Инфоурок Технология Другие методич. материалыПрименение инновационных технологий на уроках производственного обучения

Применение инновационных технологий на уроках производственного обучения

Скачать материал

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Управление образования Западно – Казахстанской области

ГККП «Технологический колледж»

 

 

 

                                          

 

 

 

ДОКЛАД

 

Тема:  «Применение инновационных педагогических технологий на уроках производственного обучения»

 

Разработала – мастер производственного обучения высшей категории

 Титоренко С.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уральск – 2013 г

                                         

В связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

В  настоящее время    перед  профессиональным  образованием  стоят  сложные  задачи - не  только  подготовка   грамотного  специалиста,  но  и  формирование  профессионально  компетентного   выпускника,  способного к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.

Компетенция — это готовность (способность) учащегося использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.  Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством технологий.

Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации,  это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

В своей работе использую элементы игровой технологии, технологии взаимообучения, технология развивающего и проблемного обучения, проектной технологии,  здоровьесберегающей технологии,  личностно-ориентированной  технологии.

 

Основное  требование,  предъявляемое к  современному  уроку - перенесение  центра  тяжести  с  информационного  обучения  на  активизацию  познавательной  деятельности  и  самостоятельной  учебной  работы, использование  игровых  технологий.

Именно на уроках с применением активных форм обучения развиваются способности учащихся, инициатива, самостоятельность.

Игровые  технологии  дают  возможность  использовать  коллективные  формы  взаимодействия  учащихся,  выявить  межпредметные  связи  и  интегрировать  их  в  общие  знания, повысить  интерес  учащихся  к  профессии. Технология активного обучения помогает достичь более прочного усвоения учащимися знаний, умений и навыков.

 Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. 

Современная жизнь требует от человека умения осуществлять выбор -от выбора товаров и услуг до выбора друзей и выбора жизненного пути.

 Использование на уроках таких игр, как «Выбери метод обработки», «Найди ошибку» и др. предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант.

Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления ситуации - ведь это всего лишь один из вариантов, который оказался неудачным, следовательно, надо искать другой вариант. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных, "тупиковых" ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить выход из положения.

Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:

Мотивы общения.

Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.

Моральные мотивы.

В игре каждый учащейся  может проявить себя, свои знания, умения, характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

Познавательные мотивы.

Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других). В игре команды или отдельные учащиеся изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера. Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

Состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна для учащихся. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.

В игре всегда есть некое таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность учащегося, толкает на поиск ответа.

 

К организации игр предъявляются определенные требования:

- игра должна  основываться на свободном творчестве учащихся

- игра должна вызывать у учащихся только положительные эмоции

- цель игры должна быть достижимой, а ее оформление красочным и разнообразным, обязательны атрибуты игры: оформление, перестановка мебели, что создает новизну эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.

- в игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками

- игра должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

          - обязательна  констатация результата игры.

Основная цель игры – развитие творческих умений и навыков, формирование творческого потенциала и профессионально – ориентированного мышления.

Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

 

Деловая игра -  этот метод обучения дает учащимся возможность применить полученные знания в условиях приближенных к реальным условиям, способствует развитию творчески активной, профессионально и социально компетентной личности будущего специалиста.   Ролевые  игры позволяют учащимся  «примерить»  новое для них поведение в безопасном окружении. Ролевые игры  применяются при исследовании проблем и ситуаций: которые возникают в реальной жизни.

На  занятиях  имитируется  деятельность  какого-либо  предприятия,  его  подразделения,   события, конкретная  деятельность  людей  (деловое  совещание, обсуждение  планов). Игра  развивает   адаптивные  возможности   будущих  специалистов    к  реальным  условиям  производства. Игра помогает учащимся осознать себя в новой роли, параллельно игра заставляет учащихся считаться с товарищами, сопереживать, сочувствовать, т.е. способствует воспитанию личности

Именно на этих принципах построен урок – кастинг.

В основу    урока взят принцип кастингов – как разрекламированный метод   бизнес – компаний, соответствующий духу времени и эмоциональному настрою учащихся.

Кастинг проводился в форме тех. совета. Каждая подгруппа представляла  собой фирму по пошиву одежды. Фирма предлагала       модели (квалификационные работы) на рассмотрение тех. совета, для их отбора на демонстрацию моделей. Каждый участник фирмы   представлял зарисовку и полуфабрикат своей модели (после I      примерки), которые оценивались всеми участниками в таблице        «Оценка моделей», итог подводился в баллах. Консультанты фирм  рассказали о критериях оценки моделей.

