Главная / Логопедия / Применение метода интеллект карт в дошкольном образовании

Применение метода интеллект карт в дошкольном образовании

Применение метода Интеллект-карт в дошкольном образовании Автор: учитель-лого...
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и система...
Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, кото...
Физиологические и нейропсихологические принципы работы головного мозга челове...
Результативность применения метода интеллект-карт достигается: наглядностью: ...
Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект – карты в ходе обсу...
Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект - карты може...
третье направление Развитие связной речи. Составление и распространение предл...
ПО ЦВЕТУ МАТЕРИЛ ПО ВРМЕНИ ГОДА ПО НАЗНАЧЕНИЮ ПО ПОЛУ ЧАСТИ
Общие требования к составлению любой интеллект – карты. • Главная идея обводи...
Алгоритм создания интеллект карт: Постановка цели – рождение идеи «Мозговой ш...
Интеллект карты детей подготовительной группы
ВЕСНА Интеллект карта по теме Весна
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в...
Литература: 1. Акименко В.М.Применение интеллектуальных карт в процессе обуче...
1 из 20

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Применение метода Интеллект-карт в дошкольном образовании Автор: учитель-логопед
Описание слайда:

Применение метода Интеллект-карт в дошкольном образовании Автор: учитель-логопед высшей категории БМА ДОУ № 17 Коротких Л,В,

№ слайда 2 Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематиз
Описание слайда:

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4 Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который
Описание слайда:

Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.

№ слайда 5 Физиологические и нейропсихологические принципы работы головного мозга человека,
Описание слайда:

Физиологические и нейропсихологические принципы работы головного мозга человека, которые заложены в основу метода интеллект карт: Интеллект карта по форме напоминает нейрон (клетку головного мозга)со множеством ответвлений Взаимодействие правого и левого полушария при моделировании интеллект карты Информация на интеллект карте максимально визуализирована, ее можно окинуть «одним взглядом» Включение процессов мышления при запоминании увеличивает объем памяти Ассоциативное мышление (мышление образами) преобладает в дошкольном возрасте Радиантное мышление человека(возникновение нескольких не линейных ассоциаций при получении информации)

№ слайда 6 Результативность применения метода интеллект-карт достигается: наглядностью: всю
Описание слайда:

Результативность применения метода интеллект-карт достигается: наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом; привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно; запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается; своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает; творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи; возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

№ слайда 7 Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект – карты в ходе обсужде
Описание слайда:

Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально. Использование интеллект-карт Первое направление

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9 Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект - карты может я
Описание слайда:

Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально. Второе направление

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12 третье направление Развитие связной речи. Составление и распространение предложе
Описание слайда:

третье направление Развитие связной речи. Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.

№ слайда 13 ПО ЦВЕТУ МАТЕРИЛ ПО ВРМЕНИ ГОДА ПО НАЗНАЧЕНИЮ ПО ПОЛУ ЧАСТИ
Описание слайда:

ПО ЦВЕТУ МАТЕРИЛ ПО ВРМЕНИ ГОДА ПО НАЗНАЧЕНИЮ ПО ПОЛУ ЧАСТИ

№ слайда 14 Общие требования к составлению любой интеллект – карты. • Главная идея обводится
Описание слайда:

Общие требования к составлению любой интеллект – карты. • Главная идея обводится в центре страницы. • Лист располагается горизонтально. • Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами. • Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета. • Каждая мысль обводится. • В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации. Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16 Алгоритм создания интеллект карт: Постановка цели – рождение идеи «Мозговой штур
Описание слайда:

Алгоритм создания интеллект карт: Постановка цели – рождение идеи «Мозговой штурм», цель которого — записать все ассоциативно появившиеся идеи, связанные с создаваемым интеллектуальным продуктом. Создание интеллект карты – структурирование информации, продумывание хода « детского исследования» «Оформление» интеллект карты в ходе «детского исследования»

№ слайда 17 Интеллект карты детей подготовительной группы
Описание слайда:

Интеллект карты детей подготовительной группы

№ слайда 18 ВЕСНА Интеллект карта по теме Весна
Описание слайда:

ВЕСНА Интеллект карта по теме Весна

№ слайда 19 В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в не
Описание слайда:

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, а в особенности дошкольников с ТНР и ЗПР, даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Метод интеллект карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.

