Главная / Начальные классы / Приёмы технологии критического мышления, используемые на уроках гуманитарного цикла в начальной школе.

Приёмы технологии критического мышления, используемые на уроках гуманитарного цикла в начальной школе.

hello_html_648175e3.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m6f2912bc.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifПриёмы технологии критического мышления, используемые на уроках гуманитарного цикла в начальной школе.

Цель выступления: Основная цель выступления - познакомить с разнообразием методов и приёмов работы то технологии критического мышления.


Собраться вместе - это начало,

оставаться вместе - это прогресс,

работать вместе - это успех.

Генри Форд

(Ге́нри Форд — американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, изобретатель, автор 161 патента США).

- Работать вместе – это девиз нашего общения!

Исполнение песни «Проснись и пой»

слова В. Лугового, музыка Г. Гладкова
из спектакля Проснись и пой

1 куплет Этот закон давно известен:

Неинтересен мир без песен,

Но, если даже дождь идет с утра,

Надо, чтоб люди точно знали:

Нет оснований для печали,

Завтра все будет лучше, чем вчера!

Припев:

Проснись и пой! Проснись и пой!

Попробуй в жизни хоть раз

Не выпускать улыбку из открытых глаз!

Пускай капризен успех,

Он выбирает из тех,

Кто может первым посмеяться над собой!

Пой засыпая, пой во сне, проснись и пой!

2 куплет Всё позабудь, что миновало!
Всё, что упало,— то пропало,
Всё, что ушло,
Обратно не вернёшь.
Только туда и нет обратно,
То, что сейчас невероятно
Завтра с утра опять произойдёт.

Припев:

3 куплет Часто от взрослых слышат дети,

Что измельчало все на свете:

Люди, дожди и всё, что ни возьмешь!

Видно, забыли, что вначале

Деды о том же им ворчали,

А между тем — все так же мир хорош!

- Если рассматривать это исполнение, на стадии рефлексии, то я предлагаю вам закончить предложение. В процессе групповой дискуссии предлагаете один вариант и аргументируете. Песня - Например: «Песня – лекарство от скуки», «Песня – жизненный полет», «Песня – верный спутник человека», «Песня – добрый приятель», «Песня – душа народа».
Групповая дискуссия в режиме технологии критического мышления важна не только с точки зрения решения содержательных, предметных задач, но и как сам процесс, где школьники отслеживают развитие собственных представлений, способностей к деловому и культурному взаимодействию. Вот мы и подошли к понятию «критическое мышление».

Диалог

- Что такое критическое мышление? Предлагаю конкретизировать ключевые слова.

Мышление — форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Мыслить - значит производить операции с использованием формальной логики.

Кри́тика - «искусство разбирать, суждение»

Критическое мышление система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам

Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и проверяются.

Работа с программой. Составление кластера по определению стр.76

-система суждений

-анализ вещей и событий

-обоснованные выводы

-обоснованная оценка

-интерпретация

-применение результатов

-мышление более высокого уровня

-«мышление о мышлении»

-использование когнитивных техник или стратегий (Дайана Халперн)

Сравнить эти определения

Критическое мышление

  • Самостоятельное (каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных).

  • Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления (чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору фактов, идей, теорий. Но каждый новый факт подвергается критическому осмыслению)

  • Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Необходимо заменить традиционное накопительное образование на образование проблемно-постановочное.

  • Критическое мышление стремится к убедительной аргументации (утверждение – доказательства – вывод).

Критически мыслящим человеком
невозможно манипулировать.

  • Критическое мышление есть мышление социальное (использование парной и групповой работы, дебаты, дискуссии). Выработка качеств, необходимых для продуктивного обмена

Цели учеников:

  • мыслить критически;

  • брать на себя ответственность за собственное обучение;

  • работать сообща.

Цели учителей:

  • мыслить критически;

  • устанавливать в классе отношения, подразумевающие и поощряющие открытое и ответственное взаимообогащение;

  • строить обучение на основе методов критического мышления;

  • активно использовать методики, стимулирующие критическое мышление учащихся и их самостоятельность;

  • стать размышляющими практиками;

  • делиться опытом с коллегами.

Процесс усвоения школьником информации должен пройти три этапа: вызов – осмысление – размышление.

Приёмы развития критического мышления

Название приёма

Описание приёма

Стадия использования

«Мозговой штурм»

Цель использования:
1) выяснение того, что знают дети по теме;
2) набрасывание идей, предположений по теме;
3) активизация имеющихся знаний.