В ходе подготовке к уроку учащиеся – самостоятельно искали интересный материал, изготавливали образцы, зарисовки, что способствует активизации  познавательной деятельности. В своих обзорных докладах консультанты фирм  не только напомнили учащимся пройденный материал по материаловедению, конструированию, моделированию, но и  дополнили  его новинками, обобщили для практического применения в дипломной работе.  Межпредметная связь  и связь теории с практикой ярко проявляющиеся в этот момент   способствуют   развитию у учащихся чувство ответственности, за то что это итог их    3 – х летней учебы и стремлению показать все свои способности.

Наглядный итог открытого урока – демонстрация моделей, прошедших кастинг. Это праздничное шоу мастерства, творчества, выдумки, фантазии. Учащиеся, видя красиво и качественно изготовленные изделия, убеждаются, что в дальнейшем смогут материально обеспечить себя и свою семью, а так же смогут открыть свое дело, то есть добавляется экономическая мотивация получения более высокой квалификации.  

            

Урок п/о  по теме «Раскрой юбки, подготовка к примерке и проведение примерки» на 2 курсе обучения  проходил в форме соревнования между бригадами «Мы лучшие», также проводилась деловая игра и викторина «Знатоки». При проведении деловой игры имитировалась деятельность ателье, деятельность конкретных людей (модельер – консультант, технолог, закройщик), что позволит в дальнейшем учащимся лучше адаптироваться на рабочих местах. На уроке мы проследили путь, который проходит изделие от момента прихода заказчика в ателье до примерки изделия. Помогли мне в этом  эксперты - модельер- консультант, закройщик, технолог. В ходе занятия при выполнении производственного задания  все  учащиеся побывали в роли модельера, закройщика, портного, технолога. При подведении итогов соревнований на уроке были выявлены не только победители, но четко определены пути, которыми они добились высоких результатов.

 

Урок соревнование развивает у  учащихся чувство коллективизма, ответственности за всю команду, способствует воспитанию дисциплины, организованности, сплоченности. Урок – соревнование заставляет учащихся работать в высоком темпе, при подготовке к соревнованию можно использовать различные домашние  задания. На таких уроках обеспечивается развитие познавательной деятельности учащихся с помощью компьютерной технологии или игровой формы. Мной проводился урок по теме «Изготовление изделий по индивидуальным заказам» на 3 курсе обучения в форме соревнования между двумя командами.

Цель урока – обучающая - совершенствование   практических навыков и умений по изготовлению изделий по индивидуальным заказам, совершенствование навыков самоконтроля в работе, развитие профессиональной самостоятельности в работе, развивающая - развитие  основ информационной культуры, развитие технологического мышления, творческих способностей учащихся через компьютерные технологии, развитие понимания  значимости  приобретаемых знаний и умений для  дальнейшей практической деятельности, повышения   мастерства, развитие профессиональной компетентности, воспитательная - воспитание  коммуникативных навыков в  общении, умения работать в команде, с целью адаптации на производстве, воспитание  понимания ответственности за качество изготовления изделия.

Соревнование  проходилось в шесть этапов – байга (разминка), толкователь (необходимо было по образцу рассказать последовательность обработки узла и мотивировать выбор метода обработки), дело мастера боится, для умелой руки все работы легки (рассказать последовательность подготовки различных изделий на примерку),  советы стилиста (домашнее задание), анализ производственных ситуаций, выполнение производственного задания. За каждое правильно выполненное задание бригаде   выдавалась красная фишка, за ошибки в ответе  - желтая. Также в ходе занятия  заполнялись оценочные листы, оценивалась работа каждого учащегося,  в конце занятия были подведены итоги работы всей бригады, выявлены победители,  т.е. от результатов работы каждого учащегося зависел  результат работы всей бригады. Работа по оценочным листам способствует развитию навыков самоконтроля, развитию технологического мышления, развитию умений работать с документами письменного инструктирования, образцами. 

 

 Технология взаимообучения

Урок  п/о по теме «Выполнение машинных соединительных швов» проходил в виде презентации -  представители рекламной фирмы «Реклама +» рассказали  о различных видах соединительных швов  (последовательность и  технические условия выполнения, область применения швов).  При закреплении пройденного материала использовалась  игра – лото. Рекламным агентам было дано опережающее задание, они должны были самостоятельно изучить машинные швы.

