Главная / Русский язык и литература / Применение интеллектуальных игр при изучении литературы

Применение интеллектуальных игр при изучении литературы

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций»









Методическая разработка

Применение интеллектуальных игр при изучении литературы













Разработала :

преподаватель литературы



__________И.Н.Рондарь





Волгоград,2013

Введение

Игра ребенка — это жизненная лаборатория.
С.Т. Шацкий

Игра — первая школа ребенка, «арифметика» социальных отношений.
Л.С. Выготский

Игре все возрасты покорны. Всех захватывает великая и могучая, волшебная и неповторимая, пронизанная притягательной романтикой — ИГРА.

Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. И это доказывает, что игра — прекрасное средство развития. Она не только дает дополнительные знания, но и развивает целый спектр разнообразных способностей, является полигоном общественного и творческого самовыражения каждого.

Существует мнение, что у каждого поколения свои игры. Да, это действительно так. Меняется время, меняется культура, меняется игра.

Заметно, что в последнее десятилетие в нашей культуре сформировалось вполне самостоятельное явление, получившее название «Интеллектуальные игры». Они дают возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют первостепенное значение. Причем в отличие от предметных олимпиад, научных конференций, разнообразных факультативов позволяют превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, в праздник. Именно поэтому в интеллектуальные игры с интересом играют не только младшие школьники, но и подростки, старшеклассники, студенты.

Интеллектуальные игры — это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное.

Интеллектуальные игры помогают скрасить досуг, развить умственные способности, расширить словарный запас, улучшить память, стать более внимательным, сообразительным, учат любить и чувствовать слово, пробуждают способность к сочинительству, развивают фантазию.

А это в жизни очень пригодится! Ведь не только руки, ноги, тело, но и мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а сам он — находчивее, сообразительнее.

Вы хотите научить студентов нестандартно мыслить, развить своё упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения, а самое главное, пополнить свой багаж знаний?

В этом вам помогут интеллектуальные игры.


Познавательные и интеллектуальные игры как средство познания окружающего мира

Практически любая игра познавательна. Однако существует особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче важных сведений, информации о мире, игры, осмысленно ориентированные на обучение ребенка. В научной литературе игры для детей младшего возраста принято называть дидактическими или познавательными, игры детей старшего возраста — интеллектуальными. Понятие "познавательные" распространяется практически на все типы детских игр. Термин "дидактические" (от греч. "поучение") правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемым в раздел дидактики (теории и методики обучения). Такие определения, как "обучающие", "учебные", "предметные" (имеются в виду игры по учебным предметам — литературные, математические, биологические и др.), входят в понятие "дидактические". Учебно-познавательная игра позволяет заложить в обучение предметный и социальный контексты, важные для будущей, трудовой деятельности. В играх данного типа моделируются адекватные по сравнению с обычным обучением условия формирования личности, необходимые для профессиональной деятельности в будущем. В "контекстном" обучении достижение чисто дидактических целей сливается с воспитательными, развивающими целями, что активизирует процесс познания.

Начиная игру, нужно постараться сконцентрировать внимание собравшихся с помощью интересных приемов:

  • представления гостей, церемониала знакомства;

  • звуковых, световых, технических эффектов;

  • кинопролога, музыкальной увертюры, общей песни, ритуала подъема флага и т.д.

Организуя основную часть мероприятия, педагог должен попытаться объединить слово, образ, показ, творческую деятельность, конкурсность. Не следует забывать и о занимательности. Она может быть рассыпана по композиции (т.е. основной части), может быть собрана в один блок. Сюда относятся: общие песни, коллективные игры, конкурсы, забавы и аттракционы, танцы, концертные номера, сюрпризы, выступления гостей и др. Завершающая часть должна быть четкой, яркой, краткой. Здесь уместны: награждения, раскрытие секретов, коллективная оценка, принятие решения, ритуал, общая песня и т.п.

Последнее включает в себя подведение итогов и анализ игры. Какие бы формы игры ни были избраны, они должны отвечать следующим требованиям:

  1. Игра должна содействовать сплочению коллектива.

  2. Иметь познавательное значение.

  3. Активизировать общественную деятельность студентов.

  4. Обеспечивать мыслительную активность участников игры.

  5. Создавать условия для творчества.

  6. Соответствовать принципу: "Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц".

Студенты должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила и операции, знать точный перевод терминов и понятий, усвоить идею каждой игровой роли. Кроме того, игра по своему содержанию должна быть педагогична, ее выбор зависит также и от возраста играющих, их физического развития, кругозора.

Конец игры должен быть результативным — победа, поражение, ничья. Он должен быть ярким, эмоциональным, содержать анализ. Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных очков, баллов или оценкой. Игра требует столь же внимательного отношения к себе, как и другие средства воздействия на студентов, например, труд. Игра важное средство развития и воспитания, средство живое, яркое, радостное. Помните: вся воспитательная сущность игр отражается в их правилах. Организуя познавательную игру, не стоит забывать и о зрителях.

Чтобы привлечь внимание студентов , можно использовать следующие приемы:

  • красочное объявление;

  • афишу;

  • плакаты;

  • рекламы, нестандартные по форме, сюжетные, с интригующим текстом;

  • пригласительный билет;

  • приглашение — письмо, открытку, визитку;

  • "живую рекламу";

  • объявление по радио и телевидению.

Отбирая игроков для участия в познавательной игре, необходимо заранее сообщить им тему программы, а также области знаний, о которых пойдет речь. Желательно указать список литературы, которой можно воспользоваться при самоподготовке. Это могут быть словари, справочники, энциклопедии. Их не обязательно читать от корки до корки, главное — найти ответ на нужный вопрос. При необходимости можно воспользоваться аудио-, видео- и наглядными материалами, а также услугами интернета.

Возможна и организация консультаций, где участники могут индивидуально получить нужную информацию и задать интересующие их вопросы. Знания, полученные игроками, по достоинству оценит жюри, в которое могут войти учителя-предметники и специалисты разных областей. Желательно, чтоб их оценки были объективными, справедливыми и не вызывали спорных вопросов.

Помните, что любая игра ни в коем случае не должна быть похожей на урок, дополнительную работу по изучению пройденного материала. Главное, к чему должен стремиться педагог, — зажечь искорку интереса к той или иной области знаний. Только такая искра может вызвать цепную реакцию увлеченности, пытливости, поиска, создать ту атмосферу, в которой наиболее пышно произрастает древо познания.


Игра - понятие многогранное

Игра сейчас встает в строй самых насущных потребностей человека. Без нее невозможно нормальное развитие мозга и тела.

Игры воспитывают и развивают в ребенке все, что составляет богатство человеческой личности.

Американский психолог Джорж Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют "самостью" человека — собирание своего "я". Игра — мощнейшая сфера "самости": самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм студенты учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. Уже поэтому изменение детства в играх есть великое завоевание цивилизации, есть возможность, говоря словами одного из лучших терапевтов Европы, польского писателя с мировым именем, педагога и психолога Януша Корчака, "отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной". Уже потому в игровом мироощущении детей присутствует истина более глубокая, чем в рассудочном взгляде на мир.

Из раскрытия понятия игры философами, просветителями, историками культуры, педагогами и психологами различных научных школ можно вычленить ориентировочно ряд общих положений, отражающих сущность феномена игры.

  1. Игра — многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его жизни и неигровой деятельности.

  2. Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир.

  3. Игра, обладая синтетическим свойством, вбирает в себя многие стороны иных видов деятельности, выступает в жизни ребенка многогранным явлением. Игра — первая ступень деятельности ребенка-дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков и юношества, меняющая свои цели по мере взросления учащихся.

  4. Игра есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Игра — специфический, чисто детский мир жизни ребенка. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.

  5. Игры — путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.

  6. Игра — свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры — наслаждение ее процессом, конечный результат — развитие реализуемых в ней способностей.

  7. Игра — главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем и "вольной" практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности. Поскольку детская игра — явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, ее функции разнообразны.

Рассмотрим наиболее важные функции игры:

  1. Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного — эстетического воспитания студентов.

  2. Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями, создает благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и подростком.

  3. Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

  4. Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности студентов, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.

  5. Развивающая функция заключается в развитии студента, коррекции того, что в нем заложено и проявлено.

  6. Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил студента.

  7. Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей студента.

Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы ее включали в учебный и внеучебный процессы, ибо она хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.

"Сценарии викторин, конкурсов, познавательных игр в школе." Турыгина С.В., Кугач А.Н., 2003 г.










Основная часть

Игра интеллектуальная

Возникло глубокое заблуждение, что интеллектуальные игры часто разрабатываются [придумываются, сочиняются] в соответствии с некой обоснованной научной теорией. В действительности же, дело обстоит иначе. В науке уже определены понятия ролевых и дидактических, деловых, драматических, спортивных, военных, праздничных игр. Их педагогические функции и назначение не вызывают сомнений. Но, по-прежнему, нет единого мнения относительно природы интеллектуальных игр, их происхождения, дефиниции. Неслучайно немецкий философ Е.Финк (Fink) считал игру настолько экзистенциальным феноменом, что она, по его мнению, «...отталкивает от себя понятия...Игра - один из способов понимания, с помощью которого человек понимает себя...»[35].