Вызов

«ИНСЕРТ»

Чтение текста с пометками:
   + я это знал,
   - я этого не знал,
   ! это меня удивило
   ? хотел бы узнать подробнее.
     Составление таблицы, выписываются основные положения из текста

Осмысление

«Ролевая игра»

Цель: заинтересовать учащихся, удивить, эффект неожиданности, постановка проблем. Инсценировка

Вызов

«Свободное письмо»

Аргументированное письмо. В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. Это может быть эссе. Обоснование выбора того или иного афоризма, пословицы в качестве основной мысли

Рефлексия

«СИНКВЕЙН»

Пятистишие:

Тема

2 прилагательных, описывающих тему
3 глагола, характеризующих действие
Фраза из 4 слов, содержит основную мысль
Синоним к теме.
В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов, выразить типичные черты понятия.

Рефлексия

«Толстый и тонкий вопросы»

? – фактический ответ
? – обстоятельный ответ, развернутый.
Метод используется при организации взаимоопроса, опроса на уроке, парной и групповой работы.

Осмысление и рефлексия

Прогнозирование с помощью открытых вопросов

Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? Опишите дальнейшие события и т.д.

Таксономия (учение о принципах и практике классификации и систематизации) вопросов:

Простые (фактические)
Уточняющие (Ты так считаешь? То есть ты сказал..? )
Объясняющие («Почему?»)
Творческие (В вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза)
Оценочные (Выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем что-то отличается от того-то?»)
Практические (Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как поступили бы на месте героя?», «где в обычной жизни…?»)
Вопросы можно оформить в виде ромашки. Использовать и при проведении опроса, при работе в группах.

Осмысление

«Кластер»- гроздь винограда

Карта мышления.
1. Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в видегрозди (тема и подтемы):

2.
     1 этап – мозговой штурм (идеи)
     2 этап – систематизация, оформление в кластер
     3 этап – нахождение взаимосвязей между ветвями.
3. Составление ассоциаций по теме в виде кластера

Осмысление и рефлексия

Перепутанные логические цепи

Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку

Осмысление
Рефлексия

«Зигзаг»

1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп .
2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы.
3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал – взаимообучение.

Осмысление

«Двухчастный дневник»

Дневник состоит из двух частей: цитаты и мысли, чувства, ассоциации. При чтении нового текста обращается внимание на цитаты, которые заставили задуматься, вызвали какие-либо чувства, эмоции. Делаются записи в дневнике

Осмысление

«ЗХУ»

Заполнение таблицы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

На первом этапе учащиеся восстанавливают собственные знания по теме урока, записываю интересующие их вопросы в таблицу. На протяжении изучения темы заполняется третья колонка /ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме/

Осмысление

«Продвинутая лекция»

На первой стадии урока активизируются знания учащихся по теме, обсуждаются в парах, группах. Группируются понятия. Составляется конспект.
На второй стадии – активное слушание.
1 ученик отмечает подтвердившуюся информацию
2 ученик выписывает новую информацию
Обмен мнениями по проблемным вопросам.
Свободное письмо

Осмысление

Взаимоопрос

Чтение текста в парах по одной части.
Роли ученика и учителя меняются.
Учащиеся ставят толстые и тонкие вопросы по прочитанному друг другу.
Вопросы записываются.
Лучшие вопросы задаются классу

Осмысление

«Карусель»

Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.

Осмысление

Стратегия «Галерея»

После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ.

Рефлексия

«Кубик»

Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани.

Осмысление
Рефлексия

Перекрестная дискуссия

По прочитанному тексту дается бинарный (двоичный) вопрос. Учащиеся работают в парах, выписывают аргументы в пользу каждой версии. Делятся на группы с противоположным мнением. Высказываются разные точки зрения, доказываются. Аргументы одной группы – контраргументы другой. Группы сидят в разных углах комнаты. Учащиеся могут менять свою точку зрения и переходить из группы в группу в течение дискуссии.

Осмысление

«Последнее слово за мной»

На последней стадии спора учащимся предлагается записать из текста цитату, доказывающую его мнение, прокомментировать его. Прочитать цитату вслух, оппонент комментирует ее, а последний ученик читает свое объяснение. На этом спор заканчивается.

Рефлексия

Практическая работа

1.Примеры приёма «Синквейн»


Человек Солдат

Разумный, добрый. Смелый, выносливый.

Помогает, любит, учится. Защищает, охраняет, служит.

Он умеет любить и сострадать. Он бережёт родную Землю.

Личность. Воин.


Учитель Берёза

Умный, справедливый. Белоствольная, кудрявая.

Рассказывает, объясняет, учит. Растёт, помогает, вдохновляет.

