Главная / Математика / Применение компьютерных технологий на уроках математики

Применение компьютерных технологий на уроках математики



УОКиС администрации Бутурлинского района

Нижегородской области МОУ Б.Якшенская СОШ








«Применение компьютерных технологий на уроках математики»





Выполнила: учитель математики

Морозкина Алла Александровна




с.Б.Якшень

2010г.

Содержание:

1. Введение. С.1-4

2. Программные средства, используемые на уроках математики. С.4-12

- печатные материалы;

-программируемые учебные среды;

-компьютерные демонстрации ( презентации);

-компьютерное тестирование;

-использование ресурсов сети Интернет.

3. Применение компьютера на различных этапах урока математики. С.12-16

4. Компьютер на уроках геометрии. С. 16-24

5. Выводы. С.24-26

6. Литература. С. 27

7.Приложения.



  1. ВВЕДЕНИЕ

Мир, в котором мы сегодня живем, становится все более зависимым от информационных технологий. Они широко, интенсивно и эффективно используются человеком во всех сферах деятельности. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений. Появилось новое поколение молодых людей, которым столь же невозможно представить мир без компьютера, как и без телефона, телевизора, автомобиля. На рубеже XX-XXI века человечество вступило в новую стадию своего развития – эру новых информационных технологий. Новые информационные технологии стремительно завоевывают жизненное пространство во всех сферах человеческой деятельности, в том числе в образовании. В  концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и  государства. В чем же главное условие успеха информатизации образования? Главное условие успеха программы информатизации образования — новая позиция учителя, способного к успешному претворению в жизнь современных методов индивидуализации обучения. Одна из задач школы на современном этапе – заложить фундамент подготовки члена общества к жизни в новом информационном мире. Информатизация образования стала одним из приоритетных направлений. Повысить  качество обучения, пробудить интерес к знаниям и поднять их престиж, обратиться к реальным запросам ученика - таковы задачи школы сегодня. В современных условиях, когда дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды: использование телевидения, Интернета, компьютерных программ. Сформировался новый тип восприятия информации, то, что современные ученые – обществоведы называют «экранной культурой». Для современного учащегося традиционные источники получения информации, такие, как учебник или речь учителя утрачивают свое прежнее значение, что приводит к снижению интереса к процессу обучения. Более того, возникает конфликт между привычным для ребенка и традиционным для школы способами получения информации, что приводит к формированию кризиса в процессе обучения и препятствует успешному формированию личности востребованной современным обществом.

Все это заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения , методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Немаловажная роль здесь отводиться информационным технологиям, так как в настоящее время информационные технологии стали неотъемлемой частью современного образования. За последние несколько лет персональные компьютеры перестали быть экзотикой и вошли в повседневную жизнь. В нашей стране, как и во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютерным. Одним из основных требований при приёме на работу становиться умение пользоваться компьютером. В связи с этим освоение компьютерных технологий должно происходить уже в школе, с тем, чтобы выпускник как можно быстрее включался в жизнь общества.

Традиционно в школе применяются в основном урочная и лекционно-семинарская формы обучения, которые существуют практически в неизменном виде очень давно. И во многом учебный процесс и даже усвоение учебного материала зависят от профессиональных и личных качеств преподавателя. Кому-то мы симпатичны, а какому-то ученику может просто не нравиться наша манера изложения материала, или он считает, что учитель к нему не объективен при контроле. Попытки разрешить эти проблемы только с помощью традиционных методов уже не дают желаемого результата, не способствуют развитию творческой личности.

Есть разные мнения учителей о целесообразности использования компьютерных технологий в обучении математике. Для меня этот вопрос стал решённым, как только я провела несколько пробных уроков в 5, 6 , 9 и 7 классах и увидела неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере и повышенный интерес к решению различных математических задач (например, работа по решению задач на построение в 7 классе). Ведь обычно традиционный урок часто сводится лишь к «прохождению» программы, причём преимущественно с использованием объяснительно-иллюстративного метода: делай как я (посмотри – повтори – запомни). Поэтому в этих случаях при объяснении нового материала большинство учеников являются пассивными слушателями. Если объяснение подробное и доступное, то учащиеся попадают в благоприятную среду, которая не требует самостоятельного поиска решений, лишает возможности каждого ученика достигать поставленных целей. А наша цель воспитать человека, способного самостоятельно принимать решения, адаптироваться к новым условиям, проявлять смекалку, находить необходимую информацию. Хорош не тот учитель, который даёт готовые рецепты на все случаи жизни, а тот, который заставляет искать их самим.

Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам. Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляют мультибиблиотеки и всемирная сеть Интернет становятся доступны учащимся. Компьютерный урок характеризуется, прежде всего, интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения учащихся с компьютером по отношению ко всему времени урока. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности; ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта, как в мире знаний, так и в становлении у ученика целостного качества быть Личностью.

Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать». Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т. д. На компьютере ученик получает возможность довести решение любой проблемы до конца, опираясь на необходимую помощь. Можно использовать уроки-презентации для организации учебного процесса с использованием информационных ресурсов Интернет , готового продукта КМ-школы, это помогает учащимся проверить свои знания и более успешно подготовиться к сдаче экзаменов. Каждый комплект слайдов позволяет отработать прочные навыки по изучаемой теме. Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у ребят интерес к предмету повышен. Они увлечённо отвечают на вопросы учителя, выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой, и сами выставляют предварительные оценки , оценивают работу других.

Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка. Однако не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

2.Программные средства, используемые на уроках математики.

В настоящее время на рынке электронных носителей существует достаточное количество различных электронных учебников, репетиторов, справочников, контролирующих программ, хрестоматий, энциклопедий , программ-учебников, программ-тренажёров, словарей, справочников, энциклопедий, видеоуроков, библиотек электронных наглядных пособий и т.д.

Из перечисленных электронных носителей компьютерные материалы можно подразделить по категориям:

  1. печатные материалы;

  2. программируемые учебные среды;

  3. компьютерные демонстрации ( презентации);

  4. компьютерное тестирование.

В своей работе я использую печатные материалы, электронные учебники , компьютерные презентации, тренажеры, компьютерное тестирование , готовые уроки КМ школы.

1)Печатные материалы.

К печатным материалам относятся сборники задач, раздаточный материал к уроку, печатные проверочные тесты и другие. Все это оказывает методическую поддержку учителю при подготовке к уроку.

2) Программируемые учебные среды. Электронные учебники.

Хорошей литературы на рынке по различной тематике много, но доступ к ней для учащихся сельских школ часто затруднен. Несколько гигабайт текстовой информации, записанной на школьный компьютер (классика отечественной и мировой литературы, детективы, техническая литература, учебники), могли бы существенно восполнить этот пробел. Большая часть этой информации сегодня свободно доступна через Интернет. Если сюда добавить несколько компьютерных энциклопедий, каждый сельский школьник получит такую библиотеку, о которой еще недавно не могли мечтать и жители крупных городов. Достойным элементом такой коллекции могут стать и электронные версии методических материалов. Достаточно разместить их на школьных компьютерах, чтобы существенно помочь учащимся школ.
Энциклопедий на CD-ROM уже достаточно много. На мой взгляд, основными критериями отбора энциклопедий должны быть полнота, удобный и понятный пользовательский интерфейс и, конечно, максимальный набор поисковых возможностей.
Мной на различных этапах обучения используются следующие электронные учебники:

1) "Репетитор по математике Кирилла и Мефодия 2005"

http://pancova.narod.ru/pic/97.gif


Данный учебник является незаменимым помощником в подготовке к сдаче Единого Государственного Экзамена.
Репетитор дает возможность быстро освоить большой объем информации, систематизировать полученные знания и правильно воспользоваться ими на экзамене. Работая с данным электронным учебником, учащиеся могут:
•подготовиться к уроку, контрольному занятию, экзамену;
• самостоятельно работать с учебным материалом, выполнять тестовые задания;
•получать подсказки ,используя справочный материал;
•проводить работу над ошибками;
•отрабатывать навыки прохождения тестирования;
•психологически подготовиться к сдаче экзаменов;
• выявить слабые места в понимании предмета;


2) «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005»

http://pancova.narod.ru/pic/96.jpg


«Большая энциклопедия КМ» – хороший информационный продукт, используемый в образовании школьников.
Достаточно простой интерфейс позволяет учащимся средних и старших классов, имеющих небольшие навыки работы с ПК, свободно ориентироваться в информации на диске: находить необходимый материал, копировать, распечатывать и т.д.
Данный диск содержит раздел «Исторические личности» — 81 видеофрагмент, запечатлевший выдающихся исторических деятелей (писателей, артистов, композиторов, ученых, политиков).
Диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005» используется мной при подготовке к урокам, при оформлении презентаций , наглядных пособий , а также предлагается учащимся для самостоятельного просмотра по определенным темам
.

3) «АЛГЕБРА 7-11 класс»

http://pancova.narod.ru/pic/99.gif


Электронный учебник-справочник является способом представления информации, который отличают полнота, удобство доступа, наглядность.
Справочник охватывает практически все, что относится к изучению школьного курса алгебры в 7-11 классах. Данный электронный учебник - справочник позволяет достичь целей обучения в более сжатые сроки, более качественно и интересно. Используя данный диск , я имею возможность показать в динамике построение и преобразование графиков, заострить внимание на какой-либо теореме (выделив и показав ее на экране), провести компьютеризированную проверку знаний.

4)электронный продукт «КМ– школа» .

«КМ-Школа» позволяет существенно облегчить внедрение мультимедиа в учебный процесс. Контент продукта расширяет дидактическую и методическую базу по предметам (в том числе и по математике), значительно облегчая поиск необходимой информации для подготовки к организации и проведению урока.

Использование КМ-ШКОЛЫ активизирует образное мышление учащихся, значительно повышает их интерес к изучаемому предмету и создает условия для наиболее полной реализации принципа личностно-ориентированного обучения.

ПРОДУКТ КМ-ШКОЛА в полной мере компенсирует недостаток литературы, наглядных пособий, лабораторного оборудования и реактивов.

  1. «Живая геометрия»

«Живая геометрия» позволяет строить любые геометрические фигуры, менять их форму, вычислять углы, площади и т. д. Можно демонстрировать теоремы, свойства, например, о сумме углов треугольника. Ученик изображает на экране любой треугольник и вычисляет сумму углов. Затем, потянув за какой-нибудь угол, меняет форму треугольника, углы меняются, а их сумма остается прежней. Или свойство вписанного в окружность угла, опирающегося на диаметр. На экране чертим окружность, диаметр окружности, угол, опирающийся на диаметр. Вычисляем этот угол. Потом передвигаем вершину этого угла по окружности и видим, что угол, опирающийся на диаметр, остается прямым (хотя два других угла меняются). Можно менять радиус окружности – результат прежний: угол остается прямым. Это очень эффектно выглядит. Если ученик увидит такую демонстрацию, то он на всю жизнь запомнит эти свойства. А еще лучше, если он сам все это проделает на компьютере. Так можно демонстрировать практически любые теоремы планиметрии.

3) Компьютерные демонстрации ( презентации)

Другую форму использования компьютера в педагогическом процессе представляет демонстрация изображений сразу всем ученикам.
Программа Power Point позволяет достаточно быстро даже начинающему пользователю создать свою собственную компьютерную презентацию.
Школьники разных возрастных категорий осваивают работу в данной программе и используют ее для выполнения творческих заданий, полученных на уроках. Использование компьютерных презентаций на уроках позволяет мне компактно и удобно проиллюстрировать учебный материал, вернуться к изложенному ранее, акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах темы. Презентации дают возможность привлечь внимание учащихся, продемонстрировать на большом экране некоторые опыты, задачи, тестовые задания. При создании презентации я учитываю следующие моменты: психологические особенности учащихся данного класса; цели и результаты обучения; структуру познавательного пространства; местоположение учащихся; выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока; цветовую гамму оформления учебного материала. Построение компьютерной презентации урока позволяет не только повышать успеваемость, но и способствует развитию интереса к предмету, а самое важное: формирует у детей ценностное отношение к предмету.

4) Использование компьютерного тестирования при контроле качества знаний школьника на уроках математики .

Существенной компонентой современных информационных технологий в образовании являются методы непрерывного и интенсивного контроля знаний и, в частности, система рейтинга.
Важнейший элемент рейтинговой системы - тестирование. Тесты позволяют в кратчайший срок проверить знания больших групп учащихся, выявить пробелы при изложении учебного материала, применить методы математической статистики для оценки степени его усвоения всеми испытуемыми и т.д. Компьютерное тестирование можно провести при помощи программы Master Test. Удобство использования данной программы состоит в том, что она позволяет быстро просмотреть количество верных и неверных ответов, или даже оценить учащегося. Тесты , созданные в программе
Excel, тоже удобны в применении . В данной программе можно создавать тесты с выбором ответа, с внесением ответа с клавиатуры, с получением словесной оценки ответа сразу после выполнения задании, например, «Молодец» или «Подумай еще». Красочно выглядят тесты, созданные в программе Power Point. Результат теста виден сразу на демонстрационном экране, что всегда приводит в восторг учащихся, если их ответы совпадают с правильными ответами на экране.

5) Использованием ресурсов сети Интернет.

Другим видом применения новых информационных технологий является использование ресурсов сети Интернет. Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Летом 2007 года нашу школу подключили к сети Интернет. Это позволило использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. Большую помощь в работе с Интернетом оказывают каталоги образовательных ресурсов. Учитель составляет свой каталог информационных ресурсов, что позволяет быстро осуществлять поиск информации. Профессионалы и любители создают в Интернете сайты, где можно найти дополнительный материал к урокам. На этих сайтах можно найти не только учебные задачи, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в педагогическом процессе.

Другим важным образовательным ресурсом являются методические сайты: сайт издательства «1 сентября» http://www.1september.ru/ru/ - и его раздел «Математика», который содержит электронную версию газеты «Математика» и сайт «Я иду на урок математики» http://his.1september.ru/urok/ . На этих сайтах содержится большое количество сценариев, уроков, олимпиад, разработок тестов и контрольных работ и др. Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов и видеоконференций. Но для того, чтобы в полной мере овладеть этими умениями необходимо повысить квалификацию. Интернет-технологии на уроке могут рассматриваться как источник дополнительной информации по предмету, инструмент исследования, способ самоорганизации и самообразования, возможность личностно-ориентированного подхода. Но при этом не следует забывать, что учитель должен руководить своими учениками в их путешествии по сети. Существует опыт некоторых учителей по данной проблеме. Можно проводить уроки с использованием сети Интернет в форме обобщающих конференций, групповой работы. Класс делится на группы (по 4-6 человек), каждая группа получает задание и адрес в Интернете.

Получив задание и ссылку на конкретные ресурсы Интернета или мультимедийные пособия ученик отвечает на поставленные вопросы, составляет план, выписывает определения новых терминов и понятий, готовит доклад, сообщение, реферат на предложенные учителем темы.

При подготовке к урокам и проведении внеклассных мероприятий широко используются справочные и иллюстративные материалы, скаченные из сети Интернета.

3. Применение компьютера на различных этапах урока математики.

Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.

В своей работе я использую информационные технологии в двух направлениях:

1)     демонстрация слайдов (использование презентаций);

2)     создание тестов .

Работая в первом направлении, я пользуюсь самым простым, доступным и эффективным программным обеспечением, которым может пользоваться каждый учитель - средой MS PowerPoint, с помощью которой можно реализовать принцип наглядности на уроках математики. С помощью программы PowerPoint можно создавать не просто презентацию-сопровождение для урока математики, а интерактивную модель для демонстрации текстовых задач, решения уравнений и других ключевых тем. Применение интерактивных моделей и динамических flash-презентаций является одним из наиболее эффективных способов внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс. Приведу некоторые примеры. Например, на уроке математики 6 классе, посвященном решению уравнений с помощью новых, алгебраических правил (перенос слагаемых из одной части в другую) можно увидеть лишь исходный и конечный результат. А на экране монитора можно показать динамику переноса слагаемых из одной части в другую.

Эффектными получились слайды, объясняющие «правила весов» при решении уравнений: обе части уравнения можно поменять местами, можно увеличить, уменьшить, умножить или разделить на одно и то же число, отличное от нуля , в это время учащиеся наглядно видят, как работают эти правила.

Возможности анимации позволяют показать учащимся наглядно задачи на движение: навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием. Раньше я рисовала задачи на бумаге или доске, где пешеходы, велосипедисты, насекомые, животные или автомобили двигались с различными скоростями. Не хватало в моих рисунках одного, но самого главного – движения. Времени на создание «бумажного» наглядного материала рисунка уходило много, а «продукт» получался одноразовый. Используя коллекцию анимационных картинок и эффекты анимации PowerPoint (эффект – пути перемещения), я стала создавать анимационные задачи. Фрагменты уроков, на которых используются анимационные слайды – яркие, привлекательные. Даже те, кто обычно не отличался высокой активностью на уроках, начали высказываться по поводу возможных шагов в решении задачи. Рисуя задачи в PowerPoint, я могу использовать их неоднократно, так как условия задачи легко заменяемы, можно одну и ту же задачу использовать несколько раз. Например, упростив числовые данные задачи, можно использовать её для устного счёта.

При работе с задачами возникают трудности уже при чтении большого текста. Дети, которые медленно читают, с трудом осмысливают текст задачи. Многие дети не умеют образно мыслить, и им не понятно: движение вдогонку или с отставанием, как изменяется расстояние. Увидев все это в движении на экране , они начинают лучше разбираться в решении задачи, и быстрее происходит запоминание. К.Д. Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством чувств они воспринимаются. Труд на уроке с применением компьютера  - процесс осознанного усвоения материала. Как говорит пословица:  «Тебе скажут -  ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймешь».

Преимущество при работе над задачами, когда используются компьютерные анимационные слайды, в том, что учитель может вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных фрагментах, побеседовать с учениками, выслушать различные мнения, обсудить различные способы решения. Преимущество получают и дети, которые раньше не могли понять смысл задачи из-за того, что плохо читают, неосмысленно читают, не умеют образно мыслить. Активизировать внимание обучающихся можно , используя слайды с ошибками.

Учитель получает возможность для творчества, теперь можно составить те задачи, которые надо отработать в классе. Отпадает необходимость писать длинный текст задачи на доске (да и ребёнку не просто прочесть и осмыслить текст задачи, написанный на доске).

Для сложных задач оформляю два слайда. Например.

Задача. Моторная лодка за 2 ч против течения реки прошла расстояние, на 25% меньшее, чем за то же время по течению. Какова собственная скорость лодки, если скорость течения равна 2,5км/ч? Найди лишнее данное в условии этой задачи.

Работаем над задачей следующим образом.

1) Читаем по учебнику текст.

2) Смотрим первый слайд, на котором ещё раз повторяем условия задачи. Рассматривая движение лодки, дети замечают, что по волнам лодка движется быстрее, а против течения медленнее.

3) Смотрим второй слайд. Фронтальная работа с классом. Рассматривая второй слайд, работаем над решением задачи, каждый шаг обсуждения отражается на экране. Вводим x (собственная скорость лодки), выражаем vпо теч, затем расстояние. Теперь рассматриваем движение против течения, выражаем vпр. теч, расстояние.

- осталось оформить таблицу в тетради, составить и решить уравнение.

Эффективна и другая методика. Учитель предлагает детям не просто посмотреть слайд – мультфильм, а придумать задачу. На экране последовательно появляются условия задачи, ученики не просто смотрят фильм, а напряженно думают: о чём же эта задача, кто её герои, что с ними происходит? Каждый старается придумать свой сюжет задачи. Затем учитель читает текст задачи, дети самостоятельно приступают к решению. Итоговый фрагмент – обсуждение способов решения.

Эффективность уроков с использованием анимационных слайдов при решении текстовых задач очень высокая. Анимационные слайды помогают при изучении действий с отрицательными числами. При сложении отрицательных чисел, герои любят друг друга. При сложении чисел с разными знаками герои – ссорятся. «Кто сильнее, чья возьмёт?» Такие слайды помогли моим ученикам запомнить правила сложения положительных и отрицательных чисел.

Анимационные слайды помогают при изучении понятия «модуль», решении уравнений и неравенств, содержащих знак абсолютной величины, раскрытии скобок, приведении подобных слагаемых, введении геометрических понятий. Объясняя новый материал в форме лекции, компьютер помогает сделать лекцию более продуктивной и научить школьников навыкам конспектирования. Ведь обычно все записи на доске учитель вынужден выполнять в спешке (и, что немаловажно, пока он пишет на доске он не видит класс), а, кроме того, увы не все обладают каллиграфическим почерком. Особое значение приобретает компьютер при составлении схем и таблиц. Заранее подготовленный пошаговый материал дает возможность задать темп урока и в то же время позволяет вернуться к любому промежуточному изучению материала.

Применение компьютерных технологий при закреплении материала позволяет ученикам, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, усваивать материал на различных уровнях. Учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает право и возможность выбирать обьём и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку. На данном этапе уместно применение различных обучающих компьютерных программ . Компьютерные обучающие программы ( тренажеры) оказываются наиболее эффективными при закреплении материала . В них реализовано пошаговое закрепление материала , причём каждый шаг контролируется компьютером. Выполнив очередное задание, ученик нажимает на кнопку «Проверить», и сразу высвечивается результат «Верно!» или «Неверно!». В случае неверного ответа компьютер дает конструктивный совет. Например: «Возведите обе части равенства в квадрат». Каждый следующий шаг в решении сопровождается знаком вопроса, нажав на который ученик может увидеть формулу, которая используется именно на данном этапе. В данном случае знак вопроса играет роль гиперссылки, которая выводит ученика в соответствующий раздел теории.

Следующим видом обучающих компьютерных программ являются карточки, содержащие подсказки. Ученик может сразу ввести ответ или рассмотреть необходимое количество подсказок. Причём в конце высвечивается количество подсказок, используемых учеником. Если ученик рассмотрел все подсказки, то высвечивается сообщение: «Задача просмотрена» . Такие тренажеры я применяю на своих уроках ,например: при изучении темы «Координатная плоскость» по математике в 6 классе, «Линейная функция» по алгебре в 7 классе, «Квадратичная функция» по алгебре в 8 классе, «Действия с десятичными дробями» по математике в 5 классе. Эффективна эта работа будет , когда каждый ученик сидит за отдельным компьютером.

Возможности компьютера как наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями анимации и мультипликации позволяют повысить интерес учащихся к рассматриваемому материалу.

4. Компьютер на уроках геометрии.

Применение на уроках учебных презентаций, разработанных в среде PowerPoint, способствует решению развивающих целей, которые мы ставим на уроках геометрии.

  • развивать пространственное воображение обучающихся, образное мышление;

  • развивать логическое мышление обучающихся;

  • формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;

  • совершенствовать графическую культуру.

Компьютерные презентации позволяют насладиться красочными чертежами. Не всегда, выполняя чертеж на доске, ученики получают эстетическое удовольствие от собственной работы. Выполнить красивый чертеж, показать образец хорошего чертежа поможет компьютер. При составлении чертежей я использую инструменты панели рисования: прямая, кривая и др. А использование различных способов заливки делает наши геометрические чертежи просто путешествием в сказку.

Не соглашусь с мнением «математика дело аскетичное, медитации некоторой требует, красивость тут – не по существу». Использование цвета в геометрическом чертеже в PowerPoint делает его, несомненно, более информативным. И не только цвет. Используя презентации, учитель может создавать интерактивные модели для доказательства теорем, решения задач.

Интерактивность моим слайдам дали гиперссылки, запись времени анимации . Это дало возможность составлять игровые слайды, тренировочные тесты и задания с мгновенной обратной связью, которые очень нравятся детям в седьмом классе.

Доказательство теорем для детей наиболее трудная и скучная сторона геометрии. Поэтому ценным при изложении материала в виде компьютерных презентаций считаю возможность анимации последовательных шагов рассуждений при доказательстве теорем или решении задач.

Помогли анимационные слайды при изучении задач на построение. Конечно, в классе я пользуюсь большим циркулем. А дома ученики, рассматривая слайды, вспоминают последовательные шаги построения. Куда поставить ножку циркуля, как провести дугу. По учебнику разобраться очень сложно! Другое дело, посмотреть слайд-фильм, где Его Величество Циркуль все покажет. Интерактивные слайды я предлагаю своим ученикам для домашней самоподготовки, т.к. у многих детей дома есть компьютеры.

Компьютер на уроке геометрии становится незаменимым техническим средством.

Какие преимущества в работе на уроке получает учитель и обучающиеся, если используется презентация-сопровождение.

  1. В ходе урока высвобождается время у учителя. Значит, есть возможность пройти лишний раз по классу, заглянуть в ученические тетради, поработать индивидуально. Я считаю, это очень важно: учитель не привязан к доске, у него появляется дополнительное время для индивидуальной работы на уроке.

  2. Чертежи в тетрадях обучающихся значительно улучшились.

  3. Чертеж, представленный на слайде, бесспорно, более информативен за счет цветового выделения и анимаций «сюжета» задачи. А значит, затраченный труд на создание презентации, даст знания большему количеству обучающихся в данном классе.

  4. Чертеж четкий, всем все видно. С последней парты обучающиеся перестали нарушать ритм урока репликами: «Что там написано?», «Не видно!» Всем все видно, ничто не отвлекает от главного – осмысления решения задачи.

Методика работы над геометрической задачей.

В курсе геометрии есть множество задач «по готовым чертежам». Презентации PowerPoint незаменимы при такой работе. Научить детей «читать» чертеж поможет компьютер. Скептики скажут, что можно и на доске чертежи «Быстренько так, чирк-чирк, кружок, окружность» нарисовать. Кстати, на перемене иногда быстренько и не получается.

Когда появились цветные учебники по стереометрии, учителя математики были очень довольны. Плоскости желтые, голубые, розовые. Цветной чертеж, несомненно, более информативен.

А

В

С

D

О

А

В

С

D

О

Сравним два рисунка, где представлены вертикальные углы. И ответим на вопрос, какой чертеж более информативен?






