Инфоурок Физика Другие методич. материалыПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА  ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ,  КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Выпускники современной школы заинтересованы в получении знаний, которые необходимы им для дальнейшей  адаптации в социуме. В образовательных учреждениях сегодня  особенно важно обеспечить развитие каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей, научить навыкам самостоятельной работы, развить творческие способности личности. Поэтому современный  учитель сегодня должен учить умению выдвигать гипотезы, решать проблемы.

Проблемное обучение начинается с создания проблемной ситуации. Его цель – усвоение не только основ науки, но и самого процесса получения знаний, развитие познавательных и творческих способностей обучающегося. В основе проблемного обучения лежит принцип «открытия».

Конечно, проблемное обучение нельзя рассматривать как только самостоятельные открытия и поиски проблем. В нем сочетаются объяснение учителя, решение задач различного уровня и типа, выполнение учащимися практических работ. Создание проблемной ситуации на уроке, делает его более значимым.

Мои ученики,  начиная с 7 класса, отрабатывают метод научного познания:  факты ®гипотеза® модель ®эксперимент. Ребята говорят, что самое сложное - это выдвижение гипотез, но самое интересное - проведение эксперимента. Безусловно, проведение уроков с использованием проблемного обучения требует и от учителя умения правильно поставить вопрос, который бы вызывал необходимость и желание сравнивать, рассуждать, анализировать данные, искать закономерность, делать выводы. Помимо этого, основная трудность проблемного обучения на уроках физики – это наличие современного  лабораторного оборудования.

Методы проблемного обучения интересны тем, что их можно использовать на различных этапах урока: изложение нового материала, закрепление, обобщение, систематизация знаний, лабораторные и экспериментальные работы, а также домашний эксперимент и творческое задание.

Примерами таких заданий могут служить задачи практической направленности. Например, определите диаметр проволоки, имея карандаш и линейку. Имея стопку монет, определите толщину одной монеты. В каком случае толщина одной монеты будет измерена более точно: с малым или большим числом монет?  В каком положении прямоугольника давление на поверхность максимальное или минимальное? На пустой пластиковой бутылке с плотно закрытой пробкой, которую вынесли на мороз, образовались вмятины. Как вернуть бутылке первоначальную форму? Объясните свои действия. Ребята при изучении темы «Давление газа» выдвигают гипотезы о том, от чего оно будет зависеть. Поверяют на опыте. При изучении темы «Сообщающиеся сосуды» экспериментально устанавливают закон сообщающихся сосудов. Изготавливают модели фонтана, «артезианского водолаза», прибор для демонстрации давления в газах и жидкостях, рассчитывают собственное давление, плотность тела, совершаемую работу, развиваемую мощность,  рассчитывают собственную скорость при движении из дома до школы. При изучении темы «Электрическая цепь» проверяют экспериментально включение звонков и лампочек последовательно и параллельно. Опытным путем устанавливают зависимость силы тока от напряжения, от каких величин зависит сопротивление проводников. Используя проволочный моток и магнит,  определяют индукционный ток и условия когда он возникает. На уроках можно и удобно использовать не только фронтальные эксперименты, но и  много проблемных задач, например, смешанное соединение проводников, состоящее из n-ого количества одинаковых резисторов.

Проблемное обучение дает свои положительные плоды в познавательной деятельности учащихся, когда учитель использует систематически поисково-проблемные методы, а не применяет их от случая к случаю. Ведь, проблемное обучение направлено на активизацию мыслительной деятельности обучающихся (дети порой делают нестандартные предположения, что говорит о развитии их творческой личности), формирование познавательного интереса. Помимо этого, создает предпосылки для развития памяти, внимания, логического мышления, навыков анализа, синтеза, обобщения, показывает связь изучаемого материала на уроке с повседневной жизнью. Все эти требования к модели личности ученика как раз отражены в стандарте  второго поколения.

Безусловно, у проблемного обучения есть свои плюсы и минусы.  Применяя на своих уроках проблемно-поисковые методы, могу отметить повышение качества знаний обучающихся, уровня интереса к предмету и познавательной активности. Проводя рефлексию, анализирую, что именно такие уроки интересны и продуктивны. Могу также отметить повышение КПД урока. Каждый учитель самостоятельно решает использовать его на своих уроках или нет, но тот кто проникся проблемно-поисковыми методами обучения и увидел горящие глаза своих учеников, уже не сможет от него отказаться, несмотря на все трудности и большие временные затраты по подготовке.

Стандарт современного образования говорит нам о том, что «Учитель должен снабжать ребенка цветами, из которых он мог бы добывать материал для меда, но перерабатывать его он должен сам» (Монтень). Проблемное обучение подходит для этого как нельзя лучше!

Скачать материал "ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ"