


Проектная форма деятельности есть система учебно-познавательных действий ребёнка, направленных на самостоятельный поиск и решение различных задач с обязательным представлением результатов своих действий.

Работа над проектом опирается на четыре ключевых понятия: «выбор», «инициатива», «сотрудничество» (или совместная деятельность), «успех». Причём «выбор» является способом порождения «инициативы». Для реализации «инициативы» необходимым условием является организация «совместной деятельности» (сотрудничества) детей, родителей и учителей. А результатом является успех каждого участника проекта.

Прежде чем приступить к осуществлению проекта, участникам проекта необходимо ответить на вопрос: какова цель проекта и оправдано ли педагогически применение его как метода?

Итак, необходима идея проекта. Обычно идея вырастает из учебной, производственной или просто жизненной необходимости. К примеру, необходимость решения экологических проблем больших городов породили идею создания проекта «Мусор нашего города», осуществленного в 1997-1998 годах в одной из Московских школ.13

Затем необходимо структурировать проект. Решить какой он будет продолжительности, из скольких этапов будет состоять, определить продолжительность и суть этапов.

Следующий этап: создание творческой группы проекта. Сбор людей, средств, материалов.

Определившись с идеей, структурированием, творческой группой проекта приступаем к его практической реализации.

Следующий этап: проводим анализ результатов. Как работала творческая группа? Какого добилась практического результата? С какими трудностями столкнулась? Какие новые формы деятельности использовала во время осуществления проекта? И наконец, Вы как учитель, можете ответить на вопрос: каков образовательно-воспитательный эффект проекта?



Схема организации деятельности по проекту.

Идея


Деятельность

(творческие лаборатории)


hello_html_m6297b435.gif

Проект

(структурирование)


hello_html_m6297b435.gif



Образовательно-воспитательный эффект.


Практическая реализация проекта

Анализ результатов

(рефлексия)


hello_html_m6297b435.gifhello_html_m6297b435.gif

hello_html_m6297b435.gif













Какие проекты Вы можете осуществить?



Если вы работаете в средней школе:

  1. Учитель истории – проект «Отечественные войны 1812 и 1941-1945 годов- патриотизм народа и ответственность власти »

  1. Учитель русской литературы – проект «Психология ранних и поздних произведений Льва Толстого»

  2. Учитель математики – проект « Решение математических задач при помощи программы MathCAD»

  3. Учитель английского языка – проект «Переписка с Уильямом Шекспиром»

  4. Учитель экологии – проект «Мусор нашего города»

  5. Учитель химии – проект «Моделирование химических процессов»

  6. Учитель ОГП – проект «Уголовное преступление. Наказание в разных странах»

  7. Учитель начальных классов - проект «Труд и взаимовыручка в народных сказках»


Если Вы работаете в среднем профессиональном учебном заведении:


  1. Преподаватель конституционного права – проект « Сравнение Конституций России и США»

  2. Преподаватель уголовного права – проект «Суд присяжных»

  3. Преподаватель менеджмента – проект « Маркетинговые исследования рынков нашего города» и т.д.

  4. Большой проект «Создание студенческого предприятия», в котором будут участвовать преподаватели многих дисциплин и студенты.

  5. Проект «Если мы войну забудем, вновь придёт война»


А теперь выполните творческое задание:

  1. Придумайте идею проекта. Подумайте, сможет ли Ваша идея лечь в основу самостоятельного проекта или её разработка предполагает целую серию проектов, программы. Определите тип проекта и попробуйте его структурировать по этапам, четко обозначив задачи каждого этапа.

  2. Теперь представьте себе, что Вы пришли на занятие, на котором Вам предстоит предложить своим ученикам (студентам) идею проекта. С чего Вы начнете? Как организуете деятельность учащихся по формулированию проблемы проекта. Как организуете деятельность творческой группы?

  3. Обсудите проект с коллегами.

  4. Теперь Вам предстоит презентация проекта. Вы должны не просто представить свой проект, но и защитить его убедительной аргументацией и оформлением.












Литература и источники:


  1. Информационное письмо Министерства образования РФ № 585/11-13 от 12.04.2000.

  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2000.

