Главная / Русский язык и литература / Приёмы развития критического мышления на уроке литературы и во внеурочной деятельности " Я и книга"

Приёмы развития критического мышления на уроке литературы и во внеурочной деятельности " Я и книга"


Приёмы развития критического мышления
на уроке литературы.

В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Каждый учитель ищет наиболее эффективные методы и технологии обучения, которые бы давали стабильный результат в освоении предмета, стимулировали учащихся к познавательной и творческой активности. Я стараюсь применять на уроках приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Методика развития критического мышления включает три этапа или три стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия». Каждый этап имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретённых знаний.

Приведу примеры приёмов развития критического мышления на внеурочной деятельности «Я и книга» по литературы в 5 классе при изучении произведений о животных на примере произведения В. М. Гаршина "Лягушка-путешественница".

1 этап - вызов.

На этапе вызова учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), высказывают свою точку зрения по поводу изучаемой темы. Все их высказывания (правильные и неправильные) фиксируются. Обмен мнениями способствует возникновению вопросов у учащихся, которые будут мотивировать их на поиск ответов и изучение нового материала.

1. Приём "Ассоциации".

Прочитайте название сказки. Поразмышляйте, бывают ли лягушки путешественниками? Как это может быть? Какие ассоциации у вас возникли, прочитав название произведения?

2. Приём "Корзина идей".

1 вариант. Напишите, что  вы знаете об утках.

2  вариант. Напишите, что знаете о лягушках.

Каждый ученик вспоминает и записывает на листочках все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты). На доске прикрепляется значок корзины. Ученики называют сведения по данной теме, которые условно собираются в “корзине идей”, даже если они ошибочны. Ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

3.Приём "Верите ли вы..."

Учитель предлагает детям на карточках вопросы. Если учащиеся согласны с высказыванием, то рядом напишите слово "да", если не согласны,  то пишут слово "нет".

1. Верите ли вы, что утки не стали есть лягушку, потому что она была слишком велика?

2. Верите ли вы, что лягушка отправилась в путешествие с  утками на юг?

3. Верите ли вы, что лягушка прицепилась к прутику лапками, а утки подхватили прутик с лягушкой и полетели?

4.Верите ли вы, что лягушка долетела с утками до юга?

5. Верите ли вы, что лягушка отцепилась от  прутика, потому что устала держаться за него?

6. Верите ли вы, что лягушка упала с высоты и осталась жива?

7. Верите ли вы, что лягушка любила хвастаться?

4. Приём «Верные и неверные утверждения».

Учитель предлагает детям ряд утверждений по теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. Если учащиеся согласны с утверждением, ставят знак "+", если вы не согласны с утверждением, то ставят знак " - ".

1.История с лягушкой произошла осенью.

2. Лягушка пришла в восторг, когда утки рассказали ей про юг.

3. Утки сами придумали, как им взять с собой лягушку на юг.

4. Лягушка сама придумала путешествовать на прутике  с утками.

5. Лягушка отправилась в путешествие на спине  одной из уток.

6.Оторвавшись от прутика, лягушка бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни.

На этапе рефлексии возвращаемся к этим приёмам, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

2 этап - осмысление.

На этапе осмысления учащиеся работают с новой информацией. Дети читают (слушают) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.


 1. Приём "Тонкие и толстые вопросы".

Работа проводится обычно в группах. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ, основанный на фактах. Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы, требующие обстоятельного, развёрнутого ответа

Тонкие ?

Толстые ?


Кто...? Что...?

Когда...? Может...?

Будет...? Могли...?

Как звать...?

Было ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Объясните: почему...?

Почему вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите: что будет, если...?

Что, если...?

Примеры «Тонких и толстых вопросов» при работе над сказкой В. М. Гаршина "Лягушка-путешественница".

Тонкие вопросы

Толстые вопросы.

1.Где сидела лягушка?

Почему лягушка решила отправиться в дальние края?

2. С кем путешествовала лягушка?

Как чувствовала себя лягушка во время путешествия?

3.Куда отправилась лягушка-путешественница с утками?

Почему  лягушка просила лететь уток пониже?

4. Чем лягушка прицепилась к прутику?

Почему не состоялось путешествие лягушки?

5. Куда упала путешественница?

 Могло ли путешествие лягушки закончиться удачно?


2. Приём "Ромашка Блума" или "Ромашка вопросов"

Класс можно разделить на шесть групп. Вопросы к тексту записываются на лепестках ромашки. Выделяется шесть типов вопросов:

1 лепесток - простые вопросы. Отвечая на них, нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию.

2 лепесток  - объясняющие вопросы. Обычно объясняющие вопросы начинаются со слов: «Почему».

3 лепесток - уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов « Верно ли, что…», «Если я правильно понял, то ...». .

4 лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»

5 лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Чтобы бы изменилось, если бы…», « Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»

Вот какие вопросы были предложены детьми в разных группах при изучении произведения В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница»

Простые вопросы. Где жила лягушка?

Объясняющие вопросы. Почему утки согласились взять с собой лягушку?

Уточняющие вопросы. Верно ли, что лягушка была очень хвастливой?

Оценочные вопросы. Что можете сказать о чувствах лягушки во время полёта?

Практические вопросы. Как бы вы поступили на месте лягушки?

Творческие вопросы. Что было, если бы лягушка не была хвастливой?

Обычно детям нравится формулировать вопросы к тексту, работая в группах.

3. Приём "Концептуальная таблица".

С какой басней можно сравнить  произведение В. М. Гаршина? Придумайте линию  сравнения и заполните таблицу, работая в парах.

Например.

Линия сравнения

Произведение В. М. Гаршина

Произведение И. А. Крылова

Название

"Лягушка- путешественница"

"Ворона и Лисица"

Жанр

Литературная сказка

Басня

Каким языком написано произведение?

Прозаическим

Поэтическим

Главные герои

Лягушка, утки

Ворона, лисица

Можно ли прочитать по ролям?

Да

Да

Почему пострадали главные героини?

Лягушка пострадала, из- за любви к похвалам,  из-за своего хвастовства.

Ворона пострадала из-за любви к похвалам.

 

3 этап - рефлексия.

На этапе рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. В процессе этой работы происходит отбор учащимися наиболее значимой информации.

 1. Приём "Синквейн"

 Синквейн – это стихотворная форма, состоящая из 5 строк, характеризующая предмет (тему), которая пишется по определённому правилу.

Правила написания синквейна:

1 строка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно имя существительное;

2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна;

4 строка – фраза из четырёх  слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту

5 строка – одно ключевое слово, синоним к 1строке.

Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать цитату, крылатое выражение, пословицу. Ученики любят эти стихи, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. Приём «Синквейн» обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формировать идею (ключевую фразу),  позволяет почувствовать себя творцом,  так как получается у всех.

Пример синквейна:

1. Лягушка

2. Любопытная, сообразительная.

3. Изобретает, путешествует, хвастается

4. Изобретает необыкновенный способ путешествия

5. Путешественница.


2. Приём "Шесть шляп".

На фазе рефлексии можно использовать «Приём шести шляп». Шляпы шести цветов, у каждой шляпы своё название и свой вопрос. Сначала дети знакомятся со значением каждого цвета шляпы. Затем выбирают любую шляпу и готовят сообщения.

1. Белая шляпа - факты. Соберите все факты, опираясь на текст, из жизни лягушки.

2. Красная шляпа - эмоции. Какие чувства вызывает у вас история  с лягушкой?

3. Жёлтая шляпа - оптимизм. Что положительного вы взяли для себя, читая произведение В. М. Гаршина?

4. Чёрная шляпа - критика. Найдите, всё плохое в поступках лягушки. Какие трагические события  могли произойти с лягушкой?

5.Зелёная шляпа- шляпа творчества.  Придумайте своё окончание истории. Дайте свои советы героям произведения.

6. Синяя шляпа - жизненный урок. Чему тебя научило это произведение?

Технология развития критического мышления через чтение и письмо – получает всё большее распространение, за ней – возможность воспитания самостоятельной, творческой личности. Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, формирует навык работы с текстом.




Приёмы развития критического мышления на уроке литературы и во внеурочной деятельности " Я и книга"
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная технология позволяет вовлечь в работу учащихся, стимулирует познавательную деятельность.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Каждый учитель ищет наиболее эффективные методы и технологии обучения, которые бы давали стабильный результат в освоении предмета, стимулировали учащихся к познавательной и творческой активности. Я  стараюсь применять на уроках  приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

 

Автор Кириллова Светлана Владимировна
Дата добавления 01.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 470
Номер материала 59036
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