 Применение технологии презентаций повышает интерес к предмету, приобщает учащихся  к использованию современных информационных технологий. При подготовки презентаций учащиеся имеют возможность принимать активное участие в создании урока (поиск и систематизация информации), тем самым, формируя навыки самостоятельной работы по предмету, а так же навыки владения информационными компьютерными технологиями. При подготовке к урокам ученики могут использовать Интернет-ресурсы, образовательные сайты как информационное поле, позволяющее получить дополнительную оперативную, актуальную информацию по темам урока.

 Использование на уроках средств мультимедиа позволяет обеспечить наилучшую по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствует закреплению знаний и практических умений.

 

Бинарный  урок - урок проводится совместно с преподавателем общеобразовательных или специальных дисциплин. Бинарный урок способствует развитию у обучаемых познавательной активности: логического мышления: умения ориентироваться в информационном пространстве, профессионального мышления. Эффективность бинарных уроков достаточно высока – соединяются педагогические усилия двух педагогов, что позволяет на высоком уровне вести профессиональное обучение, облегчается изучение  сложных тем, позволяет устранить дублирование в теоретическом и практическом обучении.

 Интегрированные уроки расширяют кругозор, обеспечивают системность обучения, показывают взаимосвязь между различными дисциплинами, дают учащимся целостное восприятие мира.

Совместно с мастером производственного обучения Апонасенко Г.В. проводился бинарный урок на 3 курсе обучения по теме «Особенности изготовления женского казахского костюма. Отделка изделия национальным     орнаментом, обработка воланов, оборок»

 Цель урока: обучающая: формирование, закрепление и совершенствование  практических навыков и умений по выполнению   аппликации, обработке воланов, оборок, формирование  знаний и навыков работы с новым оборудованием; развивающая: развитие творческих способностей учащихся, эстетического вкуса, развитие  познавательного  интереса, развитие понимания значимости  приобретаемых знаний и умений для  дальнейшей практической деятельности, повышения мастерства; воспитательная: воспитание патриотизма, уважения к   национальному костюму как к истокам   национальной культуры, воспитание профессиональной гордости,                          коммуникативных навыков общения.

 Данный урок - урок взаимообучения интегрированный с кружком «Художественно – прикладное творчество».

 Руководитель кружка  пришла   на урок, для того чтобы вместе с членами  кружка, научить остальных учащихся создавать национальные узоры и выполнять их на машине «Джаноме». Члены кружка были инструкторами и помощниками, они  выполняли более    сложное задание I уровня (выполнение орнамента на изделии), остальные учащиеся выполняли более простое задание II  уровня (выполнение орнамента на курпе).  Наша общая задача  была перейти со II уровня на I уровень, чтобы все заказы национальной одежды учащиеся  могли выполнять самостоятельно во время производственной практики. На уроке проводилась демонстрация моделей казахской национальной одежды, игра «Создай свой узор»,  игра по технике безопасности «Допуск», учащиеся рассказали об истории и видах  национальной одежды, о видах орнамента, познакомились с орнаментом Приуралья.  В ходе урока заполнялся оценочный лист. Итог урока – демонстрация моделей казахской национальной одежды.

Для того чтобы  применяемые технологии были эффективны                                   на уроке должна быть доброжелательная атмосфера. 

 

Проектная  технология

Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любой темы, он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся  - индивидуальную, парную, групповую и на реальный  конечный результат – продукт, изделие.

По проектной технологии проводился урок по теме «Обработка карманов в шве передних половинок женских брюк».

Профессия    портной -  многогранна, сложна и очень интересна, портной – модельер, механик, конструктор, он должен начиная шить иметь представление о тканях, об их свойствах, о поведении их при раскрое, влажно – тепловой обработке и многое   другое, о должен уметь выбрать модель в зависимости от типа фигуры заказчика и подобрать ткань, выбрать  наиболее оптимальный метод обработки.

На уроках  производственного обучения и специальной технологии учащиеся  прошли обработку женских брюк, поэтому двум командам было дано домашнее проектное задание: на основе обработки кармана с отрезным бочком в шве передних половинок брюк разработать и представить проект  альтернативного способа обработки кармана в женских брюках.

Задача учащихся – защитить свой командный проект и все  действия  должны быть   направлены на успех команды, взаимопомощь друг другу. В  команде были модельер,  конструктор, технолог. Каждая команда  представила презентацию своего метода обработки кармана в шве передних половинок, с учетом модели. На уроке были рассмотрены требования, предъявляемые к качеству готового узла, возможные дефекты обработки, меры их предупреждение и устранения. Повторение пройденного материала и закрепление нового материала проводилось в игровой форме – игра «Найди ошибку»,  «Вставь пропущенное слово». На уроке учащиеся выполняли обработку кармана в шве передних половинок брюк двумя способами.