  3. Ходякова Н.В. Личностно развивающая образовательная среда: концепция и технологии проектирования: Монография. – Волгоград: Высшая Академия МВД России, 2003

  4. Горлицкая С.И. Метод проектов в информатизации образования - обзор и реализация - "Компьютерные инструменты в образовании" №5 за 2001 г

  5. М. Гуревич «Работать становится интереснее и учителю, и ученику" Из опыта внедрения метода проектов учителями технологии – журнал «Учитель» №1 –2002 г

  6. В.Л. Сергеева. Доклад на тему: «Метод проектов на уроках информатики и получение средств информатизации в школе», представленный на конференции «Информационные технологии в образовании-2001». Источник: http://www.ito.edu.ru/2001/ito/I/2/I-2-32.html

  7. Анатолий Витковский Уроки свободного полета. Что такое проектная деятельность и как лучше всего пустить ее в вашу школу «Первое сентября» - №36-2004г. Источник: http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200403608

  8. http://www.ito.edu.ru/2001/ito/I/2/I-2-32.html

  9. http://www.ffl.msu.ru/people/stitova/article10.html

  10. http://www.sputnik.mto.ru/Docs_25/Ped.jurnal/Vio/Vio_14/cd_site/Articles/art_1_4.htm

1 Информационное письмо Министерства образования РФ № 585/11-13 от 12.04.2000.

2 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2000.


3 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2000. стр. 71


4 Горлицкая С.И. Метод проектов в информатизации образования - обзор и реализация - "Компьютерные инструменты в образовании" №5 за 2001 г

5 В.Л. Сергеева. Доклад на тему: «Метод проектов на уроках информатики и получение средств информатизации в школе», представленный на конференции «Информационные технологии в образовании-2001». Источник: http://www.ito.edu.ru/2001/ito/I/2/I-2-32.html

6 Горлицкая С.И. Метод проектов в информатизации образования - обзор и реализация - "Компьютерные инструменты в образовании" №5 за 2001 г


7 М. Гуревич «Работать становится интереснее и учителю, и ученику" Из опыта внедрения метода проектов учителями технологии – журнал «Учитель» №1 –2002 г.

8 Ходякова Н.В. Личностно развивающая образовательная среда: концепция и технологии проектирования: Монография. – Волгоград: Высшая Академия МВД России, 2003. стр.111-112

9 Анатолий Витковский Уроки свободного полета. Что такое проектная деятельность и как лучше всего пустить ее в вашу школу «Первое сентября» - №36-2004г. Источник: http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200403608

10 Анатолий Витковский Уроки свободного полета. Что такое проектная деятельность и как лучше всего пустить ее в вашу школу «Первое сентября» - №36-2004г.

Источник: http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200403608


11 Анатолий Витковский Уроки свободного полета. Что такое проектная деятельность и как лучше всего пустить ее в вашу школу «Первое сентября» - №36-2004г.

Источник: http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200403608

12 Ходякова Н.В. Личностно развивающая образовательная среда: концепция и технологии проектирования: Монография. – Волгоград: Высшая Академия МВД России, 2003. стр. 112


13 Подробное описание этого проекта Вы можете прочитать в книге Е.С. Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». – М.: Академия, 2000., стр. 264-267


i





















ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
  • Другое
Описание:

В настоящее время немало говорится о методе проектов, как об одной из прогрессивных педагогических технологий. Мне, как преподавателю кафедры информационных технологий данный метод интересен ещё и тем, что прекрасно совмещает как педагогические инновации, так и новые информационные технологии.

Данное пособие имеет целью помочь преподавателю внедрить данный метод в образовательный процесс.

Первая глава  пособия посвящена описанию метода проектов, обобщению передового опыта использования данного метода в российских образовательных учреждениях,

 Вторая глава посвящена описанию проекта «Создание и поддержка официального Web-сайта Калмыцкого государственного финансово- экономического колледжа».

В третьей главе собраны практические рекомендации по внедрению метода проектов в учебный процесс.

Автор пособия надеется, что оно поможет коллегам создать интересные проекты.

Автор Ким Игорь Васильевич
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 2486
Номер материала 13310
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