Заботится о будущем страны. Является символом русской земли.

Преподаватель. Дерево.

    

2.Диаманта «А.Чехов «Ванька».

ДИАМАНТА – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.

строчка 1: Тема (существительное)

строчка 2: Определение (2 прилагательных)

строчка 3: Действие (3 причастия)

строчка 4: Ассоциации (4 существительных)

строчка 5: Действие (3 причастия)

строчка 6: Определение (2 прилагательных)

строчка 7: Тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)

ВАНЬКА

несчастье

грязный, голодный,

измученный, загнанный, уставший

горе, неудача, нужда, безысходность

ожидающий, мечтающий, надеющийся

сытый, удовлетворённый

счастье


3.Примеры приёма «Сбор ассоциаций»



Всадник Илья Муромец Древняя Русь


Богатырь

Меч

Кольчуга

Палица


Картина

Сила

Мужество Поединок


Приём используется при изучении тем, связанных с раскрытием лексического значения слова, при работе с текстом и словарём.

Примеры:

Зима (снег, холод, мороз, Новый год, коньки, снеговик, метель, иней и т.д.)

Библиотека (книга, тишина, писатель, каталог, формуляр, газеты и т.д.)

Заповедник (редкие растения и животные, Красная книга, лес, природа и т.д.)

Праздник (подарки, смех, веселье, игры, танцы, шары, выходной и т.д.)


Рефлексия

Закончить своё выступление хочу словами об успехе.

Для настоящего успеха задайте себе следующие четыре вопроса:

Зачем? Почему нет? Почему не я? Почему не сейчас?
Джеймс Аллен.

(Британский писатель, известный своими мотивирующими книгами и поэзией. Книги Аллена иллюстрируют использование силы мысли для изменения человеческих возможностей. При своей жизни он не достиг ни славы ни богатства, однако и сейчас его работы продолжают оказывать влияние на людей всего мира).

Видеоролик

Приёмы технологии критического мышления, используемые на уроках гуманитарного цикла в начальной школе.
  • Начальные классы
Описание:

 

Приёмы технологии критического мышления, используемые на уроках гуманитарного цикла в начальной школе.

 

Цель выступления: Основная цель выступления - познакомить с разнообразием методов и приёмов работы то технологии критического мышления.

 

 

 

Собраться вместе - это начало,

 

оставаться вместе - это прогресс,

 

 работать вместе - это успех.

 

 Генри Форд

 

(Ге́нри Форд — американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, изобретатель, автор 161 патента США).

 

- Работать вместе – это девиз нашего общения!

 

 Исполнение песни «Проснись и пой»

 

слова В. Лугового, музыка Г. Гладкова
из спектакля Проснись и пой

 

1 куплет Этот закон давно известен:

 

Неинтересен мир без песен,

 

Но, если даже дождь идет с утра,

 

Надо, чтоб люди точно знали:

 

Нет оснований для печали,

 

Завтра все будет лучше, чем вчера!

 

Припев:

 

  Проснись и пой! Проснись и пой!

 

  Попробуй в жизни хоть раз

 

  Не выпускать улыбку из открытых глаз!

 

  Пускай капризен успех,

 

  Он выбирает из тех,

 

  Кто может первым посмеяться над собой!

 

  Пой засыпая, пой во сне, проснись и пой!

 

2 куплет Всё позабудь, что миновало!
Всё, что упало,— то пропало,
Всё, что ушло,
Обратно не вернёшь.
Только туда и нет обратно,
То, что сейчас невероятно
Завтра с утра опять произойдёт.

 

Припев:

 

3 куплет Часто от взрослых слышат дети,

 

Что измельчало все на свете:

 

Люди, дожди и всё, что ни возьмешь!

 

Видно, забыли, что вначале

 

Деды о том же им ворчали,

 

А между тем — все так же мир хорош!

 

 

-  Если рассматривать это исполнение, на стадии рефлексии,  то я предлагаю вам закончить предложение. В процессе групповой дискуссии предлагаете  один  вариант     и  аргументируете. Песня -    Например:   «Песня – лекарство от скуки», «Песня – жизненный полет», «Песня – верный спутник человека», «Песня – добрый приятель», «Песня – душа народа».


Групповая дискуссия в режиме технологии критического мышления важна не только с точки зрения решения содержательных, предметных задач, но и как сам процесс, где школьники отслеживают развитие собственных представлений, способностей к деловому и культурному взаимодействию. Вот мы и подошли к понятию «критическое мышление».

 

Диалог

 

- Что такое критическое мышление? Предлагаю конкретизировать ключевые слова. 

