Главная / Русский язык и литература / Применение дидактических игр при изучении литературы

Применение дидактических игр при изучении литературы

hello_html_m74bfcca9.gifhello_html_m38c5913b.gifhello_html_m7387beab.gifhello_html_6e639bac.gifhello_html_m1b27e5cb.gifГосударственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций»













Методическая разработка

Применение дидактических игр при изучении литературы









Разработала:

преподаватель литературы


__________И.Н.Рондарь






Волгоград,2013



 Введение

Особый вариант педагогического общения представляют дидактические игры, в ходе которых цели обучения достигаются при помощи и посредством решения игровых задач. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной деятельностью, и связывает ее с положительным мотивационным и эмоциональным фоном игры, с увлеченностью соревнования.

Дидактические игры являются для студента наиболее подходящей формой обучения. Дидактические игры и занятия дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени определенной ступени развития обучающегося. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз.

Студент пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Студенты запоминают слабо, так как учеба не захватывает их.

Занимательность может быть задана неожиданной для студентов постановкой или формулировкой вопроса, создание проблемной ситуации, необычайной формой ведения урока. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни. Нужно только найти его и подать их обучающимся, что их самих натолкнет к подобным находкам и открытиям.

Надо только найти золотую середину: не усложнять и не упрощать, облегчая учение, - студенты будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться и не преодолевать трудности...

Получая пищу для своего ума, студент охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. На занятиях, приученный слушать преподавателя, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. Он многое узнает.

Школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение...” - слова эти принадлежат Ж. Фабру, далекому от проблем детства, но хорошо понимавшему, как много значит игра в жизни ребенка и как важно наставнику, взявшемуся за самую, может быть, ответственную миссию - растить Человека, быть рядом и в игре руководить, но так, чтобы ребенок видел во взрослом друга, партнера, а не директора или надзирателя. Простая и всем, казалось бы, ясная мысль, но, как это часто бывает, легко сказать, но трудно сделать.

Дидактическая игра это средство познания мира. В игре развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы. Продумывая задачи и содержание игр с правилами, необходимо постепенно усложнять их. Нельзя шаблонизировать дидактические игры, необходимо давать простор инициативе и творчеству студента. В самостоятельных играх не следует навязывать содержание дидактической игры. В жизни студента дидактическая игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть “рабочее усилие и усилие мысли”, а “дидактическая игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра” ".

Руководство дидактическими играми должно иметь целью:

1) установление правильного соотношения между игрой и миром, знаниями в жизни студента;

2) воспитание в игре физических и психологических качеств, необходимых для будущего деятеля и работника.

























Основная часть

Роль и значение дидактической игры в учебном процессе

Сущность дидактической игры заключается в том, что студенты решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Студент воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.

В игре развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у студентов есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Через игру и в игре постепенно готовится сознание студента к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми, формируются качества личности, необходимые студенту. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо во взрослой жизни, к которой готовятся студенты.

Виды дидактических игр

Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет. Часто игры соотносят с содержанием обучения.

Можно группировать игры и так:

Игры-путешествия

Игры-загадки

Игры-беседы

Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, чему-то научиться. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание студентов на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Игры-загадки используются для проверки знаний, находчивости. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность студента. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться составляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение преподавателя со студентами, студентов с преподавателем и студентов между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы преподавателя, вопросы и ответы студентов, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Всё это характеризует активный поиск решения задачи.

Дидактическую основу могут иметь и имитационные, деловые игры, в процессе которых студенты в ходе соревнования выбирают тот или иной оптимальный путь решения задачи. При изучении точных наук такого рода игры могут быть связаны практически с решением любого типа задач, связанных с измерением. Например, в теме по определению площади многоугольников можно использовать игры типа "проектировщик интерьера" или "строитель загородного дома", при изучении основ тригонометрии - игры типа определения расстояния до звезд или до подводной лодки противника. Особое распространение приобрело применение деловых игр для практики профессионального, производственного обучения, в системах переквалификации и повышения квалификации специалистов.