Наблюдая за учениками в классе, замечаю, что когда у доски отвечает сильный ученик, у детей со слабыми способностями быстро пропадает интерес к происходящему, они перестают следить за ходом рассуждений. Ученик с указкой у доски показывает накрест лежащие углы … при параллельных прямых … и секущей … Указка мелькает перед глазами так быстро, что я сама иногда прошу показать еще раз – не успела разглядеть. Замечательно, что есть ученики, которые лихо «читают» чертеж. Но это время для других обучающихся превращается в скуку. На слайдах презентации можно с помощью анимаций, иллюстрирования цветом, сопровождать ответ ученика. Такое представление решения задачи на готовых чертежах делает их доступными значительно большему числу обучающихся. Представляя геометрическую задачу на слайдах, я ставлю цель: активизировать внимание не только отличника Петрова (он и мелом на доске, и ручкой на бумаге разберется с любой задачей, решит ее «головой»), я ставлю более тяжелую задачу, чтобы Сидоров УВИДЕЛ вертикальные углы.

Опишу несколько приемов работы над задачей, представленной в презентации.

Решение задач на готовых чертежах, устно.

Варианты организации этого фрагмента урока.

1. Фронтальная работа. Дети комментируют с места возможные шаги решения. Если предложенное решение совпадает с решением, представленным в презентации, то, делая клик мышкой, демонстрирую анимации слайда. Если дети предлагают решение, отличное от моих домашних заготовок, то, выслушав оригинальное решение, предлагаю осмыслить то, что предложит компьютер.

2. Другой вариант – индивидуальный ответ ученика. Ученик работает у экрана с указкой в руке. Далее по шаблону (1).

Работа с игровыми интерактивными слайдами.

Приглашаю к компьютеру ученика. Работая с мышкой, он рассуждает вслух, обосновывает свой выбор ответа. Ошибку увидят все, поэтому методом «наудачу» обычно не пользуются.

Решение задач с оформлением в тетради, письменно.

Варианты зависят от уровня подготовки класса. Если сильный класс, то по тексту задачи, предлагаю перевести задачу на язык чертежа. Далее предлагаю посмотреть, как представлен чертеж в презентации. Выбираем лучшее. Если класс слабый, то рисуем чертеж вместе с компьютером, копируем. Для многих детей скопировать – это тоже сложно.

Часто работаем с двумя чертежами – чертеж в презентации, чертеж мелом. Оформление решения задачи – на доске мелом.

Использование анимации и мультипликации для создания слайдов для уроков, способствует развитию пространственного воображения, образного мышления. Как часто мы просим детей: «Представьте себе…», «Наложим мысленно треугольник…», а если ребенок не может представить, не может мысленно наложить треугольник. Вот и придет на помощь этому ученику компьютер. Использование программы "Живая геометрия" также снимает эти проблемы . Программный продукт «Живая геометрия », позволяющий делать «живые» чертежи по геометрии (видеть чертеж в движении, движение точки по графику и т.д.). Программа позволяет также проводить необходимые измерения на чертеже и фиксировать их результаты, имеется система таких преобразований, как поворот, отражение, сдвиг, растяжение.

Компьютер также можно использовать в режиме графической иллюстрации изучаемого материала, т. к. возможности компьютера при иллюстрировании намного превосходят возможности любого бумажного учебника, рисунков на школьной доске. Компьютер как чертежный прибор имеет ряд преимуществ по сравнению с циркулем и линейкой. Так для изображения тел вращения требуется построить изображение окружности, являющееся эллипсом. Однако циркулем и линейкой можно построить приближенное изображение эллипса, не всегда отличающегося хорошим качеством. С помощью компьютера можно создать большое количество разнообразных моделей геометрических фигур.

При изучении геометрии в 7 классе я также использую готовые уроки КМ-школы , где при доказательстве теорем присутствуют интерактивные объекты с помощью которых можно наглядно увидеть особенности случаев, рассматриваемых в доказательстве. Например, при изучении темы «Признаки равенства треугольников» используется анимация, сопровождаемая звуковым объяснением, ученики могут одновременно видеть и слышать объяснение нового материала. Учитель в это время выполняет роль консультанта. Такой прием изучения нового материала дает неплохие результаты: учащиеся быстро запоминают новые теоремы и их доказательства, используют полученные знания при решении задач, а также показывают неплохие результаты при выполнении теста первичного контроля.

При изучении темы « Примеры задач на построение» мной использовалась презентация , в которой наглядно демонстрировалось построение с помощью циркуля и линейки. Каждый этап построения сопровождался анимацией, с помощью которой учащиеся могли и сами выполнять построение у себя в рабочих тетрадях. Учителю в это время не нужно было выполнять построение на доске, он работал в роли консультанта.

Это можно увидеть на скриншотах из данной презентации.

hello_html_m163ca4d7.png

hello_html_23e5aad4.png

hello_html_m5732dba7.png

hello_html_m2e67dacc.png

hello_html_4055a073.png



Компьютер просто незаменима при изучении пространственных форм на уроках геометрии. Электронный образовательный контент «КМ-Школы» подготовлен на высоком уровне и помогает решить цели и задачи, стоящие перед учителем математики на уроке. Учащиеся, имевшие дело в 7-9 классах с геометрией на плоскости, испытывают серьезные затруднения при переходе из плоскости в пространство. Дело в том, что хотя геометрическое, пространственное воображение присуще некоторым школьникам, но таких не так уж много. Большинству школьников требуется помощь в развитии умения представлять и изображать стандартные стереометрические конфигурации; их приходится как-то обучать геометрическому видению. Широкий спектр наглядных мультимедийных объектов позволяет учителю представить на уроке пространственные фигуры в трехмерном измерении, рассмотреть их сечения и т.д.. Но, если модели параллелепипеда, пирамиды, простейших правильных многогранников можно посмотреть в кабинете математики, то например пространственную фигуру звездчатого додекаэдра вряд ли.

http://wiki.km-school.ru/wiki/images/thumb/2/2b/Geom-1.jpg/270px-Geom-1.jpg

http://wiki.km-school.ru/wiki/images/thumb/8/81/Geom-2.jpg/270px-Geom-2.jpg

http://wiki.km-school.ru/wiki/images/thumb/8/84/Geom-3.jpg/270px-Geom-3.jpg

Большой звездчатый додекаэдр. Трехмерная модель.

