Пояснительная записка.
Данный
прикладной курс “Основы радиотехники” разработан для 11 класса
общеобразовательной школы, класса естественно-математического направления,
физико-математического профиля. Прикладной курс “Основы радиотехники” создается
с целью углубленного изучения законов электродинамики вообще и законов
переменного тока в частности. Формирования умений применять их для решения
качественных и расчетных задач, уметь применять эти законы для объяснения
различных явлений, происходящих в жизни; формировать на этой основе интерес
учащихся к изучению физики, воспитывать трудолюбие, формируя культуру труда. Более
подробное рассмотрение законов электродинамики и радиотехники помогает придать
практическую направленность школьному курсу физики, проследить развитие
знаний о законах природы, объяснять обычные явления, происходящие в жизни. В
данном прикладном курсе акцент будет сделан на изучение и практическое
применение законов переменного тока и радиотехники, использование оборудование
современного кабинета физики для постановки новых лабораторно-практических
работ, организации самостоятельной деятельности учащихся, и решение задач (экспериментальных,
качественных и расчетных). Данный курс рассчитан на 34 учебных часа, включающих
лекционные, лабораторно-практические и самостоятельные занятия.
Основой технической составляющей курса является
применении комплектов приборов, поставляемых в современные кабинеты физики для
обучения радиотехники J2466, или аналогичное оборудование,
современных измерительных приборов включая мультиметры, электронный
осциллограф, компьютерный измерительный комплект «Цифровая лабораторная система
типа SWR DISLab», применяемая для проведения экспериментов в сфере
естественных наук. При отсутствии данного оборудования разработанный курс можно
использовать, применяя простейшие радиодетали и смонтированные на их основе
радиотехнические узлы. Способы монтажа деталей следует применять в этом случае
классическое, тогда структуру курса придётся корректировать, в связи с
добавлением часов на обучение учащихся методам пайки и монтажа радиодеталей,
изготовление печатных монтажных плат.
Технологическая составляющая прикладного курса -
использование учебно-методического комплекса состоящего из:
·
Программы курса;
·
Электронного учебника «Основы
радиотехники», разработанного на основе программного обеспечения RINEL-LINGO EDITOR;
·
Лабораторной тетради для
учащегося «Практические начала радиотехники»;
·
Методическими пособиями
для учителя:
ü
«Организация проектной
деятельности учащихся прикладного курса Основы радиотехники»
ü
«Кредитная система курса
«Основы радиотехники» как приобщение учащихся к системе ВУЗовского образования.
Цели и задачи прикладного курса.
профильное обучение учащихся основам специальности радиотехника;
углубление знаний о материальном мире и методах научного познания
природы на основе более подробного рассмотрения законов физики;
формирование умений и навыков расчёта, сборки и монтажа цепей основных
радиотехнических узлов и устройств.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений
по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств
современных информационных технологий;
овладения умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять
эксперимент, выдвигать гипотезу и строить модели для объяснения
экспериментальных фактов;
воспитания навыков сотрудничества в процессе совместной работы,
уважительного отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии, развитие
способности давать морально - этическую оценку фактам и событиям.
Формы обучения:
- Лекции;
- Лабораторные работы;
- Экскурсии;
- Уроки-проекты;
- Работа в группах;
- Творческая работа;
Методы обучения:
1.
Метод исследования;
2.
Метод обучения в
сотрудничестве;
3.
Метод проектов;
4.
Метод “Выхода за рамки”:
Обучающиеся выполняют задания расширяющие темы изучения данного курса.
Ожидаемыми результатами прикладного курса являются:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей на основе опыта, самостоятельного приобретения новых знаний,
анализа и оценки новой информации;
- сознательное самоопределение ученика относительно своего
дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
- приобретение опыта поиска информации по заданной теме, навыков
проведения опытов с использованием более сложных физических приборов и
анализа полученных результатов.
- Приобщение к системе ВУЗовского образования через кредитную
систему курса.
- Овладение методикой ИКТ.
Методические
пояснения к прикладному курсу “Основы радиотехники”
Курс
построен с опорой на знания и умения, полученных учащимися при изучении физики
в старших классах. При изучении данного прикладного курса акцент делается на
приобретение дополнительной суммы знаний по физике, на развитие способностей
самостоятельно приобретать знания, практически оценивать полученную информацию,
излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, проводить опыты и делать
выводы. Поэтому ведущими формами занятий являются практикумы, лабораторные
работы, занятия по решению задач. Темы предстоящих занятий объявляются заранее.
Практическое знакомство учащихся с радиотехникой наиболее продуктивно в форме
проведения самостоятельных наблюдений, опытов и исследований. Опыты,
наблюдения и самостоятельные исследования рассчитаны на использование нового
современного оборудования кабинета физики, в первую очередь на использование
комплекта приборов для изучения радиотехники, включая возможности
мультимедийного проектора позволяющего проводить сложные фронтальные
лабораторно-практические работы компьютерного конструктора. Для оценки
достижений учащихся выбрана кредитная система, итоговый зачет ученику по всему
прикладному курсу ставится по таким критериям:
1.
Выполнение
лабораторно-практической части программы.
2.
Активное участие в
подготовке, проведении семинаров.
3.
Выполнение итогового
проекта по радиотехнике/групповой проект/.
Содержание программы (34 ч) .
№
|
Тема занятия
|
Количество часов
|
Сроки
|
Примечание
|
Введение. 1 ч.
|
1/1
|
Инструктаж по технике безопасности.
Вводное занятие.
|
1
|
1-6. 09
|
|
Основные радиоизмерительные приборы. 5 ч.
|
2/1
|
Лабораторная работа №1 «
Изучение возможностей Цифровой лабораторной системы типа SWR DISLab»
|
1
|
8-13. 09
|
|
3/2
|
Лабораторная
работа №2 «Знакомство с набором по радиотехнике».
|
1
|
15-20. 09
|
|
4/3
|
Электронные осциллографы, школьные
мультиметры.
|
1
|
22-27. 09
|
|
5/4
|
Генераторы переменного тока.
Источники тока.
|
1
|
29.09-4.10
|
|
6/5
|
Итоговое занятие.
|
1
|
6-11.10
|
|
Радиоэлементы – составные части радиотехнических цепей. 8 ч.
|
7/1
|
Резисторы и конденсаторы.
|
1
|
13-18.10
|
|
8/2
|
Детали с катушками индуктивности.
|
1
|
20-24.10
|
|
9/3
|
Полупроводниковые приборы.
|
1
|
27.10-1.11
|
|
10/4
|
Интегральные микросхемы (цифровые и
аналоговые).
|
1
|
10-15.11
|
|
11/5
|
Коммутационные устройства.
|
1
|
17-22.11
|
|
12/6
|
Лабораторная работа №3 «Изучение
работы радиоэлементов».
|
1
|
24-29.11
|
|
13/7
|
Лабораторная работа №4 «Изучение
свойств полупроводников».
|
1
|
1-6.12
|
|
14/8
|
Итоговое занятие.
|
1
|
8-13.12
|
|
Основные радиотехнические узлы и устройства. 8 ч.
|
№
|
Тема занятия
|
Количество часов
|
Сроки
|
Примечание
|
15/1
|
Лабораторная работа № 5 «Изучение выпрямления
переменного тока».
|
1
|
15-20.12
|
|
16/2
|
Лабораторная работа № 6 «Сборка и
изучение фильтров и фильтрующих цепей».
|
1
|
22-27.12
|
|
17/3
|
Лабораторная работа № 7 «Усилители
напряжения (тока)».
|
1
|
|
|
18/4
|
Лабораторная работа № 8 «Генераторы
электрических колебаний»
|
1
|
|
|
19/5
|
Виртуальная лабораторная работа с
компьютерной программой « Начала электроники» .
|
1
|
|
|
20/6
|
Виртуальная лабораторная работа с
компьютерной программой « Начала электроники» .
|
1
|
|
|
21/7
|
Виртуальная лабораторная работа с
компьютерной программой « Начала электроники» .
|
1
|
|
|
22/8
|
Итоговое занятие.
|
1
|
|
|
Физические принципы радиосвязи. 6 ч.
|
23/1
|
Лабораторная работа № 9 «Изучение
амплитудной модуляции, детектирования и явления резонанса в цепях переменного
тока».
|
1
|
|
|
24/2
|
Лабораторная работа № 10 «Сборка
радиоприёмников различного принципа действия».
|
1
|
|
|
25/3
|
Решение экспериментальных задач
|
1
|
|
|
26/4
|
Решение экспериментальных задач.
|
1
|
|
|
27/5
|
Экскурсия на цифровую телефонную
станцию.
|
1
|
|
|
28/6
|
Итоговое занятие
|
1
|
|
|
Проектная деятельность учащихся. 6 ч.
|
29/1
|
Работа над проектом
|
1
|
|
|
30/2
|
Работа над проектом
|
1
|
|
|
31/3
|
Работа над проектом
|
1
|
|
|
32/4
|
Работа над проектом
|
1
|
|
|
33/5
|
Работа над проектом
|
1
|
|
|
34/6
|
Защита проекта.
|
1
|
|
|
Список литературы, рекомендованный для учителя:
1.
Борисов Основы
радиотехники. М., Просвещение 1991.
2.
А.Н. Богатырёв. Радиоэлектроника,
автоматика и элементы ЭВМ. М., Просвещение 1990.
3.
В.В. Полибин. Ремонт и
обслуживание радиотелевизионной аппаратуры. М. Высшая школа. 1991.
4.
М.С. Берсенев. Знай
телевизор. М. ДОСААФ 1985.
5.
Н.Н. Евграфова, В.Л.
Каган, Курс физики. М. Высшая школа. 1984.
6.
О.Ф. Кабардин Физика
Справочные материалы М. Просвещение 1991.
7.
В.А. Буров, А.И. Иванов,
В.И. Свиридов. Фронтальные экспериментальные задания по физике. М. Просвещение
1986.
8.
И.М. Низамов Задачи по
физике с техническим содержанием. М. Просвещение 1967.
9.
В.Н. Ланге.
Экспериментальные физические задачи на смекалку. М. Наука. 1979.
10.
А.Т. Глазунов, В.А.
Фабрикант. Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе
преподавания физики в средней школе. М. Просвещение. 1985.
11.
В.Н. Мощанский. Формирование
мировоззрения учащихся при изучении физики. М. Просвещение. 1989.
12.
Л.М. Фридман. И.Ю.
Кулагина. Психологический справочник учителя. М. Просвещение 1991.
13.
Компьютерная программа
«Начала электроники» КазГу им. Аль Фараби. г. Алматы 2000г.
14.
«Цифровая лабораторная
система типа SWR DISLab» руководство пользователю. Крп. Inter Holding. 2008г.
15.
Radio Teaching Apparatus Kit.
Operation Manual J2466. HANGZHOU,P.R. CHINA. 2008 г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.