В большинстве этих случаев преподаватель имеет дело с ситуацией, в которой обучение направлено на приобретение конкретных навыков и умений действовать в четко определенной роли, например в роли организатора производства, менеджера по продажам, управляющего делопроизводством и пр. Во всех этих ситуациях обучение удобно проводить в виде ролевых игр, в которых слушатели могут многократно разыгрывать варианты решения одной и той же задачи, каждый раз меняясь ролями. Принципиальное значение в процессе таких деловых игр приобретает послеигровой разбор результатов, возможных стратегий, линий поведения, мотиваций.

Специфической разновидностью дидактических, деловых игр являются педагогические игры, связанные с моделированием педагогических ситуаций и их ролевым разыгрыванием со слушателями педагогических учебных заведений. Проигрывание стратегий и вариантов проведения фрагментов урока в условиях актуализации педагогических и психологических знаний развивает педагогическое мышление, тренирует навыки применения методических приемов, умение работать в реальной учебной обстановке. Моделирование ситуаций микро-преподавания позволяет слушателям оттачивать различные приемы и навыки педагогической работы, связанные с умением овладевать вниманием аудитории, выдерживать правильную скорость изложения материала, выделять автономные содержательные части в ходе процесса объяснения, совершенствовать практику сочетания наглядности и информативности изложения. Все эти практические и игровые приемы в итоге ведут к наработке интуиции преподавания. Заметим, что для выработки интуиции в любой предметной области и, следовательно, педагогической интуиции в частности достаточным условием является овладение человеком системой практических и теоретических знаний в данной области.

В настоящее время особенно бурно развивается направление компьютерных дидактических игр. Компьютерные игры применяются в качестве средств обучения практически во всех областях современного образования, однако с точки зрения образовательной практики большая их часть представляется достаточно бесполезной. Дело в том, что такие программы носят чисто игровой характер и не помогают в приобретении теоретических или практических знаний в сфере среднего или высшего образования. Тем не менее, обучающие игровые программы, основанные на комплексе мотиваций заинтересованности, познания нового, соревновательности, приобретают все большее распространение. Быстродействие, диалоговость, большая емкость памяти, легкость использования образных способов предоставления информации делают компьютерные или, как их все чаше называют, информационные технологии идеальным средством для дидактических игр.

Основные типы таких игр связаны не только с освоением компьютерной грамотности, ознакомлением с языками программирования, но и со всем комплексом современных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. В принципе по своей сущности компьютерные средства обучения и игры, в том числе, обладают свойствами индивидуальной направленности и подстраиваемости под психологические, психофизические и даже психофизиологические характеристики пользователя. Переменными условиями игры могут являться такие параметры, как скорость предъявления целей, длительность времени их показа, размеры, цветовые решения. При помощи меню сам играющий может подбирать условия, вплоть до таких предельных случаев, как участие в игре в качестве сценариста.

В последнем случае играющий может по своему желанию, например, выбрать один из возможных вариантов продолжения игры или сконструировать сам такой вариант. В простейшем, типичном для сегодняшнего уровня развития игр случае обучающийся может изменять параметры игрового процесса в режиме "on-line". Например, в дидактической компьютерной игре типа "Космический полет" студент сам может менять стартовую скорость ракеты, угол ее взлета, вес, объем топлива и тут же видеть, к каким результатам это приведет по прошествии того или иного количества времени. В игре типа "Распределение напряжений в цепи постоянного тока" студент сам может расставлять параметры, например в цепи бытового прибора, и видеть последствия своей работы. Такого рода примеры показывают принципиальную плодотворность компьютерных технологий для творческой педагогической работы.

Цели дидактических игр при обучении в средней школе, как правило, связаны с активным применением полученных знаний, например, в соревнованиях по написанию изложений по гуманитарным наукам, при решении кроссвордов, "путешествиях" по географической карте. Перспективным является использование дидактических игр в условиях активного изучения иностранного языка, когда при использовании методов "погружения" в языковую среду обучающиеся получают различные ролевые функции. Совмещение принципов соревновательности, социального сотрудничества и взаимодействия, заинтересованности, как в процессе, так и в результатах делает возможным существенный прогресс в темпах и успехах студентов. Причем этот успех настолько велик и общепризнан, что принцип ролевых функций при "погружении" может считаться визитной карточкой современных дидактических игр.