По окончании работы учащиеся   внесли свои предложения по оптимизации предложенного метода обработки. Также в каждой команде работали контролеры качества, в конце занятия они подвели итоги работы, заполнили дефектные листы, а также работали инспектора по ТБ, они подвели итоги работы.

В конце занятии учащиеся пришли к выводу -  чтобы стать профессионалом  нужно много учиться, не останавливаться на достигнутом, без знаний не возможно сшить красивую, модную вещь.   Полученные знания и практические навыки будут необходимы для  дальнейшей профессиональной деятельности

Здоровьесберегающие технологии  направлены на обеспечение психического здоровья учащихся, достигаются через учёт особенностей группы, создание благоприятного психологического фона на уроке, использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, приводят к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации  к учебной деятельности, приросту учебных достижений

 Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учащихся и в которой они чувствуют себя "как дома".

Каждый учащейся  должен ощущать веру преподавателя  в свои силы. Ситуация успеха (я могу!), которая создается при введении нового знания для каждого учащегося, формирует у него веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед, это чрезвычайно важно для формирования личностно-значимых мотивов учения. «Принимай к сердцу дело других и дело всех, и ты узнаешь смысл жизни. Смысл жизни заключается в доброте».

Человек не рождается музыкантом, художником, профессионалом своего дела. Его этому надо учить. А для этого педагогу самому надо   всю жизнь учиться, искать новые и новые пути совершенствования мастерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступительное слово для приветствия участников конкурса

В  настоящее время    перед  профессиональным  образованием  стоят  сложные  задачи - не  только  подготовка   грамотного  специалиста,  но  и  формирование  профессионально  компетентного   выпускника,  способного к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.

В  современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям,  способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Человек не рождается музыкантом, художником, профессионалом своего дела. Его этому надо учить. А для этого педагогу самому надо       всю жизнь учиться, искать новые и новые пути совершенствования мастерства.

Конкурс методических разработок  проводится среди  мастеров п/о без  категории и мастеров п/о со второй категорией МО «Школа молодого мастера»  и МО  «Преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения по специальности «Швейное  производство и моделирование одежды»

 

Участники конкурса:

1.    Батыргалиева Айгуль Калихановна

2.    Никифорова  Светлана Анатольевна

3.    Машекенова Инкар Маратовна

4.    Утегенова Айгерим Куанышкалиевна

5.    Конысбаева Жадыра  Абдул-Ахметовна

 

 

Цель конкурса

- Внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс

- Создание условий для профессионального роста и самореализации.

Задачи конкурса

– повышение профессиональной компетенции мастеров производственного обучения

– повышение уровня общедидактической и методической подготовленности мастеров производственного обучения

 

 

 

Критерии оценки методической разработки урока п/о (5б)

 

1.Правильность выбора целей урока

2.Применение различных форм и методов обучения

3.Использование ТСО (красочность, дозировка, соответствие теме)

4. Техническая грамотность документации

5. Оформление методической разработки

 6. Содержание методической разработки (полнота раскрытия темы)

7. Использование межпредметных связей

8. Применяемые формы контроля знаний и умений учащихся

9. Соответствие содержания методической разработки поставленным целям

10. Использование активных форм обучения

11. Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Применение инновационных технологий на уроках производственного обучения"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по маркетингу (тур. агенства)

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

   ДОКЛАД

Тема:  «Применение инновационных педагогических технологий на уроках производственного обучения»

(обобщение опыта работы)

                                      

В связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

В  настоящее время    перед  профессиональным  образованием  стоят  сложные  задачи - не  только  подготовка   грамотного  специалиста,  но  и  формирование  профессионально  компетентного   выпускника,  способного к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.

Компетенция— это готовность (способность) учащегося использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.  Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством технологий.

Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации,  это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

В своей работе использую элементы игровой технологии, технологии взаимообучения, технология развивающего и проблемного обучения, проектной технологии,  здоровьесберегающей технологии,  личностно-ориентированной  технологии.

 

Основное  требование,  предъявляемое к  современному  уроку - перенесение  центра  тяжести  с  информационного  обучения  на  активизацию  познавательной  деятельности  и  самостоятельной  учебной  работы, использование  игровых  технологий.

Именно на уроках с применением активных форм обучения развиваются способности учащихся, инициатива, самостоятельность.