Курносый додекаэдр. Трехмерная модель

Усеченный додекаэдр. Трехмерная модель

http://wiki.km-school.ru/wiki/images/thumb/5/57/Geom-4.jpg/270px-Geom-4.jpg

http://wiki.km-school.ru/wiki/images/thumb/9/9f/Geom-5.jpg/270px-Geom-5.jpg

http://wiki.km-school.ru/wiki/images/thumb/3/39/Geom-6.jpg/270px-Geom-6.jpg

Правильный икосаэдр

Выпуклый многогранник. Иллюстрация

Усеченный октаэдр. Трехмерная модель

Информационные объекты «КМ-Школы» являются хорошим подспорьем учителю математики. Объекты различаются по интерактивности. Интерактивным называется такой способ взаимодействия, при котором с помощью инструментов управления пользователь получает возможность двусторонней связи с объектом изучения, при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, изменения положения объекта в пространстве, выделение отдельных элементов сложного объекта. Трехмерная модель – тип информационного объекта, представляющий собой трехмерное изображение объекта и набор инструментов управления, позволяющих пользователю изменять положение данного объекта в пространстве.

Наиболее эффективными средствами развития пространственных представлений учащихся, как известно, являются: демонстрирование фигур, сравнение положений геометрических фигур относительно друг друга, моделирование, грамотное изображение фигур, чтение чертежа. Эти средства приводят к наилучшим результатам, если они используются систематически и в комплексе.

Для формирования пространственного воображения у учащихся при изучении стереометрии интерактивные задания и трехмерные модели, размещенные в среде ИИП «КМ-Школа», играют особую роль. Используя данные объекты на любом этапе урока, учащиеся могут не только изучить пространственную структуру объемного (трехмерного) объекта, но и, меняя режим отображения объекта, выбрать, например, оптимальное изображение для решения задачи или оптимальное размещение данного трехмерного объекта для изображения его на плоскости. Решение стереометрической задачи на первом этапе – это её представление в пространстве, на втором – оптимальное изображение пространственной фигуры на плоскости. И насколько верно будут выполнены задачи первых двух этапов, настолько быстро и правильно будет решена задача. Показать правильный чертеж к задаче - почти все равно, что сразу объяснить ее решение, при этом формируется пространственное воображение, а так же умение, вообще, «видеть» чертеж.

http://wiki.km-school.ru/wiki/images/8/8b/Geom-7.jpg

http://wiki.km-school.ru/wiki/images/6/6d/Geom-9.jpg

http://wiki.km-school.ru/wiki/images/6/60/Geom-10.jpg

Ось симметрии третьего порядка правильного додекаэдра. Трехмерная модель

Оси и плоскости симметрии правильного додекаэдра. Трехмерная модель.

Построение сечения четырехугольной пирамиды плоскостью. Анимация

Важнейшей отличительной чертой трехмерных моделей является то, что при работе с ними можно в любой момент произвольно изменить ракурс изображения. Очевидно, что работа в такой среде отлично развивает пространственное воображение. Появляется возможность по-новому ставить и решать задачи на построение в пространстве, причем проверить правильность решения можно, взглянув на конструкцию с разных сторон.

Для развития пространственного воображения на этапе закрепления немаловажную роль играют и иллюстрации. Например, для закрепления понятий объемов сложных пространственных объектов, определений многогранников (выпуклых, невыпуклых), видов сечений (по готовым чертежам).

http://wiki.km-school.ru/wiki/images/4/40/Geom-11.jpg

http://wiki.km-school.ru/wiki/images/f/f9/Geom-12.jpg

Невыпуклый многогранник. Иллюстрация

Сечение призмы плоскостью. Тренажер

http://wiki.km-school.ru/wiki/images/4/4f/Geom-13.jpg

http://wiki.km-school.ru/wiki/images/0/03/Geom-14.jpg

Большая окружность сферы.

Иллюстрация

Сечение призмы под углом к основанию.

Тренажер


Учащиеся с интересом включаются в работу на основе моделирования и испытывают удовольствие от самостоятельного получения знаний по геометрии. Это не только положительно сказывается на мотивации обучения, но и вселяет уверенность в выполнении нового задания, обеспечивающую продуктивность учебно-познавательной деятельности.

Используя компьютерную технику, учитель интенсифицирует процесс обучения, делает его более наглядным и динамичным. Эффективное использование компьютера на уроке, умелое сочетание своего педагогического мастерства и возможностей компьютерной техники позволяет учителю повышать качество знаний учащихся.

Данная методика проведения урока учителем показывает целесообразность использования компьютерных технологий в образовании. Использование информационных технологий на уроке способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной математики. Кроме того, компьютер потенциально готовит учащихся к жизни в современных условиях, к анализу большого потока информации и принятию решений.