Вероятно, выражение «интеллектуальные игры» впервые употребили К.Гроос, говоривший об их особой функции «дополнения» к бытию у людей, занимающихся физическим трудом: в этой игре происходит компенсация, дополнение эмоциональной (и интеллектуальной) сферы личности тем, что либо не испытывается в реальной жизни, либо подавляется эмоциями, связанными с достижением практических целей; в этой игре человек способен испытать радость от реализации своих умственных возможностей, чувство связи с группой, чувства, вызванные заслуженной победой, - все, что забыто в реальной жизни, полной неудач, столкновений и страстей[36]; и «классик» игрологии М.Лазарус (Lazarus, 1907), различавший игры, связанные с физической деятельностью, влечениям к зрелищам, азартные игры и игры интеллектуальные[37].              

«Интеллект подобен горящему светильнику, которому воображение, наподобие масла, доставляет материю для горения; а разум подобен пламени, которое на тысячу ладов озаряет выхваченные им предметы и словно в тонком трепетании рассеивает вокруг себя светоносные лучи», - говорил Я.А.Коменский[38]. Поэтическая фраза Великого Дидакта служит веским основанием определения «интеллектуальный», применяемого в дальнейшем к играм, служащим «преддверием для вещей серьезных»[39]. Изобретение интеллектуальных игр, как и возможность называть их именно так, является не только важнейшим моментом в исследовании интеллекта человека[40] и в вероятности получения новых, нестандартных, нетрадиционных средств его развития, но и приводит к целому ряду открытий в изучении психических, когнитивных способностей и возможностей человека, а также к появлению новых направлений в педагогике, психологии, культурологии, социальной педагогике и т.д.

Вероятно, в будущем окончательно определится методологически обоснованная научная дисциплина, условно назвать которую сегодня можно игрология (данное название употребляется исследователями чаще всего), ludologia, gameonica, ludonica и т.п.

Первым попыткам создания интеллектуальных игр много лет (мы не рассматриваем шахматы, шашки, маджонг и др., относимые многими к интеллектуальным): викторины и тесты, шарады и загадки, анаграммы и перевертени (чаще неверно употребляется слово «перевертыши») и т.п. - все это имеет давнюю историю. Новый толчок к пониманию интеллектуальных игр дала созданная журналистом и художником В.Я. Ворошиловым (1930-2001) в 1975 году телевизионная игра «Что? Где? Когда?». Необходимо заметить, что в США уже более 40 лет (с 1964 года) существуют игры, которые можно назвать интеллектуальными достаточно определенно, несмотря на явное шоу-происхождение и назначение, - это «Quiz» и «Jeopardy» (соответственно, прототипы российских «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринга» и «Своей игры»). Эти игры, перекочевав из домашних гостиных и клубов на телеэкраны, украсившись всеми необходимыми атрибутами развлекательных телепередач, остались по-прежнему не только любимыми уже несколькими поколениями американцев, но и сумели сохранить стимулирующее развитие интеллекта значение. Следовательно, интеллектуальные игры с первых лет своего появления - порождение двух противоположностей: массовой, развлекательной культуры и стремления к знаниям, которое свойственно неутомимой натуре человека разумного, желающего развиваться бесконечно. Первые участники игр не только испытывали удовольствие, познавая себя, но и получали новые коммуникативные навыки, заряд энергии, толчок, побуждающий увеличивать знания, расширять кругозор. Разные по сложности вопросы и задания позволили организаторам, ведущим, психологам и педагогам определить уровень возрастного подхода к интеллектуальным играм и возможность их использования в подготовке по самых разных областям человеческого знания, в школах и вузах. Естественно, ни в коем случае нельзя упускать стимулирующее значение выигрыша, будь то деньги или книги, как в первых вариантах игры «Что? Где? Когда?». Но это уже история. Знаменательно и важно то, что интеллектуальные игры шагнули с экранов в молодежную (и не только) среду, став излюбленным интеллектуальным досугом довольно значительного числа участников этого «движения».