Игровые  технологии  дают  возможность  использовать  коллективные  формы  взаимодействия  учащихся,  выявить  межпредметные  связи  и  интегрировать  их  в  общие  знания, повысить  интерес  учащихся  к  профессии. Технология активного обучения помогает достичь более прочного усвоения учащимися знаний, умений и навыков.

 Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. 

Современная жизнь требует от человека умения осуществлять выбор -от выбора товаров и услуг до выбора друзей и выбора жизненного пути.

 Использование на уроках таких игр, как «Выбери метод обработки», «Найди ошибку» и др. предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант.

Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления ситуации - ведь это всего лишь один из вариантов, который оказался неудачным, следовательно, надо искать другой вариант. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных, "тупиковых" ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить выход из положения.

Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:

Мотивы общения.

Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.

Моральные мотивы.

В игре каждый учащейся  может проявить себя, свои знания, умения, характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

Познавательные мотивы.

Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).В игре команды или отдельные учащиеся изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера.Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

Состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна для учащихся. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.

В игре всегда есть некое таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность учащегося, толкает на поиск ответа.

 

К организации игр предъявляются определенные требования:

- игра должна  основываться на свободном творчестве учащихся

- игра должна вызывать у учащихся только положительные эмоции

- цель игры должна быть достижимой, а ее оформление красочным и разнообразным, обязательны атрибуты игры: оформление, перестановка мебели, что создает новизну эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.

- в игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками

- игра должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

          - обязательна констатация результата игры.

Основная цель игры – развитие творческих умений и навыков, формирование творческого потенциала и профессионально – ориентированного мышления.

Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

 

Деловая игра -  этот метод обучения дает учащимся возможность применить полученные знания в условиях приближенных к реальным условиям, способствует развитию творчески активной, профессионально и социально компетентной личности будущего специалиста.   Ролевые  игры позволяют учащимся  «примерить»  новое для них поведение в безопасном окружении. Ролевые игры  применяются при исследовании проблем и ситуаций: которые возникают в реальной жизни.

На  занятиях  имитируется  деятельность  какого-либо  предприятия,  его  подразделения,   события, конкретная  деятельность  людей  (деловое  совещание, обсуждение  планов). Игра  развивает   адаптивные  возможности   будущих  специалистов    к  реальным  условиям  производства. Игра помогает учащимся осознать себя в новой роли, параллельно игра заставляет учащихся считаться с товарищами, сопереживать, сочувствовать, т.е. способствует воспитанию личности

Именно на этих принципах построен урок – кастинг.

В основу    урока взят принцип кастингов – как разрекламированный метод   бизнес – компаний, соответствующий духу времени и эмоциональному настрою учащихся.

Кастинг проводился в форме тех. совета. Каждая подгруппа представляла  собой фирму по пошиву одежды. Фирма предлагала       модели (квалификационные работы) на рассмотрение тех. совета, для их отбора на демонстрацию моделей. Каждый участник фирмы   представлял зарисовку и полуфабрикат своей модели (после I      примерки), которые оценивались всеми участниками в таблице        «Оценка моделей», итог подводился в баллах. Консультанты фирм  рассказали о критериях оценки моделей.

В ходе подготовке к уроку учащиеся – самостоятельно искали интересный материал, изготавливали образцы, зарисовки, что способствует активизации  познавательной деятельности. В своих обзорных докладах консультанты фирм  не только напомнили учащимся пройденный материал по материаловедению, конструированию, моделированию, но и  дополнили  его новинками, обобщили для практического применения в дипломной работе.  Межпредметная связь  и связь теории с практикой ярко проявляющиеся в этот момент   способствуют   развитию у учащихся чувство ответственности, за то что это итог их    3 – х летней учебы и стремлению показать все свои способности.

Наглядный итог открытого урока – демонстрация моделей, прошедших кастинг. Это праздничное шоу мастерства, творчества, выдумки, фантазии. Учащиеся, видя красиво и качественно изготовленные изделия, убеждаются, что в дальнейшем смогут материально обеспечить себя и свою семью, а так же смогут открыть свое дело, то есть добавляется экономическая мотивация получения более высокой квалификации.  

            

Урок п/о  по теме «Раскрой юбки, подготовка к примерке и проведение примерки» на 2 курсе обучения  проходил в форме соревнования между бригадами «Мы лучшие», также проводилась деловая игра и викторина «Знатоки». При проведении деловой игры имитировалась деятельность ателье, деятельность конкретных людей (модельер – консультант, технолог, закройщик), что позволит в дальнейшем учащимся лучше адаптироваться на рабочих местах. На уроке мы проследили путь, который проходит изделие от момента прихода заказчика в ателье до примерки изделия. Помогли мне в этом  эксперты - модельер- консультант, закройщик, технолог. В ходе занятия при выполнении производственного задания  все  учащиеся побывали в роли модельера, закройщика, портного, технолога.При подведении итогов соревнований на уроке были выявлены не только победители, но четко определены пути, которыми они добились высоких результатов.