№ слайда 20 Литература: 1. Акименко В.М.Применение интеллектуальных карт в процессе обучения
Описание слайда:

Литература: 1. Акименко В.М.Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып.7/12 2. Бьюзен, Т. Супермышление / Тони и Барри Бьюзен. – Минск, 2008. 3. Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохина. – М., 1984. 4. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко. – М., 1983. 5. Сумина В.А., ГБОУ СО «ЦПМСС «Речевой центр» Обеспечение речевой реабилитации обучающихся с ТНР средствами коррекционных технологий, основанных на нейропсихологических теориях. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ. Секция 1. Особенности реализации рекомендаций ПМПК в условиях неспециализированных образовательных организаций: сборник материалов II педагогических чтений им. первого министра общего и профессионального образования Свердловской области Валерия Вениаминовича Нестерова. – Екатеринбург. СОПК, 2013.Часть 1. – 122 с. 6. http://www.mindmap.ru/ 7. http://www.cfin.ru/management/controlling/mind_map.shtml8. http://www.infokart.ru/karty-uma-kartografiya-razuma/ 9. http://bershadskiy.ru/index/intellekt_karty_v_obrazovanii/0-33 10. http://ipk74.ru/virtualcab/professional/obrazovatelnye-texnologii/intellekt-karta-kak-metodika-predstavleniya-processa-myshleniya-i-strukturirovaniya-informacii 11. http://festival.1september.ru/articles/602963/  

Применение метода интеллект карт в дошкольном образовании
  • Логопедия
Описание:

 

   Введение Федерального государственного образовательного стандарта подчеркивает необходимость поиска новых средств развития ребенка, применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно любознательности, активности; овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

    В связи с этим разрабатываются новые методы развития творческих способностей детей, стимулирующие развитие мышления, коммуникативных навыков и в то же время повышающие устойчивость ребенка к психологическим стрессам за счёт достижений нейропсихологии и применения методик нейропедагогики. Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование интеллектуальных карт. Интеллект-карты – это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Отличительным свойством методики является задействование в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов усиливается глубина впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала (принцип эмоциогенности). При построении интеллект-карт идеи становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними; метод позволяет охватить материал «единым взором», воспринять как единое целое. Карты легко поддаются расширению и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти. Этот метод был предложен для обучения дошкольников кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко. Разработан метод интеллект-карт английскими психологами Тони и Барри Бьюзен. Этот метод используется в разных сферах человеческой деятельности, а также и в образовании.

   Составление интеллект-карты предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов). Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит его расширять и модернизировать. В центре страницы помещается и графически акцентируется главная идея (например, цель, предмет, название новой темы). С помощью разноцветного выделения из «главной идеи» выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определённому фрагменту рассматриваемой темы. Каждая ветвь подписывается. Для названия ветви подбирается ключевое слово, наиболее полно соответствующее теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются ключевые слова. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять всё более мелкие веточки к общему «дереву» карты. Именно в этом и заключается движение от общего к частному: в центре находится общее – тема (её сразу видно), а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности. Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а в основном на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между понятиями. Метод интеллектуальных карт полезен в любой сфере жизни, где требуется развивать и совершенствовать интеллектуальные способности личности и решать разнообразные задачи и проблемы, которые ставит перед нами жизнь. Однако его применение особенно эффективно в процессе обучения. Разумеется, педагог сам предварительно составляет интеллектуальные карты по теме занятия, затем в ходе исследования-беседы ребенок открывает или зарисовывает соответствующую картинку или символ для обозначения понятия или представления. Таким образом, ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллект-карты, усваивает новый метод познания, который он может перенести на любые другие жизненные ситуации. Необходимо учитывать, что создание интеллект-карт процесс совместного творчества, и для ребенка существенными представлениями являются те, которые зачастую взрослыми не принимаются всерьёз, но они необходимы для эмоционального восприятия изучаемого материала и могут быть добавлены в созданную интеллект-карту. То, что ребенок проделывает самостоятельно, запоминается лучше готового материала. По картам легко запоминать лексику, придумывать предложения и рассказы, мысля радиантно, на основании законов мышления. Метод интеллектуальных карт даёт возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию и обогащению словаря и развитию связной речи.

