Главная / Русский язык и литература / Прикладной курс "Трудные вопросы орфографии"

Прикладной курс "Трудные вопросы орфографии"

Пояснительная записка


Программа прикладного курса “Трудные вопросы орфографии ” рассчитана на учащихся 11-х классов. На курс отводится 68 часов (2 часа в неделю).

Программа предусматривает изучение традиционных и самых трудных разделов школьного курса по орфографии.

Отличительной особенностью данного курса является ее практическая направленность. Данный курс поможет учащимся восполнить пробелы по орфографии.

Прикладной курс разделён на отдельные темы, к каждой теме даются упражнения.

Задания курса подобраны на систематизацию и обобщение знаний учащихся, развитие умений и навыков в практическом письме.


Цель курса: совершенствовать орфографические навыки в письменной речи.


Задачи курса:

-выявить пробелы в знаниях учащихся и ликвидировать их путем практических занятий;

-повторить и систематизировать полученные ранее знания по орфографии;

-углубить знания учащихся по орфографии русского языка;

-развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников;

-повысить интерес учащихся к изучению русского языка;

- развивать навыки работы со справочной литературой.


Ожидаемый результат:

учащиеся должны уметь применять орфографические правила на практике,

грамотно создавать письменные высказывания на предложенную тему,

пользоваться справочной литературой.


Основная форма работы: лекционно-практическая, индивидуальная.



Основным методом отслеживания результатов обучения является зачётная система.




















Содержание курса по выбору

«Трудные вопросы орфографии»


Принципы русской орфографии. (1)


Правописание гласных в корнях (2)

Проверяемые безударные гласные.

Непроверяемые безударные гласные.


Чередующиеся гласные в корнях (2)

Чередующиеся гласные в корнях.

- раст- ращ- рос— лаг – лож- -кос – кас-.

- гор – гар- бер – бир— и др.

Чередующиеся гласные в корнях.

- скак – скоч- а(я) – им-.

-а(я) – ин - -зор – зар- -твор-твар- .

-плав- плов -мак – мок- равн – ровн-.


Гласные после шипящих и Ц (7)

Гласные после шипящих и Ц.

Буквы е (ё) - о после шипящих в корне.

Гласные после Ц.

Гласные е(ё) - о после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

Гласные е(ё) - о в суффиксах.

Гласные е(ё) - о в окончаниях.

Гласные после Ц в суффиксах и окончаниях.



Буквы э – е (1)


Правописание согласных в корне (3)

Правописание согласных в корне.

Двойные согласные в корне и на стыке корня с суффиксом и приставкой.

Непроизносимые согласные.



Употребление ь и ъ (1)


Правописание приставок (3)

Правописание приставок.

Безударные гласные в приставках.

Приставки пре- и при-.


Гласные и - ы после приставок. (1)


Правописание имён существительных (5)

Правописание окончаний и суффиксов существительных.

Падежные окончания существительных.

Окончания существительных после суффиксов.

Суффиксы существительных.

Существительные с н и нн.



Правописание окончаний и суффиксов прилагательных (4)

Правописание окончаний и суффиксов прилагательных.

Окончания прилагательных.

Суффиксы прилагательных.

Суффиксы прилагательных, образованных от имен существительных и прилагательных.


Правописание числительных. (1)


Правописание сложных слов. (1)



Сложные слова. (2)

Сложные существительные.

Сложные прилагательные.


Правописание местоимений. (1)



Правописание глаголов. (3)

Личные окончания глаголов.

Буква Ь в глагольных формах.

Суффиксы глаголов.



Правописание причастий (2)

Суффиксы причастий.

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.



Правописание наречий (7)

Правописание наречий

Гласные на конце наречий

Наречия, оканчивающиеся на шипящие

Отрицательные наречия

Дефисное написание наречий

Слитное написание наречий

Раздельное написание наречий и наречных сочетаний



Предлоги (3)

Правописание предлогов. Непроизводные и производные предлоги.

Слитное написание производных предлогов и предложных сочетаний

Раздельное написание предлогов


Союзы (1)

Слитное написание союзов. Раздельное написание союзов.


Частицы (4)

Правописание частиц.

Раздельное написание частиц.

Дефисное написание частиц.

Правописание не и ни.


Правописание не с разными частями речи (5).

Не с именами существительными и именами прилагательными.

Не с глаголами и деепричастиями.

Не с числительными и местоимениями.

Не с причастиями.

Не с наречиями.



Прописные буквы (2).

Употребление прописных букв. Собственные имена лиц и животных.Употребление прописных букв. Собственные имена лиц и животных.

Названия исторических событий, эпох и знаменательных дат. Названия организаций, учреждений, фирм. Астрономические наименования.































Тематический план

«Трудные вопросы орфографии»


Темы

Кол. часов

Форма проведения

Принципы русской орфографии

1

лекция


Проверяемые безударные гласные

1

Тренировочные упражнения

Непроверяемые безударные гласные

1

Комментированное письмо

Чередующиеся гласные в корнях

- раст- ращ- рос— лаг – лож- -кос – кас-

- гор – гар- бер – бир— и др.

1

Тренировочные упражнения

Чередующиеся гласные в корнях

- скак – скоч- а(я) – им-

-а(я) – ин - -зор – зар- -твор-твар-

плав- плов -мак – мок- равн – ровн-

1

Наблюдение над текстом

Гласные после шипящих и Ц

1

Тренировочные упражнения

Буквы е (ё) - о после шипящих в корне

1

Тренировочные упражнения

Гласные после Ц

1

Комментированное письмо

Гласные е(ё) - о после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи

1

Тренировочные упражнения

Гласные е(ё) - о в суффиксах

1

Тренировочные упражнения

Гласные е(ё) - о в окончаниях

1

Свободный диктант

Гласные после Ц в суффиксах и окончаниях

1

Тренировочные упражнения

Буквы э - е

1

Тренировочные упражнения

Правописание согласных в корне

1

Тренировочные упражнения

Двойные согласные в корне и на стыке корня с суффиксом и приставкой

1

Тренировочные упражнения

Непроизносимые согласные

1

Орфографический анализ текста

Употребление ь и ъ

1

Тренировочные упражнения

Правописание приставок

1

Предупредительный диктант

Безударные гласные в приставках

1

Тренировочные упражнения

Приставки пре- и при-

1

Комментированное письмо

Гласные и - ы после приставок

1

Тренировочные упражнения

Правописание окончаний и суффиксов существительных

1

Тренировочные упражнения

Падежные окончания существительных

1

Тренировочные упражнения

Окончания существительных после суффиксов

1

Тренировочные упражнения

Суффиксы существительных

1

Тренировочные упражнения

Существительные с н и нн

1

Тренировочные упражнения

Правописание окончаний и суффиксов прилагательных

1

Тренировочные упражнения

Окончания прилагательных

1

Тренировочные упражнения

Суффиксы прилагательных


1

Словарная работа

Суффиксы прилагательных, образованных от имен существительных и прилагательных

1

Тренировочные упражнения

Суффиксы прилагательных, образованных от глаголов

1

Комментированное письмо

Правописание числительных

1

Тренировочные упражнения

Сложные существительные

1

Тренировочные упражнения

Сложные прилагательные

1

Выборочный диктант

Правописание местоимений


1

Тренировочные упражнения

Правописание глаголов. Личные окончания глаголов.

1

Орфографический анализ предложений

Буква Ь в глагольных формах

1

Тренировочные упражнения

Суффиксы глаголов

1

Тренировочные упражнения

Правописание окончаний и суффиксов причастий

1

Тренировочные упражнения

Окончания причастий

1

Тренировочные упражнения

Суффиксы причастий.

1

Комментированное письмо

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

2

Тренировочные упражнения

Правописание наречий

1

Тренировочные упражнения

Гласные на конце наречий

1

Выборочный диктант

Наречия, оканчивающиеся на шипящие

1

Тренировочные упражнения

Отрицательные наречия

1

Тренировочные упражнения

Дефисное написание наречий

1



Слитное написание наречий

1

Тренировочные упражнения

Раздельное написание наречий и наречных сочетаний

1

Тренировочные упражнения

Правописание предлогов. Непроизводные и производные предлоги.

1

Тренировочные упражнения

Слитное написание производных предлогов и предложных сочетаний

1

Тренировочные упражнения

Раздельное написание предлогов

1

Тренировочные упражнения

Слитное написание союзов. Раздельное написание союзов

2

Тренировочные упражнения

Правописание частиц

1

Тренировочные упражнения

Раздельное написание частиц

1

Тренировочные упражнения

Дефисное написание частиц

1

Тренировочные упражнения

Правописание не и ни

1

Объяснительный диктант

Не с именами существительными и именами прилагательными

2

Орфографический анализ предложений.

Не с глаголами и деепричастиями.

1

Тренировочные упражнения

Не с числительными и местоимениями.

1

Свободный диктант

Не с причастиями

2

Комментированное письмо

Не с наречиями

1

Зрительный диктант

Употребление прописных букв. Собственные имена лиц и животных.

Названия исторических событий, эпох и знаменательных дат. Названия организаций, учреждений, фирм.

Астрономические наименования


1

Наблюдение над текстом

Зачётная работа


1

Контрольный тест













Литература.


1. Розенталь Д.Э.Русский язык: Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь.– М: Айрис-пресс, 1998.- 352с.

2.Селезнева Л.Б. Русское правописание. Задачи, алгоритмы, упражнения: Учеб.пособие. – М.: Высш. школа, 1997. – 207с.

3.Большой орфографический словарь русского языка.Сост.А.А.Медведева. – М, Центрполиграф, 2006.

4.Булыко А.Н., Артемьева Е.И. Орфографический словарь с правилами русского языка.-М, Мартин, 2009.

5.Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П.Справочник по русскому языку (правописание, произношение, литературное редактирование).-М, Айрис-пресс, 2007.

6.Лопатин В.В.Русская орфография : задачи корректировки//Новый мир, 2001, №5.

7.Рейнке И.Н., Шапкин В.И. О трудном в орфографии и пунктуации. Ленинград: Просвещение, 1971.

8.www.gramma.ru

9.www.grammatika.ru

Прикладной курс "Трудные вопросы орфографии"
  • Русский язык и литература
Описание:

  Программа  прикладного курса “Трудные  вопросы    орфографии ” рассчитана на учащихся 11-х классов. На курс отводится 68 часов  (2 часа в неделю).

  Программа предусматривает изучение традиционных и самых трудных разделов школьного курса  по орфографии.

  Отличительной особенностью данного курса  является ее практическая направленность.  Данный курс поможет учащимся восполнить пробелы по  орфографии.

   Прикладной курс разделён на отдельные темы, к каждой теме даются  упражнения.

 

  Задания  курса  подобраны  на  систематизацию и обобщение знаний учащихся, развитие  умений и навыков в  практическом  письме.

Автор Марняк Светлана Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 353
Номер материала 30204
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