 

Урок соревнование развивает у  учащихся чувство коллективизма, ответственности за всю команду, способствует воспитанию дисциплины, организованности, сплоченности. Урок – соревнование заставляет учащихся работать в высоком темпе, при подготовке к соревнованию можно использовать различные домашние  задания. На таких уроках обеспечивается развитие познавательной деятельности учащихся с помощью компьютерной технологии или игровой формы. Мной проводился урок по теме «Изготовление изделий по индивидуальным заказам» на 3 курсе обучения в форме соревнования между двумя командами.

Цель урока – обучающая- совершенствование   практических навыков и умений по изготовлению изделий по индивидуальным заказам, совершенствование навыков самоконтроля в работе, развитие профессиональной самостоятельности в работе, развивающая - развитие основ информационной культуры, развитие технологического мышления, творческих способностей учащихся через компьютерные технологии, развитие понимания  значимости  приобретаемых знаний и умений для  дальнейшей практической деятельности, повышения   мастерства, развитие профессиональной компетентности, воспитательная - воспитание  коммуникативных навыков в  общении, умения работать в команде, с целью адаптации на производстве, воспитание  понимания ответственности за качество изготовления изделия.

Соревнование  проходилось в шесть этапов – байга (разминка), толкователь (необходимо было по образцу рассказать последовательность обработки узла и мотивировать выбор метода обработки), дело мастера боится, для умелой руки все работы легки (рассказать последовательность подготовки различных изделий на примерку),  советы стилиста (домашнее задание), анализ производственных ситуаций, выполнение производственного задания. За каждое правильно выполненное задание бригаде   выдавалась красная фишка, за ошибки в ответе  - желтая. Также в ходе занятия  заполнялись оценочные листы, оценивалась работа каждого учащегося,  в конце занятия были подведены итоги работы всей бригады, выявлены победители,  т.е. от результатов работы каждого учащегося зависел  результат работы всей бригады. Работа по оценочным листам способствует развитию навыков самоконтроля, развитию технологического мышления, развитию умений работать с документами письменного инструктирования, образцами. 

 

Технология взаимообучения

Урок  п/о по теме «Выполнение машинных соединительных швов» проходил в виде презентации - представители рекламной фирмы «Реклама +» рассказали  о различных видах соединительных швов  (последовательность и  технические условия выполнения, область применения швов).  При закреплении пройденного материала использовалась  игра – лото. Рекламным агентам было дано опережающее задание, они должны были самостоятельно изучить машинные швы.

 Применение технологии презентаций повышает интерес к предмету, приобщает учащихся  к использованию современных информационных технологий. При подготовки презентаций учащиеся имеют возможность принимать активное участие в создании урока (поиск и систематизация информации), тем самым, формируя навыки самостоятельной работы по предмету, а так же навыки владения информационными компьютерными технологиями. При подготовке к урокам ученики могут использовать Интернет-ресурсы, образовательные сайты как информационное поле, позволяющее получить дополнительную оперативную, актуальную информацию по темам урока.

 Использование на уроках средств мультимедиа позволяет обеспечить наилучшую по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствует закреплению знаний и практических умений.

 

Бинарный  урок- урок проводится совместно с преподавателем общеобразовательных или специальных дисциплин. Бинарный урок способствует развитию у обучаемых познавательной активности: логического мышления: умения ориентироваться в информационном пространстве, профессионального мышления. Эффективность бинарных уроков достаточно высока – соединяются педагогические усилия двух педагогов, что позволяет на высоком уровне вести профессиональное обучение, облегчается изучение  сложных тем, позволяет устранить дублирование в теоретическом и практическом обучении.

 Интегрированные уроки расширяют кругозор, обеспечивают системность обучения, показывают взаимосвязь между различными дисциплинами, дают учащимся целостное восприятие мира.

