Применение ИКТ на
уроках математики с целью повышения качества знаний обучающихся.
Зайцева Н.В.
МКОУ Великоархангельская СОШ
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
zayceva-1963@mail.ru
В настоящее время
очень трудно представить современное общество «без компьютера».
Я считаю, что одной
из основных задач образования является введение человека в информационное
пространство. Мир информационных технологий очень
динамичен. Их использование позволяет в короткие сроки решать очень широкий
круг задач, которые были недоступны ранее. В настоящее время широко происходит
внедрение современных компьютерных технологий в преподавание учебных предметов.
На мой взгляд, как учителя математики, преподавание в школе немыслимо без
использования различных методов и средств обучения. Основной задачей
современной школы является повышение эффективности и качества образования,
формирование информационной культуры, формирование творческой и всесторонне
развитой личности. С применением компьютера повышается познавательная
активность обучающихся, мышление начинает работать более продуктивно и
творчески, а также повышается качество знаний. С помощью ИКТ можно значительно
повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить проверку
знаний, умений, навыков обучающихся. Но не следует думать, что их применение на
уроках решает все проблему и повышает качество знаний. Я тщательно продумываю
структуру каждого урока, применяемые методы, приемы и средства обучения,
целесообразность применения тех или иных информационных ресурсов. В своей
работе я использую ИКТ на разных этапах урока. Для организации настроя на
уроках я использую слайды игрового содержания, яркие, привлекающие внимание.
Это могут быть ребусы, игры, путешествие, кроссворды. При проверке знаний
использую разные виды устного счета, провожу математические диктанты. Материал
на экране, что способствует развитию внимания, дисциплинированности т.к. дети
понимают, что задания дает не учитель, а компьютер, а он не может повторяться
или останавливаться по чьей-либо просьбе. Часто на уроках я создаю проблемные
ситуации. Даю задания, которые обучающиеся решают с легкостью, а затем
предлагается задача, с которой ребята не знакомы, здесь также на помощь
приходят ИКТ. На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли
мощного демонстрационного средства, так как обеспечивается высокий уровень
наглядности. Свой рассказ при объяснении нового материала сопровождаю демонстрацией
презентации. Возможна демонстрация пошагового решения задачи. На
этапе первичного закрепления какой-то темы можно давать схемы, чертежи,
таблицы, опорные конспекты. Применяя такие методы, материал лучше
запоминается, усваивается надолго. С целью повышения качества знаний на уроках применяю
тестирование. На мой взгляд, тесты незаменимы для проведения
контроля, они помогают быстро определить типичные ошибки, что позволяет сразу
же устранить пробелы в знаниях. Конечно, использовать для проверки уровня
усвоения учебного материала только тесты, нецелесообразно, однако тестирование,
проводимое с помощью компьютера, имеет ряд преимуществ. Во-первых, ребята
работают с компьютером, и именно он оценивает их знания. Во-вторых, при
тестировании обработку результатов производит компьютер в считанные секунды,
что позволяет ликвидировать пробелы в знаниях прямо на уроке. Применение ИКТ
на уроках дело очень сложное, требует много времени и определенных затрат на
подготовку. Чтобы подготовиться к уроку с применением ИКТ, учитель должен сам
хорошо владеть навыками работы с различными программными продуктами. Чтобы урок
был успешным, необходимо подготовить качественное компьютерное сопровождение
урока. Для решения этой проблемы я иногда привлекаю ребят, которые с большим
удовольствием и интересом создают презентации по данным темам. Использование ИКТ
не означает применение какого-то нового метода, это есть сочетание уже
имеющихся у учителя технологий, методов и приемов. В
преподавании математики отказываться от применения ИКТ нельзя. На мой взгляд,
если какая-то технология позволяет получать результаты обучения, какие нельзя
получить без применения этой технологии, то она целесообразна. Труд на уроке в
компьютерном классе - процесс осознанного усвоения материала. Применение
ИКТ – реальность современного урока. Когда я применяю компьютер на уроках,
дети более активно принимают участие в уроке, они с удовольствием погружаются в
материал урока. У
проблемных учеников меняется отношение к работе. А от учителя требуется
тщательное продумывание содержания урока и планирование работы учеников, самое
главное, на каждом этапе урока. Много времени я трачу на подготовку таких
уроков, но постепенно накапливается опыт и методическая база, создаваемая
совместно учителями и учениками, что значительно облегчает подготовку уроков в
дальнейшем. Важно понимать, что использование ИКТ не решит всех проблем
моментально. На уроках приходится решать
разные задачи, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся, продумывать программы,
какие более целесообразно использовать на том или ином этапе обучения. С
использованием компьютера и новых информационных технологий, осуществляется личностно–ориентированное
обучение. Я всегда стараюсь помнить о том, что необходимо обеспечить каждому ученику
возможность реализации личностных устремлений, индивидуальности, инициативы и
самостоятельности. А учителю важно всячески содействовать этому процессу. Таким образом, приоритетными направлениями в работе с
использованием ИКТ по любому предмету: сокращается время при выработке навыков
учащихся, увеличивается количество тренировочных заданий, достигается оптимальный
темп работы, повышается мотивация учебной деятельности.
Применение презентаций на уроке позволяет также более качественно реализовать принципы
наглядности и доступности при обучении, эффективнее использовать время на
уроке.
Есть разные мнения учителей о
целесообразности использования ИКТ в обучении. Урок часто сводится лишь к
«прохождению» программы, причём преимущественно с использованием
объяснительно-иллюстративного метода: делай как я. Моё мнение, в этих случаях
при объяснении нового материала обучающиеся являются пассивными слушателями.
А наша цель - воспитать человека,
способного самостоятельно принимать решения, который адаптируется к новым
условиям, проявляет смекалку, находить необходимую информацию. ИКТ практически
решают проблему индивидуализации обучения, повышает качество знаний. Компьютер
не заменяет живого общения с учителем и другими источниками информации, однако
учитывая интерес детей к интернету, повышает заинтересованность в изучении
математики. По-моему мнению, чтобы создать комфортные условия на
уроке и достигнуть высокого уровня усвоения материала учителю помогут также возможности
ИКТ. Это такие условия, как: создание и подготовка дидактических
материалов, создание презентаций, использование готовых программных продуктов,
использование Интернет-ресурсов, создание тестовых работ...
Применяю компьютерные
программы на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на
обобщающих уроках, при повторении. Основная задача состоит в том, чтобы
правильно организовать работу на уроке. ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: повышает качество
знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолеть трудности,
вносит радость в жизнь ребёнка, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания
учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Лёгких путей в обучении
никогда не бывает, но необходимо использовать все возможности для того, чтобы
дети учились с интересом.
Ссылка на интернет-источник:
«Применение ИКТ на уроках».
http://va-school.ru›forum/download/file.php?id=60
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.