   Связное устное высказывание может состояться при наличии у ребёнка словаря, внутреннего плана высказывания и желания высказаться. Если у ребёнка есть словарь, но нет желания и представления, о чём и как говорить, педагог вынужден будет постоянно побуждать его, стимулировать наводящими вопросами, вызывая мотивацию к устному высказыванию. Если у ребёнка есть мотивация, но нет словаря и плана высказывания, то он будет тянуть руку, вставать, но уже после нескольких слов начнёт молча ждать помощи от взрослого. Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все три перечисленных фактора: ребёнок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отражённого в каждой ветви дерева карты, и у него возникает желание сказать о том, что наглядно и понятно. Интеллектуальные карты помогают структурировать информацию, которую ребёнку предстоит усвоить, разбить её на конкретные образные единицы с последующей организацией их в целостные системы по законам, соответствующим наиболее эффективной работе человеческого мозга. Единицей информации является целостный самостоятельный «чувственный образ», который понятен ребёнку, может быть им осмыслен и легко включён в систему его личного опыта. Важно также отметить роль интеллектуальных карт в соотнесении слова и образа, которое характеризует качественную сторону словарного запаса ребёнка. Процесс усвоения значения слов начинается с соотнесения звучания слова с чувственно воспринятыми свойствами объекта, а овладение их обобщённым значением опирается на обобщение чувственных данных. Только на этой основе впоследствии становится возможным овладение обобщённым значением слов независимо от конкретных ситуаций. Следовательно, чем богаче чувственный опыт, чем многообразнее отражается в восприятии и представлении окружающий мир, тем шире возможность овладения обобщённым значением слов и выше его уровень. Возможность с помощью интеллектуальных карт чувственно познать значительное количество объектов и явлений и их свойств, а также возможность произвести сопоставление усвоенных слов с обозначаемыми объектами расширяет значения и понимание слов. В.М. Акименко указывает, что последовательность лексико-грамматических занятий должна быть выстроена в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания (по теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной психологом П.Я. Гальпериным). В результате В.М. Акименко предлагает такой порядок работы с применением интеллектуальных карт:

 

1. Выделение основных (ключевых) понятий по теме.

 

2. Называние картинок, изображённых на карте для уточнения и закрепления словарного запаса.

 

3. Составление и распространение предложений по каждой «ветке» дерева.

 

4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте. Наглядность при данном виде работы максимально представлена в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемыми детьми на карте.

   План рассказывания соответствует порядку картинок, последовательно выстроенных на каждой ветке дерева справа налево сверху вниз. Наличие модели высказывания помогает успешно составить связное высказывание, а также создаёт предпосылки для работы над творческим рассказыванием. Таким образом наглядность и план высказывания, а также образец рассказа, данный педагогом, обеспечивают полноценное составление рассказа детьми.

    Но метод интеллект-карт позволяет развивать не только речь, но и различные процессы мышления. Моделирование при помощи интеллект-карт формируют такие универсальные логические действия, как:

 

 анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

 

 синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;

 

 выбор оснований и критериев для сериации и классификации объектов;

 

 выведение следствий;

 

 установление причинно-следственных связей;

 

 построение логической цепи рассуждений;

 

 доказательство;

 

 выдвижение гипотез и их обоснование.

 

   По теме в зависимости от цели НОД подбираются как прилагательные (круглый, красный, гладкий и т.д.), так и глаголы (висит, падает, катится, краснеет, портится, и т.д.), подбираются предметы по аналогии, развиваются процессы анализа и синтеза, умение находить общие признаки (Что еще круглое как яблоко? - Мяч, колесо, монета – Яблоко круглое, как мяч. Что еще красное? Помидор, шарик, огонь, флажок– Шарик красный, как яблоко.), проводится сравнение объектов с нахождением общих и различных признаков с составлением сложно сочиненных и сложно подчиненных предложений (Собака умеет прыгать, и кошка умеет прыгать. Кошка умеет мяукать, а собака лаять. Собака друг человека, потому что помогает ему.), определение признаков предметов и составление описательного рассказа о предмете на основе интеллект карты по лексической теме. 

  В заключение можно сделать вывод о том, что применение интеллектуальных карт в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребёнка.В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Методика является очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Тем и ценен этот метод, что является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники:

 

1.    Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып.7/12

 

2.    Бьюзен, Т. Супермышление / Тони и Барри Бьюзен. – Минск, 2008.

 

3.    Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохина. – М., 1984.

 

4.    Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко. – М., 1983.

 

5.     Сумина В.А., ГБОУ СО «ЦПМСС «Речевой центр»

 

Обеспечение речевой реабилитации обучающихся с ТНР средствами коррекционных  технологий, основанных на нейропсихологических теориях. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ. Секция 1. Особенности реализации рекомендаций ПМПК в условиях неспециализированных образовательных организаций: сборник материалов II педагогических чтений им. первого министра общего и профессионального образования Свердловской области Валерия Вениаминовича Нестерова. – Екатеринбург. СОПК, 2013.Часть 1. – 122 с.

 

6.    http://www.mindmap.ru/

 

7.      http://www.mind-map.ru/

 

8.    http://www.infokart.ru/karty-uma-kartografiya-razuma/

 

9.      http://bershadskiy.ru/index/intellekt_karty_v_obrazovanii/0-33

 

10.   http://ipk74.ru/virtualcab/professional/obrazovatelnye-texnologii/intellekt-karta-kak-metodika-predstavleniya-processa-myshleniya-i-strukturirovaniya-informacii

 

11.   http://festival.1september.ru/articles/602963/

 

12.  http://www.cfin.ru/management/controlling/mind_map.shtml

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Приведем фрагмент из книги Тони Бьюзена «Супермышление», в котором описывается технология рисования интеллект-карт.

 

Законы интеллект-карт и рекомендации по их составлению

 

Законы интеллект-карт разделяются на законы содержания и оформления и законы структуры.

 

Законы содержания и оформления

 

 

 

1.    Используйте эмфазу

 

  • Всегда используйте центральный образ.
  • Как можно чаще используйте графические образы
  • Для центрального образа используйте три и более цветов.
  • Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы
  • Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).
  • Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
  • Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карты.
  • Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим.

 

 

 

  1. Ассоциируйте

 

  • Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.
  • Используйте цвета.
  • Используйте кодирование информации.

 

 

 

  1. Стремитесь к ясности в выражении мыслей

 

  • Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
  • Используйте печатные буквы.
  • Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
  • Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.
  • Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.
  • Делайте главные линии плавными и более жирными.
  • Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.
  • Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.
  • Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».
  • Старайтесь располагать слова горизонтально.

 

 

 

  1. Вырабатывайте собственный стиль.

     

    Законы структуры

     

 

1.    Соблюдайте иерархию мыслей.

 

 

 

  1. Используйте номерную последовательность в изложении мыслей.

     

 

Автор Коротких Лариса Владимировна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 4219
Номер материала 53245
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