Совместно с мастером производственного обучения Апонасенко Г.В. проводился бинарный урок на 3 курсе обучения по теме «Особенности изготовления женского казахского костюма. Отделка изделия национальным     орнаментом, обработка воланов, оборок»

 Цель урока: обучающая: формирование, закрепление и совершенствование  практических навыков и умений по выполнению   аппликации, обработке воланов, оборок, формирование  знаний и навыков работы с новым оборудованием; развивающая: развитие творческих способностей учащихся, эстетического вкуса, развитие  познавательного  интереса, развитие понимания значимости  приобретаемых знаний и умений для  дальнейшей практической деятельности, повышения мастерства; воспитательная: воспитание патриотизма, уважения к   национальному костюму как к истокам   национальной культуры, воспитание профессиональной гордости,                          коммуникативных навыков общения.

 Данный урок - урок взаимообучения интегрированный с кружком «Художественно – прикладное творчество».

 Руководитель кружка  пришла   на урок, для того чтобы вместе с членами  кружка, научить остальных учащихся создавать национальные узоры и выполнять их на машине «Джаноме». Члены кружка были инструкторами и помощниками, они  выполняли более    сложное задание I уровня (выполнение орнамента на изделии), остальные учащиеся выполняли более простое задание II  уровня (выполнение орнамента на курпе).  Наша общая задача  была перейти со II уровня на I уровень, чтобы все заказы национальной одежды учащиеся  могли выполнять самостоятельно во время производственной практики. На уроке проводилась демонстрация моделей казахской национальной одежды, игра «Создай свой узор»,  игра по технике безопасности «Допуск», учащиеся рассказали об истории и видах  национальной одежды, о видах орнамента, познакомились с орнаментом Приуралья.  В ходе урока заполнялся оценочный лист. Итог урока – демонстрация моделей казахской национальной одежды.

Для того чтобы  применяемые технологии были эффективны                                   на уроке должна быть доброжелательная атмосфера. 

 

Проектная  технология

Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любой темы, он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся  - индивидуальную, парную, групповую и на реальный  конечный результат – продукт, изделие.

По проектной технологии проводился урок по теме «Обработка карманов в шве передних половинок женских брюк».

Профессия    портной -  многогранна, сложна и очень интересна, портной – модельер, механик, конструктор, он должен начиная шить иметь представление о тканях, об их свойствах, о поведении их при раскрое, влажно – тепловой обработке и многое   другое, о должен уметь выбрать модель в зависимости от типа фигуры заказчика и подобрать ткань, выбрать  наиболее оптимальный метод обработки.

На уроках  производственного обучения и специальной технологии учащиеся  прошли обработку женских брюк, поэтому двум командам было дано домашнее проектное задание: на основе обработки кармана с отрезным бочком в шве передних половинок брюк разработать и представить проект  альтернативного способа обработки кармана в женских брюках.

Задача учащихся – защитить свой командный проект и все  действия  должны быть   направлены на успех команды, взаимопомощь друг другу. В  команде были модельер,  конструктор, технолог. Каждая команда  представила презентацию своего метода обработки кармана в шве передних половинок, с учетом модели. На уроке были рассмотрены требования, предъявляемые к качеству готового узла, возможные дефекты обработки, меры их предупреждение и устранения. Повторение пройденного материала и закрепление нового материала проводилось в игровой форме – игра «Найди ошибку»,  «Вставь пропущенное слово». На уроке учащиеся выполняли обработку кармана в шве передних половинок брюк двумя способами.

По окончании работы учащиеся   внесли свои предложения по оптимизации предложенного метода обработки. Также в каждой команде работали контролеры качества, в конце занятия они подвели итоги работы, заполнили дефектные листы, а также работали инспектора по ТБ, они подвели итоги работы.

В конце занятии учащиеся пришли к выводу -  чтобы стать профессионалом  нужно много учиться, не останавливаться на достигнутом, без знаний не возможно сшить красивую, модную вещь.   Полученные знания и практические навыки будут необходимы для  дальнейшей профессиональной деятельности.

