Применение
ЛФК для детей специальной группы здоровья на уроках
физической
культуре.
Рубан Елена
Владимировна
учитель физической
культуры
МОБУ СОШ №8
г. Таганрог
В
условиях реализации ФГОС приоритетным направлением в системе подготовки и
организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое
развитие личности учащихся и укрепление его здоровья с использованием
здоровьесберегающих технологий.
Основной
принцип здравоохранения — предупреждение заболеваний, то есть превентивные
мероприятия. Особенно это относится к детям из группы риска – специальная
группа здоровья. С целью укрепления здоровья, содействие гармоничному развитию
и закаливанию организма
школьника необходимо обеспечить каждому ученику полноценный, всесторонний (в
качественном и количественном отношении) двигательный режим. Решение данной
задачи зависит от правильности выбора медицинской группы для конкретного
ученика, и активного использования всех средств физического
воспитания с целью оздоровления молодежи.
Лечебная
физическая культура (ЛФK) — метод, использующий средства физической
культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного
восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания. ЛФK обычно
используется в сочетании с другими терапевтическими средствами на фоне
регламентированного режима и в соответствии с терапевтическими задачами.
На
отдельных этапах курса лечения ЛФK способствует предупреждению осложнений,
вызываемых длительным покоем; ускорению ликвидации анатомических и
функциональных нарушений; сохранению, восстановлению или созданию новых условий
для функциональной адаптации организма больного к физическим нагрузкам.
Действующим
фактором ЛФK являются физические упражнения, то есть движения, специально
организованные (гимнастические, спортивно-прикладные, игровые) и применяемые в
качестве неспецифического раздражителя с целью лечения и реабилитации больного.
Физические упражнения способствуют восстановлению не только физических, но и
психических сил.
ЛФK
является также методом функциональной терапии. Физические упражнения,
стимулируя функциональную деятельность всех основных систем организма в итоге
приводят к развитию функциональной адаптации больного. Но одновременно
необходимо помнить о единстве функционального и морфологического и не
ограничивать терапевтическую роль ЛФK рамками функциональных влияний.
Физические упражнения, влияя на реактивность больного, изменяют как общую
реакцию, так и местное ее проявление. Занятия школьника специальной группы
здоровья следует рассматривать как процесс систематического и дозированного
применения физических упражнений с целью общего оздоровления организма,
улучшения функции того или другого органа, нарушенных болезненным процессом,
развития, образования и закрепления моторных (двигательных) навыков и волевых
качеств.
Деление на группы по состоянию
здоровья обусловлен тем, что достижение оздоровительного эффекта во время
занятий физическим воспитанием зависит от степени соответствия
занятий, форм и методов занятий индивидуальным особенностям организма, но стоит
учитывать, что организм детей (подростков, людей) у которых есть определенные
отклонения в состоянии здоровья нуждается двигательной активности не
менее, а зачастую и больше, чем организм здоровых школьников, но это должна
быть качественно иная двигательная активность.
Всего в соответствии с критериями оценки здоровья различают
5 групп здоровья:
1. здоровые,
у которых нет хронических заболеваний, их физическое развитие соответствует
возрасту;
2. без
отклонений или с определенными незначительными отклонениями в состоянии
здоровья, и с недостаточным физическим развитием;
3. больные с
хроническими заболеваниями, которые хорошо себя чувствуют и имеют достаточную
работоспособность, или дети, у которых есть временные отклонения в состоянии
здоровья, что требует ограничить физические нагрузки;
4. больные с
хроническими заболеваниями, которые часто болеют и имеют пониженную работоспособность;
5. больные с
хроническими заболеваниями, которые наблюдаются в специальных лечебницах.
При приеме
в школу предполагается, среди прочих документов, и предоставления медицинской
справки будущего школьника о состоянии здоровья, в котором указывается
медицинская группа, к которой он принадлежит. Обычно в общеобразовательных
учебных заведениях обучаются дети, с соответствующим состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности
разделяются на 3
медицинские группы здоровья: 1) основную,
2)подготовительную и 3) специальную.
Основная медицинская группа – это здоровые дети, у которых нет
хронических заболеваний, с физическим развитием, что соответствует их возрасту
(совпадает с 1-й группой).
Подготовительная медицинская группа – это дети, у которых нет
отклонений в состоянии здоровья (либо есть незначительные отклонения), но с
недостаточным физическим развитием (совпадает со 2-й группой).
Специальная медицинская группа –это дети, которые есть отклонения
нормального состояния здоровья и имеют ограничения в физической нагрузке (совпадает
с 3-й и иногда 4-й группами).
Больные
дети, принадлежащие к 5-й группе здоровья, обычно наблюдается в специальных
лечебницах. Занятия с каждой группе имеют свои особенности, как организационные,
так и методические. Соблюдение этих рекомендаций при воспитании детей, у которых
отклонения, позволит повысить эффективность занятий и способствовать улучшению физического развития школьников.
Физическое
воспитание учащихся в специальных медицинских группах имеет следующие задачи:
— улучшение
функционального состояния и предупреждение прогрессирования болезни;
— повышение
физической работоспособности;
— снятие утомления
и повышение умственной работоспособности;
— воспитание
потребности в закаливании, занятиях оздоровительной физкультурой, то есть
ведение здорового образа жизни.
Эффективность
физического воспитания в специальных медицинских группах зависит от систематичности
занятий (3—5 раз в неделю), адекватности нагрузок, сочетания физических
нагрузок с закаливанием, диетой и другими методами.
Основными
средствами физического воспитания в специальных медицинских группах является
дозированные физические упражнения. В зависимости от функционального состояния,
тренированности и течения заболевания нагрузки вначале должны быть малой
интенсивности, затем средней. Контроль за реакцией сердечно-сосудистой системы
осуществляют по ЧСС, ЧД, самочувствию, переносимости нагрузок.
Основой
тренировочного процесса для кардиореспираторной системы являются циклические
упражнения, при травмах и заболеваниях ОДА — плавание, тренажерные занятия,
упражнения с гимнастической палкой, мячами, эластичными бинтами, у
гимнастической стенки и др.
Схема
урока состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Содержание и
продолжительность частей урока зависит от характера заболевания, его течения и
частоты обострений, возраста и пола ребенка.
Вводная
часть включает общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег, дыхательные упражнения;
основная часть — специфические упражнения для данной патологии, подвижные игры,
элементы спортивных игр; заключительная часть — дыхательные упражнения, ходьба,
упражнения на релаксацию, воспитание правильной осанки, упражнения на
растягивание соединительнотканых образований и аутотренниг.
Правильно
организованные занятия физкультурой и закаливание способствуют восстановлению
здоровья ребенка, повышают защитные силы организма, улучшают функциональное
состояние, настроение.
Примерный
комплекс ЛФ подготовительная группа здоровья включает упражнения циклического
характера (длительная ходьба по пересеченной местности, бег в сочетании с
ходьбой, ходьба на лыжах, гребля), игры, эстафеты, занятия на тренажерах,
плавание и игры в воде, гантельная гимнастика. Kроме того 1—2 раза в неделю —
баня (сауна) с последующим приемом теплой ванны или душа.
Предлагаю
вам несколько комплексов ЛФК применяемых на уроках физической культуры.
Комплекс №1.
Упражнения для
формирования правильной осанки.
1.
«Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и
вытянуть туловище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз
с кончиков пальцев. Идти вперед.
2.
«Военный на параде». Вытянуть руки по швам, прижать их к
телу и идти, как военный на параде: вытягивая носок вперед и ставя
ногу на всю ступню.
3.
«Сядьте по-турецки». Сесть на пол, скрестив ноги.
Положить обе руки на колени и выпрямить спину.
4.
«Любопытный». Лечь на пол, живот и ноги плотно прижать к
полу, руки соединить за спиной в замок. Выгнув грудь,
посмотреть вперед, по сторонам, назад. Следить, чтобы двигалась только
голова, руки при этом прижимать к телу.
5.
«Ворота». Стать друг к другу, касаясь спинами. Поднять
вверх обруч. Маленькими шажками разойтись в противоположные
стороны, не отрывая глаз от обруча, и потянуться. Затем такими
же маленькими шажками вернуться в и. п. и положить обруч на
плечи. Голова при этом оказывается как бы в рамке обруча.
6.
Игра-состязание «Испугавшиеся лошади». Стать спинами друг
к другу, взяться за одну и ту же палку и сделать один шаг
вперед, плечи при этом опустить вниз, а спину выгнуть дугой. По
сигналу тянуть друг друга в противоположные стороны.
7.
Игра-состязание «Перетяни палку». Сесть по-турецки,
прислониться друг к другу спинами. В вытянутых вверх руках
держать палку. Наклоняясь вперед стараться перетянуть палку в свою
сторону. Все это время смотреть на палку.
8.
Игра-состязание «С мешком на спине». Наклониться вперед,
положить на спину мешочек с песком или горохом и развести
руки в стороны. По сигналу идти вперед до обозначенной черты и назад.
Победит тот, кто не даст мешочку упасть со спины.
Комплекс
№2.
Перевод из
одной группы в другую вполне возможен, после того, как будет проведено
врачебное обследование и педагогическое тестирование. Чаще всего это становится
возможным по окончанию четверти, семестра либо учебного года.
Занимаясь
на уроках физической культуры, ученик помогаете своему телу с каждым занятием
становиться все более гибки, координированным, пластичным, физически
выносливым, а значит и здоровым. ЛФК помогает сохранить мышцы, связки и суставы
здоровыми и подвижными.
ЛФК лучше всего применять в тесной
взаимосвязи с другими средствами физического воспитания путем комплексного
использования с общеразвивающими, подводящими и специальными упражнениями. При
планировании нужно учитывать общую нагрузку урока и определять цель для
учащегося специальной группы. Уровень трудности и продолжительности выполнения
упражнений должны быть доступными и возрастать плавно и постепенно.
При проведении ЛФК серьезное
внимание необходимо уделять строгому соблюдению общепринятых норм и правил техники
безопасности обучающихся.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.