  1. Выводы

Таким образом, можно сказать, что применение информационных технологий на уроках повышает заинтересованность учащихся в изучении предмета, повышается уровень умений работать с информацией, реализуются творческие возможности.

С целью повышения эффективности образовательного процесса отслеживаю результаты обученности. Основой для мониторинга служат анализ анкетирования учащихся, наблюдения за ходом учебного процесса, результаты контрольных, проверочных и творческих работ.

Показатели обученности позволяют сделать вывод о том, что уровень обученности остается стабильным, имеет место рост качества образования. Это можно увидеть из приведенных диаграмм

Математика 6 класс



Алгебра 8 класс


Геометрия 8 класс


По некоторым темам математики 5 класса были проведены серии уроков с применением компьютера, на которых использовались презентации, тренажеры, тестовые задания. После изучения тем были написаны контрольные работы, результаты которых можно увидеть из приведенной диаграммы.

Уровень обученности учащихся 5 класса по написанию контрольных работ за первое полугодие 2009-2010 учебного года


Данный график прослеживает успехи класса в написании контрольных работ. Как видно из графика уровень обученности в течении полугодия то поднимался , то падал( это можно объяснить и интересом, и уровнем усвоения конкретных тем),но если сравнить результаты на начало года и конец полугодия , то становится виден результат: повышение уровня обученности.

Мониторинг уровня образовательных компетенций позволяет сделать вывод о росте, что свидетельствует о перспективе работы по использованию ИКТ как средства познавательной активности.

Учителями нашей школы было проведено анкетирование учащихся , чтобы выяснить, как относятся ученики к применению компьютера на уроках.

Анализ результатов анкетирования показал: нет ни одного ученика, который бы не хотел использовать компьютер на уроке. 100% учеников понравилось выполнять интерактивные задания на компьютерах, при этом 92% опрошенных отметили, что подсказки компьютера помогали в работе при закреплении материала. Слабые ученики класса дружно отметили и важную роль учителя, который помогал понять алгоритм выполнения того или иного задания или исправить ошибку. По всей видимости, интерактивные задания при самостоятельном использовании у «слабых» учеников с пониженной поисковой активностью и отсутствием базовых знаний по математике будут вызывать затруднения. Для таких учеников важна помощь учителя при работе с компьютером .85% учеников отметили, что применение презентаций на уроке помогает лучше усвоить материал. А это значит, что новая форма работы у учеников вызвала большой интерес и желание обучаться.

Таким образом, еще раз хотелось бы подчеркнуть, что применение электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:

-      экономию времени при объяснении нового материала;

-      представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;

-      воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;

-      дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала;

-      постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися.

Это, в целом, стимулирует разнообразие творческой деятельности учащихся, дает возможность увеличения объема информации, воспитывает навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету. Считаю, что компьютеры помогут учителю создать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также изменить способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.





Литература:

  1. И. И. Мархель. Компьютерная технология обучения.// Педагогика. – 1990. - 5.

  2. В. А. Каймин. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре.// Педагогика. – 1990. - №4.

  3. В. М. Полонский. Международные сети и базы данных по народному образованию и педагогике.// Педагогика. – 1993. №3.

  4. Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации. // Информатика и образование. –1994. -№4.

  5. Кржен Дж. Компьютер дома. –М., 1996.

  6. Смирнова И.М., Смирнов В.А.  Компьютер помогает геометрии: Дрофа- М., 2003г.

  7.    Верещагина Н.Н. Преподавание математики в классе с компьютерной подержкой: http:/centen fio.ru/

  8. Третьяк Т.М., Егоренкова И.Д. Преподавание геометрии в 7-8 классах использованием информационных технологий: http: // ito.bitpro.ru / 1998-1999/firms.html.

  9. Чашук И.В. Компьютерные технологии на уроках математики: http: // ito.bitpro.ru / 1998-1999 / c.html

  10. Цифровые образовательные ресурсы

http://school-collection.informika.ru

  1. Открытый колледж

http://www.college.ru/modules.php?name=Practical

  1. НИТИ-методики

http://it-n.ru/resource.aspx?cat_no=239

  1. Сетевое объединение методистов

http://center.fio.ru/som.fsio/

  1. Информационно-коммуникационные технологии в образовании

http://ict.edu.ru/

  1. Интернет-поддержка учителей математики. ИнтерГу.
    Учительский портал! - более 4000 разработок для
    учителя. Приморский Институт Переподготовки и Повышения Квалификации Работников Образования.

karmanform.ucoz.ru




Применение компьютерных технологий на уроках математики
  • Математика
Описание:

Мир, в котором  мы  сегодня  живем,  становится  все  более  зависимым от информационных технологий. Они  широко,  интенсивно и эффективно  используются  человеком во всех сферах деятельности. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений. Появилось новое поколение молодых людей, которым столь же невозможно представить мир без компьютера, как и без телефона, телевизора, автомобиля.  На рубеже XX-XXI века человечество вступило в новую стадию своего развития – эру новых информационных технологий. Новые информационные технологии стремительно завоевывают жизненное пространство во всех сферах человеческой деятельности, в том числе в образовании. В  концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и  государства.  В чем же главное условие успеха информатизации образования?

Автор Морозкина Алла Александровна
Дата добавления 18.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 2606
Номер материала 7498
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