 

Мышление — форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Мыслить - значит производить операции с использованием формальной логики.

 

Кри́тика - «искусство разбирать, суждение»

 

Критическое мышление система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам

 

Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и проверяются.

 

 

Работа с программой. Составление кластера по определению стр.76

 

-система суждений

 

-анализ вещей и событий

 

-обоснованные выводы

 

-обоснованная оценка

 

-интерпретация

 

-применение результатов

 

-мышление более высокого уровня

 

-«мышление о мышлении»

 

-использование когнитивных техник или стратегий (Дайана Халперн)

 

Сравнить эти определения

 

Критическое мышление

 

  • Самостоятельное (каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных).
  • Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления (чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору фактов, идей, теорий. Но каждый новый факт подвергается критическому осмыслению)
  • Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Необходимо заменить традиционное накопительное образование на образование проблемно-постановочное.
  • Критическое мышление стремится к убедительной аргументации (утверждение – доказательства – вывод).

 

Критически мыслящим человеком
невозможно манипулировать.

 

  • Критическое мышление есть мышление социальное (использование парной и групповой работы, дебаты, дискуссии). Выработка качеств, необходимых для продуктивного обмена

 

Цели учеников:

 

  • мыслить критически;
  • брать на себя ответственность за собственное обучение;
  • работать сообща.

 

Цели учителей:

 

  • мыслить критически;
  • устанавливать в классе отношения, подразумевающие и поощряющие открытое и ответственное взаимообогащение;
  • строить обучение на основе методов критического мышления;
  • активно использовать методики, стимулирующие критическое мышление учащихся и их самостоятельность;
  • стать размышляющими практиками;
  • делиться опытом с коллегами.

 

Процесс усвоения школьником информации должен пройти три этапа: вызов – осмысление – размышление.

 

Приёмы развития критического мышления

 

Название приёма

Описание приёма

Стадия использования

«Мозговой штурм»

Цель использования:
1) выяснение того, что знают дети по теме;
2) набрасывание идей, предположений по теме;
3) активизация имеющихся знаний.

Вызов

«ИНСЕРТ»

Чтение текста с пометками:
   + я это знал,
   - я этого не знал,
   ! это меня удивило
   ? хотел бы узнать подробнее.
     Составление таблицы, выписываются основные положения из текста

Осмысление

«Ролевая игра»

Цель: заинтересовать учащихся, удивить, эффект неожиданности, постановка проблем. Инсценировка

Вызов

«Свободное письмо»

Аргументированное письмо. В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. Это может быть эссе. Обоснование выбора того или иного афоризма, пословицы в качестве основной мысли

Рефлексия

«СИНКВЕЙН»

Пятистишие:

Тема

2 прилагательных, описывающих тему
3 глагола, характеризующих действие
Фраза из 4 слов, содержит основную мысль
Синоним к теме.
В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов, выразить типичные черты понятия.

Рефлексия

«Толстый и тонкий вопросы»

? – фактический ответ
? – обстоятельный ответ, развернутый.
Метод используется при организации взаимоопроса, опроса на уроке, парной и групповой работы.

Осмысление и рефлексия

Прогнозирование с помощью открытых вопросов

Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? Опишите дальнейшие события и т.д.

Таксономия (учение о принципах и практике классификации и систематизации) вопросов:

Простые (фактические)
Уточняющие (Ты так считаешь? То есть ты сказал..? )
Объясняющие («Почему?»)
Творческие (В вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза)
Оценочные (Выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем что-то отличается от того-то?»)
Практические (Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как поступили бы на месте героя?», «где в обычной жизни…?»)
Вопросы можно оформить в виде ромашки. Использовать и при проведении опроса, при работе в группах.

Осмысление

«Кластер»- гроздь винограда

Карта мышления.
1. Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в видегрозди (тема и подтемы):

2.
     1 этап – мозговой штурм (идеи)
     2 этап – систематизация, оформление в кластер
     3 этап – нахождение взаимосвязей между ветвями.
3. Составление ассоциаций по теме в виде кластера

Осмысление и рефлексия

Перепутанные логические цепи

Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку

Осмысление
Рефлексия

«Зигзаг»

1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп .
2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы.
3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал – взаимообучение.

Осмысление

«Двухчастный дневник»

Дневник состоит из двух частей: цитаты и мысли, чувства, ассоциации. При чтении нового текста обращается внимание на цитаты, которые заставили задуматься, вызвали какие-либо чувства, эмоции. Делаются записи в дневнике

Осмысление

«ЗХУ»

Заполнение таблицы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

На первом этапе учащиеся восстанавливают собственные знания по теме урока, записываю интересующие их вопросы в таблицу. На протяжении изучения темы заполняется третья колонка /ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме/

Осмысление

«Продвинутая лекция»

На первой стадии урока активизируются знания учащихся по теме, обсуждаются в парах, группах. Группируются понятия. Составляется конспект.
На второй стадии – активное слушание.
1 ученик отмечает подтвердившуюся информацию
2 ученик выписывает новую информацию
Обмен мнениями по проблемным вопросам.
Свободное письмо

Осмысление

Взаимоопрос

Чтение текста в парах по одной части.
Роли ученика и учителя меняются.
Учащиеся ставят толстые и тонкие вопросы по прочитанному друг другу.
Вопросы записываются.
Лучшие вопросы задаются классу

Осмысление

«Карусель»

Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.

Осмысление

Стратегия «Галерея»

После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ.

Рефлексия

«Кубик»

Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани.

Осмысление
Рефлексия

Перекрестная дискуссия

По прочитанному тексту дается бинарный (двоичный) вопрос. Учащиеся работают в парах, выписывают аргументы в пользу каждой версии. Делятся на группы с противоположным мнением. Высказываются разные точки зрения, доказываются. Аргументы одной группы – контраргументы другой. Группы сидят в разных углах комнаты. Учащиеся могут менять свою точку зрения и переходить из группы в группу в течение дискуссии.

Осмысление

«Последнее слово за мной»

На последней стадии спора учащимся предлагается записать из текста цитату, доказывающую его мнение, прокомментировать его. Прочитать цитату вслух, оппонент комментирует ее, а последний ученик читает свое объяснение. На этом спор заканчивается.

Рефлексия

 

 

Практическая работа

 

  

 

1.Примеры приёма «Синквейн»

 

 

 

Человек                                                   Солдат

 

Разумный, добрый.                                Смелый, выносливый. 

 

Помогает, любит, учится.                      Защищает, охраняет, служит.

 

Он умеет любить и сострадать.             Он бережёт родную Землю.

 

Личность.                                                 Воин.

 

 

 

Учитель                                                         Берёза

 

Умный, справедливый.                                  Белоствольная, кудрявая.

 

Рассказывает, объясняет, учит.                     Растёт, помогает, вдохновляет.

 

Заботится о будущем     страны.                    Является символом русской земли.

 

Преподаватель.                                               Дерево.

 

    

 

 2.Диаманта  «А.Чехов «Ванька».

 

ДИАМАНТА – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.

 

строчка 1: Тема (существительное)

 

строчка 2: Определение (2 прилагательных)

 

строчка 3: Действие (3 причастия)

 

строчка 4: Ассоциации (4 существительных)

 

строчка 5: Действие (3 причастия)

 

строчка 6: Определение (2 прилагательных)

 

строчка 7: Тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)

 

 

 

ВАНЬКА

 

несчастье

 

грязный, голодный,

 

измученный, загнанный, уставший

 

горе, неудача, нужда, безысходность

 

ожидающий, мечтающий, надеющийся

 

сытый, удовлетворённый

 

счастье

 

 

 

3.Примеры приёма «Сбор ассоциаций»

 

 

 

 

 

                    Всадник                    Илья Муромец                          Древняя Русь

 

 


 

 

 

 

 

 

         Богатырь

 

              Меч      

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                              Кольчуга

 

         Палица

 

 


                                                                                                         Картина

 

                       Сила

 

                                         Мужество            Поединок

 

 

 

Приём используется при изучении тем, связанных с раскрытием лексического значения слова, при работе с текстом и словарём.

 

Примеры:

 

Зима (снег, холод, мороз, Новый год, коньки, снеговик, метель, иней и т.д.)

 

Библиотека (книга, тишина, писатель, каталог, формуляр, газеты  и т.д.)

 

Заповедник (редкие растения и животные, Красная книга, лес, природа и т.д.)

 

Праздник (подарки, смех, веселье, игры, танцы, шары, выходной и т.д.)

 

 

 

Рефлексия

 

Закончить своё выступление хочу словами об успехе.

 

Для настоящего успеха задайте себе следующие четыре вопроса:

 

 Зачем? Почему нет? Почему не я? Почему не сейчас?
                                                                                               Джеймс Аллен.

 

(Британский писатель, известный своими мотивирующими книгами и поэзией. Книги Аллена иллюстрируют использование силы мысли для изменения человеческих возможностей. При своей жизни он не достиг ни славы ни богатства, однако и сейчас его работы продолжают оказывать влияние на людей всего мира).

 

Видеоролик

Автор Басова Елена Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 795
Номер материала 35055
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