При употреблении словосочетания «интеллектуальные игры» могут возникнуть вполне обоснованные ассоциации с упомянутыми выше шахматами и шашками, го и рэндзю, народными играми, шарадами, загадками и пр., однако, в отличие от, например, загадок, как жанра устного народного творчества, где дается иносказательное описание предмета или явления, интеллектуальные игры ставят целью не только и не столько проверить, а развить, стимулировать дальнейшее общее, культурное, коммуникативное развитие, расширить эрудицию, увеличить знания; идут «в глубину» задаваемого вопроса для получения ответа или решения, с целью непрерывного развития участника игрового интеллектуального процесса.

Результаты экспериментов, проводимых в различных странах (Япония, 1986-1987; США, 1980-2002, Израиль, 2001-2003) обнаружили, что лица, постоянно занимающиеся умственным трудом, мыслят так же свежо, как люди гораздо младше их по возрасту. Известные психологи и педагоги (А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, П.И.Пидкасистый, Д.Равен, Л.С.Рубинштейн, М.И. Холодная и др.) признают, что человеческий мозг несет в себе огромную, пока далеко не полностью используемую избыточность природных возможностей, и что гениальность - это не аномалия человеческого ума, а, напротив, высшая полнота его проявления, обнаружение всех природных возможностей. И очень часто сложная, пока не каждому посильная и требующая настоящего подвижничества творческая игровая интеллектуальная деятельность привлекает к себе людей не только молодых (феномены известных по телевизионным интеллектуальным играм Б.Бурды, А.Бялко, А.Вассермана, А.Друзя и др. «немолодых» участников движения интеллектуальных игр хв том числе и автора работы...] - «...потребность в игре у человека сохраняется до глубокой старости»[41]. Именно в зрелые годы, подтверждая своеобразие развития интеллектуальных и творческих способностей, К.Э. Циолковский в своем дневнике написал, что «...сначала открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные»[42].

Итак, предлагаем взять за основу уточнения дефиниции интеллектуальной игры следующие положения:

- игра, называемая интеллектуальной, - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления для познания предметной и социальной действительности в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты игровой и учебной деятельности - они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.). С другой стороны, эта деятельность является средством достижения игрового результата (победы в соревновании), хотя он быстро теряет ценность сам по себе, и цель смещается с результата непосредственно на путь поиска и принятия решения, то есть беспрецедентного процесса постоянного развития участников интеллектуальной игры в ходе решения цепочки проблемных ситуаций.

Диапазон интеллектуальных игр необычайно широк, но суть их одна: при решении поставленных в них задач происходит акт развития и творчества, находится новый путь или создается что-то новое, требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. - все, что в совокупности составляет творческие и интеллектуальные способности человека.

Интеллектуальная игра учит принимать сложные, часто нестандартные решения, помогает разобраться в задачах коллектива, формирует профессиональные навыки, быстроту индивидуальной реакции играющего, быстроту коллективной реакции; в ней приобретается новое качество - синтезированная информация, появляются сведения и знания, которые ни один из участников часто не может получить в одиночку.

Интеллектуально-творческая деятельность участников интеллектуальной игры состоит в отыскании проблемы и способов ее решения, в выборе наиболее эффективного способа решения. Кроме того, непредсказуемость делает интеллектуальную игру совершенно специфической формой познавательной творческой деятельности.

Отсюда попробуем еще раз уточнить определение сущности интеллектуальной игры:

- интеллектуальная игра - игра, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его ума.

В интеллектуальной игре происходит создание проблемной ситуации, генерация идей, анализ, проверка и выбор лучших идей, то есть, единство выбора и развития их при ограничении времени.

Анализ научных теорий, педагогической, игровой практики позволил дать развернутую психолого-педагогическую дефиницию интеллектуальной игры, опирающуюся на классические определения отечественных и зарубежных педагогов и психологов Дж.Гилфорда и В.Н. Дружинина[43]:

 - интеллектуальная игра - игра, при которой в полной мере задействованы мышление и память, а умственные операции участников-игроков направлены на опознание и понимание предъявленного материала; игра, имеющая конвергентную (поиск в одном направлении при получении одного-единственного правильного ответа) и дивергентную (поиск в разных направлениях) продуктивность с целью получить оцененное суждение о логичности (правильности) заданной ситуации, точности ответа или найденного решения. Содержанием интеллектуальной игры являются:

  • - конкретное (реальные предметы или их изображение);

  • - символическое (буквы, знаки, цифры);

  • - семантическое (значения слов);

  • - поведенческое (поступки другого человека и самого себя).

Конечный «продукт» интеллектуальной игры может быть представлен в следующих основных разновидностях:

  • - единицы объекта (найти недостающие буквы и слова);

  • - классы объектов (рассортировать, классифицировать предметы);

  • - отношения (установить связи между объектами);

  • -  системы (выявить правила организации множества, нескольких объектов);

  • - трансформация (изменить и преобразовать заданный материал);

  • - импликация (предвидение результатов в рамках неопределенной ситуации).

Соответственно этому мы предлагает свою сущностно-телеологическую классификацию интеллектуальных игр: вербальные, классификационные, коммуникаторные, системные, трансформационные, импликаторные.

Смысл данного определения в том, что его можно представить в качестве программы, адресованной как исследователям игры, так и педагогам, да и студентам для последовательного решения задач улучшения способностей, повышения веры в собственную компетентность и оптимизма в отношении своих интеллектуальных возможностей, в усвоении навыков интеллектуальной саморегуляции в процессе использования интеллектуальных игр в образовательной практике, и сегодня уже не подлежит сомнению, что интеллектуальная игра как социально-культурный феномен по силе воздействия является одним из самых мощных средств, формирующих и совершенствующих не только интеллектуальное развитие, но и коммуникативные умения и навыки, социальные, социально-психологические, личностные и профессиональные качества человека.

Виды интеллектуальных игр

Основные форматы игр, которые входят в сферу интересов студентов

Что? Где? Когда?

 За одну минуту командам необходимо найти верный ответ на заданный ведущим вопрос. Ответы сдаются на бланках по истечении минуты.

Ва-банк

За одну минуту командам необходимо найти верный ответ на заданный ведущим вопрос. Ответы сдаются на бланках по истечении минуты. При ответе на вопрос, команды, оценивая степень уверенности в своем ответе, делают ставку (обычно — от 1 до 10). При неверном ответе ставка вычитается.

Блицкриг

Ведущий задает несколько вопросов, на каждый дается по 20 секунд обсуждения. Ответы записываются на бланк и сдаются после последнего вопроса. Задания легче обычного Что?Где?Когда? За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.

Брейн-ринг

 Бои проводятся на 2—3 команды с применением брейн-системы. Как правило, бой состоит из 6 вопросов на произвольную тему. Ведущий задает вопрос, и запускает время (60 секунд). Ответ дается устно, право ответа получает команда, первая нажавшая на кнопку. В случае неверного ответа одной из команд, остальным предоставляется на обсуждение 20 секунд.

Чеширский кот

Брейн-ринг на выбывание. Команда, давшая верный ответ теряет одного игрока. Побеждает команда, в которой быстрее кончились игроки.

Своя игра

Индивидуальная Своя Игра

 Вопросы объединены в темы и задаются в порядке возрастания сложности (от 10 до 50 очков). На ответ дается 7 секунд, право принадлежит тому, кто первый нажмет на кнопку. В случае неправильного ответа, очки вычитаются, а соперники также имеют возможность ответить.

Эрудит-квартет

 Игра проводится на вопросах и по принципам Своей игры, но игроки составляют команды, очки суммируются. Как правило, в игре принимает участие 3-4 команды, в каждой — четыре игрока. Игра проводится в 3 раунда по 4 темы в каждом. 1-й «Открытый» — объявляются все 4 темы на раунд, игроки каждой команды разбирают темы по предпочтениям и играю их по очереди. 2-й «Приоткрытый» — темы объявляются непосредственно перед чтением вопросов данной темы, команды каждый раз делегируют на нее «эксперта», четвертому игроку достается оставшаяся тема. 3-й раунд «Закрытый» — названия тем оглашаются после того, как игроки занимают места.

Командная своя игра

 Ведущий читает подряд вопросы нескольких тем Своей Игры, оглашая название темы и стоимость вопроса. Команды заполняют предварительно выданные бланки для ответов и сдают их после сигнала.

Тройка

 Игра проводится на базе Своей Игры. Участие принимают 2—3 команды по 3 человека, один — (основной) располагается впереди с кнопкой в руках, двое (пристяжные) — за ним. Ведущий читает темы по 9 вопросов (по 3 вопроса стоимостью 10, 20 и 30 очков). Основной игрок нажимает кнопку, если считает, что команда может дать верный ответ (пристяжным запрещено подавать сигналы основному игроку). Ведущий определяет очередность ответов: первым отвечает вслух один из пристяжных (по выбору веду-щего) затем второй, основной игрок дает ответ последним.

Другие интеллектуальные игры

Бескрылки

 Бескрылка в классическом смысле — это четверостишие, одна строка которого представляет собой крылатую фразу широко или известную цитату, название. При ис-пользовании бескрылки в качестве игрового задания эта строка пропускается, и играющие должны восстановить ее. Ответом является фраза, удовлетворяющая трем условиям:

1) она должна быть крылатой (цитата, название произведения, идиома и т.п.)

2) подходить по смыслу

3) подходить по литературным параметрам (рифме и размеру).

Эрудит-лото

 Участникам (командам или отдельным игрокам) раздаются бланки, ведущий читает подряд несколько вопросов с четырьмя вариантами ответов. По сигналу бланки сдаются. Задания, как правило, характеризуются забавными вариантами ответов, и выбрать правильный нередко помогают не столько знания, сколько чувство юмора и удача.

Списки

 Играющим предлагается тема из ограниченного списка элементов (например, «Нобелевские лауреаты по экономике» или «страны Африки»), участники должны по очереди перечислять элементы ряда. При отсутствии ответа игрок выбывает. Побеждает оставшийся последним.

Перевертыши

 Задание представляет собой известную фразу, значение каждого слова в которой заменено на противоположное. Участникам предстоит отгадать изначальную фразу. Вопросы раздаются на бланке по несколько заданий.

Даугавпилс

 Участникам раздается несколько заданий формата Перевертышей, Бескрылок, Эрудит-лото и т.д., по сигналу бланки сдаются.


















Заключение

Проверьте свои знания в интеллектуальной игре

Интеллектуальные игры – это логические либо стратегические игры, в которых успех игрока напрямую зависит от умений, навыков и способностей делать верные ходы согласно правилам. Интеллектуальные игры дают возможность проявить лучшие интеллектуальные качества. В некоторых играх шансы игроков изначально равны, но есть игры, где игроки задают себе различные условия, ставя цель выиграть любыми способами.

Самыми древними интеллектуальными играми принято считать шахматы, шашки, нарды, го и маджонг. Игроки демонстрируют свои способности запоминать, анализировать расклады, ситуации, оперировать фигурами и комбинациями. Некоторые из этих игр – шашки и шахматы, попали в разряд спортивных, включенных в олимпиады и спартакиады.

Настольная экономическая игра «Монополия» с элементами стратегии и опоры на финансово-экономические знания остается популярной игрой для людей любого возраста. «Морской бой» - также может считаться игрой интеллектуального плана: игрокам следует строить догадки о местонахождении кораблей противника. Здесь демонстрируется не только способность размышлять логически, но и опираться на психологию соперника.

К интеллектуальным играм относят и развлечение на тему угадывания чего-либо: игроки пытаются догадаться, образ какого персонажа книги, фильма, картины, любого известного произведения пытается изобразить один из участников.

Викторины заслуживают отдельного внимания. Эти конкурсы с вопросами стали популярным времяпрепровождением в кругах обычных людей и среди интеллектуальной элиты. В любом общеобразовательном учреждении принято организовывать несложные викторины на лучшего знатока какого-либо предмета. Викторины могут быть математическими, литературными, историческими, связанными с химией, физикой, географией, астрономией и т.д. Они повсеместно используются как неотъемлемый и эффективный элемент развивающего обучения. Студенты и взрослые с удовольствием играют в викторины посложнее: вопросы становятся более разнообразными и требуют глубоких знаний темы. В последнее время особое место занимают телевикторины с участием звезд шоу-бизнеса. Знатоки и эрудиты составляют прочный костяк знаменитой викторины «Что? Где? Когда?». Эту телеигру взяли за основу разработчики других, не менее интересных онлайн-викторин.

Любая интеллектуальная игра дает неограниченные возможности для развития знаний, углубления каких-либо навыков. Это отличная тренировка разума в любом возрасте.

Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития обучающегося. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра.

А между тем, педагогика и психология видят в игре такие важные

особенности как:

полифункциональность – возможность предоставить личности позицию субъекта деятельности вместо пассивного “потребителя” информации, крайне важные для эффективности учебно-воспитательного процесса.

игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектом деятельности.

игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание.

игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно в период её особенно интенсивного развития в детстве, оно приобретает особое значение.

игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания.

При организации интеллектуальных игр необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, так как младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

В игре у обучающегося формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в неё. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию её в действии, её изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии, и в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству. Словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок, играя, принимает на себя, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка.

В игре в той или иной мере формируется свойства, необходимые для учения в школе и техникуме, обуславливающие готовность к обучению.

На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.

Для того чтобы игра была эффективным средством развития и воспитания ребенка, при организации и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:

Содержание игры должно служить развитию и воспитанию. Игры должны быть обязательно:

эмоциональные (чтобы привлекали ребенка, доставляли ему удовольствие, радость);

познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить);

игры должны быть социально ориентированные.

Основная цель педагога – последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры у каждого ребенка и коллектива в целом, т.к. только игра в форме детской самостоятельности в наибольшей степени влияет на психическое развитие ребенка. В этом заключается её педагогическая ценность. Необходимо, чтобы игра не потеряла своей ценности, свободы и непринужденности.

Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей.

При соблюдении этих условий игра будет служить развитию и воспитанию ребенка.












Библиография

1. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. – Ростов на/Д: изд-во Феникс, 2000. – 384с.

2. Вахрушева Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа. 2006. – № 4. – с.63-68.

3. Возрастная психология: Хрестоматия // Под общ. ред. В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1999. – гл.2. – с.258-270, 302-305, 274-284.

4. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Университет, 2000. – 336с.

5. Гуров В.А. Интеллектуально – творческие игры // Начальная школа. 2005. – № 5. – с.121 – 122.

6. Жукова З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры // Начальная школа. 2006. – № 5. – с.30-31.

7. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Академия, 2000. – 334с.

8. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995. – 496с.

9. Петровский А.В. Психология. – М.: Академия, 2000. – 512с.



































Приложение


Интеллектуальная игра по литературе

"ЧТО? ГДЕ? КОГДА?"

Цели:

расширить понятия и знания в области литературы;

развивать творческие интеллектуальные способности студентов;

воспитывать дружеские взаимоотношения между студентами при подготовке и проведении мероприятия;

продемонстрировать достижения в овладении предметом.

Оборудование:

Слайдовая презентация.

Ход урока:

Делимся на 3 команды по 6 человек.

На нашей игре мы узнаем – кто в этой игре окажется сильнее.

Здравствуйте, уважаемые гости и знатоки нашей игры «Что? Где? Когда?».

Итак, я хочу, чтобы каждая команда игроков представила себя.

(Идет самопрезентация)

Вопросы для игры подготовили для студентов преподаватели литературы техникума.

Итак, представляю жюри нашего конкурса:

1.

2.

3.
А эпиграфом к игре станут слова В. Гюго:

«Литература — это руководство человеческого разума человеческим ростом».

Как вы понимаете данное высказывание?

Итак, начинаем нашу игру



ВОПРОС №1

После описанного события в новелле, произошедшего с И.С.Тургеневым, писателя стали считать трусом. Название новеллу, куда направлялся писатель, что произошло с писателем в путешествии?


ОТВЕТ:

Во время своего первого путешествия в Германию, в 1836 году, молодой Тургенев едва не погиб во время пожара на корабле. Очевидцы рассказывали, как писатель неистово метался по палубе, восклицая, что если умирать, так молодым. Когда спасательные шлюпки спустили на воду, Тургенев первым метнулся к ним, растолкав остальных пассажиров, среди которых были женщины и дети. Слухи об этом неприятном эпизоде впоследствии просочились в окружение Тургенева, и его стали считать трусом. Позже классик описал это событие в новелле «Пожар на море».


ВОПРОС №2

Из-за чего Л.Н.Толстой чуть не вызвал на дуэль И.С. Тургенева?


ОТВЕТ:
В молодости Иван Тургенев считался ловеласом и не обходил вниманием как знатных девиц, так и крестьянок. Одна из мимолетных подруг писателя, белошвейка Дуня, родила ему дочь Полину. Тургенев не признал ребенка официально, но заботился о девочке и возил ее с собой за границу.

Из-за Полины у Тургенева едва не случилась дуэль с его близким другом и наставником, Львом Толстым. Однажды Лев Николаевич пожурил Тургенева за то, что Полина за границей вынуждена зарабатывать себе на хлеб шитьем. Иван Сергеевич принял это близко к сердцу и стал спорить с Толстым, доказывая, что он воспитывает свою внебрачную дочь верно. Спор едва не перерос в драку: Софья Толстая, жена Льва Николаевича, рассказывала, что Тургенев собирался пустить в ход кулаки. Позже Толстой вызвал друга на дуэль. К счастью, когда подошло время стреляться, оба спорщика уже успели остыть и отменили дуэль.


ВОПРОС №3

Молодость писателя была бурной. Он участвовал во всех университетских пирушках, занимался сомнительными делишками. А в Германии, куда поехал пополнять образование, вообще распоясался и тратил все семейные деньги без сожаления.

Как наказала мать Тургенева своего сына за то, что он бездумно тратил деньги?


ОТВЕТ:

Вскоре мама перестала посылать ему деньги и вещи. А однажды от нее пришла неоплаченная посылка и очень тяжелая. Тургенев на последние деньги выкупил ее, распечатал, а там оказались кирпичи. Так родные проучили будущего великого писателя за мотовство.


ВОПРОС №4

Как лечил себя от тоски и хандры Тургенев И.С.?


ОТВЕТ:

Когда писателя одолевала хандра, он ставил сам себя в угол с высоченным колпаком на голове и стоял там до тех пор, пока настроение не улучшалось.



ВОПРОС №5

Интересно заметить, что Иван Сергеевич Тургенев считался человеком, у которого была «самая большая голова». Как это было доказано?


ОТВЕТ:

И действительно было установлено, что мозг великого поэта весил 2000 грамм – эта внушительная цифра намного превышает массу мозга других знаменитых людей.

Быть может именно поэтому, как выразился Боткин, «на такую большую голову у творца просто не хватило материала»: кость на темени у писателя была столь тонка, что через нее, по словам Тургенева, можно было прощупать мозг. Из-за этой особенности при ударе по голове рукой Тургенев терял сознание или впадал в полуобморочное состояние. Когда впоследствии его обвиняли в мягкотелости, он говорил: «Да и какой ждать от меня силы воли, когда до сих пор даже череп мой срастись не мог. Не мешало бы мне завещать его в музей академии... Чего тут ждать, когда на самом темени



ВОПРОС №6

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

В черном ящике лежит расческа

Почему расческа являлась основным предметом в гардеробе И.С.Тургенева?


ОТВЕТ:

По утрам Тургенев долго занимался своим туалетом и особенно тщательно причесывался. «Смотри, — говорил он Полонскому, — я начинаю справа этим гребнем... пятьдесят раз, потом налево... пятьдесят раз; затем другим, более частым гребнем — сто раз. А потом — щеткой. Ты удивлен, не правда ли? Но, понимаешь ли, хорошо причесываться и быть безукоризненно приглаженным всегда было моей страстью с самого детства».


ВОПРОС №8

Суперблиц. Очень часто мы в своей речи использует изречения поэтов и писателей, пословицы и поговорки, афоризмы. Так что же такое афоризмы?
Афоризмы. Большая Советская Энциклопедия даёт следующую формулировку: «Афоризм (греч. aphorismos — краткое изречение), обобщённая, законченная и глубокая мысль определенного автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения.

Из какого произведения каждый из афоризмов:

Отчего люди не летают так, как птицы ?

Из пьесы Островского «Гроза»-слова Катерины.

Не хочу учиться, а хочу жениться…

Фонвизин «Недоросль» -Митрофанушка

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.- Евгений Базаров. Тургенев « Отцы и дети»


ВОПРОС №9

Как долго писал роман И.С.Тургенев?


ОТВЕТ:

"Отцы и Дети" были написаны Тургеневы в течение одного года.


ВОПРОС №10

Сколько раз был экранизирован роман «Отцы и дети»


ОТВЕТ:

"Отцы и Дети" были экранизированы 6 раз.


ВОПРОС №11

В каком году в первый раз был поставлен роман «Отцы и дети»?


ОТВЕТ:

Несмотря на причисления романа "Отцы и дети" к классике на сцене его в первые поставили лишь в 2008 году.


Подведение итогов игры, выставление оценок.











Применение интеллектуальных игр при изучении литературы
  • Русский язык и литература
Описание:

В данной методической разработке собраны материалы по использованию интеллектуальных игр при изучении литературы в техникуме. Для меня этот вопрос стал интересным потому,что я заметила насколько легче в игре студентам дается новый материал. Мои материалы могут показаться примитивными,т.к. я нахожусь только в начале пути.

В игре в той или иной мере формируется свойства, необходимые для учения в школе и техникуме, обуславливающие готовность к обучению.

На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.

Для того чтобы игра была эффективным средством развития и воспитания ребенка, при организации и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:

Содержание игры должно служить развитию и воспитанию. Игры должны быть обязательно:

эмоциональные (чтобы привлекали ребенка, доставляли ему удовольствие, радость);

познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить);

игры должны быть социально ориентированные.

Основная цель педагога – последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры у каждого ребенка и коллектива в целом, т.к. только игра в форме детской самостоятельности в наибольшей степени влияет на психическое развитие ребенка. В этом заключается её педагогическая ценность. Необходимо, чтобы игра не потеряла своей ценности, свободы и непринужденности.

Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей.

При соблюдении этих условий игра будет служить развитию и воспитанию ребенка.

 Буду рада,если найду единомышленников. Многие интеллектигры можно найти у наших коллег в интернете,огромное им спасибо!

Автор Рондарь Ирина Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1493
Номер материала 27229
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