"Погружение" в языковую среду представляет собой характерный пример использования дидактических игр для двуединой цели: обучению некоторой дисциплине в условиях моделирования (в смысле имитации) определенных социальных ситуаций. В качестве других примеров можно привести ролевые игры-конференции, ролевые игры-дискуссии на актуальные для общества темы, такие, как проблемы экологии, демографии, межнациональных отношений и т.д. Игровой момент, связанный, в частности, с различными ролями, поручаемыми одному и тому же студенту, делает возможным практическое освоение им различных сторон явления, различных точек зрения, возникающих в дискуссиях, при достаточно глубоком изучении любой проблемы. Абсолютная актуальность такого использования дидактических игр особенно наглядна при анализе проблемных вопросов, а, в конечном счете, для осознанного, всестороннего формирования мировоззрения молодого человека.

Типичным примером такого подхода в области естественнонаучных дисциплин является метод "мозгового штурма", когда группе людей (специалистов или студентов; приветствуется участие разновозрастных коллективов) предлагается сыграть в игру особого типа. Условно ее можно назвать дидактической игрой "открой закон". Участникам предлагается вести себя абсолютно раскованно в интеллектуальном смысле, не стесняться высказывать любые, на первый взгляд, "бредовые" идеи по поводу решения заранее заданной проблемы. Ролевые функции в такой ситуации выбираются естественным образом самими участниками в согласии с их темпераментом, авторитетом, социальным положением и привычками.


Дидактические игры








Игры в предметных областях

«Мозговой штурм»

Организационно-деятельностные игры






Компьютерные игры

Педагогические игры






Рис. Разные типы дидактических игр, основой которых является принцип "обучения через игру", использование ролевых функций и активной заинтересованности участников

2.3 Требования к дидактической игре

Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:

1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития студентов и их воспитания.

2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

2.4 Педагогическая ценность дидактических игр

В дидактических играх перед студентами ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию студента, служила формированию его способностей.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у студентов общительности. Преподаватель ставит студентов в такие условия, которые требуют от них умения творить вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Ценность игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Но в основе любой игровой методики проводимой на занятиях и внеклассных мероприятиях должны лежать следующие принципы:

  • Актуальность дидактического материала (интересные тексты диктантов, актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.)

  •  Коллективность позволяет сплотить студенческую группу в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные.

  • Соревнование, соперничество создают у студентов или группы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой.

Требования к проводимым на занятиях дидактическим играм:

  • Дидактические игры должны базироваться на знакомых студентам играх.

  • Каждая игра должна содержать элемент новизны.

  • Нельзя навязывать игру, которая кажется полезной, игра — дело добровольное.

     Игровой прием, включающий студентов в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа студентов на уроке.

   Эмоциональное состояние преподавателя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе со студентами.

 Игра — средство диагностики. Студент раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах.  
































Заключение

Игра - самостоятельная деятельность, в которой студенты вступают в общение со сверстниками. Их объединяют единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре студент начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность.

Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление студента к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроках.






















Список использованной литературы

1. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999;

2. Бордовская Н.В.,Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - С-П.: Питер, 2000;

3. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1987.

4. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой. - М., 1991;

5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии.--1966;

6. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1985;

7. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание. - М.,1988;

8. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М., 1990;

9.“Использование игровых приемов при изучении слов с непроверяемым написанием” - «Начальная школа», 1995;

10. Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума) /Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. - М., 1966;

11. Бую Т.А. Игра в эстетическом воспитании младшего школьника. - М.: Начальная школа 1997;

12. Губанова О.В., Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках - Начальная школа 1997;

13. Кобанова Л.В. Учебные игры как средство повышения эффективности уроков - Начальная школа 1992;

14. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М., 1976;

15. Масловская Т.А. Дидактические игры на уроках математики - Начальная школа 1997;

16. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры. - Москва.: Просвещение, 1987;





12


Применение дидактических игр при изучении литературы
  • Русский язык и литература
Описание:

Игра - самостоятельная деятельность, в которой студенты  вступают в общение со сверстниками. Их объединяют единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре студент начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность.

Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление студента  к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроках.

 

Автор Рондарь Ирина Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 676
Номер материала 42494
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