Использование ИКТ  уроках рассматриваю не как цель, а как способ постижения мира; как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования мастера и учащихся; как возможность личностно-ориентированного подхода для мастера; как способ расширения зоны индивидуальной активности ребёнка. Использование новых технологий в учебном процессе приводит к развитию новых педагогических методов и приемов; изменению стиля работы мастера, решаемых ими задач, позволяет повысить мотивацию обучения, способствует укреплению меж предметных связей. В новом информационном обществе мастер производственного обучения уже не может быть единственным источником знаний об окружающем мире, что неминуемо ведет к изменению форм учебной работы. Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения уступает свои позиции, на первый план выходит индивидуальная, самостоятельная, групповая деятельность учащихся. Поэтому так важно научить учащихся  различным способам работы и, безусловно, усилить роль поисково-исследовательской работы. Убедилась в том, что применение компьютера на уроках производственного обучения целесообразно в тех случаях, когда обычных средств обучения уже недостаточно. Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиа - уроки. Работаю над созданием компьютерных презентаций к урокам и внеурочным мероприятиям. Использование на уроках слайдов позволяет производить быструю смену дидактического материала, активизировать процесс обучения, улучшается восприятие материала, учащимся работать гораздо интереснее, чем с печатным материалом. Появление перед глазами учащихся нужного в данный момент   материала сразу же мобилизует их на восприятие, вызывает интерес, настраивает на рабочий лад,  яркие моменты  урока улучшают понимание и делают запоминание материала более прочным. Использование на занятиях ИКТ дает возможность сохранять, многократно использовать и варьировать разработанный материал, что является большим подспорьем в работе мастера: к любой «странице» урока можно вернуться при повторении, выяснении непонятного на следующих уроках. Однако, учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить мастера и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе.                                                          

Проблемное обучение превращает изучение в сознательный, активный, творческий процесс. Для того чтобы предупредить ошибки  в работе после объяснения нового материала, предлагаю учащимся перечислить возможные ошибки приготовления, причины их   возникновения и способы предупреждения, практикую применение на занятиях карточек самоконтроля, карточек «Проверь себя», предлагаю учащимся выполнить различное оформление для одинаковых блюд и т.д.                                                                                                                              Широко использую на уроках производственного обучения  документы письменного инструктирования – инструкционные карты, карты технологической последовательности приготовления, технологические схемы. Письменное инструктирование способствует развитию навыков самостоятельности, самоконтроля, повышает производительность труда, качество  работы, создает у учащихся правильное представление о современной технологии.                 

Здоровьесберегающие технологии  направлены на обеспечение психического здоровья учащихся,достигаются через учёт особенностей группы, создание благоприятного психологического фона на уроке, использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, приводят к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации  к учебной деятельности, приросту учебных достижений

 Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учащихся и в которой они чувствуют себя "как дома".

Каждый учащейся  должен ощущать веру преподавателя  в свои силы. Ситуация успеха (я могу!), которая создается при введении нового знания для каждого учащегося, формирует у него веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед, это чрезвычайно важно для формирования личностно-значимых мотивов учения. «Принимай к сердцу дело других и дело всех, и ты узнаешь смысл жизни. Смысл жизни заключается в доброте».

В нестандартном уроке деятельность педагога меняется коренным образом. Его главная задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. Такой урок должен удовлетворять всем требованиям к нему предъявляемым, т.е. должен быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме. Вместе с тем он должен стать для учащихся праздником, взлетом чувств, должен воздействовать на душу, пробуждать сильное и высокое чувство. Эмоциональный резонанс от такого урока необычайно велик: душа учащегося словно распахивается настежь, жадно впитывая все впечатления. За внешней необычностью, занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, получая толчок, пищу и направления развития, пробуждается творческий интерес. Безусловно, нельзя считать нетрадиционные уроки единственной формой реализации профильного обучения. Я выступаю за оптимальное и разумное внедрение нестандартных уроков в системе профильного обучения наряду с другими методами и формами обучения.                                                                                                “Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь”

Человек не рождается музыкантом, художником, профессионалом своего дела. Его этому надо учить. А для этого педагогу самому надо   всю жизнь учиться, искать новые и новые пути совершенствования мастерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 078 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по технологии к теме "Профессиональная деятельность"
  • Учебник: «Технология (базовый уровень)», Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В., Виноградов Д.В.
  • Тема: § 1. Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства
  • 30.09.2020
  • 708
  • 13
«Технология (базовый уровень)», Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В., Виноградов Д.В.
Презентация по технологии к теме "Предмет труда"
  • Учебник: «Технология. 10-11 класс», Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В.
  • Тема: Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности Нормирование и оплата труда     
  • 30.09.2020
  • 2964
  • 262
«Технология. 10-11 класс», Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 1669
    • DOCX 33.6 кбайт
    • 14 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Титоренко Светлана Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Титоренко Светлана Ивановна
    Титоренко Светлана Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16413
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель технологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 968 человек из 77 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 565 человек

Курс повышения квалификации

Методика инструктажа и обучения в социальном учреждении по вопросам трудовой деятельности

180 ч.

3300 руб. 1650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 300 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 081 человек

Мини-курс

Инновационные технологии для бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

От романтизма к современности: шедевры и новаторство

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Hard-skills современного педагога

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек